Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа



Скачать 416.3 Kb.
страница1/4
Дата17.05.2015
Размер416.3 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4



Департамент по образованию администрации Волгограда

МОУ лицей №8 «Олимпия»




Рассмотрена

Одобрена


Утверждаю

на заседании

на заседании

Директор

кафедры

научно-методического

лицея №8 «Олимпия»



совета лицея №8 «Олимпия»




(протокол № _____________
от «__» ___________20____г.)

(протокол № _____________
от «__» ___________20­­____г.)

Кузнецов Н.В.__________









Заведующий кафедрой_________________


Председатель

НМС_______________________


«__» ___________20___г.



Рабочая программа

курса (курса по выбору)

«Основы театрального мастерства»
(дополнительные образовательные услуги)
на 2011-2012 учебный год

Составитель:

Вологина Ирина Яковлевна,

педагог дополнительного образования


Волгоград - 2011

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа является авторской и разработана в Лицее № 8 «Олимпия». В основу данной программы обучения учащихся 5 класса общеобразовательной школы (10-11 лет) театральной деятельности положена программа, рекомендованная Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ «Космос театра» Т.Г. Пени от 1995 г. (Любовь моя, театр: Программно-методические материалы. Приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи». Библиотечка для педагогов, родителей, и детей. № 7. – М.: Изд-во ГОУ ЦРСДОД 2004. Аудиоподдержка).

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий: Агаповой И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. М., 2006.; Вечкановой И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб, 2006.; Генераловой И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. М., 2004; Губановой Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007; Танниковой Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). М., 2008.; Театр 1 - 11 классы. / под ред. А.П. Ершовой и «Космос Театра» Т.Г. Пени. М., 1993 и т.д.

а также дополнительных пособий:

для учителя: Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008; Белинской Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006; Гуркова А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д., 2005; Ершовой А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992; Колчеева Ю.В., Колчеевой Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000 и т.д.

для учащихся: Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988; Генераловой И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М., 2004; Зепаловой Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982; Никитиной А.Б. «Дети - театр - образование». М., 2008; Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007 и т.д.

Программа «Основы театрального мастерства» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению- досуговой, общекультурной; по форме организации- групповой, студийной, кружковой; по времени реализации –краткосрочной.

Программа «Основы театрального мастерства» предназначена для школьников 5 класса возрастом 10-11 лет, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обес­печение дополнительной теоретической подготовки по эстетике.

Специфическая цель курса «Основы театрального мастерства» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Программа «Основы театрального мастерства» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

При разработке тематики уроков «Основы театрального мастерства» учитывались те возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как «Изобразительное искусство и художественный труд», 'Музыка», «Естествознание», «Развитие речи», «Театр» и другие, причем чтобы содержание уроков не дублировало друг друга.

Игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Основы театрального мастерства».

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Новизна программы состоит в том, что впервые большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача курса «Основы театрального мастерства» – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. В рабочей программе конкретизировано направление тренинга, который способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освое­ние опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:


  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таколм подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

  5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

Адресованное детям профессиональное искусство с присущими ему общекультурными ценностями. В этом направлении эстетического воспитания решается проблема формирования и развития зрительской культуры школьников.

Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее, который имеет своеобразные этапы художественно-педагогического развития детей.

Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и ярко раскрывает природу личности ребенка-творца.

Основная задача данной программы заключается в гармоничной дозировке в учебно-репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества.

Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. В постоянно ведущихся спорах, кем он должен быть, педагогом или режиссером, на мой взгляд, нет антитезы. Всякая односторонность, будь то непомерное увлечение постановочными находками в ущерб ведению нормальной учебно-воспитательной работы, или, наоборот, игнорирование собственно творческих задач коллектива, когда в общих разговорах и похожих одна на другую репетициях гаснет искра творчества, неминуемо приведет к эстетическим и нравственным противоречиям.

Педагог-режиссер — личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми, он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

Театральная педагогика, целью которой является формирование навыков выразительного поведения, используется в профессиональной подготовке и переподготовке учителей. Такая подготовка позволяет существенно изменить обычный школьный урок, трансформировать его учебно-воспитательные цели, и обеспечить активную познавательную позицию каждого ученика.

Говоря о системе дополнительного образования, необходимо отметить, что кроме научности столь же важным принципом педагогики является художественность образовательного процесса.

Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично.

В программе выделено два типа задач:

Первый тип – воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ученика средствами детского театра.

Второй тип – образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Основы театрального мастерства» - проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Изучение данного курса ­­­ актуально в связи с тем, что воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практиче­ской значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

В основе формирования способности к театральному анализу лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется прежде всего их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является театральное мастерство. В программе «Основы театрального мастерства» предлагаются следующие формы работы:


  • практические занятия;

  • индивидуальные занятия;

  • общественные мероприятия;

  • концерты;

  • групповые занятия.

Данная схема позволяет каждый из элементов рассматривать через призму многосторонних функци­ональных связей. Кроме того, эта схема служит моделью форма­лизации художественной деятельности, поэтому вполне закономерно взять эту схему за основу при изучении теории в рам­ках данной программы.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в лицее, программа курса рассчитана на 102 часа. Периодичность занятий 2 раза в неделю (с делением на подгруппы).

«Основы театрального мастерства» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,

2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,

3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,

4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Цели программы «Основы театрального мастерства»:

1. Привить ребенку необходимые актерские навыки.

2. Умение чувствовать и проживать заданный образ.

3. Способность согласовывать технику актерской игры с психологией проживания.

Задачи программы



  1. Развить художественно-эстетическое развитие учащегося.

  2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра.

  3. Раскрыть творческие возможности.

  4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные , кинестетические.

  5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;

  6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга;

  7. Проявить талант через самовыражение.

  8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.

Обучающие задачи:

  • сформировать навыки творческой деятельности;

  • сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;

  • сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;

  • работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.

Воспитательные задачи программы «Основы театрального мастерства»:

  • способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;

  • развивать способность активного восприятия искусства.

Развивающие задачи:

  • создать условия реализации творческих способностей;

  • развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

  • выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

  • сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.

В основе программы «Основы театрального мастерства» лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.

Социальное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом осуществляется в практической части.

Структура программы «Основы театрального мастерства» состоит из трёх образовательных блоков: (теория, практика, проект).

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, уме­ния осуществлять через упражнения, которые развивают актерские способности, что дает:


  • развитие зрительной памяти,

  • логического мышления,

  • чувства партнерства,

  • координацию в пространстве,

  • выразительность внутренней и внешней пластики и конечно же эмоций.

Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая.

Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а так же рефлексия.

Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с программой курса.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформирован­ных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на ос­нове личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это пред­полагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики де­ловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до полу­чения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоя­тельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в пла­не это является основой для целеполагания

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформирован­ных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о театре будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познава­тельной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предпо­лагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (дело­вых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.).

В результате работы учащихся по программе ­­­­ «Основы театрального мастерства» ожидаются следующие результаты:

- воспитание ответственности на основе осознания роли человека в современном мире;

- умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;

- приобретение учащимися прочных знаний, подкрепленных практическими навыками и умениями;

- закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;

- развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие чувств прекрасного.

Живая и увлекательная форма занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве. Младшим школьникам, знакомым с курсом «Синтез искусств», учебниками «По дороге к Азбуке», «Ты – словечко, я словечко…», «Детская риторика в рассказах и рисунках», особенно интересно будет заниматься «Театром» в школе.

Рабочая программа предусматривает разные варианты информационно - методического обеспечения процесса обучения.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», интернет сайты: www solnet. ru; www festival. ru; www kulichiki. ru; http://www.tuz-volgograd.ru; volgogradinform.ru›kultura/2252.html; http://www.molod-theatre.ru/.

Программа «Основы театрального мастерства» адресована педагогам начальной школы, организаторам досуговых мероприятий и всем любителям театра.



  1   2   3   4

Похожие:

Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconЗыгина Ирина Владимировна пояснительная записка. Настоящая программа
Тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определённого уровня
Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconМинаева Виктория Викторовна, учитель географии и экономики высшей квалификационной категории пояснительная записка Настоящая рабочая программа
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconЗиминская Ирина Юрьевна, первая квалификационная категория 2014 2015 уч г. 9 класс пояснительная записка рабочая программа

Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconЗиминская Ирина Юрьевна, первая квалификационная категория 2014 2015 уч г. 8 Класс пояснительная записка рабочая программа

Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconПояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса

Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconПояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса

Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconРабочая программа "Школа здоровья" Срок реализации: 2011-2015 учебный год Барнаул 2011 Пояснительная записка Понятие

Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconМакшаева Ирина Ивановна первая квалификационная категория Москва 2014 г пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 8-9-ых классов составлена на основе следующих документов
Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconБруцкая Ирина Михайловна, методист Возраст обучающихся: 6-11 классы Срок реализации программы: 1 год Великий Новгород 2011 год
Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся...
Вологина Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования Волгоград 2011 пояснительная записка Настоящая рабочая программа iconРеферат Составитель: А. А. Мантрова, педагог дополнительного образования зато звёздный 2011
Народные демонологические рассказы — это суеверные повествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии. Быличка —...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com