Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы)



страница1/3
Дата19.05.2015
Размер0,65 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3

Программа курса «Музыка»

(для четырехлетней начальной школы)

Авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва

I. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования ГОУ ЦО № 14.

I.1. Цели и задачи курса «Музыка» для начальной школы.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:



  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Основными целями курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

− формирование у учащихся основ умения учиться;

- формировать умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;

− развитие их мышления, качеств личности, интереса к изменяющемуся миру музыки;

− создание для каждого ребенка возможности достаточного уровня подготовки.

Соответственно, задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для курса «Музыка» качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование языка и понятийного аппарата как средства описания и исследования музыкальных произведений;

6) реализация возможностей курса «Музыка» в формировании эстетического мировоззрения с учетом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой знаний, умений и навыков эмоционального, оценочного отношения к этому миру, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;

9) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды;

10) формирование качеств личности модели выпускника ГОУ ЦО № 1484.


I.2. Общая характеристика курса
Содержание курса «Музыка» строится на основе:

- знакомства с целостной картиной мира;

- формирование оценочного, эмоционального отношения к миру;

- развития личности ученика средствами курса.

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе «Музыка» является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...»…1. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсу «Окружающий мир», лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков по математике. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:



1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.



3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.



4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.



5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – подготовка к введению в будущем следующих тем.



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Данная структура урока может быть представлена следующей схемой, позволяющей в наглядном виде соотнести этапы урока по ТДМ с методом рефлексивной самоорганизации.
Технология деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ)


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Выявление места и причины затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация построенного проекта.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  8. Включение в систему знаний и повторение.

  9. Рефлексия учебной деятельности.

Помимо уроков открытия нового знания, в дидактической системе «Школа 2000...» имеются уроки других типов:



  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;

  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;

  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.



Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Проблемное объяснение нового знания.

  4. Первичное закрепление во внешней речи.

  5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту ее часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень ТДМ систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.

Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1. Приобретение опыта выполнения УУД.

2. Мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности).

3. Тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

На уроках по ТДМ «Школа 2000...» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретенного опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и, при необходимости, коррекцию своих действий (третий этап). И, наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвертый этап)2.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000...»:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При реализации базового уровня ТДМ принцип деятельности преобразуется в дидактический принцип активности традиционной школы.

Поскольку развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта (Л.С. Выготский), то представленная система дидактических принципов сохраняет свое значение и для организации воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную познавательную деятельность учащихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, включающую три основных этапа моделирования:

1) этап построения модели некоторого объекта или процесса реального мира;

2) этап изучения модели средствами естественных наук;

3) этап приложения полученных результатов к реальному миру.

При построении моделей учащиеся приобретают опыт использования начальных знаний для описания объектов и процессов окружающего мира, объяснения причин явлений.

На этапе изучения модели учащиеся овладевают предметным языком курса «Музыка», основами логического и творческого мышления, они учатся выполнять оценку, исследовать и выявлять свойства, наглядно представлять полученные данные.

Далее, на этапе приложения полученных результатов к реальному миру учащиеся приобретают начальный опыт применения естественно-научных знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Дети учатся работать со схемами и таблицами, диаграммами и графиками, цепочками и совокупностями, они анализируют и интерпретируют данные, овладевают грамотной речью и первоначальными представлениями о компьютерной грамотности.



I.3. Содержание курса «Музыка».

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они



  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

  • учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.



3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.



4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.



5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:



  • создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;

  • используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.



Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:



  • Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).

  • Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).

  • Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).

  • Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

Предусмотрено, что в 3-м и 4-м классе школьники, осваивая музыкальную речь, выполняют свои индивидуальные проекты, связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.

Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Учебник 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).

Учебник 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.

Учебник 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

Учебник 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
I.4. Место курса в учебном плане.

Курс «Музыка» разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение курса «Музыка» в начальной школе отводится по 1 часу неделю, всего 34 часа.

II. Результаты изучения курса

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание курса «Музыка» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

II.1. Личностные результаты

− Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности,

− Целостное восприятие окружающего мира.

− Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

− Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению курсу «технология».

− Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

- качества модели выпускника ГОУ ЦО № 1484 им.А.М.Горького

− Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

− Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

− Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.



Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Одним из средств достижения этих результатов служат задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

34 классы

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

  • описывать свои чувства и ощущения от прослушивания произведений искусства, уважительно относиться к результатам труда сочинителей;

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные музыкальные знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

II.2. Метапредметные результаты

− Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

− Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

− Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

− Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

− Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

– Способность к использованию знаково-символических средств ИКТ для описания и исследования музыкальных произведений (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) .

− Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

− Формирование специфических для курса «М узыки» логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

− Овладение навыками смыслового чтения текстов.

− Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

− Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.

− Начальные представления о сущности и особенностях знаний, истории их развития, обобщенного характера и роли в системе знаний.

− Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.



− Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «технология».
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Одним из средств формирования этих действий служат задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

  • слушать и понимать речь других.


Метапредметными результатами

изучения курса «Музыка» во 2-м классе является формирование

следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;

  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

  • учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Одним из средств формирования этих действий служит продуктивная художественно-творческая деятельность.

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Одним из средств формирования этих действий служат задания учебника, нацеленные на развитие – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  • договариваться сообща;

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек..

Метапредметными результатами изучения курса «Музыка»

в 34-м классах является формирование

следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Одним из средств формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельностив диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Одним из средств формирования этих действий служат задания учебника, нацеленные на развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Одним из средств формирования этих действий служит побуждающий и подводящий диалоги.

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе является

формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

Иметь представление о музыке в окружающей жизни и внутри самого человека, об искусстве слышать различные человеческие состояния.

Знать особенности колыбельной песни, былины, процесса создания музыкально-

поэтического произведения, сказки, особенности интонирования и озвучивания народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок.

Знать русских композиторов П.И.Чайковского , М.И.Глинку, С.С.Прокофьева и зарубежного В.А.Моцарта. Познакомиться с особенностями их биографий, творчества и музыкальными произведениями.

Осознать особенности музыкальной ткани в её выразительных значениях.
Иметь возможность освоения музыкального языка – характер, темп, мелодия,ритм.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2-м классе является формирование следующих умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие.

Знать понятия композитор, исполнитель, слушатель.

Понимать, что песня, танец, марш – три коренные основы всей музыки.

Рассмотреть жизненные связи песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение.

Самостоятельное узнавать три типа музыки, воспринимать особенные черты и разновидности песен, танцев и маршей на основе разнообразных форм исполнительской деятельности.

Развивать слух, память, ритмическое чувство, вырабатывать исполнительские навыки в опоре, на «трёх китов» – песню, танец и марш.

Знать о взаимосвязи выразительности и изобразительности, о сходствах и раз-личиях между музыкой и живописью.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, дисгармония, о выразительных и изобразительных интонациях.

Знать жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности, нотную запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи, основные принципы развития в народной и авторской музыке – повтор, контраст, вариационность.

Иметь представление о сходстве и различии музыкальной и разговорной речи, об интонационной осмысленности исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия, о средствах музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., - и их роли в развитии образного содержания музыки.



Предметными результатами изучения курса«Музыка» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

Иметь возможность узнать музыку Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств

(слово, иконопись, архитектура), понимать сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западно-европейской музыкой, музыкой других национальных школ.
Понимать богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные,былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка.

Знать детский музыкальный фольклор, значение музыки в народных праздниках на Руси, интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором.



III. Тематическое планирование.
1 класс (33 ч)


уроков

по плану


Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

I четверть (8 часов)

1-3

«Внутренняя музыка».

Колыбельная.

Сказку складываем, музы-

кой сказываем.

Тренируем свою «внутрен-

нюю музыку».

Играем вместе.


3

Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.

Уметь оценивать свои и чужие поступки

Уметь слушать и понимать речь других людей.

Фрмировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона

Уметь слышать различные человеческие состояния. звучащий образ Родины – дом, земля-

кормилица, матушка-Россия.



Определять функцию учителя в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

4-7


Родная речь.

Точки, чёрточки, крючки,

дуги и круги…

Сказанное слово и неска-

занное…

Не перевыскороговоришь?



Поём вместе.

Портреты заговорили и запели.



4

Определять функцию учителя в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Формировать умение выявлять сущность особенности объектов;

Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формировать умение установления аналогий;

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.


Формировать умения учиться, определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.


8

Резервный урок

1




II четверть (8 часов)

9-11

Пётр Ильич Чайковский.

Детские годы.

Здесь живёт музыка

П.И. Чайковского.

Волшебный тот цветок…

Тренируем свою «внутреннюю музыку»



3

Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях.

Применять простейшие приемы развития своего внимания, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). Определять функцию учителя в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Формировать умение выявлять сущность особенности объектов;

Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формировать умение установления аналогий;

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


12-15

Михаил Иванович Глинка

«Бряцайте, струны золотые...»

Руслан и Людмила/

О, поле, поле!

Слава!


4

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Определять функцию учителя в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Формировать умение воссоздавать какую-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем,

сочиняем.

Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формировать умение установления аналогий;

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.



16

Мелодия жизни.

Заветное слово.



1

Применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении домашнего задания, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Определять функцию учителя в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Фрмировать умение услышать мелодию в музыке –

узнать мысли и чувства человека.

Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Формировать умение выявлять сущность особенности объектов;

Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формировать умение установления аналогий;

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


III четверть (9 часов)

17-19

Как начинается музыка?

Вольфганг Амадей Моцарт.

Моцарт сочиняет.


3

Применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении домашнего задания, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Определять функцию учителя в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Фрмировать умение услышать мелодию в музыке –

узнать мысли и чувства человека.

Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Формировать умение выявлять сущность особенности объектов;

Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формировать умение установления аналогий;

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


20-22

Сергей Сергеевич Прокофьев.

Детство композитора.

Щелкунчик!


3

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Определять функцию учителя в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Формировать умение представлять информацию в виде схемы;

Формировать умение выявлять сущность особенности объектов;

Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формировать умение установления аналогий;

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.



23-25

. Путешествие во времени и пространстве.

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Солнцеворот.



3

Определять цель пробного учебного действия на уроке и фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение определять безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира

человека и окружающей жизни, способности музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д.

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


IV четверть (8 часов)

26-28

Две песни.

Ждём весну, встречаем птиц.

Иные земли.


3

Определять цель пробного учебного действия на уроке и фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение определять безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира

человека и окружающей жизни, способности музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д.

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

29-31


Счастье, ты где?

Идём за Синей птицей.

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Счастье, ты где?



3

Проверять свою работу по образцу, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умения учиться определять цель деятельности на уроке;

Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Формировать умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


63-66

Резервные уроки

2



  1   2   3

Похожие:

Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconРабочая программа по математике ос «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) Т. Е. Демидова, С. А. Козлова
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные...
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconПрограмма по русскому языку (для четырехлетней начальной школы)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) icon1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова, Самара: Корпорация Фёдоров, 2010/2012г
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова, Самара: Корпорация Фёдоров, 2010/2012г
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconПрограмма по математике (для четырёхлетней начальной школы)
Л. Г. Петерсон в умк «Перспектива», рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе...
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconНачальное общее образование
...
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconНастоящая рабочая программа предмета «Музыка» для начальной школы 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы»

Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconПрограммы, год издания
...
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconОбеспечение учебного процесса в моу «сош №38» на 2010-2011 учебный год. Начальное общее образование. № п/п
Программы учебно-методического комплекта“Гармония” для четырехлетней начальной школы
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconРабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе «Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования»
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы
Программа курса «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) iconРабочая программа по музыке ( 1-4-ый класс четырёхлетней начальной школы) Программа составлена на основе программы по музыке для общеобразовательной школы
Ми, клетки детского мозга настолько нежны, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут при...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com