Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов



Скачать 310.3 Kb.
Дата19.05.2015
Размер310.3 Kb.
ТипРабочая программа



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10


д.234а, село Люторичи, Узловский район, Тульская область, 301627

т. (48731) 9-28-30

E-mail: ljut_school_10@mail.ru



Рассмотрено

Утверждено

на ШМО учителей гуманитарного цикла

протокол от «__» ________ 2014 г. №

Руководитель ШМО

___________ /______________



решением педагогического совета

протокол от «__» августа 2014 № 1

Председатель педагогического совета

_______________ Н.А. Брежнева




Рабочая программа

по музыке

(наименование учебного предмета/курса)

для 5-7 классов

(II ступень)

(ступень образования/класс)

основного общего образования

Срок реализации 3 года

(срок реализации программы)







Программу составила:

учитель Л.Ф.Деревянко


г. Узловая, 2014 г.



1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта ( приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089); Федерального базисного учебного плана для ОУ (приказ МО РФ от 09.03. 2004 №1312), примерной программы по музыке для ОУ и программы по музыке 5-8 классы под редакцией Д.Б.Кабалевского.



Общая характеристика учебного предмета.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Цели музыкального образования.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки как неотъемлемой части духовной культуры.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.

3. Развитие восприятие музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

4. Обогащение знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

5. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация, драматизации исполняемых произведений).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.



Место предмета «Музыка» в учебном плане.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ и МКОУ СОШ № 10 всего на изучение музыки в 5-7 выделяется 105 часов: 5 класс-35 ч. 6 класс-35ч., 7 класс-35ч..(1час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания предмета «Музыка».

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.



Результаты изучения предмета «Музыка».

Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ:

Входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование



Форма контроля:

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • практическая работа,

  • взаимоопрос;

  • тест

  • музыкальные викторины по итогам полугодия

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:

  • Творчество Г. Свиридова

  • Творчество А. Бородина

  • Оперное творчество Римского-Корсакова

  • Творчество И. Стравинского

  • Творчество Ф. Шуберта

  • Творческий проект «Король вальса – И. Штраус»

  • История рождения «вальса»

  • Творчество И. Дунаевского

  • Песни В. Баснера

  • Творческая биография А. Даргомыжского

  • Творчество И. Баха

  • «Жизнь песни на войне», творческий проект

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

  1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (9часов)

Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни. Жанр кантаты. Музыкально-театральные жанры: опера, балет. Превращение песен в симфонические мелодии.



Музыкальный материал: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Рахманинов С.В. Вокализ мелодия из концерта №3, Чайковский П.И. «Грустная песенка», Глинка М.И. «Жаворонок» (романс), Балакирев М. «Жаворонок» (пьеса-фантазия), Свиридов Г. «Поет зима, аукает» (кантата), Римский-Корсаков Н.А. «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»), «Сеча при Керженце» (симфоническая картина), Хачатурян К. «Чипполино».

Дополнительный материал: портреты Рахманинова С.В., Чайковского П.И., Горький А.М. «Как сложили песню» (отрывок из рассказа), Пастернак Б. «Музыка» (стихотворение).

Разучивание музыкальных произведений: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Свиридов Г. «Поет зима аукает», Римский-Косаков Н.А. «Песня про татарский полон».


  1. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 часов)

Музыка – главный герой сказки. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? Музыка иглавный герой басни. Чудо музыки в повестях К. Паустовского. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ). Музыка в жизни героев А. Гайдара. Музыка в кинофильмах.



Музыкальный материал: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», Аладов Н.И. «Мелодия для скрипки», грузинская народная песня «Чела», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Бородин А.П. «Квартет №2» (фрагмент и 3 части), Моцарт В.А. «Юпитер» (фрагмент из 2 симфонии), «Симфония №40», Григ Э. «Концерт с оркестром» (1 часть), Таривердиев М. «Маленький принц», Варламов А. «Горные вершины», Глинка М.И. «Жаворонок», Галь В. «Конь», Свиридов Г. «Тройка», Роджерс Р. «Звуки музыки», Крылатов Е. «Колокола».

Дополнительный материал: Крылов И.А. «Квартет» (басня), изображения музыкальных инструментов (чонгури, балалайка, бандура, цимбалы), Тургенев И.С. «Певцы» (отрывок из рассказа), Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (поэма), Паустовский К.Г. «Старый повар»(отрывок из рассказа), «Корзина с еловыми шишками» (отрывок из рассказа), Гайдар А. «Судьба барабанщика» (повесть).

Разучивание музыкальных произведений: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Таривердиев М. «Маленький принц», Галь В. «Конь», Роджерс Р. «Звуки музыки».


  1. Можем ли мы увидеть музыку? (10 часов)

Можем ли мы увидеть музыку? Музыка передает движение. Богатырские образы в искусстве. Героические образы в искусстве. Музыкальный портрет. Картины природы в музыке. Можем ли мы увидеть музыку?



Музыкальный материал: Белый В. «Орленок», Римский корсаков Н.А. «Три чуда», Листов К. «Песня о тачанке», Крылатов Е. «Крылатые качели», Бородин А.П. «Богатырская симфония»(фрагмент «Спящая княжна»), шведская народная песня «Три парня», Бетховен Л. «Кориолан» (увертюра), Прокофьев С.С. «Александр Невский» (кантата), «Вставайте люди русские» (хор), Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» (из оперы Борис Годунов), «Сиротка», «Баба Яга», (из цикла «Картинки с выставки»), «Расвет на Москва-реке» (из оперы Хованщина), Струве Г. «Музыка», Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» (из оперы Война и мир), «Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы Иван Сусанин), «Рондо Фарлафа» (из оперы Руслан и Людмила), Григ Э. «Утро», Баснер В. «С чего начинается Родина».

Дополнительный материал: Врубель М. «Царевна-Лебедь» (репродукция картины), Головницкий Л.М. «Орленок» (скульптура), Греков М.Б. «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» (репродукция картины), Васнецов В.М. «Три богатыря» (репродукция картины), Глазунов И. «Два князя» (репродукция картины), Корин П. «Александр Невский» (репродукция картины), Репин И. «Протодьякон» (репродукция картины), Перов В.Е. «Чаепитие в Мытищах» (репродукция картины), Гартман В. «Часы с кукушкой», Репин И. «Портрет М.П. Мусоргского» (репродукции картин),Толстой Л.Н. «Война и мир», Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» (репродукция картины).

Разучивание музыкальных произведений: Крылатов Е. «Крылатые качели», Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Струве Г. «Музыка», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова»,


  1. Можем ли мы услышать живопись? (9часов)

Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Настроение картины .Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. в искусстве .Вечная тема в искусстве. Взаимосвязь музыки литературы и изобразительного искусства.



Музыкальный материал: Рахманинов С.В. «прелюдия соль диез минор и соль мажор», «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся», Покрасс Д. «Марш Буденного», Равель М. «Хабанера», Френкель Я. «Погоня», Дебюсси К. «Ноктюрн» (2 пьеса), «Празднества», «Лунный свет», Журбин А. «Планета детства», русская народная песня «Вечерний звон», Стравинский И. «Петрушка» (фрагменты балета), Шуберт Ф. «Аве Мария».

Дополнительный материал: Грабарь Э. «Февральская лазурь», Степанов «Цугом» (репродукции картин), Пушкин А.С. «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (отрывки), Греков М. «Трубачи Первой Конной» (Репродукция картины), Коровин К. «Бульвар Капуцинов», Моне К. , Коро К. (репродукции картин), Левитан И. «Вечерний звон» (репродукция картины), Кустодиев Б. «Масленица» (репродукция картины), Рафаэль «Сикстинская мадонна» (репродукция картины), «Покров Богородицы» (репродукция иконы).

Разучивание музыкальных произведений: Баснер В. «С чего начинается Родина?», Френкель Я. «Погоня», Журбин А. «Планета детства».

6 КЛАСС



  1. Преобразующая сила музыки (15часов).

В чем сила музыки. Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка - огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла, горя и радости в музыке. Устремление музыки – только ввысь, только к свету.

Музыкальный материал: Штраус И. «Триктрак» (полька), Рахманинов С.В. «Прелюдия соль минор», Струве Г. «Школьный корабль», »), Бетховен Л. «Симфония №9» (фрагменты), «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Матвеев М. «Матушка, что во поле пыльно», Брель Ж. «Вальс», Иванов В. «Песня о дружбе», Островский А. «Мальчишки и девчонки», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», «Симфония №6», Шопен Ф. «Блестящий вальс №14», Глюк «Мелодия», «Орфей и Эвридика», русская народная песня «Светит месяц», Мусоргский М.П. «Старый замок», Молчанов К. «А зори здесь тихие» (тема труб), Дебюсси К. «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»), Бетховен Л. «Симфония №9» (фрагменты), «Симфония №5», Прокофьев С.С. «Опера Повесть о настоящем человеке», «Кантата Александр Невский».

Дополнительный материал: Федотов П.А. «Сватовство майора», Пукирев В.В. «Неравный брак» (репродукции картин), Врубель М. «Пан» (репродукция полотен древней живописи), Нестеров М.В. «Портрет хирурга С.С. Юдина» (репродукция картины).

Разучивание произведений: Струве Г. «Школьный корабль», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Островский А. «Мальчишки и девчонки».

  1. В чем сила музыки (20часов).

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Единство сторон музыкального произведения. Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Мелодия – душа музыки. Звук, который выражает слово. Звуки музыки организуются по законам гармонии. Эмоциональный мир полифонии. Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала. «Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры. Песни, звавшие на подвиг. Музыкальная динамика.



Музыкальный материал: Сигер П. «Песня о молоте», Шостакович Д. «Симфония №7, №8», Бетховен Л. «Аппассионата», «Эгмонт», Мигули В. «Песня о солдате», Шуберт Ф. «Серенада», Раухвергер М. «Снежная королева», Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», «Реквием Лакримоза», Чайковский П.И. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Салманов В. «Увели нашу подружку» (4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»), Сен-Санс «Лебедь», Струве Г. «Музыка», Мартынов Е. «Лебединая верность». Бах И.С. «Фуга соль минор», «Весенняя песня», «Вариация 21» (фрагмент), Рахманинов С.В. «Весенние воды», Морозов А. «Малиновый звон», русская народная песня «Бородино», Хренников Т. «Давным - давно», «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..», Глинка Ф. «Похвалялся вор - французик», «Военная песнь», Беранже П-Ж. «Старый капрал», Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война».

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

Разучивание произведений: Сигер П. «Все преодолеем», Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате», Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Струве Г. «Музыка», Бах И.С. «Весенняя песня», Морозов А. «Малиновый звон», Хренников Т. «Давным - давно», русская народная песня «Бородино», Соловьев – Седой В.П. «Соловьи», Пахмутова А. «Песня – сказ о Мамаевом кургане».


  1. Чудесная тайна музыки (8 часов).

В чем сила музыки? «Чудесное» в стране музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя.



Музыкальный материал: фрагменты произведений, звучавших в течение года, песни, исполняемые на уроках, презентации музыкальных произведений (по выбору учащихся).

Дополнительный материал: Задания к викторинам, конкурсам, кроссвордам, самостоятельным работам по музыке.

7 КЛАСС


  1. Музыкальный образ (16 часов).

Музыкальный образ. Образное Песенно – хоровой образ России.. Образ покоя и тишины. Образ света и истины, битвы за жизнь на земле против войны. Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости, Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощенный в музыке. Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. Образ мечты и надежды. Образ одиночества и отчаяния. Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли. Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель, «Болеро». Образ народного танца. Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни. Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир». Изобразительность в музыке. Романтичные образы. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти.



Музыкальный материал: русская народная песня «Милый мой хоровод», «Барыня», Шаинский В. «Уголок России», Рахманинов С.В. «Островок», Молчанов К. «Песня туристов», Новиков А. «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодежи мира»Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс Наташи» (из оперы «Война и Мир»), Шостакович Д. «Симфония №7», Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы «Иван Сусанин»), Шуберт Ф. «Лесной царь», «Серенада», «Шарманщик», Скрябин А.Н. «Прелюдия №4», Шопен Ф. «Прелюдия №20», «Вальс №6, 7», Бетховен Л. «Эгмонт», «Симфония №5», «Песня Клерхен», Равель М. «Болеро», Лист Ф. «Рапсодия №2», Сигер П. «Песня о молоте», Бах И.С. «Органная фуга ля минор», «Песня о Рождестве», Сибелиус Я. «Грустный вальс».

Дополнительный материал: Рахманинов С.В., Молчанов К., Новиков А., Прокофьев С.С., Глинка М.И., Шуберт Ф., Бетховен Л., Шопен Ф., Бах И.С. (портреты композиторов), Толстой Л.Н. «Война и Мир» (роман), Гойи Ф. «Расстрел повстанцев» (репродукция картины), Давид Л. «Клятва Горациев», Делакруа Э. «Свобода на баррикадах» (репродукции картин), Задания к викторинам, кроссвордам, головоломкам по музыке.

Разучивание произведений: русская народная песня «Милый мой хоровод», Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Новиков А. «Дороги», Молчанов К. «Песня туристов», Бетховен Л. «Песня Клерхен», Галь В. «Давайте дружить», Пахмутова А. «Звездопад», Бах И.С. «Песня о Рождестве».


  1. Музыкальная драматургия (19 часов).

Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке. Жизнь музыкальных образов. Только музыка способна выразить невыразимое. Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. Сонатная форма. Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Драматургия контрастных сопоставлений. Интонационное единство балета (оперы). Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим». Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Жизнь полонеза.



Музыкальный материал: Дубравин Я. «Песни наших отцов», Глинка М.И. «Увертюра «Руслан и Людмила»», Тактакишвили О. «Сегодня умер Руставели», Бетховен Л. «Эгмонт», Высоцкий В. «Звезды», Римский –Корсаков Н.А. «Сеча при Керженце», русская народная историческая песня «Песня про татарский полон», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано», Чюрленис М. «Соната моря», Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта», «Золушка»,Чайковский П.И. увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта», Лист Ф. «Рапсодия №2», Эшпай А. «Венгерские напевы», Тухманов Д. «День победы», Д. Шостакович «Симфония №7», Захлевный Л. «Победа»,Александров А. «Священная война», Мурадели В. «Бухенвальдский набат», Шапорин Ю.А. кантата «Доколе коршуну кружить», Моцарт В.А. «Симфония №40», Егоров В. «Облака».

Дополнительный материал: Глинка М.И., Э. Григ, (Портреты композиторов), иллюстрации к опере «Руслан и Людмила», Руставели Ш. «Поэма Витязь в тигровой шкуре», иллюстрации к балету, стихи, репродукции, посвященные Дню Победы.

Разучивание произведений: Дубравин Я. «Песни наших отцов», «Сочинение о весне», Высоцкий В. «Звезда», «Песня про татарский полон», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано», Тухманов Д. «День победы», Егоров В. «Облака».

3. Учебно-тематический план


п/п


Тема, раздел

Кол-во

часов






5 класс




1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?.

8




2

Что сало бы с литературой , если бы не было музыки?

7




3

Можем ли мы услышать живопись?

10




4

Можем ли мы увидеть музыку?

10




Всего:




35





6 класс


1

Преобразующая сила музыки.

15

2

В чем сила музыки?

20

Всего:




35


7класс


1

.Музыкальный образ.

16

2

Музыкальная драматургия

19

Всего:




35


4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССА


  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплекс МУЗЫКА 5-7

  1. Музыка. 5-7класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.

  2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5-7класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.

  3. Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.CD - дисках )


СПИСОК НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.


MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  1. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

  2. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

  3. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

  4. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

  5. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

  6. -Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.

  7. Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Критерий оценивания обучающихся.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.


Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.

«пять»:


-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.
«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.


«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.


«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.


Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Кроссворды.

2.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

3.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

4.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

5.Ведение тетради по музыке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Контрольно-измерительный материал

5 класс


  1. Проставь в прямоугольник над терминами цифры от 1 до 4 по возрастанию числа исполнителей- певцов:


















квартет

солист

хор

дуэт

трио




  1. Проставь в прямоугольник над определениями цифры от 1 до 5 по возрастанию числа исполнителей-инструменталистов:















квинтет
медных духовых инструментов

оркестр
камерный

солист
трубач

оркестр
симфонический

трио
струнное



  1. Подумай и допиши:


Музыку рождает жизнь, поэтому и настроение, которое возникает у слушателя при звучании музыки, в большей степени зависит от обстоятельств самой ______________ . Музыка способна утешить человека в тяжелые минуты.
6 класс

образец 1





  1. Задушевная лирическая интонация музыки сближает следующих двух композиторов:

а) И.С.Баха и Л.В.Бетховена

б) П.И.Чайковского и Ф.Шопена


  1. Это музыкальное произведение написано по одноимённому литературному произведению:

а) М.Матвеев песня «Матушка, что во поле пыльно?»

б) С.Прокофьев опера «Повесть о настоящем человеке»


  1. Этот герой оперы придал сил человеку, который потерял смысл в жизни:

а) Врач, который ампутировал ноги больному

б) Медицинская сестра, спевшая больному солдату песню


  1. Хирург С.С.Юдин перед операцией слушал:

а) разговоры больных

б) «Симфонию №6» П.И.Чайковского

в) русскую народную песню «Зелёная рощица»


  1. Вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии:

а) гомофония

б) полифония


  1. Гомофонный склад музыки преобладает у композитора:

а) Л.В.Бетховена

б) И.С.Баха


  1. Л.В.Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь» о своём произведении:

а) «Лунная соната»

б) «Симфония № 5»

в) «Патетическая соната»


  1. Для этого инструмента И.С.Бах написал большее количество произведений:

а) клавесина

б) скрипки

в) органа


  1. «Токката и фуга» написана немецким композитором:

а) Л.В.Бетховеным

б) И.С.Бахом


  1. Этот композитор стремится своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, его музыка возвышает и облагораживает человека:

а) П.И.Чайковский в) С.С.Прокофьев

б) Л.В.Бетховен г) И.С.Бах
11. Этот композитор стремится своей музыкой сделать человека мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды:

а) П.И.Чайковский в) С.С.Прокофьев

б) Л.В.Бетховен г) И.С.Бах


  1. Этот композитор мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение»:

а) П.И.Чайковский в) С.С.Прокофьев

б) Л.В.Бетховен г) И.С.Бах


  1. Город, в котором родился Л.Бетховен:

а) Бонн в) Эйзенах

б) Зальцбург г) Лейпциг


  1. Не является венским композитором-классиком:

а) И.С.Бах в) В.-А.Моцарт

б) Й.Гайдн г) Л.В.Бетховен


  1. Город, в котором родился П.Чайковский:

а) Москва в) Тихвин

б) Петербург г) Воткинск


  1. Какой цикл фортепианных пьес П.Чайковский написал для детей:

а) «Детская музыка» в) «Альбом для юношества»

б) «Детский альбом» г) «Детская»


  1. Какое произведение не является балетом П.И,Чайковского:

а) «Щелкунчик» в) «Лебединое озеро»

б) «Спящая красавица» г) «Пиковая дама»

образец 2.

А1. Из перечисленных фамилий выберите фамилию русского композитора.


  1. И. С. Бах.

  2. К. Дебюсси.

  3. Н. Римский-Корсаков

  4. Ж. Бизе.

А2. Укажите термин, который обозначает не музыкальный инструмент.

  1. Ксилофон.

  2. Флейта-пикколо.

  3. Кастаньеты.

  4. Оркестр.

А3. Из перечисленных терминов выберите названия танцев.

  1. Симфония.

  2. Мазурка.

  3. Вальс.

  4. Новелла.

  5. Аллегро.

В1. Назовите средства музыкальной выразительности.

В2. Назовите имя легендарного певца, который спустился за своей возлюбленной в царство мертвых и своей игрой разжалобил Аида.

В3. Назовите музыкальный лад, который, по словам И. В. Гете, «пробуждает к деятельности, отправляет в широкий мир».

В4. Назовите термин, который обозначает сдвиг акцента с сильной доли на слабую.

В5. Назовите композитора, автора оперы «Кармен».

С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (10-15 предложений), как вы понимаете цитату «Музыка не живет вне человека, она всегда несет в себе частицу его души».


7 класс

образец 1

1.Какой великий композитор был известным учёным-химиком?

а) Чайковский б) Прокофьев в) Бородин


2. Какие инструменты составляют деревянную духовую группу симфонического оркестра?

а) флейта б) кларнет в) туба г) тромбон д) фагот е) гобой


3. Что такое тембр голоса или звука?

а) ритмический рисунок б) окрас в) скорость


4. Какие музыкальные инструменты входят в медную духовую группу симфонического оркестра?

а) флейта б) кларнет в) гобой г) туба д) труба е) фагот ё) валторна ж) тромбон


5. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность с 5 лет?

а) Бетховен б) Шопен в) Шуберт г) Моцарт


6. Что такое увертюра?

а) танец б) песня в) вступление г) финал


7. Какой русский композитор написал много произведений на сказочные темы?

а) Прокофьев б) Бородин в) Чайковский г) Римский-Корсаков


8. Какой музыкальный инструмент имеет самое большое количество струн?

а) гитара б) балалайка в) орган г) арфа


9. Что такое либретто, и что в переводе значит значение этого слова?

а) красота б) гармония в) книжечка г) мелодия

10. Что такое музыкальная форма?

а) музыкальная драматургия б) соотношение частей


11. Кому принадлежат сонаты «Патетическая» «Лунная»
12. Музыкальное произведение для развития беглости пальцев в музыке:

а) этюд б) соната в) симфония
13.Музыкальная пьеса, состоящая из нескольких контрастных частей ( 4 и более), объединённых общей темой:

а) кантата б) сюита в) опера
14. В какой форме повторяется эпизод?

15. Кто первым придумал жанр симфонии

а)И.Гайдн б) Л.Бетховен в)П.Чайковский

образец 2. Дополни недостающий термин:



1

Большая группа исполнителей-инструменталистов




2

Группа инструментов симфонического оркестра, в которую входит виолончель




3

Группа инструментов симфонического оркестра, в которую входит кларнет




4

Группа инструментов симфонического оркестра, в которую входит ксилофон




5

Музыкальный спектакль. В котором мысли и чувства героев передаются при помощи пения




6

Оркестровое вступление к опере




7

Законченный музыкальный номер в опере, исполняемый певцом-солистом




8

Пьеса, на основекоторой пишут оперу, балет




9

Музыкальное произведение, в котором напевная мелодия исполняется голосом без слов на слог или гласный звук




10

Многочастное произведение для хора, солистов, оркестра




11

Трехчастный цикл для симфонического оркестра и солирующего инструмента




12

Музыкальная форма, основанная на многократном повторении одной изменяющейся темы




13

Музыкальная форма, включающая рефрен и эпизоды




14

Повторяющаяся мелодия в форме рондо







Похожие:

Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов

Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая учебная программа по музыке (наименование учебного предмета/курса)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по географии для основной школы предназначена для учащихся 5 -х классов. Программа включает четыре раздела: •
Стика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета география; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по истории для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов. Программа включает четыре раздела:
Стика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «История»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по биологии для основной школы предназначена для учащихся 5-9 -х классов. Программа включает четыре раздела: •
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по предмету «Математика» для основной школы предназначена для учащихся 5 -х классов
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Математика»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по технологии для основной школы предназначена для учащихся 5-8 -х классов. Программа включает четыре раздела: •
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета технологии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для основной школы предназначена для учащихся 5-9-х классов
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com