«светловская сош завьяловского района»



Скачать 345.85 Kb.
Дата19.05.2015
Размер345.85 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Комитет по образованию администрации Завьяловского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛОВСКАЯ СОШ ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на метод.совете Заместитель Директор МКОУ « Светловская СОШ

Протокол № директора по УВР Завьяловского района»

___________/ И.И. Зайцева

«____»__________2014 г.



_______________________/ О. Б.Титова /

Приказ № ___ от «__»_____2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Музыка» Образовательная область: искусство


Ступень обучения (класс) I, 4 класс
Сроки реализации: 2014 – 2015 учебный год

Составила: Приходько Н.С., учитель начальных классов 2 квалификационной категории

Программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (М.:Просвещение, 2013 год)



с. Светлое 2014 год

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2013.


Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета (курса)

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.



Раздел III. Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).



Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Музыка»

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Раздел V. Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения программы

по учебному предмету «Музыка»

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.



Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.



  1. Раздел VI. Содержание учебного предмета (курса)

«Россия-Родина моя» - 3 ч

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.



Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).



Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.



Многообразие жанров народных песен.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.



Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Урок 4.Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 5. Кирилл и Мефодий.

Народные музыкальные традиции Отечества.



Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 6. Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.



Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 7. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.



Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

«День, полный событий» - 6 ч.

Урок 8.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.



Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 9. Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.



Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 10-11. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.



Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 12. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.



Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 13. «Приют, сияньем муз одетый…».

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.



Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.



Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.



Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 16. «Музыкант-чародей». Народные праздники (Троица).

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублёва.



«В концертном зале» - 5ч.

Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.



Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 18. Старый замок. Счастье в сирени живет…

Различные виды музыки: инструментальная.



Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.



Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

Урок 19. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.



Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 20. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.



Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 21. Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.



Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

«В музыкальном театре» - 6ч.

Урок 22-23. Опера «Иван Сусанин».

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.



Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 24. «Исходила младешенька»

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.



Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 25. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка.



Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Урок 26. Балет «Петрушка».

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского.



Урок 27. Театр музыкальной комедии.

Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 7ч.

Урок 28-29. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.



Урок 30. Мастерство исполнителя.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.



Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 31. В интонации спрятан человек.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.



Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 32. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары.

Урок 33. Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.



Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 34. Рассвет на Москве-реке.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чай­ковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайков­ский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зим­ний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зим­няя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яков­лев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Боро­дин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахмани­нов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорус­ские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», уз­бекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украин­ская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитан­ская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й час­ти. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайков­ский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Сви­ридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщи­на». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусорг­ский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хача­турян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Му­соргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рожде­ственского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайков­ский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуд­жавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Раздел VII. Тематическое планирование


Учебно-тематический план предмета «Музыка» 4 класс.




Разделы и темы

Кол-во часов

Дата


УДД

Россия-Родина моя (3 часа).


1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1




Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.


2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1




3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка? «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

1




«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа).



4

Святые земли Русской. Илья Муромец

1




Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Осуществлять собственный музыкально-испол­нительский замысел в пенни и разного рода им­провизациях.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.


5

Кирилл и Мефодий.

1




6

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияще.

1




7

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1




День, полный событий (6 часов)


8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1




Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради



9

Зимнее утро, зимний вечер.

1




10-11

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

2







12

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1




13

«Приют, сияньем муз одетый…».

1




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа).

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1




Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.



15

Оркестр русских народных инструментов.

1




16

«Музыкант-чародей». Народные праздники. Троица

1




В концертном зале (5 часов).

17

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

1




Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.


18

Старый замок. Счастье в сирени живет…

1




19

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1




20

Патетическая соната. Годы странствий.

1




21

Царит гармония оркестра.

1




В музыкальном театре (6 часов).

22-23

Опера «Иван Сусанин

2




Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.





24

Сцена в лесу (IV действие). «Исходила младёшенька».

1




25

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1




26

Балет «Петрушка»

1




27

Театр музыкальной комедии.

1




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 часов)

28-29

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.


2




Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отно­шение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими ви­дами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.





30

Мастерство исполнителя.

1




31

В интонации спрятан человек.

1




32

Музыкальные инструменты.

1




33

Музыкальный сказочник.

1




34

Рассвет на Москве-реке.

1





Раздел VIII. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение

4 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 4 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2013.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2013.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2007.


Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2013.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2012.




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

  6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

  9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения

  1. Компьютер.

  2. Экран.

  3. Проектор.

Похожие:

«светловская сош завьяловского района» iconКомитет по образованию Администрации Завьяловского района

«светловская сош завьяловского района» iconДетская организация «Солнечный круг»: результаты и перспективы. Название детской организации Чемальского района «Солнечный круг»
Моу «Куюсская сош», «Флотилия» моу «Аносинская сош», «Алый парус» моу «Узнезинская сош», «Маяк» моу «Ороктойская школа», «Голубь»...
«светловская сош завьяловского района» iconПриказ № от Директор маоу сош №42
Маоу сош №42 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа город Уфа
«светловская сош завьяловского района» iconМодель внеурочной деятельности. Из опыта работы моу сош №6 г. Будённовска Будённовского района по реализации и освоению основной образовательной программы начального общего образования
Из опыта работы моу сош №6 г. Будённовска Будённовского района по реализации и освоению основной образовательной
«светловская сош завьяловского района» iconПеречень общеобразовательных учреждений (оош, сош) Сарапульского района

«светловская сош завьяловского района» iconПрограмма эксперимента моу «сош с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области»

«светловская сош завьяловского района» iconРабочая программа по биологии для обучающихся 6 общеобразовательного класса мбоу сош №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
Кучменко. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9 классы; Положения мбоу сош №1 «О структуре, порядке разработки...
«светловская сош завьяловского района» iconРабочая программа по географии для обучающихся 8 общеобразовательного класса мбоу сош №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
Авельева. География. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9 классы, Положения мбоу сош №1 «О структуре, порядке разработки...
«светловская сош завьяловского района» iconРабочая программа по биологии для обучающихся 8 общеобразовательного класса мбоу сош №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
Кучменко. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9 классы, Положения мбоу сош №1 «О структуре, порядке разработки...
«светловская сош завьяловского района» iconРабочая программа по географии для обучающихся 9 общеобразовательного класса мбоу сош №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
Онов Биология. Программы общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы 6 – 9 классы, Положения мбоу сош №1 «О структуре,...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com