Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012



Скачать 151,76 Kb.
Дата19.05.2015
Размер151,76 Kb.
ТипПрограмма


ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования



«ПЕТРОЗАВОДСКАЯ государственнАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (академия) имени а. К. глазунова»

УТВЕРЖДАЮ


ректор __________________

В.А.Соловьев

«___» ___________ 2012 г.

ПРОГРАММА - МИНИМУМ


кандидатского экзамена по специальности

17.00.02 – «Музыкальное искусство»

по искусствоведению

2012

Введение

Программа предполагает выяснение знаний аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук о достижениях и проблемах современного музыкознания, углубленного знания теории и истории музыки, ориентирования в проблематике современного музыкознания, овладения навыками самостоятельного анализа и систематизации материала, освоения методов исследовательской работы и навыков научного мышления и научного обобщения. Кандидатский минимум рассчитан на имеющих базовое образование выпускников консерваторий.


Важное место в подготовке научно-творческих кадров уделяется знакомству с проблематикой современного музыкознания (в том числе междисциплинарной), углубленному изучению истории и теории музыки, включая такие дисциплины, как анализ музыкальных форм, гармония, полифония, история отечественной и зарубежной музыки. Достойное место в программе отводится проблемам создания, сохранения и распространения музыки, вопросам профилизации научных изысканий аспирантов (соискателей), их научным воззрениям и интересам, связанным с тематикой диссертации.

От аспирантов (соискателей), сдающих экзамен по данной специальности, требуется также освоение специальных понятий музыкознания, дающих возможность использовать в научно-творческой деятельности новые для них концепции и положения. Важным фактором требований является овладение современными технологиями исследовательской деятельности, умению и навыкам использовать теоретический материал в практической (исполнительской, педагогической, научной) деятельности.



Программа разработана Московской государственной консерваторией им. П.И.Чайковского и одобрена экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России по филологии и искусствоведению.

Раздел I. История музыки
Русская музыка


  1. Русская хоровая культура XVIII – первой четверти XIX веков.

  2. Музыкальный театр до Глинки.

  3. Музыковедческая литература о Глинке.

  4. Эстетические и творческие принципы кучкизма (по материалам литературных наследий).

  5. Музыковедческая литература о Мусоргском.

  6. Музыковедческая литература о Римском-Корсакове.

  7. Музыковедческая литература о Чайковском.

  8. Русская классическая опера XIX века. Обзор жанров.

  9. Пути развития русского симфонизма в XIX веке.

  10. Камерно-инструментальная музыка в России с конца XVIII до последний десятилетий XIX века. Эволюция жанров.

  11. Судьбы жанров в русской музыке конца XIX – начала ХХ веков.

  12. Рахманинов. Литературное наследие. Музыковедческая литература о Рахманинове.

  13. Эволюция творчества Скрябина.

  14. Стравинский. Литературное наследие. Обзор жанров творчества. Музыковедческая литература.

  15. Русская музыкальная классика и русская музыка ХХ века (к проблеме преемственности традиций).

  16. Основные события музыкально-общественной жизни СССР в период с 1917 до середины 1950-х годов.

  17. Основные стилистические направления в искусстве ХХ века и формы их проявления в советской музыке (авангард 1910-1920-х годов, неофольклоризм, неоклассицизм, новые техники середины столетия и т.д.)


Зарубежная музыка


  1. Основные этапы развития русской историографии (музыкально-исторической науки) XIX и ХХ веков на материале зарубежной музыки.

  2. Основные этапы развития западной музыкальной историографии.

  3. Понятие профессионализма в искусстве, в том числе – музыкального. Классификация исторических видов музыкальной деятельности – от фольклора до новоевропейских разновидностей творческих специализаций музыкантов.

  4. Понятие устно-профессиональной (менестрельной) культуры и ранние формы композиторского (письменного) творчества в Европе.

  5. Историческая категория «ренессанса»: «каролингский ренессанс», «ренессанс XII века», «эпоха Возрождения». Основная литература по музыкальному Возрождению.

  6. Эпоха барокко в музыкальной культуре: исторические этапы, эстетические признаки, художественные индивидуальности.

  7. Восприятие наследия И.С. Баха в период 1750-2000 гг. Основные труды в области баховедения – западного и русского.

  8. Проблема классического в музыке.

  9. Русская бетховениана XIX и ХХ веков.

  10. Литературное наследие композиторов-романтиков.

  11. Понятие «романтизма» в музыкальной науке.

  12. Поздний романтизм, «постромантизм» и «неоромантизм» в музыке.

  13. Проблема музыкальной драмы в XIX веке.

  14. Симфоническая поэма: история и эстетика жанра.

  15. Национальные направления в музыке ХХ века.

  16. Экспрессионизм в художественной культуре ХХ века.

  17. Историзм и неоклассицизм в музыке ХХ века.


Раздел II. Теория музыки
Анализ музыкальных произведений


  1. Художественный мир музыки. Представления о сторонах и гранях музыкального содержания в музыкознании.

  2. Понятие музыкальной драматургии.

  3. Стиль в музыке.

  4. Представление о музыкальном языке в музыкознании.

  5. Музыкальное произведение.

  6. Интонация и интонационная сторона музыки.

  7. Жанр в музыке.

  8. Фактура.

  9. Музыкальный синтаксис.

  10. Тема и тематическая организация в музыке (теоретические и исторические аспекты).

  11. Музыкальная форма XIX века.

  12. Музыка в синтезе искусств.

  13. Основы методики анализа вокальных форм.

  14. Принцип сонатности в музыке.

  15. Формы эпохи барокко.


Гармония


  1. Историческая эволюция понятия гармонии.

  2. Художественно-конструктивные функции гармонии в музыкальном целом.

  3. Лад. Система ладов. Проблема лада в отечественной теории гармонии.

  4. Созвучие как специфический фактор гармонии; основные виды созвучий. Консонанс и диссонанс.

  5. Аккорд. Историческая эволюция категории аккорда. Понятие аккорда в музыкально-теоретической литературе ХХ века.

  6. Голосоведение. Фактурные функции голосов.

  7. Роды интервальных систем (пентатоника, диатоника, хроматика, микрохроматика и др.).

  8. Тональность. Историческая эволюция тональности.

  9. Модальность. Ее формы в старинной и современной музыке.

  10. Тональные функции. Развитие категорий тональных функций от венских классиков в музыке XX века.

  11. Модуляция. Конкретные формы и уровни проявления модуляционности. Модуляция и отклонение.

  12. Гармония и формообразование. Каденции. Принципы гармонической структуры классических музыкальных форм.

  13. Принципы ладовой системы в различных древних и восточных монодических культурах.

  14. Проблема национальной характеристичности гармонии. Гармония русской музыки.

  15. Учебники гармонии Чайковского и Римского-Корсакова (сравнительная характеристика).

  16. Общие основы гармонии ХХ века. Систематика гармонических техник.

  17. Проблемы тональности ХХ века. Новая тональность.


Полифония


  1. Полифония. Контрапункт. Основные этапы развития многоголосия в эпоху Средневековья и Ренессанса. Ведущие творческие школы. Жанры и формы.

  2. Контрапункт строгого стиля и его традиции в музыке XVIII – XX века.

  3. Принципы формообразования в полифонической музыке XV – XVI веков.

  4. Месса. Классификация ее видов. Особенности трактовки мастерами эпохи Ренессанса.

  5. Имитационная полифония. Классификация имитационных форм. Особенности трактовки в музыке разных эпох.

  6. Проблемы взаимоотношения вокальной и инструментальной музыки XV – начала XVII веков.

  7. Особенности полифонии барокко.

  8. Полифония в творчестве венских классиков.

  9. Фуга и основные этапы ее развития. Полифонические формы – «предшественницы» фуги.

  10. Характеристика компонентов фуги (тема, ответ, противосложение, интермедия). Их эволюция в истории развития фуги.

  11. Сложная (многотемная) фуга и ее разновидности.

  12. Хорал в творчестве Баха и виды хоральных обработок.

  13. Теоретические труды эпохи барокко, посвященные контрапункту и фуге.

  14. Особенности полифонии в русской музыке XVII – XVIII веков.

  15. Труды С.И.Танеева в контексте русской критической мысли о контрапункте.

  16. Прелюдия и фуга в творчестве западноевропейских и русских композиторов XIX века.

  17. Циклы прелюдий и фуг в музыке ХХ века.

  18. Основные тенденции в развитии контрапункта ХХ века.

Раздел III. Музыкальное искусство как проблема музыкознания


  1. Универсальный язык музыки

  2. Понятие интонации в музыке

  3. Интонация и семантика. Типология музыкальных интонаций.

  4. Функции музыки.

  5. Мелодическая и ритмическая концепции музыки.

  6. Особенности национальных музыкальных культур мира.

  7. Проблема канона и эвристики в музыке.

  8. «Музыкальные» эмоции.

  9. Пространственный параметр в музыке. Опространствование времени.

  10. Понятие содержания в музыке. Соотношение понятий «содержание» и «семантика».

  11. Высшие принципы искусства.

  12. Жанровое и стилевое содержание музыкального произведения.

  13. Содержание музыкальной формы.

  14. Проблема индивидуального замысла и художественной целостности музыкального произведения. Художественное открытие.

  15. Интерпретация музыкального произведения как проблема.

  16. Проблема восприятия музыкального произведения.

  17. Музыка как средства коммуникации.



Список рекомендуемой литературы
Литература I раздела
Русская музыка

  1. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала ХХ века. Л., 1968.

  2. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л., 1970.

  3. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л. 1929.

  4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ч.2. Интонация. М., 1947.

  5. Асафьев Б.В. Избранные труды, т. 1 – 4. М., 1952 –1955.

  6. Альшванг А.А. Избранные сочинения в 2-х тт. М., 1964, 1965.

  7. Альшванг А.А. Чайковский. М., 1959.

  8. Балакирев М.А. Исследования. Статьи. Л., 1961.

  9. Балакирев М.А. Воспоминания. Письма. Л., 1962.

  10. Балакирев М.В. и В.В. Стасов. Переписка. М., 1970, 1971.

  11. Баренбойм Л.А. А.Г.Рубинштейн. Л., 1957, 1962.

  12. Бородин А.П. Письма. М., 1928 – 1950.

  13. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс. М., 1956.

  14. Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века. Л., 1957.

  15. Воспоминания о Рахманинове. В 2-х тт. М., 1991.

  16. Данилевич Л. Последние оперы Римского-Корсакова. М., 1961.

  17. Даргомыжский А.С. Автобиография. Письма. Воспоминания. Пг., 1921.

  18. Даргомыжский А.С. Избранные письма. М., 1959.

  19. Дианин С.А. Бородин. М., 1955.

  20. Глазунов А.К. Музыкальное наследие. В 2-х тт. Л., 1959, 1960.

  21. Глинка М.И. Литературное наследие. М., 1973, 1975, 1977.

  22. Глинка М.И. Сборник статей под ред. Ливановой. М., 1950.

  23. Гнесин М. Мысли и воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове. М., 1956.

  24. Гозенпуд А.А. Н.А.Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества.

  25. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1969.

  26. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX и начала ХХ веков. Л., 1969 – 1975.

  27. Житомирский Д.В. Балеты Чайковского. М., 1969.

  28. История русской музыки. В 10 тт. М., 1983 – 1999.

  29. История русской музыки в материалах

  30. О симфонизме Рахманинова и его поэме «Колокола» // Советская музыка, 1973, № 4, 6, 7.

  31. Кандинский А.И. Памятники русской музыкальной культуры (хоровые произведения a capella Рахманинова) // Советская музыка, 1968, №3.

  32. Кандинский А.И. Из истории русского симфонизма конца XIX – начала ХХ веков // Из истории русской и советской музыки, вып. 1. М., 1971.

  33. Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

  34. Кюи Ц. Избранные статьи. Л., 1955.

  35. Ларош Г.А. Избранные статьи. В 5 вып. Л., 1974 – 1978.

  36. Левая Т. Русская музыка конца XIX - начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.

  37. Ливанова Т.Н., Протопопов В.В. М.И.Глинка, т. 1-2. М., 1966-1967.

  38. Лядов Ан.К. Жизнь. Портрет. Творчество. Пг.. 1916.

  39. Метнер Н. Муза и мода. Париж, 1935, репринт - 1978.

  40. Метнер Н. Статьи. Материалы. Воспоминания. Сост. З.Апетян. М., 1981.

  41. Метнер Н. Письма. М., 1973.

  42. Музыка и музыкальный быт старой России. Сб. ст. под ред. Асафьева. Л. 1927.

  43. Музыкальное наследие Чайковского. М., 1958.

  44. Мясковский Н. Музыкально-критические статьи. В 2-х тт. М., 1959.

  45. Мусоргский М.П. Литературное наследие. М., 1971-1972.

  46. Николаева Н.С. Симфонии Чайковского. М., 1958.

  47. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956.

  48. Павчинский С.Е. Произведения Скрябина позднего периода. М., 1969.

  49. Протопопов В.В. «Иван Сусанин» Глинки. М., 1961.

  50. Протопопов В.В., Туманина Н.В. Оперное творчество Чайковского. М., 1957.

  51. Рабинович А.С. Русская опера до Глинки. М., 1948.

  52. Рахманинов С.В. Литературное наследие. Сост. З.Апетян М., 1978 – 1980.

  53. Римский-Корсаков Н.А. Литературное наследие. Т. 1 – 18. М., 1955 – 1982.

  54. Римский-Корсаков Н.А. Воспоминания В.В. Ястребцева. Л., 1959, 1960.

  55. Римский-Корсаков А.Н. Н.А.Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. М., 1933 – 1946.

  56. Русская музыка и ХХ век. Сб. ст. М., 1997.

  57. Русская художественная культура конца XIX – начала ХХ века. Кн. 1, 3. М., 1969, 1977.

  58. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. Т. 1, 2. М., 1983, 1984.

  59. Савенко С.И. И.Ф.Стравинский. М., 2001.

  60. Стасов В.В. Статьи. О музыке. В 5-ти вып. М., 1975 – 1984.

  61. Скрябин А.Н. Письма. М., 1965.

  62. Скрябин А.Н. К 25-летию со дня смерти. М., 1940.

  63. Скрябин А.Н. Сб. ст. М., 1973.

  64. Соловцов А.А. Жизнь и творчество Римского-Корсакова.

  65. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. М., 1963.

  66. Стравинский И.Ф. Диалоги. М., 1971.

  67. Стравинский И.Ф. Сборник статей. М., 1973.

  68. Стравинский И.Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Т.1. 1892 – 1912. Ред-сост. В.П.Варунц. М., 1997.

  69. Танеев С.И. Материалы и документы. М., 1952.

  70. Памяти С.И.Танеева. Сб. ст. М., 1947.

  71. Туманина Н.В. Чайковский. В 2-х тт. М., 1962, 1968.

  72. Чайковский П.И. Литературное наследие. Т. 2 – 17. М., 1953 – 1981.

  73. Чайковский М.И. Жизнь П.И.Чайковского. М., 1900 – 1906.

  74. Чайковский П.И. и Танеев С.И. Письма. М., 1951.

  75. Фрид Э.Л. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. Л., 1974.

  76. Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1957.

  77. Цуккерман В.А. Выразительные средства лирики Чайковского. М., 1971.

  78. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970, 1975.


Зарубежная музыка

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книга 2-я. Интонация. М., 1947.

  2. Каратыгин В.Г. Избранные статьи. М. – Л., 1965.

  3. Ромен Роллан. Муз. – историческое наследие. Вып. 1 – 5. М., 1986 – 90.

  4. Музыкальная культура древнего мира. /Сб. статей под ред. Р.И.Грубера. Л., 1937.

  5. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983.

  6. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Том 1 – 2. М. – Л., 1941 – 1959.

  7. Барсова И.Л. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века). М.: Московская консерватория, 1997.

  8. Сапонов М.Л. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья. М.: Прест, 1996.

  9. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. /Сост. Х.-Й.Шульце; пер. с нем. и коммент. В.А.Ерохина. М., 1980.

  10. Русская книга о Бахе. /Сб.ст. под ред. Т.Н.Ливановой И В.В.Протопопова. М., 1986.

  11. Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. М. – Л., 1948.

  12. Конен В.Д. Театр и симфония. М., 1975.

  13. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.

  14. Музыкальная эстетика Германии XIX в. /Сост. Ал.В.Михайлов. В 2-х тт. М., 1981 – 1982.

  15. Музыкальная эстетика Франции XIX в. М., 1974.

  16. Рихард Вагнер. Избранные работы. /Пер. с нем. - М., 1978.

  17. Ференц Лист. Берлиоз и его симфония «Гарольд» //Лист Ф. Избр. статьи. М., 1959. – С.279 – 341.

  18. Ферман В.Э. Оперный театр. М., 1961.

  19. Николаева Н.С. «Золото Рейна» – пролог вагнеровской концепции мироздания. // Проблемы романтической музыки XIX века. /Сб. научных трудов. – М: Московская консерватория, Кафедра истории зарубежной музыки, 1992. – С.15 – 23.

  20. Царева Е.М. Иоганнес Брамс. / Автореферат докт. диссертации.

  21. Клод Дебюсси. Статьи, рецензии, беседы. / Пер. с франц. М. – Л., 1964.

  22. Бела Барток. Сб.Статей. М., 1977.

  23. Антон Веберн. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.

  24. Друскин М.С. О западноевропейской музыке ХХ в. М., 1973.

  25. Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.

  26. Иванов –Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып.1-2. М., 1933 – 1936.

  27. Das Musikwerk. Eine Beispielsammlung zur Musikgeschichte. Hrsg. von K.G.Fellerer. Koln: Arno Volk.

  28. Denkmaler Deutscher Tonkunst (DDT) [Многотомная серия «Памятники немецкого музыкального искусства»].

  29. Denkmaler der Tonkunst in Osterreich (DTO) [Многотомная серия «Памятники музыкального искусства в Австрии»].


Литература II раздела

Анализ музыкальных форм

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.

  2. Арановский М.Г. Симфонические искания. Л. 1979.

  3. Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970.

  4. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.

  5. Курс Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931.

  6. Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1978.

  7. Мазель Л.А. О мелодии. М., 1952.

  8. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М., 1978.

  9. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

  10. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л., 1981.

  11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

  12. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

  13. Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы И.С.Баха. М., 1981.

  14. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л., 1977.

  15. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

  16. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: Художественные возможности, структура, функции. М., 1985.

  17. Захарова О. Музыкальная риторика. М., 1984.

  18. Тараканов М.Е. Новые образы – новые средства. - «Советская музыка», 1966, №1, 2.

  19. Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.

  20. Тараканов М.Е. Творчество Родиона Щедрина. М., 1983.

  21. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.

  22. Холопова В.Н. Фактура. М., 1979.

  23. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М., 1983.

  24. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970., вып. II – М., 1975.

  25. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке. простые формы. М., 1980.

  26. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. М., 1974.

  27. Цуккерман В.А. Соната си минор Листа. М., 1984.

  28. Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М., 1984.


Гармония

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1 – 2 (1930 – 1947). Л., 1963.

  2. Беляев В.М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. М., 1972.

  3. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1978.

  4. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. М., 1981.

  5. Гуляницккая Н.С. Введение в современную гармонию. М., 1984.

  6. Дилецкий Н.П. Идея грамматики мусикийской. М., 1979.

  7. Должанский А.Н. О ладовой основе сочинений Шостаковича. (1947). в Кн.: Черты стиля Д.Д.Шостаковича. М., 1962.

  8. Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии, ч.1 – 2. М., 1924 – 1925.

  9. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера, М., 1975.

  10. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1975.

  11. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.

  12. Мясоедов А.Н. О гармонии классической музыки (корни национальной специфики). М., 1998.

  13. Паисов Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов ХХ века. М., 1977.

  14. Риман Х. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. М., 1896.

  15. Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии. – Полное собрание сочинений, т.IV. М., 1960.

  16. Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. М., 19697

  17. Танеев С.И. Анализ модуляций в сонатах Бетховена // В кн.: Русская книга о Бетховене. М., 1927.

  18. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма (1909). М., 1959.

  19. Тараканов М.Е. Новая тональность в музыке ХХ века. // В кн.: Проблемы музыкальной науки, в. I. М., 1972.

  20. Тюлин Ю.Н. О зарождении и первоначальном развитии гармонии в народной музыке. // В кн.: Вопросы музыкальной науки, в.2. М., 1970.

  21. Тюлин Ю.Н. Современная гармония и ее историческое происхождение /1963/. // В кн.: Теоретические проблемы музыки ХХ века, в.I. М., 1967.

  22. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии /1937/. М., 1966.

  23. Телин Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.

  24. Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии. // В кн.: Музыка и современность, в.4. М., 1966.

  25. Холопов Ю.Н. Лады Шостаковича // В кн.: Шостаковичу посвящается. М., 1997.

  26. Холопов Ю.Н. Структурные уровни гармонии // В кн.: Musica theorica, 6, МГК. М., 2000 (рукопись).

  27. Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии /1872/, Полное собр.соч., т.III-А. М., 1957.

  28. Этингер М.А. Раннеклассическая гармония. М., 1979.

  29. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи, ч. 1 – 3. М., 1908.

  30. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки. / Искусство, 1923, №1.


Полифония

  1. Асланишвили Ш. Принципы формообразования в фугах И.С.Баха. Тбилиси, 1975.

  2. Богатырев С.С. Двойной канон. М. – Л., 1947.

  3. Богатырев С.С. Обратимый контрапункт. М. – Л., 1947.

  4. Дмитриев А. Полифония как фактор формообразования. Л., 1962.

  5. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения (cantus firmus и работа с ним). М., 1982.

  6. Евсеев С. Русская народная полифония. М., 1960.

  7. Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского. М., 1980.

  8. Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведениях Д.Шостаковича. М., 1969.

  9. История полифонии: Евдокимова Ю.К. – выпуски I, II-а.

Дубровская Т.Н. – выпуск II-б.

Протопопов В.В. – выпуски III, IV, V.



  1. Корчинский Е.Н. К вопросу о теории канонической имитации. Л., 1960.

  2. Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии ХХ века. М., 1994.

  3. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931.

  4. Кушнарев Х.С. О полифонии. М., 1971.

  5. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное Барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

  6. Милка А. Теоретические основы функциональности. Л., 1982.

  7. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Составитель В.П.Шестаков. М., 1966.

  8. Мюллер Т. Полифония. М., 1988.

  9. Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире». М., 1991.

  10. Праут Э. Фуга. М., 1922.

  11. Протопопов В.В. Очерки из истории инструментальных форм XVI – начала XIX века. М., 1979.

  12. Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы И.С.Баха. М., 1981.

  13. Ровенко А. Практические основы стреттно–имитационной полифонии. М., 1986.

  14. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985.

  15. Скребков С.С. Учебник полифонии. Изд. 4. М., 1982.

  16. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

  17. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1959.

  18. Танеев С.И. Учение о каноне. М., 1929.

  19. Танеев С.И. Из научно-педагогического наследия. (Сб.Статей). М., 1967.

  20. Тимофеев Н.А. Превращаемость простых канонов строгого письма. М., 1981.

  21. Тюлин Ю.Н. Искусство контрапункта. М., 1964.

  22. Чугаев А. Особенности строения клавирных фуг Баха. М., 1975.

  23. Южак К.И. Теоретический очерк полифонии свободного письма. Л., 1989.


Литература III раздела

  1. Античная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А.Ф.Лосева. М., 1960.

  2. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. //Проблемы муз.мышления. М., 1974.

  3. Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура, свойства. М., 1998.

  4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ч.2. Интонация. М., 1971.

  5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

  6. Казанцева Л.П. Автор в музыкальном содержании. М., 1998.

  7. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания. Астрахань, 2001.

  8. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997.

  9. Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1968.

  10. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык». //От Люлли до наших дней. М., 1967.

  11. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л., 1979.

  12. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона. //Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

  13. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

  14. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс. //Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

  15. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М., 1978.

  16. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

  17. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

  18. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект. //СМ 1979 №3.

  19. Музыкальное содержание: наука и педагогика. Сб. статей. Уфа, 2002.

  20. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.

  21. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч.2. Л., 1981.

  22. Сохор А. Теория муз. жанров: задачи и перспективы. //Теоретические проблемы муз.форм и жанров. М., 1971.

  23. Соколов О. К проблеме типологии муз. жанров. //Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977.

  24. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции муз. мышления. //Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.

  25. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Спб., 2000.

  26. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М., 1983.

  27. Цуккерман В.А. Муз. жанры и основы муз. форм. М., 1964.

  28. Чередниченко Т.В. К проблеме художественной ценности в музыке. //Проблемы муз. науки. Вып.5. М., 1983.

  29. Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. М., 1994.



Похожие:

Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению
Достойное место в программе отводится проблемам создания, сохранения и распространения музыки, вопросам профилизации научных изысканий...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Основу типовой программы-минимума кандидатского экзамена составляют общие вопросы по фармацевтической химии и фармакогнозии – профильным...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы
Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по специальной дисциплине с учетом программы-дополнения к программе-минимум кандидатского...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма вступительного экзамена по специальности
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Московской государственной академии хореографии по специальности 17. 00. 01 – «Театральное...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»
Настоящая программа разработана Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и одобрена экспертным советом...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа экзамена предполагает детальное осознание аспирантом (соискателем) теоретико-методологических оснований методики обучения...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: "Катализ", "Кинетика химических реакций"
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Общие и методологические проблемы историко-научных и историко-технических исследований
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 11- «Социальная философия»
Целью научных исследований по специальности "Социальная философия" выступает разработка современного понимания общественного бытия...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 02 «Музыкальное искусство» по искусствоведению 2012 iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право составлена в соответствии с паспортом научной специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com