Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов



Скачать 306,21 Kb.
Дата19.05.2015
Размер306,21 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Спас-Деменска _____________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)




«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей _______________________

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № _1___» г. Спас-Деменска

__________/______________/

ФИО


Протокол №___

от «___» ____________2013 г



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № __1__» г. Спас-Деменска

__________/_____________/

ФИО
«___» ___________2013 г



«Утверждаю»

Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № __1__» г. Спас-Деменска


__________/_______________/

ФИО


Приказ №______

от «___» ____________2013 г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)


ДЛЯ 5-7-го КЛАССОВ


НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:

Учитель музыки

Батышева М.В.

I квалификационная категория.

2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

ДЛЯ 5–7-го КЛАССОВ

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр
Программа по Музыке для 5–7-го классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 57-го классов авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Пояснительная записка
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусствакоммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Общая характеристика программы
Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.

Таким образом, цель преподавания музыкального искусства в основной школе – развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Для этого необходимо решение таких задач, как развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты; воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий; освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира; изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства; знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.


Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5–7-м классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).


Требования к результатам обучения музыке

В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».



Личностные результаты изучения музыки:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

  • навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

Метапредметные результаты изучения музыки:

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.


Общие содержательные особенности программы для 5–7-го классов
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).

Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.

В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Кроме того, проблематика 6–7-го классов хотя и объединена в единое целое, а также несколько расширена по содержанию в теме «Современность в музыке», но исходная логика тематического развития и планирования уроков сохранена. Сделана также попытка предоставить учащимся 6–7-го классов более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 5-ти лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.

Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах1: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Поэтому раздел программы и глава учебника, с которой начинается работа уже с семиклассниками, и получила свое название «В свободном плавании». Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 6–7-му классам становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня в 5–7-м классах: взаимосвязь искусств – преобразующая сила музыки – в чем сила музыки – музыкальный образ – музыкальная драматургия.


Планируемые предметные результаты освоения содержания программы
5 кл. Взаимосвязь музыки, литературы и живописи. Преобразующая сила музыки

Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

6–7 кл. Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.



Музыка в современном мире: традиции и новаторство, музыка «легкая» и «серьезная», вечное и современное

Учащийся научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Учащийся должен уметь:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.



Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка»
Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):

  1. Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).

  2. Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.

  3. В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.

  4. Нотная хрестоматия для 5 кл.

  5. Фонохрестоматия для 5 кл.

  6. В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 6–7 кл.

  7. Нотная хрестоматия для 6 кл.

  8. Фонохрестоматия для 6 кл.

  9. Нотная хрестоматия для 7 кл.

  10. Фонохрестоматия для 7 кл.

Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора.

Тематическое планирование

к учебнику В.О.Усачёва Л.В.Школяр «Музыка»


5 класс

Четверть/

полугодие



Тема урока

Проблемный

контекст уроков



Примерный музыкальный материал

К-во ч.

Музыка и литература




1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

Многообразие и богатство связей музыки и литературы:

  • значение поэзии в вокальной музыке;

  • особенности взаимодейст­вия музыки и текста в возникнове­нии народных песенных жанров;

  • литература как идея или основа для создания програм-мных и непрограм-мных произведений;

  • формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов;

  • многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки;

  • жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия




С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч.). С. Рахманинов. Вокализ.

Русская народная песня «Мы пойдем погулять». П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»). Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»). Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»).

Франц. нар. песни «Карманьола» и «Са ира».

Н. Мясковский. Симфония № 6 (финал)

8

2

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

Музыка обогащает литературу:

  • музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений;

  • каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни;

  • музыкальность как мера совершенства литературного текста;

  • «говорящая» тема как критерий выразительности музыки;

  • воспитание музыкой через литературу;

  • музыка как компонент синкретичных жанров.

«У лукоморья» (попевка).

Норвежская народная песня «Волшебный смычок».

Грузинская народная мелодия.

Сказка «Музыкант-чародей». А. Аладов «Мелодия».

И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).

А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части). К. Паустовский «Старый повар». В. Моцарт. Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части).

Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик».

А. Гайдар «Судьба барабанщика» (фрагмент). Ф. Шопен. Вальс (си минор). Р. Роджерс «До-ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки»)



7

Музыка и изобразительное искусство




3

Можем ли мы увидеть музыку

Связь музыки с изобразительным искусством:

  • музыка рождает зрительные ассоциации;

  • изображение рож-дает музыкальные ассоциации;

  • музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему;

  • «зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения




К. Листов. «Песня о тачанке».

Шведская народная песня «Три парня». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч). Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых». С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Л. Бетховен «Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры). М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»). С. Прокофьев. Ария Кутузова (из оперы «Война и мир»). М. Глинка. Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин»).


10

4

Можем ли мы услышать живопись

  • внутренний слух и внутреннее зрение;

  • картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве;

  • ритм, колорит, пространство в музыке и живописи;

  • музыка и изображение как основа синкретичных жанров;

  • музыка и музыканты становятся живописными образами;

  • «звучащие» полотна;

  • «живописные» партитуры;

  • границы отдельных искусств не замкнуты;

  • искусства ежеминутно переходят одно в другое

Д. Шостакович. Одиннадцатая симфония («1905 год») («Набат» 4-я часть). Военные сигналы. М. Равель «Хабанера». Д. Кабалевский «Спокойной ночи». К. Дебюсси «Празднества». А. Цфасман «Здорово». Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон». Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге». И. Стравинский «Петруш­ка» (1 картина 1-й части балета).


8


6–7 класс

Тема

урока


Проблемный контекст урока

Примерный музыкальный материал

К-во

ч.


Преобразующая сила музыки

Две стороны вопроса о связи музыки с жизнью неразделимы:





  • жизнь рождает музыку, музыка воздействует на жизнь;



  • музыка воздейст­вует на жизнь через чело­века, вызывая в нем определенные чувства и мысли, вызывая и погло­щая энергию, ска­зывается на его деятель­ности и мировоззрении;




  • накопление и анализ примеров влияния музыки на жизнь.




Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» Жак Брель «Вальс». А. Островский «Маль­чишки и девчонки». Русская народная песня «Зеленая рощица». П. Чайковский. Симфо­ния № 6 (вторая тема 1-й части). П. Чайковский. Вальс (фа минор). Ф. Шопен. Вальс (ми минор). С. Прокофьев «Повесть о настоящем человеке» (сцена из 5-й картины оперы). Д. Кабалевский «Чудо-музыка». М. Теодоракис «На побе­режье тайном». «Я — фронт». И. С. Бах. Органная фуга (соль минор), Прелюдия (ми минор). Л. Бетховен. Менуэт (соль мажор). И.С. Бах «Весенняя песня». Л. Бетховен. Симфо­ния № 5 (1-я часть). С. Прокофьев «Мы идем тесной кучкой» и «Революция» из кантаты «К 20-летию Октября». Русская народная песня. Во кузнице. А. Скрябин. Этюд (соч. 8, № 12). Н. Римский-Корсаков. «Шествие» (из оперы «Золотой петушок»). Г. Эйслер «Песня единого фронта». С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1 часть). Д. Кабалевский «Маленький реквием».

15

В чем сила музыки

Жизненная правда неотделима от правды искусства так же, как красота искусства неотделима от жизненной красоты:


  • красота музыки заключается в том, что она выражает, о чем рассказывает;

  • красота музыки заключается в том, как она рассказывает;

  • неправда и кра­сота несовместимы;

  • точно найденные слова и музыкальные интонации по­могают поэту и композитору в их творчестве – делают их искусство красивым и правдивым;

  • музыка бывает красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни;

  • музыка великих композиторов красива и правдива, потому что в ней выражается ши­рокое жизненное содержание;

  • богатство средств музыкальной выразительности – необходимый для создания музыкальной красоты инструмент;

  • в каждом музыкальном произведении независимо от его жанра и масштабов есть хоть малая частица жизни – это есть жизненное содержание музыки;

  • музыка «возвращает в жизнь» не только то, что «от жизни взяла», но зачастую добавляя что-то новое, чего раньше в жизни не было;

  • сопостав­ляя музыкальный образ с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков, учимся вос­принимать его содержание ;

  • когда жиз­ненное "содержание воплощено в музыкальном произведении та­лантливо и мастерски, тогда возникает про­изведение искусства, способное выразить правду жизни, ее бо­гатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразую­щую роль в жизни.

Самостоятельный содержатель­ный анализ:

восприятие содержание музыкаль­ного образа, в сопоставлении его с правдой, богатством и красотой человече­ских чувств, мыслей и поступков;



развитие способности различать стилистическое своеобразие композитора и оценивать его мастерство (музыкаль­ные средства выражения, единство формы и содержания и т.д.).


М. Глинка. Ария Сусанина. Хор «Славься». В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате».

И.С. Бах «Шутка» из Сюиты № 2. Вокализ № 1. Двухголосный полифонический вокализ № 1. И. Стравин-ский. Сюита № 2. «Улица хмурится». А. Зацепин «Ты слышишь, море?» Н. Римский-Корса­ков. Ария Снегурочки, Песня Леля, Сцена таянья Снегурочки (из оперы «Снегурочка). В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (рондо). В. Моцарт «Реквием». Г. Свиридов «Время, вперед!» (увертюра). Д. Кабалевский. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Финал). С. Прокофьев. Сюита «Зимний костер» (Отъезд)». Д. Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы». В. Салманов «Увели нашу подружку» (4-я часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»). С. Рахманинов «Весенние воды». Ю. Чичков «Песня про жирафа». Ф. Бахор «Мараканда».

И. Штраус. Вальс из оперетты «Летучая мышь».

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (2-я и 3-я части).


18

Музыкальный

образ

Если музыка — сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создаёт музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нём музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие.
Учиться воспринимать и понимать содержание музыкального образа – это значит развивать свою способность слышать, понимать и уметь охарактеризовывать с точки зрения жизненного содержания и музыкального воплоще­ния (формы) разные типы музыкальных образов.


С. Прокофьев. Вальс, Ария Кутузова, Тема войны, Полонез и др. фр-ты из оперы «Война и мир». А. Новиков. «Дороги». «Баллада о солдате» Ф. Шуберт «Лесной царь». Скрябин. Этюд № 12 (соч 8.) , Прелюдия (соч. 5, № 4). Русская народная песня «Милый мой хоровод». С. Рахманинов «Весенние воды», «Островок». Л. Бетховен «Эгмонт» (увертюра), «Песня Клерхен». Л. Бетховен. Соната № 14. М. Равель «Болеро». К. Молчанов «Песня туристов» (из оперы «А зори здесь тихие»). Ф. Лист. Вторая рапсодия. Пит Сигер «Песня о молоте» Б. Дварионас «Деревянная лошадка». В. Лаурушас «В  путь». Ф. Шопен. Вальсы. А. Пахмутова «Звездопад».

И.С. Бах. Органная фуга (ля-минор), Органная токката и фуга ре минор. Д. Шоста-кович. Симфония № 7 (1 ч.).

Я. Сибелиус «Грустный вальс».

15

Музыкальная драматургия

Современность в музыке


  • От наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального образа к наблюдению за жизнью не­скольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведе­ния, к музыкальной драматургии;

  • Различные музыкальные образы не только сопоставляются, не только вступают в противоречие, но и в открытые столкновения друг с другом, и на место самостоятельного их развития приходит развитие «конфликтное»;

  • Основной принцип сонатной формы – столкновение или сопоставление двух контрастных образов (музыкальных тем) и их развитие на этой основе;

  • Разновидности сонатных форм возникают в зависимости от образного наполнения каждого произведения, от специфики авторской идеи.

Понятие «современная му­зыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и внешнем — как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком — как музыка, отвечающая передовым иде­ям и идеалам нашего времени.

Воззрения на мир и на человека —содержательная основа музыкального произведения.


Духовный мир человека – ключевое понятие в разрешении проблемы, что такое современное в искусстве: добро и зло, возвышенное и низменное (обыденное), прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, переживания отдельного человека или всего человечества и т.д.
«Свободное плаванье»:

«благоговение перед жизнью», «воля-к-жизни», стремление достичь высшей степени совершенства, которое заложено в их природе.


«Мотив-к-жизни» – поиск красоты и правды.
Музыка «серьезная» и «легкая»:

  • различие между двумя значениями понятий «легкая музыка» и «серьезная, связанное с особенностями восприятия и содержания произведений;

  • мода, стиль, вкус и гений




М. Глинка. Увертюра (из оперы «Руслан и Людмила»).

Г. Струве «Школьный корабль». В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Д. Тухманов «День Победы». А. Эшпай «Венгерские напевы». Э. Григ. Соната для Виолончели с фортепиано. Д. Кабалевский «Счастье». М. Огиньский. Полонез. В. Моцарт. Симфония № 40.

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». А. Александров «Священная война». С. Прокофьев «Золушка» (фрагменты из балета). И.С. Бах «Хорал». И.С. Бах «Речитатив». «Хор и Ария альта» ( из «Страстей по Матфею»). С. Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин». Л. Бетховен «Хвала природе». Л. Бетховен. Симфония № 6, Симфония № 9. И. Штраус «Полька-пиццикато». А. Петров «Я шагаю по Москве». Ф. Шуберт «В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»). П.И. Чайковский. Симфония № 4 (3 ч.). Э. Вила Лобос. Ария из «Бразильской бахианы». Э. Колмановский «Вальс о вальсе». Ф. Лэй «История любви». «Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…» Дж. Леннон и П. Маккартни «Потому что». Негритянские спиричуэлс «Блюз Западной окраины». Дж. Верди. «Песенка Герцога». И. Дунаевский «Песня об акации» (из оперетты «Белая акация»).

Руская народная песня «Комара женить мы будем».

Дж. Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром

(I часть).



С. Прокофьев. Классическая симфония

9

9



1 Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и многое другое».


Похожие:

Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) маоу «Гимназия №1» наименование оу

Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconНаименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Количество часов

Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconПрограммно-методическое обеспечение учебного процесса в гбоу цо «Чертаново» 2013-2014 учебный год Класс Наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconРабочая программа по музыке (наименование учебного предмета/курса) для 5-7 классов
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта ( приказ мо РФ от 05. 03. 2004 №1089); Федерального базисного...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconРабочая учебная программа по музыке (наименование учебного предмета/курса)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconРабочая программа по алгебре (указать название учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconПриказ № от 2013г. 2013г. 2013г. Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) маоу «Гимназия №1» наименование оу
О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (М.: Просвещение, 2011). В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития...
Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconРабочая программа дисциплины (модуля) биофизика (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки
Фгоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова»
Рабочая программа по музыке (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5-7-го классов iconУчебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
Являясь составной частью образовательной программы оу, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com