Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата



Скачать 279,8 Kb.
Дата19.05.2015
Размер279,8 Kb.
ТипДокументы

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО АВТОМАТА
Знакомый многим по старым фильмам музыкальный автомат возвращается: теперь в некоторых заведениях общепита можно заказать любимую песню. Несмотря на то что музыкальный вендинговый бизнес набирает обороты, в справочных системах, в прессе и Интернете мы не нашли ни одного материала, в котором было бы уделено внимание бухгалтерским, налоговым и правовым аспектам организации этой деятельности. Между тем вопросов у тех, кто решил приобрести и установить в кафе или баре музыкальный автомат, предостаточно, что подтверждают сообщения на форумах в Интернете и письма в нашу редакцию. Какой договор заключить с владельцем автомата, желающим разместить его в помещении кафе? Кто обязан выплачивать вознаграждение за использование музыкальных произведений (объектов авторских прав) и фонограмм (объектов смежных прав) - владелец автомата или заведение общепита? В рамках какого режима могут уплачиваться налоги предприятием общепита, получающим доходы от использования собственного автомата? В каком порядке инкассировать автомат? Должен ли музыкальный автомат снабжаться фискальным регистратором? Ответить на эти и многие другие вопросы мы постарались в рамках данной статьи.
Несколько слов о том, зачем нужен музыкальный автомат
Не каждый ресторан, кафе или бар могут позволить себе постоянно, в течение всего времени работы заведения, услуги профессиональных музыкантов, играющих живую музыку, или хорошего ди-джея. Музыкальный автомат - один из вариантов решения проблемы досуга клиентов.

Музыкальный автомат представляет собой системный блок компьютера, монитор и блок управления с купюроприемником (монетоприемником). Принцип действия прост: на мониторе выведен список песен, после оплаты услуги с помощью блока управления выбирается музыкальное произведение, которое клиент хочет прослушать. Функция "караоке" дает возможность посетителям самим исполнить любимую песню. В большинстве современных музыкальных автоматов используется цифровой формат записи, что позволяет разместить в памяти автомата десятки тысяч мелодий, причем коллекция песен легко пополняется. Стоимость заказа устанавливается по желанию собственника автомата, в основном за прослушивание одной песни плата составляет 10 - 20 руб., за исполнение караоке - 30 руб.

Музыкальный автомат полностью решает вопросы фоновой музыки в кафе: в случае отсутствия заказов он может проигрывать различные плей-листы. Очевидный плюс автомата состоит в высвобождении части персонала, которая обычно следит за фоновой музыкой в заведении, то есть отвлекаться на прием заявок бармену не придется. Кроме того, у предприятия возникает дополнительный доход от прослушивания музыки и, если автомат имеет монитор, обеспечивающий попутно с проигрыванием музыки визуальный ряд, доход от размещения рекламных роликов и (или) баннеров.

В качестве источника для скорейшего извлечения прибыли музыкальный автомат вряд ли идеальный вариант. Тем не менее его рентабельность может оказаться достаточно высокой в не самых дорогих заведениях общепита, в ассортименте которых есть крепкие напитки, желательно работающих вечером и ночью. В иных местах рассчитывать на громадный интерес к автомату публики не стоит, хотя, бесспорно, для создания неповторимой атмосферы в заведении и придания ему элемента индивидуальности музыкальные автоматы просто незаменимы (на рынке предлагается масса вариантов их исполнения и дизайна).

Для владельца кафе существует, по сути, три варианта обзавестись музыкальным автоматом: купить, арендовать автомат или позволить владельцу автомата разместить его в помещении кафе за обусловленную договором плату. В каждом случае у предприятия общепита возникают свои вопросы, на которые мы ответим чуть позже, а сначала разберемся, когда кафе придется самостоятельно легализовать прослушивание музыки.
Вознаграждение обладателям авторских и смежных прав
Мы уже неоднократно обращали внимание читателей на то, что любые музыкальные произведения - объекты авторских прав, а фонограммы - объекты смежных прав. Повторимся, чтобы не нарушить права владельцев исключительных прав на эти объекты и в полной мере выполнить требования ГК РФ тем кафе, в которых звучит музыка, необходимо:

1) заключить лицензионное соглашение непосредственно с авторами (правообладателями) либо представляющей их организацией по управлению правами на коллективной основе (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1243 ГК РФ). Лицензию в принципе можно получить у любой организации по управлению правами на коллективной основе, но в основном, конечно, заключаются такие договоры с Российским авторским обществом (РАО), поскольку эта организация имеет государственную аккредитацию (Приказ Росохранкультуры от 15.08.2008 N 16) на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (п. 1 ст. 1244 ГК РФ). В одной и той же сфере коллективного управления не может быть аккредитовано несколько организаций, только одна (п. 2 ст. 1244 ГК РФ). Преимущество аккредитованной организации в том, что она, в отличие от иных, неаккредитованных организаций, вправе осуществлять управление правами тех правообладателей, с которыми у нее как заключены, так и не заключены договоры о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1242 ГК РФ, п. 3 ст. 1244 ГК РФ), если только правообладатель в установленном порядке не изъял свои права из ее управления;

2) заключить с организацией по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (пп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), договор о выплате причитающегося правообладателям вознаграждения (п. п. 1, 2 ст. 1326 ГК РФ) (чтобы не нарушить исключительное право изготовителей фонограмм (звукозаписывающих компаний) и исключительное право исполнителей на зафиксированное в фонограмме исполнение). Подчеркнем, такой договор должен быть заключен исключительно с аккредитованной организацией в силу прямого указания закона. Такой организацией является Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) (Приказы Росохранкультуры от 06.08.2009 N 136, N 137).

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ под публичным исполнением произведения понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Публичное исполнение фонограммы - это любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ).

Согласно п. 32 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.

В случае публичного исполнения произведений с использованием музыкальных автоматов и систем караоке авторское вознаграждение выплачивает владелец (арендатор) указанных технических средств как лицо, организующее публичное исполнение произведений. Расчет суммы авторского вознаграждения в этом случае производится исходя из ставки авторского вознаграждения для предприятия, на территории которого расположены данные технические средства, которая озвучивается с их использованием. Об этом прямо говорится в п. 3 Положения о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений, утвержденного Постановлением Авторского Совета РАО от 12.12.2008 N 3.

Аналогичное положение содержится в п. 11 Положения о ставках вознаграждения в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, на 2009 г., утвержденного ВОИС: в случае публичного исполнения фонограмм с использованием музыкальных автоматов и систем караоке вознаграждение выплачивает владелец (арендатор) указанных технических средств как лицо, организующее публичное исполнение фонограмм. Вознаграждение рассчитывается исходя из ставки вознаграждения для предприятия, на территории которого установлен музыкальный автомат или иное техническое средство, которая озвучивается с использованием этого автомата (средства).

Таким образом, у предприятия общепита не возникает обязанности заключить лицензионный договор и выплачивать авторское вознаграждение за публичное исполнение музыкальных произведений, а равно не возникает обязанности выплачивать вознаграждение за публичное исполнение фонограмм в случае, если оно предоставляет другому лицу возможность разместить и эксплуатировать автомат в принадлежащем ему кафе. Уладить вопросы с использованием объектов авторских и смежных прав обязан владелец (арендатор) автомата.
Примечание. Весьма распространено заблуждение о том, что при публичном исполнении произведений с использованием музыкальных автоматов в любом случае вознаграждение авторам произведений, исполнителям и изготовителям фонограмм должны перечислять сами кафе, бары, рестораны.
Если же в заведении будет использоваться музыкальный автомат, принадлежащий владельцу заведения или арендованный им, то именно у него возникнет обязанность перечислять вознаграждение в РАО и ВОИС. Ежемесячно придется выкладывать немалую сумму <1>:

- столовым, закусочным - 1000 руб. (500 руб. x 2);

- барам, кафе - 2000 руб. (1000 руб. x 2);

- ресторанам - 3000 (1500 руб. x 2).

--------------------------------

<1> В зависимости от конкретных условий деятельности заведению могут быть предложены скидки (см. Положения о ставках вознаграждения, утвержденные РАО и ВОИС).
Почему ставки вознаграждения удвоенные? Дело в том, что на данный момент РАО и ВОИС утвердили одинаковые фиксированные ставки вознаграждения (500, 1000, 1500 руб.) для различных категорий заведений, а выплаты нужно производить в обе организации.

Одновременно с перечислением вознаграждения пользователю необходимо представлять в РАО и ВОИС сведения о песнях, которые публично исполнялись за отчетный период, чтобы эти организации могли установить правообладателей, которым причитается вознаграждение, и распределить вознаграждение между ними. Это не вызовет никаких затруднений, если программа музыкального автомата собирает статистику воспроизведенных песен. Если же составить отчет невозможно, РАО и ВОИС распределят вознаграждение в соответствии со "шкалой популярности" артистов.

Еще один вопрос, который необходимо исследовать: вправе ли предприятие общепита копировать музыку на жесткий диск музыкального автомата (а современные автоматы имеют как раз таки жесткий диск, а не начинены компакт-дисками, как это было раньше)? Дело в том, что копирование музыкальных композиций в память ЭВМ считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения (фонограммы) до всеобщего сведения (пп. 1 п. 2 ст. 1270, пп. 5 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Воспроизведение - самостоятельный способ использования как фонограммы, так и музыкального произведения. Чтобы получить право на воспроизведение произведения (фонограммы) необходимо договориться непосредственно с правообладателями, поскольку такой способ использования, как воспроизведение, не может быть предоставлен РАО или ВОИС (они вправе выдать лицензию только на публичное исполнение). Полагаем, в рассматриваемой ситуации подобной необходимости не возникает, поскольку запись музыки в память ЭВМ осуществляется с единственной целью: правомерно использовать эти записи способом их публичного исполнения.
Размещаем в кафе чужой автомат
Пожалуй, самый простой вариант организовать в кафе работу музыкального автомата - заключить договор с его владельцем, на основании которого автомат будет размещен в зале заведения общепита за определенную плату. В этом случае владелец автомата будет производить его полное обслуживание: обновление музыкальной коллекции, настройку, устранение технических неисправностей, инкассирование. Какой договор следует заключить кафе и владельцу автомата? На первый взгляд их отношения нужно оформить договором аренды (субаренды) части помещения. Однако в рассматриваемом случае такой договор не может быть заключен. Дело в том, что сдать в аренду часть площади помещения (скажем, 2 кв. м) нельзя. Поясним.
Часть площади помещения нельзя сдать в аренду
Как известно, объект аренды, которым могут быть только непотребляемые вещи (движимое и недвижимое имущество), необходимо четко определить в договоре (п. 3 ст. 607 ГК РФ). В противном случае договор считается незаключенным. Договор аренды помещения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента ее проведения (п. 2 ст. 651 ГК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений").

Закон о регистрации <2>, дополняя положения п. 3 ст. 607 ГК РФ, предусматривает необходимость предоставления заявителем на государственную регистрацию договора аренды части нежилого помещения документа, позволяющего точно установить имущество, подлежащее передаче в аренду. Согласно требованиям п. 3 ст. 26 Закона о регистрации при передаче в аренду зданий, сооружений, помещений в них или части помещений к договору аренды недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Упоминание в данной норме части помещения позволяет считать, что объектом аренды может выступать неизолированная часть площади помещения. В действительности это не так. Несколько квадратных метров помещения невозможно сдать в аренду ввиду неопределенности объекта аренды. Хотя, конечно, если все же "сдать в аренду", условно говоря, два квадратных метра под размещение музыкального автомата, но заключить договор "аренды" на срок менее года, то, может статься, стороны и не столкнутся с какими-либо проблемами при условии, что ни одна из сторон не обратится в суд в период действия договора "аренды" (на государственную регистрацию договор, заключенный на срок менее года, не отправится в любом случае).

Итак, полагаем, объектом аренды может выступать только изолированная часть помещения, иными словами, только та часть помещения, которая представляет собой помещение (комнату). Это подтверждает сложившаяся судебно-арбитражная практика.

Прежде всего обратим внимание читателей на такой момент. До 17.05.2008 п. 3 ст. 26 Закона о регистрации был изложен в иной редакции: для регистрации договора аренды требовалось приложить к договору аренды поэтажный план здания, сооружения, на котором обозначены сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади, удостоверенный БТИ (сейчас, напомним, вместо поэтажного плана необходимо представить кадастровый паспорт здания, сооружения или помещения). Внесение изменений в данный пункт обусловлено вступлением в законную силу (с 1 марта 2008 г.) Закона о кадастре <3>, в соответствии с которым вместо технического учета зданий, строений и сооружений и кадастрового учета земельных участков введен единый кадастровый учет всех объектов недвижимости с отражением его результатов в кадастровом паспорте.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Если проанализировать арбитражную практику за 2007 - 2009 гг., то получается следующая картина. На протяжении рассматриваемого периода регистрационные службы отказывают в регистрации договора аренды части помещения. Однако в 2007 г. суды признавали отказ в регистрации необоснованным и обязывали зарегистрировать такой договор, если на поэтажном плане здания, прилагаемом на государственную регистрацию к договору аренды, графически отображались границы и размер арендуемой площади (например, посредством нанесения штриховки соответствующей части помещения). Так, в Постановлениях от 20.09.2007, 27.09.2007 N КГ-А40/9763-07, от 26.07.2007 N КГ-А40/6697-07 ФАС МО пришел к выводу о том, что стороны индивидуализировали объект аренды, заштриховав часть помещения, передаваемую в аренду, красным цветом на поэтажном плане, необходимость обозначения подлежащего передаче в аренду объекта в документах БТИ отсутствует, достаточно того, что стороны ясно выразили свою волю относительно того, какая часть помещения передается в аренду, в самом договоре аренды.

Однако в 2008 - 2009 гг. позиция арбитражных судов полностью поменялась (во всех постановлениях рассматриваются ситуации, сложившиеся на момент действия п. 3 ст. 26 Закона о регистрации, требующего приложить к договору аренды поэтажный план здания с указанием размера арендуемой площади).

ФАС МО, суды г. Москвы и области пришли к следующим выводам (Постановления ФАС МО от 31.12.2008 N КГ-А40/12215-08-П, от 25.12.2008 N КГ-А40/9931-08, от 17.03.2008 N КГ-А40/1836-08, от 30.09.2008 N КГ-А40/7700-08, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 N 09АП-4878/2008, от 24.09.2008 N 09АП-10878/2008-АК):

- подлежащая передаче по договору аренды часть помещения должна быть описана в документах технического учета БТИ как самостоятельный объект недвижимости, так как при техническом учете происходит описание реально существующего объекта недвижимости;

- объективными границами недвижимости являются конструктивные элементы зданий и сооружений - стены, перегородки, потолки и т.п., при этом эти границы служат не только для описания, но и подтверждают юридический факт существования объекта недвижимости;

- отсутствие номера части помещения и описания его точного места положения в помещении не позволяет индивидуализировать объект аренды;

- самостоятельное согласование на поэтажном плане БТИ границ передаваемой в аренду части помещения не свидетельствует о ее надлежащем описании (индивидуализации) как объекта договора аренды, так как сведения в ЕГРП об объекте недвижимого имущества вносятся только на основании документов, выданных соответствующими уполномоченными органами (в данном случае - БТИ).

Подобные выводы (правда, речь шла уже о кадастровом, а не о техническом учете) прозвучали и в Постановлениях суда Волго-Вятского округа. В Постановлениях от 22.04.2009 N А82-3588/2008-38, от 25.09.2008 N А29-525/2008 суд этого округа признал договор субаренды части помещения незаключенным, указав на то, что исходя из смысла ст. 130 ГК РФ предметом сделки по передаче недвижимости может быть только самостоятельный объект недвижимости с уникальными характеристиками. Способом индивидуализации недвижимого имущества в качестве объектов гражданского оборота, позволяющим определить его в виде индивидуально-определенной вещи, является проведение государственного кадастрового учета на основании Закона о кадастре. Часть помещения, признаки которой (размер и местонахождение) отражены в договоре субаренды, не является вновь созданным недвижимым имуществом, поскольку физически новый объект недвижимости не сформирован в установленном законом порядке. Поэтому в силу ст. 129 ГК РФ эта часть помещения не способна служить объектом имущественного оборота и совершение с ней сделок не допускается.

Обратимся также к Рекомендациям Научно-консультативного совета о практике применения законодательства (выработаны по итогам совместного заседания Научно-консультативных советов при ФАС ВВО и ФАС ПО, состоявшегося 25.03.2009 в г. Нижнем Новгороде). Вопрос 27, по которому представлены рекомендации НКС, звучит следующим образом: может ли быть объектом договора аренды неизолированная часть нежилого помещения? Каковы критерии индивидуализации такого объекта аренды как части нежилого помещения? Вот что отвечает НКС: часть здания не может быть объектом аренды, правила гл. 34 ГК РФ к спорному правоотношению не применимы. Субъектами гражданского оборота заключен договор, не поименованный в Гражданском кодексе, обязательным условием которого является непротиворечие его закону (ст. ст. 8 и 421 ГК РФ). Гражданские права и обязанности, возникающие из этого договора, регулируются общими положениями о договорных обязательствах.

Должны сказать, что НКС выразился не совсем точно. Объектом договора аренды не может быть часть здания, не являющаяся помещением. Помещения - это конструктивно и (или) функционально выделенные части зданий. На помещение может быть получен кадастровый паспорт при условии, что оно изолировано и обособлено от других помещений в здании (п. 7 ст. 27 Закона о кадастре). А вот части зданий, не являющиеся помещениями, не признаются объектами недвижимости. Например, не может быть признана объектом недвижимости такая часть здания, как стена или фундамент, их принято называть конструктивными элементами. В подтверждение сказанного можно привести п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66. В нем указано, что передача вещи в аренду всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью. А конструктивный элемент здания (в данном случае речь шла о крыше) невозможно передать в пользование отдельно от здания, следовательно, крыша не является самостоятельным объектом недвижимости, который может быть передан в аренду отдельно от здания и выступать объектом аренды. Президиум ВАС указал, что договор, предметом которого являлось предоставление истцу возможности на возмездной основе размещать рекламу на крыше принадлежащего ответчику здания, не противоречит ГК РФ, отношения сторон регулируются общими положениями об обязательствах и договорах, а также условиями самого договора.

В п. 7 Постановления от 23.07.2009 N 64 Пленум ВАС пошел дальше, указав, что к договору пользования частью здания, например несущей стеной или крышей здания для размещения наружной рекламы, применяются по аналогии положения законодательства о договоре аренды, и он подлежит государственной регистрации применительно к п. 2 ст. 651 ГК РФ. При этом обременение устанавливается на все здание в целом. Почему на здание в целом, Пленум ВАС не поясняет. Считаем, это связано с тем, что (как ранее было отмечено Президиумом ВАС) часть здания, не являющуюся самостоятельным объектом недвижимости, невозможно передать в пользование отдельно от здания.

Таким образом, для того чтобы предоставить возможность пользоваться, например, частью стены в помещении кафе или частью площади помещения для размещения музыкального автомата, предприятие общепита и владелец музыкального автомата вправе заключить договор, который может именоваться "договор на размещение музыкального автомата в помещении кафе". Не советуем заключать такой договор на срок более года. Ведь долгосрочный договор согласно разъяснениям Пленума ВАС придется регистрировать, но механизм регистрации договора пользования частью помещения в действующем законодательстве не описан, а значит, эта процедура вызовет загвоздку.

Не проще ли заключить с владельцем музыкального автомата договор возмездного оказания услуг на размещение музыкального автомата, спросят читатели. Действительно, на практике подобные договоры заключаются для размещения терминалов по оплате услуг связи, кофе-, снек-автоматов и т.д. Однако, по нашему мнению, "услуговый" договор не соответствует правовой природе отношений между собственником помещения и владельцем автомата. В ГК РФ термин "услуга" не разъясняется. В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова дается следующее определение: услуга - это действие, приносящее пользу другому. Налоговый кодекс (ст. 38) называет услугой деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Блага, предоставляемые исполнителем заказчику на основании договора возмездного оказания услуг, представляют собой непосредственно деятельность или действия, а не вещи (Постановление ФАС ЗСО от 08.06.2009 N Ф04-3406/2009(8412-А70-50)). В связи с этим весьма сомнительно, что обеспечение беспрепятственного доступа к музыкальному автомату может рассматриваться как услуга, поскольку по своей сути является скорее бездействием, нежели действием.
Налогообложение
Объекта ЕНВД в данном случае не возникает: площадь, передаваемая в пользование под установку музыкального автомата, не соответствует понятию "торговое место", установленному ст. 346.27 НК РФ, поскольку в рассматриваемом случае предоставленная в пользование площадь будет использоваться не для совершения сделок розничной купли-продажи товаров, а для оказания услуг по музыкальному обслуживанию (Письмо Минфина России от 03.02.2009 N 03-11-06/3/14 <4>).

--------------------------------

<4> В данном Письме речь идет о платежных терминалах по оплате услуг связи, но, полагаем, уместно провести аналогию.
С доходов, полученных в виде платы за предоставление возможности размещения музыкального автомата в помещении кафе, предприятию общепита придется уплачивать налоги в рамках традиционной системы налогообложения или "упрощенки". И в том и в другом случае эти доходы отражаются в составе внереализационных (п. 4 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Покупаем собственный музыкальный автомат

или берем его в аренду
Если предприятие общепита решит обзавестись собственным музыкальным автоматом или арендует его, у него неизбежно возникнут вопросы, связанные с его эксплуатацией.
Нужно ли применять ККМ?
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. К контрольно-кассовой технике, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в соответствии со ст. 1 Закона N 54-ФЗ относятся ККМ, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Согласно ст. 3 Закона N 54-ФЗ на территории РФ применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр. В силу ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. При этом ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций), должна быть зарегистрирована в налоговых органах, быть исправна, опломбирована в установленном порядке, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы, оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в предусмотренных законом случаях ККМ влекут наложение административного штрафа (на граждан - от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб., на должностных лиц - от 3 тыс. до 4 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.).

Музыкальный автомат используется для оказания услуг по музыкальному обслуживанию населения и, получается, должен выдавать чек. Однако не все так однозначно. Чтобы разобраться в вопросе, посмотрим, как обстоят дела с использованием ККМ у торговых автоматов и платежных терминалов. Как известно, налоговики требуют, чтобы торговые автоматы (кофе-автоматы, снек-автоматы и другие автоматы) оснащались моделями ККМ (например, фискальным регистратором ПРИМ-21К), которые могут работать в составе таких автоматов при условии размещения под кожухом автомата и получения данных по каналу связи (Письма ФНС России от 18.05.2006 N ММ-6-06/511@, от 20.09.2006 N 06-9-10/322@). Все дело в том, что в перечне ККТ, включенной в Государственный реестр, нет торговых автоматов. Кроме того, в Письмах налоговиков последовательно отстаивается точка зрения, что без выдачи кассовых чеков нельзя эксплуатировать и платежные терминалы (например, Письма УФНС по г. Москве от 16.11.2007 N 22-12/110190, от 17.05.2007 N 818-11/2/045801@).

На данный момент вопрос о применении ККТ торговыми автоматами обстоит так. В Письме от 14.04.2008 N 03-01-15/4-110 Минфин сообщил, что организации могут проводить наличные денежные расчеты без применения ККТ при разносной мелкорозничной торговле. Это следует из п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. А торговые автоматы считаются передвижным средством развозной и разносной розничной торговли. Это следует из примечания к термину 24 "мелкорозничная (торговая) сеть", определенному в п. 2.2 ГОСТа Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения". Поэтому кассовую технику при торговле через автоматы можно и не применять. О платежных терминалах и иных автоматах самообслуживания в Письме чиновников нет ни слова.

Что касается терминалов самообслуживания, то наверняка многие наслышаны про Закон, обязывающий платежные терминалы использовать фискальные регистраторы. С 01.01.2010 платежный терминал должен выдавать кассовый чек, который должен содержать реквизиты, указанные в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (под платежным агентом подразумевается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (ст. 2 Закона)).

В отношении иных автоматов самообслуживания (музыкальных автоматов, автоматов для чистки обуви и др.) до сих пор сохраняется неопределенность. Формально эти автоматы должны выдавать фискальный чек. Вместе с тем к ответственности за неприменение ККМ владельцев таких автоматов привлечь нельзя. Это подтверждает позиция Президиума ВАС, выраженная в Постановлении от 28.01.2008 N 11301/07, согласно которой терминалы самообслуживания в силу положений ст. 1 Закона N 54-ФЗ и п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 отнесены к иным видам ККТ, использование которой не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку операции по приему денежных средств через автоматы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава вышеуказанного административного правонарушения.

По мнению автора, совокупность таких обстоятельств, как отсутствие официально опубликованного Государственного реестра ККТ, а также Государственного реестра ЭВМ, в том числе персональных и программно-технических комплексов, применение которых в соответствии со ст. 1 Закона N 54-ФЗ возможно наравне с ККМ, наличие в терминалах самообслуживания устройств, позволяющих контролировать оборот денежных средств (что свидетельствует о возможности соблюдения фискальных интересов государства), позволяет утверждать, что организации и предприниматели, применяющие терминалы самообслуживания, не совершают административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Подтверждение поступления выручки
Чтобы денежные средства, инкассированные из автомата, оприходовать в кассу предприятия, необходимо составить первичный документ. В Письмах Минфина России от 20.01.2005 N 03-01-14/1-13, УФНС по г. Москве от 20.10.2008 N 22-12/099039 в этой связи отмечается, что первичные формы учетных документов, а также рекомендации по их применению и заполнению разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики (ранее - Госкомстат). Если нужной формы не найдется в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, к учету принимаются документы, разработанные предприятием самостоятельно, при условии включения в них обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":

- наименования документа;

- даты составления документа;

- наименования организации, от имени которой составлен документ;

- содержания хозяйственной операции;

- измерителей хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личных подписей указанных лиц.

Если организация разрабатывает такой документ самостоятельно, то его форму необходимо закрепить в учетной политике. За образец зачастую рекомендуют взять бывшую квитанцию на прием-сдачу сменных касс торговых автоматов. Она применялась для оформления инкассации касс торговых автоматов по продаже газированной воды, и ее форма (N 25-ОН) среди других бланков первичной учетной документации в торговле и общественном питании утверждена Приказом Минторга СССР от 20.08.1986 N 201. Предполагалось, что она выписывается кассиром-инкассатором в трех экземплярах: 1-й экземпляр квитанции выдается механику (материально ответственному лицу), 2-й и 3-й - в инкассаторский пункт, один экземпляр из которых вместе с отчетом инкассаторского пункта сдается в бухгалтерию. Акт (оборотная сторона квитанции) составлялся в инкассаторском пункте при наличии расхождения между суммой выручки, указанной в квитанции, и фактической выручкой при пересчете наличных денег в сменной кассе.

Полагаем, акт инкассации автомата может выглядеть следующим образом:
Акт инкассации выручки от реализации услуг

музыкального автомата N 15 от 01.12.2009
ООО "Чайкофский", г. Москва, ул. Батумская, д. 18

-------------------------------------------------
01.12.2009 в помещении кафе "Чайкофский", находящегося по адресу: г. Москва, ул. Батумская, д. 18, проведена инкассация музыкального автомата модели "Сингл Мастер", идентификационный номер 222111555. Всего изъято 6450 руб., в том числе монет достоинством 5 руб. на сумму 1700 руб., купюр достоинством 10 руб. на сумму 2400 руб., купюр достоинством 50 руб. на сумму 1450 руб., купюр достоинством 100 руб. на сумму 900 руб.
Ответственное лицо: инкассатор Ваулин В.Н. (подпись)

М.П.
Выемка денежных средств осуществляется инкассатором (с этим лицом необходимо заключить договор о полной материальной ответственности). На основании акта инкассации выручка вносится в кассу организации и составляется приходно-кассовый ордер. Частота проведения инкассации автоматов обслуживания законодательством не регламентирована, ее проводят по мере необходимости, обычно 2 - 3 раза в месяц.

Заметим, современное программное обеспечение, которое можно установить на автомате самообслуживания, способно поддерживать режим инкассации, подразумевающий выполнение следующих действий:

- выемку денежных средств из автомата;

- распечатку чека инкассации, содержащего ID терминала, номер инкассации, сумму инкассации и иные поля, которые могут быть настроены по желанию пользователя;

- сохранение отчета об инкассации;

- обнуление счетчиков купюр.

Режим инкассации может автоматически запускаться программой после отсоединения кассеты купюроприемника. Сведения о проведенной инкассации хранятся в истории инкассации. Чеки инкассации можно распечатывать повторно. Они используются для проверки инкассированной суммы и суммы, переданной инкассатором в кассу. Следует иметь в виду: чек инкассации, распечатанный на обычном принтере, не является фискальным документом.

Таким образом, статистика, ведущаяся в программе, предоставляет информацию о выручке, полученной от использования музыкального автомата. Оформление выручки, снимаемой с автомата, может производиться путем составления акта инкассации выручки с приложением чека об инкассации, выдаваемого автоматом.
Налогообложение
Сразу заметим, что нет ни одного официального разъяснения о том, какой налог должен уплачиваться по деятельности, связанной с эксплуатацией музыкального автомата. Существует две основные точки зрения. Первая заключается в том, что деятельность по эксплуатации музыкального автомата облагается вмененным налогом. Базируется этот подход на следующем. В соответствии с п. 2.1 ГОСТа Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" розничная торговля определяется как торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Согласно ОКУН <5> услуги по организации музыкального обслуживания отнесены к услугам, которые оказываются населению, а именно к услугам торговли и общественного питания. С учетом этого организация музыкального обслуживания с использованием музыкального автомата может рассматриваться как розничная торговля. Физический показатель - такой же, как у торгового автомата ("торговое место" или "площадь торгового места (в квадратных метрах)" в зависимости от площади торгового места).

--------------------------------

<5> Общероссийский классификатор услуг населению, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Вторая точка зрения, которую автор считает правильной, заключается в следующем. На ЕНВД переводится розничная торговля через торговые автоматы. При этом, во-первых, для целей применения ЕНВД к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Об оказании услуг, как видим, речи не идет. Во-вторых, о том, что музыкальный автомат является разновидностью торговых автоматов, нигде не сказано (определение понятия "торговый автомат" отсутствует в законодательстве в принципе). Соответственно, даже если допустить, что под розничной торговлей в рамках гл. 26.3 НК РФ понимается в том числе оказание услуг, в том числе через музыкальные автоматы, физический показатель для данного вида деятельности не определен. Стало быть, деятельность по эксплуатации музыкальных автоматов не переводится на "вмененку" как самостоятельный вид деятельности.

Как же уплачиваются налоги по доходам от использования музыкального автомата в общепите? Музыкальный автомат используется для организации музыкального обслуживания, а эти услуги в соответствии с ОКУН отнесены к услугам по проведению досуга - разновидности услуг общественного питания. Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей применения ЕНВД услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. Таким образом, если организация применяет ЕНВД в отношении оказания услуг общепита (пп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), то оказание услуг по музыкальному обслуживанию для нее - это еще одна услуга в рамках одного вида деятельности, по которой уже уплачивается "вмененный" налог.

Если же организация не переведена на уплату ЕНВД, то налоги по доходам от оказания услуг по организации досуга (музыкальному обслуживанию) уплачиваются в рамках того режима, который уже применяет организация (УСНО, традиционная система налогообложения). В частности, доходы от использования музыкального автомата следует рассматривать как выручку от реализации услуг.
Е.В.Шоломова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

04.12.2009

Похожие:

Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconУчебно-методический комплекс профессионального модуля
Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата icon«тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Организация досуга молодежи [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 12 с
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconОтчет учителя биологии на высшую категорию
Организация учебного процесса с использованием возможностей икт на уроках биологии
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconНалогоплательщик
Ифнс по г. Кирову по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронно-цифровой подписи, а также совершать все необходимые...
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconМузыкального образования в начальной школе
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения,...
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconМетодические рекомендации по проведению диагностики уровня музыкального развития учащихся в процессе освоения содержания умк «Музыка» в соответствии с фгос ООО
Диагностика успешности музыкального развития школьни­ков должна, опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке,...
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconКонтроль за незаконным оборотом наркотиков и права человека
Нет, она ими не торговала. Она тусовалась в одном из столичных ночных клубов, когда в зал ворвались государственные люди в масках...
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconПрограмма здоровья г. Санкт-Петербург 2009-2012 содержание: Краткая справка об оу
Охватывает многие вопросы социальной подготовки, санитарии и гигиены, туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга...
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconСтудии, подобной созданной супругами Маниловыми, нет нигде больше в крае Давайте познакомимся Студии музыкального творче­ства «Живой звук»
Студии музыкального творче­ства «Живой звук» еще нет и года. Ее организовали в Кропот­кине музыканты, в недавнем про­шлом педагоги...
Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата iconУченического комитета на 2012-2013 уч год
Организация проведения вахты Памяти Организация проведения работы на пришкольном участке
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com