Программа дополнительного образования "Колокольчик"



Скачать 426,72 Kb.
страница1/2
Дата19.05.2015
Размер426,72 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2

Программа дополнительного образования "Колокольчик"

Содержание:

1. Пояснительная  записка…………………              …………             стр.3 

2. Введение: о значении музыки и пения в жизни ребенка…….         стр.5

3. Цели и задачи программы………………………………….              стр.8

4. Основные принципы программы………………………….              стр.9

5. Структура и содержание программы: …………………….               стр.10-13



Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста.

Проблема постановки певческого голоса.

Условия формирования певческих умений и навыков.

6. Методические приемы и содержание работы на занятиях….          стр.14

7. Формирование репертуара и основные требования к подбору песенного материала…………………………………………………….….         стр.21

8. Литература …………………………………………….….                  стр.23

9. Приложения…………………………………………….                      стр.24

Пояснительная записка

 

Программа «Колокольчик» ориентирована на три возрастные группы и  рассчитана на 3 года. Первый год обучения: развитие творческого начала и формирование представлений о специфике восприятия звука. Второй год обучения: знакомство с жанровым многообразием искусства и развитие певческих и хоровых навыков. Третий год обучения: постановка небольших музыкальных композиций, мини-опер, мюзиклов



Данная программа предполагает  помимо основных музыкальных занятий дополнительную   работу (кружковую, индивидуальную)  по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении.

Программа направлена на раскрытие творческого потенциала детей через песню, овладение детьми двигательно-танцевальных движений.

Характеризуя направленность данной программы, важно выделить приоритетность- развитие певческих навыков у детей. Взаимодействие текста, движений, музыки и актерских действий детей способствует таким направлениям развития и воспитания ребенка, как:

   физическое развитие

   музыкальное развитие

   интеллектуальное воспитание

   нравственное воспитание

   гражданское воспитание.

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от четырёх до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязь со всей воспитательно-образовательной работой детского сада.

Программа предусматривает различные формы организации активной творческой деятельности детей:

- занятие как специально организованная форма обучения;

- нерегламентированные виды деятельности;

- концерты, праздники, развлечения и другие формы свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их практической деятельности.

В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программа строится с учётом специфических особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что окружающая нас действительность не дает реального приобщения детей к хорошей песне. С экранов телевизоров, приемников, магнитофонов звучат такие песни, которые приносят огромный вред ребенку. А музыка, в частности "тяжелый рок", будоражит и расшатывает психику ребенка, провоцирует неврозы, истерические состояния и другие психические заболевания.

         Особый акцент в программе сделан на использование песни, как средство для гармоничного развития личности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.



Введение:

О значении музыки и пения в жизни ребенка

" Для ребенка голос - это первейший

 и самый доступный инструмент"



Л.Стаковский.

Деятельность музыкального руководителя детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки, формированием основ музыкальной культуры,  приобщения их к миру прекрасного.

Видный ученый и психолог В.М. Бехтерев одним из первых заговорил о необходимости воспитания детей средствами музыки. В своих работах, посвященных периоду "первого детства", он писал, что музыка является благоприятным средством для развития внимания, ощущений чувственной сферы. Он полагал, что от "правильно организованного" музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему виду искусства" и подчеркивал, что пение "первоначально и подобно разговору". По сути, песня - это синтез слова и музыки.

"В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения" - писал видный психолог Б.М.Теплов. "Доказано, что музыка, которую слушает или поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения".

Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений''.

Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора и педагога Золитака Кодая и его последователей. Он придавал особое значение хоровому пению во всей системе образования - в детском саду, в школе, в высшем учебном заведении. Человеческий голос, считает З. Кодая, - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Так же Кодая считает пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий "путем их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия".

Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусства.

Моя музыкально-педагогическая деятельность определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне, которая является образной формой углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка. Это в равной степени относится как к младшему, так и старшему возрасту. Но в старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер. Нередко на прогулках и в группе дети играют в "концерт по заявкам", поют песни, разученные не только на музыкальном занятии, но и услышанные по радио и телевидению, звучащие в быту.

Детям, как известно, свойственно подражание взрослым. Они подражают солистам, исполняя песни по одному, ансамблем, собираясь в группы, а, подключая свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли.

Именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребенку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения.

Учитывая все это, используя свои знания и опыт, последние несколько лет я вплотную занимаюсь вопросами пения, культуры исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу подготовительную к школе группу детского сада. К этому возрасту, дети уже обладают определенными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно широк, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.



Цели и задачи программы.

Цель:

всестороннее  развитие  ребенка, формирование  способности к самовыражению, самореализации и  развитие  творческих качеств ребёнка через песню.



Задачи:

 Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

 Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:

учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;

петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;

исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без неё, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);

 обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;

 правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;

 отмечать правильное и неправильное пение;

 расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

 развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);

 учить импровизировать.

 развитие  способности  воспринимать  музыку, то  есть  чувствовать  ее настроение  и  характер, понимать  ее  содержание;

 развитие  специальных  музыкальных  способностей: музыкального  слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства  ритма;

 развитие  музыкальной  памяти, кругозора  и  познавательного  интереса  к искусству  звуков.

Основные принципы программы.

Основной подход в обучении – личностно-ориентированный, т.е. с учётом специфических особенностей развития детей данной возрастной группы и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

1. Принцип деятельности: на занятиях ребёнок находится в процессе открытия новых знаний.

2. Принцип вариативности: ребёнку предоставляется возможность для оптимального самовыражения.

3. Принцип креативности: педагог, создавая ситуации провоцирует и поощряет творческую активность детей, в которых каждый ребёнок и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

4. Принцип непрерывности: процесс эстетического развития не заканчивается в студии «музыкальный калейдоскоп», а продолжается в группе, на прогулке, в семье.

5. Принцип гуманности: любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку.

Структура и содержание программы.

Программа построена с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Каждое занятие при тщательной подготовке его педагогом сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребёнку, потому что только она даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

Программа рассчитана на 3 года.

Первый год обучения – дети 4-5 лет жизни – развитие творческого начала. Формирование представлений о специфике восприятия звука.

Второй год обучения – дети 5-6 лет жизни – знакомство с жанровым многообразием искусства. Развитие певческих, хоровых навыков.

Третий год обучения – дети 6-7 летнего возраста – постановка небольших музыкальных композиций, мини-опер, мюзиклов.



Пути реализации программы:

В работе с детьми:

 Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

 Широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду и дома.

 Организация кружковой работы.

 Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.

В работе с взрослыми:

 Осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями и родителями по внедрению программы.

 Создание предметно-развивающей сферы.

 Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.

 Привлечение родителей к участию в праздниках в детском саду.

В работе музыкального руководителя:

 Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.

 Участие в концертной деятельности

 Обзор новой методической литературы.

 Накопление материала, аудио и видео - записей для использования на занятиях.



Возрастные особенности слуха  и голоса детей

старшего дошкольного возраста.

Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, которые оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развита. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.

 Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре - до). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа - си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е.И.Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний.

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.



Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов

 


Возраст детей

Диапазоны

2 - 3 года

ми - ля

3 - 4 года

ре - ля

4 - 5 лет

ре - си

5 - 6 лет

ре - си (до)

6 - 7 лет

(до) - ре - до)

Проблема постановки певческого голоса

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, можно выстроить свою систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Данную работу, можно, начинать и с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание необходимо уделять звукообразованию: учить петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении вести на занятиях вокального кружка, который могут посещать дети 5-7-летнего возраста.

Развивая вокально-хоровые навыки, обязательно необходимо учитывать физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Н.А. Метлов в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка…

Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание''.



Условия формирования певческих умений и навыков

Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия происходит при условии:

   учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

   включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;

   отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;

   целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;

   мотивации детской деятельности;

   поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.

Не менее значимым является использование личностно ориентированной модели обучения, которая предусматривает шаги взрослого навстречу ребенку, похвалу, ласку, помогающие ощутить эмоциональный комфорт и защиту. Важно отметить, что импровизация как вид творчества может быть частью занятия только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка.

Методические приемы и содержание

 работы на занятиях.

Положительная результативность, глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, полностью зависит от богатства и разнообразия используемых методов и приемов.

Чтобы вызвать интерес к новой песне, можно использовать методические приемы: показ иллюстраций и картин, стихи, пословицы, загадки, игрушки, наглядные пособия, атрибуты, фланелеграф, теневой театр, и тд. Например, перед разучиванием хоровода "Огородная хороводная" (музыка Е.Тиличеевой) использовала фланелеграф "Что растет на грядке?", а при проведении музыкально-дидактической игры "Волшебные часы" исполнить на фортепиано либо мелодию песни, либо вступление к ней, и дети определят соответствующую иллюстрацию к песне и назовут ее. Убедившись, что все в группе узнают песню по вступлению или заключению, можно перейти к работе над вокально-хоровыми навыками.

На занятиях и развлечениях можно давать слушать хоровые произведения в исполнении детских хоров, солистов. Так, слушая "Ave Maria" Шуберта, обращать внимание детей на длительность фразы, которая зависит от дыхания. Слушая вокальный ансамбль, где звучат несколько голосов, предложить детям отметить высокие и низкие голоса.

Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) можно использовать в работе самые разнообразные приемы.

В период разучивания песни можно использовать следующие методические приемы: проигрывать трудные мелодические обороты, попевать их без музыкального сопровождения, предлложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), помогая детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни нежелательно использовать аккомпанемент, предложить запомнить ее с голоса взрослого. А в дальнейшем чередовать игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением.

Как форму углубленной работы над певческими данными детей занятия лучше проводить по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.).

В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую - лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе можно дать материал проще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей: "Сорока-воровка" русская народная припевка, "Андрей-воробей" фольклорная прибаутка (из сборника "Музыкальный букварь" Н.А.Ветлугиной). Время для занятий с этими детьми увеличивается, помимо того, что им уделяется больше внимания в индивидуальной работе на музыкальных занятиях, так же в игровой форме после занятия. С большим удовольствием дети работают на занятиях с фланелеграфом. В игровой форме они закрепляют высоту и длительность нот, а также учатся выкладывать ритмический рисунок простых песен и попевок ("Петушок", "Василек").

В связи с этим улучшается результат: у детей закрепляются ранее сформированные представления о регистрах (высоком и низком), знания о высоких и низких звуках, они будут лучше слышать звуки в пределах квинты и петь их более уверенно.

Для удобства в работе можно составить памятку "Методические приемы по пению, наиболее часто используемые на музыкальных занятиях"  (см. Приложение).

Желательно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует детей.

Для выявления хорошо поющих детей использую прием пения "цепочкой" знакомой песни, что экономит время, не требуя дополнительного обследования вне занятия.

 Для формирования ладотонального слуха, что, помимо, звуковысотного, тоже очень важно для пения, использовала творческие здания: "Что ты хочешь, кошечка?", "Зайка, где бывал?" музыка С.Скребковой.

На каждом занятии задания незаметно для детей, но постепенно усложнялись путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д.

Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляли детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - не маловажный фактор овладения вокальными данными.

Большую пользу оказывают такие упражнения как "Музыкальное эхо" (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность.

Главная задача игрового момента - участие всех детей в творческом процессе. И неважно, выполнено задание ребенком или нет, главное - участие. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые музыкальные данные.

Но пение у многих продолжает быть еще прерывистым, дыхание коротким. Поэтому, необходимо учитывать индивидуальные возможности и певческие навыки у детей, на каждом занятии давать короткие попевки. Объяснять, что вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох - медленным. Учить брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова. Если не достаточно объяснения используйте личный показ, где надо брать дыхание и как надо петь, не прерывая его.

Можно предложить детям упражнение "Поймай ветерок" и "Кто дальше сдует пушинку". Такие игровые упражнения нравится им, они в простой форме закрепляют навыки правильного дыхания. Далее можно подбирать упражнения с более удлиненными фразами.

В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого, прежде всего надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением теста песни, объяснением непонятных слов и выражений). Затем создать определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию ("послушайте и скажите…"). Затем выразительное исполнение песни музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по характеру…) и ответы детей. И в заключение раздела слушания - подпевание песни детьми.

Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогают детям активизировать внутренний слух, развить творческое начало. Дети будут уверенней придумывать свой ответ, сохраняя мажор или минор в песне. Безусловно, сначала многие дети станут подражать ответу взрослого, затем они начнут придумывать свои собственные ответы.

Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы как: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а...), по строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики - девочки", по сигналу, слушая первый звук, затем повторяя его, петь, как "в одну дудочку играем". Первый куплет петь вслух, второй - про себя.   Лучше использовать пение с движениями (прихлопы, притопы), пение на игру воображения ("кошечка болеет", "собачка лает", "коровка на лугу пасется"). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии, лучше себя слышат. Для закрепления навыков чистого интонирования предложить спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть, хорошо поющим.

Нечисто поющим детям уделять особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю. Но как показывает практика, что не все слабо слышащие дети чувствуют себя удобно при таком размещении.

Чтобы слабо поющие дети быстрее научились чище воспроизводить мелодию, хорошо поющих детей садить рядом со слабо поющими. Тогда дети слышат чистое пение не только сзади, но и рядом с собой. Удобнее размещать детей не в принятом 3-рядном расположении стульев (т.к. дети, сидящие в третьем ряду, сильно отдалены от музыкального руководителя), а в 2-рядном и не прямолинейно располагать, а полукругом.

Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, необходимо добиваться точного воспроизведения мелодии; начинать петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями: регистр, пунктирный ритм, которые осваиваются в ходе постоянных упражнений. Например: начинать звук "мм…" закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук "а-а-а" {мм-а-а}. Дети должны ощутить, как звук вибрирует (губам щекотно).

Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучанию лучше выбрать песни в медленном и умеренном темпе и добиваться протяжного звучания в первую очередь на конце фразы ("По малину в сад пойде-е-ем"). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных - дикция. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н…) , нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках - широко раскрывается рот).

 Одна из сложных задач в пении - это уметь петь без сопровождения, а капелла. Как правило, разучивая с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя), такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.

Во время разучивания песни предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла. Лучше предлагать детям маленькие песенки-попевки, русские народные песни, использовать в сопровождении металлофон, короткое, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.

Полезны и такие приемы как пение, стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая площадка"). При таком пении дети будут лучше слышать.

В работе над ансамблевым пением возможно применение иногда дирижерских жестов: сильный взмах - громкое звучание, слабый - тихое; показывать рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначать задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни.

 При разучивании песни дирижировать одной рукой, другой играть. Когда поем песню с музыкальным сопровождением, дирижировать может воспитатель. Этот приём помогает слаженному пению, общему темпу, динамическому оттенку.

Работая над песней, необходимо постоянно возвращаться к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки. Кроме того, знакомая и любимая песня способствует творческой активности детей в самостоятельной деятельности, и нередко робкие, застенчивые дети проявляют свои способности.

Чтобы научить детей в первую очередь выразительному и эмоциональному пению необходимо решить задачу поэтапного восприятия песен детьми (сначала выслушать высокохудожественное исполнение песни, эмоционально откликнуться на нее, потом через интерес и появление желания выучить ее, а затем самостоятельно исполнять во всех видах своей деятельности).

В применении того или иного приема обучения детей пению исходить из намеченной для себя цели: расширить кругозор детей, их музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания в различных сферах творческой деятельности.

С целью расширения рамок исполнительской деятельности индивидуальную работу желательно проводить не только с детьми, отстающими в пении, но и с теми, которые очень хорошо поют и владеют всеми певческими навыками, поскольку у них есть потребность в пении.

 Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, а заполняя его досуг, оно помогает организовать творческие и сюжетные игры, трудовую деятельность и отдых.

На занятиях можно использовать идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

         Условно эти занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии желательно проводить разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В.

Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

   работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

   с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

         Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, лучше проводить их в игровой форме. Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции

После проведения артикуляционной гимнастики, можно использовать интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос.

Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

 

2. Игры со звуком являются непременным условием на занятиях.



Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление, о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Например игра ''Волшебная коробочка''. Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях можно создать ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

В вокальной работе используются упражнения с ладовокальными жестами, при помощи которых дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука.

На занятиях часто используют такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами можно проводить таким образом: группа читает стихотворение под дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий лучше подбирать стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

4. Игры с пением.

Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаются музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно войдёт в быт ребят, они будут петь в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

  1   2

Похожие:

Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconПрограмма дополнительного образования кружок «Оформитель» для обучающихся 11-13 лет
Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться...
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconПрограммы повышения квалификации: Дополнительное образование на современном этапе, 144 часа
Категория слушателей: педагоги дополнительного образования, методисты учреждений дополнительного образования, директора, заместители...
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconСовременные подходы к содержанию дополнительного образования детей
...
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconПерспективы и проблемы современного дополнительного образования (анализ «Концепции развития дополнительного образования детей») Алексеева Лариса Леонидовна
Перспективы и проблемы современного дополнительного образования
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" icon5. Принципы развития дополнительного образования
Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе 4
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconПрограмма дополнительного образования по английскому языку «New English File»
Направленность программы: Программы дополнительного образования дополнительные к общеобразовательным – Английский язык. Начальный...
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
На программу дополнительного образования детей – «Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним»
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconОбразовательная программа дополнительного образования детей может быть рассчитана на: 1-й год обучения: 36 ч. 1 час в неделю
Образовательных программ дополнительного образования детей должно соответствовать
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconПрограмма дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы
Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования \"Колокольчик\" iconПрограмма дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com