Программа курса "история зарубежной литературы XIX века (романтизм)"



Скачать 68.27 Kb.
Дата19.05.2015
Размер68.27 Kb.
ТипПрограмма курса



ПРОГРАММА КУРСА “ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (РОМАНТИЗМ)”

Чернышов М.Р.

факультет журналистики

весна 2012


Романтизм как культурно-историческое движение. Философские источники, исторические предпосылки, особенности эстетики.
НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Эстетика иенских романтиков. “ФрагментыФ.Шлегеля и Новалиса. Понятие "романтической иронии".

Многообразие жанров в творчестве Л.Тика. “Белокурый Экберт” как раннеромантическая новелла.

Проблематика романа НовалисаГенрих фон Офтердинген”. Символы и аллегории в романе.

Особенности второго этапа немецкого романтизма. Гейдельбергский кружок. Творчество К.Брентано (“Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль”).

Проблема сильной личности в творчестве Г. фон Клейста. Драма “Пентесилея”. Повесть “Михаэль Кольхаас”.

Творчество Э.Т.А. Гофмана. Тема музыки в ранних новеллах “Кавалер Глюк” и “Дон Жуан”. Реальное и фантастическое в новеллах “Золотой горшок”, “Песочный человек”, “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”. Тема творческой личности в романе “Житейские воззрения кота Мурра”. Ирония Гофмана.
АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Своеобразие английского романтизма.

Эстетика “Озерной школы” в предисловии к “Лирическим балладам”. Творчество У.Вордсворта (лирика: “Терн”, “Последний из стада”, “Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства…”, “Люси”, “Нарциссы”, “Нас семеро”).

Своеобразие творческой манеры С.Т.Колриджа в поэме “Сказание о Старом Мореходе”.

Лирический цикл У.БлейкаПесни Невинности и Познания”* (читать полностью): тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.

Дж.Г.Байрон: личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона (“Прощание с Ньюстедским аббатством”, “Ода авторам билля против разрушителей станков”, “Ода Наполеону Бонапарту”,“Прости!”, “Стансы к Августе”, “Тьма”, “Прометей”, “Любовь и смерть”, “В день, когда мне исполнилось 36 лет”). Характеристика цикла “Еврейские мелодии”. Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Тип героя и характер конфликта в поэмах “восточного цикла”: “Гяур”, “Корсар”. Жанровая специфика поэмы “Дон Жуан”. Образ главного героя. Особенности драматургии Байрона (“Каин”).

Основные темы лирики П.Б.Шелли (“Изменчивость”, “Ода западному ветру”, “Индийская серенада”, “Облако”, “Жаворонок”, “Строки”). Нравственный пафос трагедии “Ченчи”.

Творческая индивидуальность Джона Китса. Тема Прекрасного в лирике (“По случаю чтения Гомера в переводе Чапмена”, “Кузнечик и сверчок”, “К морю”, “К Спенсеру”, “Два сонета о славе”, “La belle dame sans merci”, “Ода соловью”, “Ода греческой вазе”).

Романтическая антиутопия в романе Мэри ШеллиФранкенштейн, или Современный Прометей”.

Историзм в романах В.Скотта (“Роб Рой”, “Пуритане”, “Айвенго”).
ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

Ранний французский романтизм. Творчество Ф. де Шатобриана (повести “Рене”, “Атала”).

Психологическая проза французского романтизма (роман Б.Констана “Адольф”).

Творчество Виктора Гюго. Романтическая эстетика Гюго в “Предисловии к драме “Кромвель”. Исторический роман В.Гюго “Собор Парижской богоматери”: символика, система образов, исторические реалии. Проблематика и романтическая поэтика романа В.Гюго “Отверженные”.

Эволюция героя в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”. Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят”).

Творчество Жорж Санд. Социальные мотивы и психологизм в романе “Индиана”.


АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма. Понятие фронтира. Творчество Ф.Купера (“Пионеры”, “Последний из могикан”).

Новеллистика В.Ирвинга (“Рип Ван Винкль”*, “Легенда о Сонной Лощине”, “Жених-призрак”, “Легенда о розе Альгамбры”).

Новеллистика Н.Готорна (“Седой заступник”, “Молодой Браун”, “Эндикотт и красный крест”, “Эготизм, или Змея в груди”, “Каменный человек”, “Дэвид Суон”, “Родинка”). Проблематика и поэтика романа Н.Готорна “Алая буква”.

Эстетические принципы Эдгара По и их воплощение в его поэзии (“Ворон”, “Аннабель Ли”, “Колокола и колокольчики”, “Улялюм”, “Эльдорадо”, “Линор”). “Черные” новеллы Э.По (“Падение дома Ашеров”, “Черный кот”, “Король Чума”, “Колодец и маятник”, “Вильям Вильсон”). “Логические” новеллы Э.По (“Убийство на улице Морг”, “Похищенное письмо”, “Золотой жук”).

Философские проблемы в романе Г.МелвиллаМоби Дик”.

Индейская тема в поэме Г.ЛонгфеллоПеснь о Гайавате”.


Произведения, названия которых не подчеркнуты,

читать не обязательно.

Примечание по источникам текстов

“Фрагменты” Шлегеля и Новалиса см. в кн. “Литературные манифесты западноевропейских романтиков” М., 1980 или в кн. “Зарубежная литература. Романтизм”. М., 1990

Тик, Новалис, Брентано – в сб. “Избранная проза немецких романтиков” в 2-х т. М., 1979

Тик, Брентано также в сб. “Жизнь льется через край” М., 1991; “ХХ веков немецкой литературы”. Т.2. М., 1994

Лирика и некоторые поэмы Блейка, Вордсворта, Колриджа, Байрона, Шелли, Китса, кроме отд. изданий, в сб. “Поэзия английского романтизма XIX века” М., 1975

Повесть Шатобриана “Рене” см. в сб. “Французская новелла XIX века”, т.1; “Атала” – в сб. “Французская романтическая повесть”.



Архив текстов можно скачать по адресу: http://ifolder.ru/28660747
Примечание по организации курса

Применительно к курсу действует балльно-рейтинговая система оценки работы студентов.

Баллы начисляются каждому студенту за контрольные работы по программным текстам (4 работы по 5 вопросов, одна по каждому национальному варианту романтизма, максимум 25 баллов за каждую, итого максимум 100 баллов) и за итоговую зачетную работу (10 вопросов, 100 баллов).

Зачетные предварительные работы проводятся в общем порядке по понедельникам после лекции во время большого перерыва. Контрольные сроки сдачи: 19 марта (немецкий романтизм), 9 апреля (английский), 30 апреля (французский), 21 мая (американский). Можно сдавать темы не в общем порядке, а в частном. В этом случае порядок сдачи тем любой, время сдачи – понедельник, 17.50. За сдачу темы раньше контрольного срока результат увеличивается на 5% за каждую неделю. Если тему сдает одновременно менее 5 человек, будут предложены только вопросы на узнавание цитат. Каждую тему разрешается сдавать не более двух раз. При разнице результатов учитывается более высокий.


С вопросами и за консультациями можно обращаться по адресу mrchernyshov@k66.ru


Похожие:

Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconЛитература XIX века из литературы первой половины XIX века А. С. Пушкин
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Свободы сеятель пустын­ный», «Подражание...
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconПрограмма лекционного курса для германского отделения
Курс состоит из 2 отделов: История древнерусской литературы и История русской литературы XVIII в
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconРабочая программа по курсу новой истории составлена на 28 часов. Курс «История России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
Охватывает период XIX в. Курс является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 7 классе. Рабочая программа по курсу...
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconРабочая программа (ссылка на файл) 10а русский язык
Углубляется представление об историко-литературном процессе. В центре курса – русская литература 19 века и сведения по литературе...
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconПрограмма курса Москва 2008 концепции современного естествознания программа курса
Охватывают интервал времени начиная со второй половины XIX века до наших дней
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconРабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»
Рабочая программа по курсу«История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»...
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconПрограмма по курсу «История» для 8 класса Общее количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Составлена в соответствии
Охватывает период XIX начало XX века, до начала первой мировой войны
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconПрограмма по литературе для поступающих в ргппу сведения по теории и истории литературы
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconУчитель Казакова Тамара Владимировна Квалификационная категория высшая 2013 2014 учебный год
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы,...
Программа курса \"история зарубежной литературы XIX века (романтизм)\" iconСюжетная ситуация ухода в русской литературе второй половины XIX века

Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com