Программа дисциплины " история мировой конфликтологии " Примерная программа дисциплины



Скачать 163.44 Kb.
Дата22.05.2015
Размер163.44 Kb.
ТипЗадача





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_______________________________________________________________________________________________




РЕКОМЕНДОВАНО

Научно-методическим советом

по направлению

522700-Конфликтология УМО на

базе СПбГУ

Председатель Ю.Н. Солонин

12.02.2001 г.

УТВЕРЖДАЮ”

Начальник Управления образо-вательных программ и стандартов высшего и среднего профессиональ-ного образования

Г.К. Шестаков

26.11 2000 г.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ


Примерная программа дисциплины составлена

в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и

уровню подготовки бакалавра по направлению

522700 конфликтология

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Цель курса состоит в том, чтобы выработать толерантное /компромиссное/ мышление у студентов по специализации конфликтологии.




  1. Задача учебного курса: предоставить в должном объёме знания по истории мировой конфликтологии.




  1. Место курса в системе гуманитарного знания: Гуманитарная составляющая в системе государственной подготовки специалистов-конфликтологов.




  1. Требования к уровню освоения содержания курса: в ходе изучения истории зарубежной конфликтологии студенты обязаны познакомиться, прежде всего, с литературой, обозначенной в курсе истории мировой конфликтологии и основными тенденциями в истории конфликтологической мысли.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса:

1. Вводная часть.

2. Античность.

3. Средневековье.

4. Новое и современное время.
2. Темы и краткое содержание

2.1 Введение.

2.1.1 Конфликтология, как наука о познании закономерности возникновения, развития и завершения разного рода столкновений, стремится выявить принципы, способы и методологическую основу фундаментального разрешения природы конфликтов. Конфликтология как самостоятельная наука складывается только в XX веке, однако, природа конфликта неотделима от целостного развития человеческой цивилизации. Поэтому исторически предмет конфликтологии включает в себя выявление, конструирование и формулирование закономерности природы конфликтов, а также выяснение их места в сфере социально-общественных и политико-экономических отношений. По преимуществу история зарубежной конфликтологии вовлечена в историко-философский процесс осознания и понимания природы конфликта в сфере сознания и напряжённого поиска философской и научной истины. В историко-философском контексте конфликтология разрабатывает фундаментальные мировоззренческие и методологические подходы, выявляет тенденции и закономерности преодоления конфликтных ситуаций. Наконец, формулируются основные принципы, категории и понятия конфликтологии как науки.



2.2 Античность

2.2.1 Природа “агона” в античной философии. Социально-исторические условия возникновения и развития философии, агонального начала в древней Греции. Специфика, предмет, агон философского мышления. Противоречие между греческой философией и восточной мудростью. Идея военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Агональное начало в мифологическом сознании и философская проблематика. Философия как особая форма знания в истории зарубежной конфликтологии. Значение античной философии в последующем развитии конфликтологической мысли. Понятия “фюзис” и “архэ”, их противоречие. Учение Гераклита о “логосе” и диалектике перехода в противоположное. Элеаты: противопоставление бытия и небытия, противоречие между актуальным и потенциальным.

2.2.2 “Агон” и философия классического периода. Сократ: отождествление знания и добродетели, противоречие и противопоставление природы добродетели. Спор Сократа с софистами о природе “агона” и “субъективной диалектики”. Проблема противопоставления в этических и социальных воззрениях сократических школ. Платон и его философское наследие. Учение о “эйдосах” как противопоставление мира идей миру вещей. Диалектический характер диалогов Платона, его отношение к софистической мысли. Агональное начало в учении о государстве. Противопоставление различных форм государственного устройства. Аристотель и энциклопедичность его философии. Критика теории идей Платона. Категории бытия, их взаимосвязь и противопоставление. “Агон” материи и формы.

2.2.3 “Агон” и философия эллинистического и римского периодов. Основные положения атомистического учения Эпикура, агональное начало и спонтанное отклонение атомов. Противопоставление творческого логоса и “косной” материи. Этика, космополитизм и “агон” стоиков. Проблема и противоречивость достоверного знания. Противопоставление в триаде: разум-логос-Бог. Мистика и “агон”. Философия “против” как истинная философия. Эклектизм как совокупность противоположного. Проблема и противопоставление понятий “эманация”, “мировой ум” и “мировая душа”. Столкновение и противоборство философии и теологии.



2.3 Средневековье.

2.3.1 Природа конфликта: разум-вера, истина-откровение средневековой теологии и философии. Столкновение древнегреческой философии и восточной мудрости. Конфликты языческой философии и теологии христианства. Природа противостояния христианской догмы и философской мысли. Противопоставление Бога и первоматерии, духа – телесной плоти. Природа противостояния Ветхозаветной традиции и философской мысли. Вопрос веры и знания. Понятие “conflictus” в традиции средневековой догмы и теолого-философской мысли. Противоборство мистического и экстатического. Противостояние апологетов языческому культу и языческой философии. Согласие и разногласие между откровением и философией. Сущность противостояния “Града земного” и “Града Божьего”.

2.3.2 Природа противостояния номинализма и реализма в средневековой схоластике. Проблема непротиворечия между откровением и разумом, истинная религия есть истинная философия. Столкновение крайнего реализма и номинализма. Анализ и синтез мистики и схоластики. Конфликт христианства с нехристианскими культурами, крестовые походы. Проблема разногласий Папы с королевской властью, конфликт светского и священного. Социальное противостояние между рыцарством и крестьянством, средневековым городом и деревней, монастырём и замком. Полярность понятий: “эссенция” и “экзистенция”, Бог и душа. Принципы авторитета и критика схоластики. Противостояние: Священное Писание – Аристотель – Отцы Церкви. Кризис церкви и усиление еретического движения в XIV-XV веках. Д.Скотт vs св. Ф. Аквинского. Противопоставление и разделение теологии и философии, веры и разума в номиналистических воззрениях У. Оккама.

2.3.3 Эпоха Возрождения, противостояние средневековому образу мышления. Основные черты социально-политических реалий культуры эпохи Возрождения. Противостояние гуманизма и философской мысли Ренессанса средневековой теологии, схоластике и философии. Столкновение итальянского неоплатонизма с поздней схоластикой. Секуляризация политики в противостоянии “Граду земному”. Столкновение гуманистов с университетской учёностью. Противоречие учёного “неведения” и божественного озарения. Природа конфликта оккультной философии и натурфилософии. Ренессанс и природа конфликтного в становлении новоевропейской науки. Противостояние: римско-католическая церковь – религиозные реформаторские учения М.Лютера и Ж.Кальвина.



2.4 Новое и современное время.

2.4.1 Эпоха Нового времени, природа конфликта в сфере сознания. Формирование и метафизические основания новоевропейской философии. Противопоставление понятий “субъект – объект”. Утверждение автономной свободы мыслящего субъекта. Проблема противоречивого в практической направленности метафизического разума. Онтологическое противоречие сущности и существования. Противопоставление новой науки со средневековой scientia. Конфликтное состояние “естественного человека”, принцип “война всех против всех”. Феномен западноевропейских революций. Культ разума против культа веры. Радикальная политическая направленность. Критика Церкви и борьба против всякой метафизики. Противоречивость социально-экономического уклада и интеллектуальной мысли.

2.4.2 Западноевропейская мысль XIX-нач. XX вв.: конфликт, борьба, антагонизм. Абсолютная противопоставленность созерцания преображению как основание социологии и философии марксизма. От борьбы идей к борьбе классов. Политические и социальные конфликты времени, поляризация обществ. Военное противостояние метрополий и колоний. Внутренние и внешние противоречия Империй. Противопоставленность утилитарно-практической философии созерцательной. Проблема противоречивого в философии истории и философии культуры “Бог умер” - новая ситуация в Европе. Критика и борьба против существующей морали и классических ценностей.

2.4.3 Конфликтная сущность современного глобализма: экономика, политика, экология. Основные направления конфликтологической мысли в XX веке. “Бытие и время” vs “Бытие и ничто”. Современный психологизм о конфликтной сущности человеческой природы. Современные социологические теории о природе человеческих конфликтов. Парадокс современного состояния войны и мира. Понимание и разрешение глобальных противоречий современного мира. Экономическое противостояние развитых стран “обнищанию” остального мира. Понимание и разрешение конфликтных ситуаций в современном политическом мире. Противостояние (в форме вооружённых конфликтов) христианского и исламского миров.


3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Древнегреческие слова “логос” и “агон” в мифологическом сознании и античной культуре.

  2. Состязание и спор, риторика и софистика как проявление агонального начала античного общества.

  3. Противопоставление истинного знания и неистинного мнения, спор Сократа с софистами.

  4. “Агон” в политических учениях Платона и Аристотеля.

  5. Эклектизм как совокупность противоположного, проблема и противоречивость достоверного знания в период эллинизма.

  1. От “агона” к “конфликту”, от космоцентрического сознания к теоцентрическому, от полиса к социуму. Проблема исторической корректности.

  2. Конфликт веры и знания, откровения и разума в средневековой традиции.

  3. Природа противостояния и борьбы христианской теологии с языческой философией, церкви с ересью.

  4. Столкновение и конфликт христианского мира с нехристианскими культурами. Крестовые походы.

  5. Конфликт и разногласие между Папой и светской королевской властью, борьба и компромисс.

  6. Противостояние гуманистов и философской мысли Возрождения средневековой теологии и схоластике.

  7. Конфликт религиозного сознания: римско-католическая церковь против реформаторских учений М. Лютера и Ж. Кальвина.

  8. Конфликт и противоречие новой науки со средневековой scientia, гипотезы и догмы.

  9. Противостояние и борьба научного метода новоевропейской философии с оккультной мыслью /магия, астрология, алхимия/.

  10. Конфликтное состояние “естественного человека” в противопоставлении идее общественного договора в социальной философии Т. Гоббса.

  11. Борьба капитализма с феодальной формой хозяйствования. Природа противоречивого в западноевропейских буржуазных революциях.

  12. Борьба классов в антагонистических обществах, марксистское понимание разрешения экономических, политических и социальных конфликтов. Природа революций.

  13. Становление конфликтологии как самостоятельной науки и её основные направления в разрешении различного рода конфликтов.

  14. Понимание и разрешение современных политических конфликтов, природа войны и мира, мирные стратегии.

  15. Глобальные экологические проблемы современности.


4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоя-тельной работы:

  1. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития агонального начала в древней Греции.

  2. Природа противоречивого древнегреческой философии и восточной мудрости.

  3. “Агон”, мифологическое сознание и философская проблематика.

  4. Идея военного противостояния Греции с другими государствами античного мира.

  5. Соревновательное начало в античной литературе и спорте.

  6. Вопрос о противопоставлении бытия и небытия в древнегреческой философии. Апории Зенона как противоречие между актуальным и потенциальным.

  7. Агональное начало природы добродетели в учении Сократа.

  8. Противопоставление мира “эйдосов” миру вещей в философии Платона.

  9. Правильные и неправильные формы государственного устройства в политическом учении Платона.

  10. Стоицизм и эклектика философских учений, противопоставление творческого логоса и косной материи.

  11. Философия “против” как истинная философия.

  12. Понятие “conflictus” в традиции средневековой догмы.

  13. Противопоставление Бога и первоматерии, духа и телесной плоти в средневековом мышлении.

  14. Природа противостояния и борьба христианства с языческой философией.

  15. Противоборство света и тьмы, добра и зла в средневековой традиции.

  16. Проблема столкновения гуманистов с университетской учёностью, противостояние авторитетам.

  17. Религиозный конфликт: римско-католическая церковь – религиозные реформаторские учения.

  18. Проблема противоречивого в практической направленности метафизического разума.

  19. Дуализм картезианского мышления, конфликт новоевропейского учёного с предшествующей традицией.

  20. Сущность противопоставления новой науки и средневековой scientia.

  21. Конфликтное состояние “естественного человека” и идея общественного договора в социальной философии Т. Гоббса.

  22. Западноевропейское Просвещение: культ разума против культа веры.

  23. Абсолютная противопоставленность созерцания практическому преображению в социальной философии марксизма.

  24. Проблема противоречивого в философии истории и философии культуры.

  25. Конфликтология как самостоятельная наука, её основные направления.

  26. Современные социальные теории о сущности и природе человеческих конфликтов.

  27. Парадокс современного состояния и понимания войны и мира.

  28. Разрешение и урегулирование политических противоречий современного мира.

  29. Идейное, политическое и военное противостояние христианского и исламского миров.

  30. Глобальные экологические проблемы: попытка неконфликтного разрешения.


5. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Предпосылки возникновения и развития античной философии и агонального начала в древней Греции.

  2. Специфика, предмет, агон философского мышления.

  3. Природа несопоставимости греческой философии и восточной мудрости, агон и вера в античных обществах.

  4. Сущность военного противостояния античного полиса в разрешении политических вопросов.

  5. Агональное начало в мифологическом сознании, состязание и спор в древнегреческой культуре.

  6. Значение античной культуры в последующем развитии конфликтологической мысли.

  7. Логос и диалектика перехода в противоположное, вопрос о противопоставлении бытия и небытия в досократической философии.

  8. Сократ и софисты: спор о природе добродетели, противопоставление истинного знания неистинному мнению.

  9. Агональное начало в учении Платона о государстве.

  10. Учение Аристотеля о сущности, агон материи и формы.

  11. Этика, космополитизм и агон стоиков, противоречивость достоверного знания.

  12. Мистика и агон. Философия “против” как истинная философия.

  13. Борьба раннехристианских апологетов с язычеством.

  14. От агона к конфликту, проблема исторической периодизации.

  15. Конфликты языческой философии и христианской теологии.

  16. Средневековый иерархизм, противопоставление духа телесной плоти.

  17. Понятие “conflictus” в традиции средневековой догмы и теолого-философской мысли.

  18. Противоборство мистического и экстатического, света и тьмы, добра и зла в средневековом мышлении.

  19. Противостояние христианских апологетов языческим культам и языческой философии, согласие и разногласие между откровением и философией.

  20. Проблема непротиворечия между откровением и разумом, противостояние номинализма и реализма в средневековой схоластике.

  21. Политические разногласия и вооружённые конфликты христианского мира с нехристианским, крестовые походы.

  22. Противостояние и конфликт светского и священного, борьба Папы с королевской властью.

  23. Средневековые ереси как антиподы христианскому видению мира.

  24. Противопоставление и разделение теологии и философии, веры и разума в поздней схоластике.

  25. Конфликт сознания: от теоцентризма к антропоцентризму, от Средних веков к Возрождению и Новому времени.

  26. Конфликт и противостояние гуманизма эпохи Возрождения средневековой теологии и схоластике.

  27. Природа конфликта философии с магическими тенденциями эпохи Возрождения.

  28. Конфликт политической мысли: секуляризация политики, социальная утопия и социальная этика.

  29. Ренессанс и природа конфликтного в становлении новоевропейской науки.

  30. Религиозный конфликт: противостояние Католицизма реформаторским учениям.

  31. Противоречие между средневековой схоластикой и картезианской философией.

  32. Противопоставление магической тенденции идеи научного метода новоевропейской философии.

  33. Столкновение и непримиримая борьба нарождающейся буржуазии с феодализмом.

  34. Проблема соотнесённости и противоречия свободы и необходимости.

  35. Противопоставленность естественного состояния общества договорному образованию государственного устройства.

  36. Культ разума против культа веры: особенности и различия национальных форм западноевропейского Просвещения.

  37. Сущность противоречивого в понимании “разума и природы”, разумного и естественного, борьба против всякой метафизики.

  38. Конфликт социально-экономического уклада и интеллектуальной мысли в эпоху Просвещения.

  39. Марксизм: от борьбы идей к борьбе классов, антагонистические общества.

  40. Противопоставление созерцательной философии действительному преображению мира как основание философии марксизма.

  41. Природа противоречивого отношения позитивизма и науки. Понимание прогресса и порядка.

  42. Конфликты /политические, военные/ в отношениях между метрополиями и колониями.

  43. От политического конфликта к вооружённому: мировые войны XX-го столетия.

  44. Современные психологические учения о конфликтной сущности человеческой природы.

  45. Основные современные направления конфликтологии.

  46. Основная проблематика конфликтологии как науки.

  47. Предупреждение, понимание и разрешение конфликтов в современной политико-экономической реальности.

  48. Современные социологические теории о природе и сущности человеческих конфликтов.

  49. Парадоксальность современного состояния войны и мира, локальные вооружённые конфликты.

  50. Понимание и разрешение глобальных политических и экономических противоречий современного мира.

  51. Современное противостояние христианского и исламского миров: экономические, политические и вооружённые конфликты.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ


п/п

Наименование тем и

разделов

ВСЕГО


Аудиторные занятия

(час.)


В том числе

Самостоятельная работа







(часов)

Лекции

Семинары




1.

Античность














ИТОГО:

68

34




34


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЭКЗАМЕН
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература (основная):

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии в 3-кн. СПб.,1993-1994.

  2. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. М., 1989, 1991.

  3. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-Vвв. до н.э. Л., 1985.

  4. Макьявелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. // Жизнь Никколо Макьявелли. СПб., 1993.

  5. Платон. Сочинения в 4-х т. М., 1990-1995.

  6. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

  7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. СПб., 1994-1996.

  8. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

  9. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

  10. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.


Рекомендуемая литература (дополнительная):

  1. Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время. М., 1989.

  2. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.,1987.

  3. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

  4. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

  5. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.

  6. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

  7. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.

  8. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Л., 1990.

  9. Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность. СПб., 2000.

  10. Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.

Автор программы: Смагин Юрий Евгеньевич, кандидат философских наук, доцент СПбГУ


Рецензенты: Перов Юрий Валерианович, доктор философских наук, профессор СПбГУ; Сергеев Константин Андреевич, доктор философских наук, профессор СПбГУ

Похожие:

Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconПрограмма дисциплины " история и теория институтов конфликторазрешения" Примерная программа дисциплины

Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconРабочей программы дисциплины «История психология» по направлению «Клиническая психология»
Цель дисциплины: Формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой...
Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconДисциплины «История» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зач ед. ( 108 часов). Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых...
Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины основы социальной медицины название дисциплины 2012 г

Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconПрограмма построения гуманитарной дисциплины 1 Ситуация
Российско-американской программы по конфликтологии. С нашей стороны участие состояло в разработке курса подготовки экспертов в области...
Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. 02 История древнерусского языка цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconПрограмма дисциплины история литературы Великобритании и США направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
Программа дисциплины «История литературы Великобритании и сша». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 17 с
Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины История математики Направление подготовки
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9
Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук
Программа дисциплины \" история мировой конфликтологии \" Примерная программа дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины современное естествознание рекомендуется для направления подготовки
Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com