Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на



Скачать 170,26 Kb.
Дата18.05.2015
Размер170,26 Kb.
ТипПояснительная записка

НОУ ВПО «Останкинский Институт Телевидения и Радиовещания»

ЖУРНАЛИСТИКА
Программа творческого вступительного испытания

для поступающих

в НОУ ВПО «Останкинский Институт Телевидения и Радиовещания» в 2013/2014 учебном году

2013 г.
I. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ
Пояснительная записка

Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на факультет журналистики ОИТИР. Творческий экзамен проводится с целью выявления у абитуриентов профессионально-личностных качеств, знаний, способностей, необходимых для обучения по направлению подготовки бакалавра 031300 «Журналистика».

Творческий экзамен проводит предметная комиссия, утвержденная приказом ректора.

Творческий экзамен объединяет традиционное для факультетов гуманитарного профиля сочинение и необходимый для поступления на факультет журналистики письменный творческий конкурс. Таким образом, творческое сочинение, которое предлагается написать абитуриентам, поступающим на факультет журналистики, имеет свою специфику и отличается от сочинения, которое пишут на выпускном школьном экзамене и при поступлении на другие факультеты.

Этот экзамен нужен для того, чтобы выявить:


  • творческий потенциал;

  • эрудированность, начитанность;

  • умение оперировать фактами и комментировать их;

  • умение аргументированно рассуждать;

  • умение делать самостоятельные выводы и обобщения;

  • умение логично излагать мысли в письменной форме (композиционное решение работы);

  • уровень владения выразительными средствами языка;

  • уровень владения грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами письменной речи.

Данный экзамен не подразумевает сочинения на сугубо литературную тему, что, однако, не исключает необходимости знания литературного материала (как минимум в объеме школьной программы). Абитуриентам предлагается не менее шести тем, дающих возможность для творческого самовыражения в относительно свободной форме.

Тема может быть как конкретной, так и более общей, ориентирующей автора на рассуждение. Как бы ни была сформулирована тема, абитуриенту не стоит забывать о том, что при ее интерпретации он не должен чрезмерно увлекаться рассуждениями общего характера. От автора требуется:


  • умение обращаться к реальным и конкретным фактам окружающей действительности, примерам из различных сфер знания, литературным аналогиям, сюжетам, образам героев;

  • умение анализировать представленные материалы;

  • умение излагать собственную точку зрения;

  • умение наполнять рассуждения конкретным содержанием.

Таким образом, абитуриенту нужно продемонстрировать не только свою эрудицию, знание культуры, информированность о событиях в современном мире, но и умение применять эти знания для аргументации своих утверждений.

Темы распределяются по трем направлениям (по две темы в каждом направлении):



Раздел I. Моя будущая профессия.
Раздел II. Моя личная жизнь.
Раздел III. Моя общественная позиция.

Примерный блок сочинений


Раздел I. Моя будущая профессия

  1. Газета: какой она будет в моей работе.

  2. Теленовости: что я знаю об их создании.


Раздел II. Моя личная жизнь

  1. Портреты людей из моего окружения.

  2. Простая история.


Раздел III. Моя общественная позиция

  1. Что такое «национальная идея».

  2. Какова духовная сфера общества, в котором я живу.



Автор работы, по желанию, может указать жанр или рубрику, под которой она могла бы, по его мнению, быть опубликована в газете.

На творческое сочинение отводится три астрономических часа (180 минут). У абитуриента есть время для работы с черновиком. Нужно использовать эту возможность и продумать логику развития темы, аргументы, а также то, в каком жанре, стиле и т.п. будет написан текст. Этот замысел желательно оформить в виде тезисного плана с перечнем аргументов и примеров. Черновик сдается вместе с окончательным вариантом текста творческого сочинения и помогает понять «технологию» создания итогового текста.

При написании творческой работы важно обращать внимание на логичность организации текста, аргументированность суждений, уместность той или иной информации в рамках текущих рассуждений, стилистическую цельность. Подмена темы, отклонения от темы, уход в общие рассуждения, вынесение безапелляционных и неаргументированных суждений, несоответствие вывода тому, чему автор посвятил основной текст, нарушение логики, а также чрезмерная пафосность и злоупотребление риторическими вопросами существенно снижает количество баллов за творческий экзамен.

При оценке творческой работы абитуриента учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические ошибки, но главным критерием при выставлении баллов является творческое раскрытие темы.

II. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ТЕМ
У ректора находятся 50 формулировок тем, разработанных специалистами ОИТИР, утвержденных кафедрой «Гуманитарных и профессиональных дисциплин» ОИТИР. В день экзамена председатель предметной комиссии в присутствии абитуриентов называет 6 номеров тем (по 2 из каждого блока). Эти темы записываются на доске. Абитуриент выбирает одну из шести тем и пишет творческое сочинение.

Творческое сочинение должно соответствовать теме и раскрывать ее. Абитуриент должен проявить свою эрудицию, творческие способности, уровень кругозора, понимание актуальных общественных проблем, показать умение использовать реальные факты для раскрытия темы, продемонстрировать самостоятельность суждений, собственную авторскую позицию. В письменной работе абитуриент имеет возможность проявить уровень владения нормами письменной речи и грамотности. Объем сочинения не ограничен и обусловлен необходимостью полного раскрытия темы.

Автор работы, по желанию, может указать жанр или рубрику, под которой она могла бы, по его мнению, быть опубликована в газете.

На творческое сочинение отводится три астрономических часа (180 минут). Абитуриент во время проведения творческого экзамена использует черновик. Это дает ему возможность продумать логику развития темы, расположения аргументов, выбрать жанр, стиль и т.п. изложения. Черновые материалы лучше оформить в виде тезисного плана с перечнем аргументов и примеров. Черновик сдается вместе с окончательным вариантом текста творческого сочинения и помогает понять «технологию» создания итогового текста.

При написании творческой работы важно обращать внимание на логичность организации текста, аргументированность суждений, уместность той или иной информации в рамках текущих рассуждений, стилистическую цельность.

Подмена темы, отклонения от нее, уход в общие рассуждения, вынесение безапелляционных и неаргументированных суждений, несоответствие вывода тому, чему автор посвятил основной текст, нарушение логики, а также чрезмерный пафос и злоупотребление риторическими вопросами существенно снижает количество баллов за творческий экзамен.



При оценке творческой работы абитуриента учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические ошибки, но главным критерием при выставлении баллов является творческое раскрытие темы.

III. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ

п/п

Критерии оценивания

Баллы

1.

Оригинальность подхода к теме и полнота ее раскрытия

Максимальное количество баллов — 10




а) автор использует оригинальный подход к теме, полностью ее раскрывает

1820

б) оригинальный авторский подход к теме, но тема раскрыта не полностью

1417

в) автор не использует оригинальный подход к теме, практически не раскрывает ее

07

2.

Характер выражения и аргументации авторской позиции

Максимальное количество баллов — 10

 

а) автор находит убедительные аргументы в обоснование своей позиции, сопоставляет и анализирует различные факты и точки зрения

1820

б) слабо выражена авторская позиция и/или недостаточно аргументирована

1417

в) авторская позиция практически не выражена и/или не аргументирована

013

3.

Уровень эрудиции и умение ее проявить

Максимальное количество баллов — 10

 

а) автор приводит интересные факты, цитаты, мнения, способствующие наиболее полному раскрытию темы

810

б) в работе приведены некоторые факты, мнения или цитаты

47

в) автор практически не приводит никаких фактов, цитат, суждений

03

4.

Грамотность работы. Индивидуальный стиль автора

Максимальное количество баллов — 20

 

а) автор демонстрирует оригинальную манеру письма, богатство словаря; ошибки отсутствуют

3440

б) автор использует отдельные выразительные средства, в работе есть штампы, ошибки (орфографические 01, пунктуационные 0-2, речевые 02, грамматические 01 и др.)

2034

в) автор не использует выразительные средства, допускает ошибки (орфографические 12, пунктуационные 34, речевые 34, грамматические 34 и др.)

819

в) работа имеет шаблонный характер, отличается бедностью словаря; низкий уровень грамотности

07

0-7

IV. ПРИМЕРНЫЙ РАЗВЕРНУТЫЙ СПИСОК ТЕМ

Раздел I. Моя будущая профессия

1. Главный принцип журналистики.

2. Профессия журналиста — мое будущее.

3. Кому нельзя выбирать профессию журналиста.

4. Утро на телевидении.

5. Хорошо пишет тот, кто хорошо думает.

6. Газета, которую создам я.

7. Теленовости: что остается за кадром.

8. Журналистика: ремесло или творчество?

9. Лучшая программа современного телевидения.

10. Репортаж с московской улицы.

11. Мой авторский проект.

12. Журналистика — власть, зеркало или служанка?

13. Имидж журналиста: что это такое и как он формируется?

14. «Нет магии сильнее, чем магия слова» (А. Франс).

15. Журфак моей мечты.

16. Творческий идеал в журналистике.

17. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» (Ф. И. Тютчев).

18. Чему стоит учиться у авторитетных журналистов?

19. Профессия журналиста и социальная ответственность.

20. Герои в жизни и герои в СМИ — одни и те же люди?

21. Что значит быть настоящим журналистом?

22. Программа, без которой я не представляю современное телевидение.

23. «Не говори: "Дайте мне тему", говори: "Дайте мне глаза"» (Р. Гамзатов).

24. Человек, открывший мне журналистику.

25. «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» (Вольтер).

26. В ответе за слово: журналист и современность.

27. Журналистское расследование.

28. Профессиональный журналист — это…

29. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» (В. С. Шефнер).

30. Журналистика и власть — сообща или порознь?

31. Это громкое слово «сенсация».

32. Спортивная журналистика — мой выбор!

33. «Журналист — это чистильщик улиц, работающий пером» (Наполеон Бонапарт).

34. Зачем нужна желтая пресса?

35. Ради нескольких строчек в газете…

36. «Журналистика — это организованное злословие» (О. Уайльд).

37. Самое популярное средство массовой информации.

38. Есть ли запретные темы для журналиста?

39. «Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой» (А. Камю).

40. СМИ и Интернет.

41. Почему журналистику называют «четвёртой властью»?

42. «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…» (Б. Пастернак).

43. Свобода слова: «за» и «против».

44. СМИ и общественное мнение.

45. Может ли исчезнуть журналистика?

46. Слово журналиста — это…

47. В погоне за новостью.

48. Можно ли спрятаться от современных СМИ?

49. Радио никогда не состарится.

50. Что такое медиакультура?

51. Журналист на пресс-конференции.

52. Журналистика и политика.

53. Журналистика и спорт.

54. Проблема защиты чести и достоинства в современной журналистике.

Раздел II. Моя личная жизнь

1. «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (А. С. Пушкин).

2. Как я представляю полезные каникулы…

3. Война: история семейных преданий.

4. «Трусость… это — самый страшный порок» (М. А. Булгаков).

5. Хроника одного дня.

6. «Будь собой. Прочие роли уже заняты» (О. Уайльд).

7. Сегодня модно быть… каким?

8. Что для меня театр…

9. Простая история.

10. Способен ли я на подвиг?

11. Неожиданный поворот судьбы.

12. Событие, которое меня удивило.

13. Мое поколение выбирает…

14. «Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар» (Б. Шоу).

15. Источники моего вдохновения.

16. Современное искусство — это, по-моему…

17. История моего города (края, деревни).

18. Литературные произведения на экране.

19. Расскажу про современника…

20. Интернет — «убийца времени»?

21. Что я расскажу своему будущему читателю?

22. Смотрю кино: заметки зрителя.

23. Магия поэзии.

24. Если бы я создавал молодежный телеканал...

25. Преступление без наказания.

26. Диалог с моим учителем.

27. Книга, которую нужно прочитать каждому.

28. Если бы президентом был я…

29. Один день из моей жизни.

30. «Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни» (О. Уайльд).

31. Портреты моих друзей или одноклассников.

32. Новость дня.

33. Фатальная неосторожность.

34. «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены!» (Н. Кузовлева).

35. Что для меня честолюбие?

36. Удивительное рядом.

37. Мне есть, чем гордиться!

38. Дружба длиною в жизнь.

39. Что же такое совесть?

40. «Людей неинтересных в мире нет, их судьбы — как история планет...» (Е. Евтушенко).

41. А вы давно были в музее?

42. «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все» (Ф. М. Достоевский).

43. Непоправимая ошибка.

44. Попытка — не пытка?

45. Фильм, который нельзя забыть.

46. «Времена меняются, и мы меняемся в них» (Гораций).

47. Моя заветная мечта.

48. Оптимизм или пессимизм?

49. У меня необычное хобби…

50. Героический поступок.

51. Моя малая родина.

52. Человек в большом городе.

53. Книга или фильм? Что лучше?

54. Выбираю героя очерка.

Раздел III. Моя общественная позиция

1. «Вредные привычки» нашего общества.

2. Толерантность: что это значит?

3. Человек и мегаполис.

4. Все ли школьники не любят ходить в школу?

5. Какими будут новые политики?

6. Национальный вид спорта.

7. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).

8. На злобу дня.

9. Герои, которых выбираем мы.

10. Галактика сети Интернет.

11. «Не время создает человека, а человек свое время» (О. Уайльд).

12. «Герой нашего времени» — кто он?

13. Проблемы современной школы.

14. «Единственный разумный способ учить людей чему-либо — это подавать им пример» (А. Эйнштейн).

15. Духовная сфера общества.

16. Молодежная политика и СМИ.

17. Мораль современного общества.

18. Современная русская литература: упадок или процветание?

19. «Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им» (Ф. Ницше).

20. СМИ и общественное мнение.

21. Исторические памятники в России.

22. Пропаганда здорового образа жизни в СМИ.

23. «В искусстве отражается невыразимое» (И. В. Гете).

24. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» (А. Н. Островский).

25. Смертная казнь: «за» и «против».

26. Неофашизм: чем он опасен?

27. «Ужасный век, ужасные сердца!» (А. С. Пушкин).

28. Где начинается провинция?

29. Будущее России: каким я его вижу.

30. Идея и идеология: в чем разница?

31. «Счастлив народ, история которого скучна» (Ш. Монтескье).

32. Этот город самый лучший?

33. «Люди как люди, только квартирный вопрос их испортил» (М. А. Булгаков).

34. Проблемы современной школы.

35. Наркомания: проблема личная или социальная?

36. «Всякая благодарная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский).

37. Глобальные проблемы человечества.

38. Здоровый образ жизни снова в моде?

39. «Образование — это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют» (К. Краус).

40. Глас народа.

41. «Мы все учились понемногу…» (А. С. Пушкин).

42. Забытые старики: старость не в радость.

43. Кто такой интеллигент?

44. Великая сила милосердия.

45. Как избежать безработицы?

46. «Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым» (Ф. Стендаль).

47. Стереотипы нашего общества.

48. Невыносимый город.

49. «Свободен тот, кто может не лгать» (А. Камю).

50. Телевидение — окно в мир?

51. Рецензия на спектакль (фильм).

52. Размышления о моем современнике.

53. Роль рекламы в современных СМИ.

54. Как я понимаю выражение: «Не мы такие — жизнь такая».



«Утверждено»

на Заседании кафедры

Гуманитарных и профессиональных дисциплин ОИТИР



«20» марта 2013 г.

Похожие:

Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по математике Содержание Общие положения
Программа вступительных испытаний для абитуриентов поступающих на базе основного общего образования (9 кл)
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» Москва 2011
Основной целью вступительных испытаний является определение уровня готовности абитуриентов к освоению образовательной программы высшей...
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по географии для абитуриентов, поступающих в сгэу для обучения по программам бакалавриата и специалитета
Министерства образования и науки РФ от 17. 05. 2012 №413 и предназначена для абитуриентов, поступающих в сгэу для обучения по программе...
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих в мэбик по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно)

Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык»
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в Российскую международную академию туризма
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных экзаменов по биологии для абитуриентов, поступающих
Программа вступительных экзаменов по биологии для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования (9 классов)
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Математика» Санкт-Петербург 2015
Программа предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по математике поступающих на очную...
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Обществознание» Санкт-Петербург 2015
Программа предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по обществознанию, поступающих на очную...
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний
Настоящая программа вступительных испытаний по биологии разработана для поступающих на программы бакалавриата по направлению подготовки...
Пояснительная записка Творческий экзамен является частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык» Санкт-Петербург
Программа предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по русскому языку, поступающих на очную...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com