Организационно-методический раздел



Скачать 90,29 Kb.
Дата01.06.2015
Размер90,29 Kb.
ТипПрограмма

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет философии и политологии

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии

философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин

Востока


протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________ К.Ю. Солонин
2. На заседании методической комиссии

факультета философии и политологии

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

_________________ В.М. Дианова

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДС. Индийская философия

Специальность 031401 – культурология

Специализация 031401.3 – культуры Востока

Составитель:

Ст. преп., канд. филос.наук С. В.Пахомов
Рецензент:

Доцент, канд. филол. наук А. В. Парибок

Санкт-Петербург

2008


1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины:
Целью изучения специальной дисциплины «Индийская философия» является усвоение студентами основных категорий, методологических приемов, способов классификаций традиционной индийской мысли, а также понимание структуры индийских философских текстов.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
Задачами изучения специальной дисциплины «Индийская философия» являются следующие:

- понимание специфических особенностей индийской философской традиции;

- изучение исторического развития классических философских школ Индии;

- исследование взаимодействия и взаимовлияния индийских даршан;

- анализ основных философских терминов с точки зрения их места в конкретных даршанах;

- анализ устройства классических философских текстов и их роли в данной философской школе.


1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:
Специальная дисциплина «Индийская философия» дает теоретическую и методологическую основу для изучения дисциплин, изучаемых в соответствии с учебными планами по специальностям культурология, философия и религиоведение.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:
Студенты должны иметь представление о том, как развивалась философская мысль Индии начиная с протофилософских интуиций ведийских авторов и вплоть до зрелой классической эпохи; знать все крупные философские школы (даршаны) Индии и их отличительные особенности; знать основные термины, категории, персоналии, тексты, имеющие отношение к индийской философии; уметь проводить философский анализ с позиции каждой из изученных даршан.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий


34 часа


из них: - лекций


34 часа


- практические занятия


-------


Самостоятельная работа студента


10 часа


Итого (трудоемкость дисциплины)


44 часов

Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение третьего семестра.


Форма промежуточного контроля (промежуточной аттестации) ­(аттестация по итогам посещения; написание письменной работы).
Форма контроля – зачет. Критерием сдачи зачета служит правильное решение тестов (см. ниже).
3. Содержание дисциплины:

3.1. Темы занятий и их краткое содержание.


Тема 1. Введение. Протофилософия. 5 часов.

Терминологические проблемы. Понятие философии применительно к Индии. Философия в контексте традиционной индийской культуры. Этапы развития индийской философии (ИФ). Цели и задачи ИФ. Основные тексты ИФ. Основные темы ИФ. Взаимосвязь индийских философских школ.

Ведийское наследие. Веды как священные тексты. Мировоззрение «Ригведы». Функционализм ведийских божеств. Космогонические гимны. Ритуалистическое сознание брахманов. Упанишады как религиозно-философские сочинения. Развитие монизма в представлении о Брахмане. Идея освобождения от перевоплощений (сансара). Понятие кармы.
Тема 2. Локаята и джайнизм. 4 часа

Астика и настика: сходства и отличия. Специфика даршаны как типа индийской интеллектуальной субкультуры. Индийский материализм (локаята) и его учение. Джайнизм. Шветамбара и дигамбара. Джайнский канон. Категории джайнской философии. Метафизика, «физика» и этика джайнизма.


Тема 3. Буддийская философия. 7 часов.

Происхождение буддизма. Специфика раннебуддийского учения. Четыре «арийские истины». Идеи сансары и нирваны. Понятие пратитья-самутпады. Буддийская этика. Хинаяна и махаяна. Идеал архата и идеал бодхисаттвы. Философские школы хинаяны. Вайбхашика (сарвастивада) и ее учение. «Энциклопедия Абхидхармы» Васубандху. Понятие дхарм. Учение саутрантиков. Философские школы махаяны. Литература сутр праджняпарамиты. Учение школы мадхьямаки (шуньявады). Представление о пустоте. Мадхьямака-прасангика и мадхьямака-сватантрика. Школа йогачара (виджнянавада) и ее учение о «только-сознании». Эпистемологическое крыло йогачары (школа Дигнаги-Дхармакирти). Синкретические махаянские школы. Буддийская философия в полемике со школами индуизма.


Тема 4. Философские индуистские школы. Санкхья и йога. 6 часов.

Общая характеристика индуизма. «Философский» индуизм. Индуистские философские тексты. Шесть индуистских даршан и их проблемные поля. Учение санкхьи. Понятия пракрити, пуруши, таттв, гун. Онтогенез. Классическая йога Патанджали.


Тема 5. Ньяя, вайшешика, миманса. 6 часов.

Онтологический плюрализм вайшешики. Эпистемология и логика ньяи. Навья-ньяя. Синкретическая философия ньяя-вайшешика. Школа миманса и ее подразделения: учение Прабхакары и Кумарилы.


Тема 6. Веданта. 6 часов

«Тройственный источник» веданты. «Веданта-сутры». Основные течения веданты. Адвайта-веданта и ее учение. Шанкара. Понятие майи в адвайте. Ниргуна-Брахман. Ишвара. Отношение к индивиду. Вишишта-адвайта Рамануджи. Мадхва и его двайта-веданта. Другие теистические направления веданты. Значение веданты в ИФ. Значение ИФ в индийской культуре.


3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Каковы основные терминологические проблемы применительно к понятию «индийская философия»?

  2. Каковы основные цели и задачи ИФ?

  3. Каким образом проявлялась взаимосвязь индийских философских школ?

  4. Каковы возможные пути влияния ритуального сознания древних индийцев на развитие философской мысли в Индии?

  5. Чем астика отличается от настики?

  6. В чем заключается специфика даршаны?

  7. Чем характеризовался «шраманский период»?

  8. Чем руководствовались локаятики, отрицая большинство категорий индийской мысли?

  9. Каковы основные разделы джайнской философии и в чем их специфика?

  10. Как понимается карма в индийской философии вообще и в джайнизме, в частности?

  11. В чем специфическая особенность буддийского учения о «не-я»?

  12. Каков вклад Васубандху в буддийскую философию?

  13. Чем отличаются друг от друга буддийские системы мысли?

  14. Как понимается нирвана и сансара в буддизме?

  15. В чем можно усмотреть влияние буддизма на индуистскую философию?

  16. Благодаря чему схожи друг с другом шесть индуистских даршан?

  17. Как понимается духовное и материальное в санкхье?

  18. В чем особенность трактовки сознания в йоге Патанджали?

  19. Каково представление о божественном начале в шести даршанах?

  20. Каково соотношение индивидуального и абсолютного в школах веданты?

3.3. Примерные задания для письменных работ (темы рефератов):




  1. Источники правильного познания в ИФ.

  2. Философские диспуты между буддистами и индуистами.

  3. Понимание материи в ИФ.

  4. Соотношение духа и материи в ИФ.

  5. Отношения между философией и религией в веданте.

  6. Идеал освобождения в ИФ.

  7. Веды и упанишады: преддверие развитой философской мысли.

  8. Проблема высшего духовного начала в индуистских даршанах.

  9. Проблемные философские поля в шести даршанах: общее представление.

  10. Сравнение ИФ и западных философских систем: сходства и различия.

  11. Этическая философия буддизма махаяны.

  12. Понимание человека в ИФ.

  13. Миманса как философия ритуала.

  14. Философские аспекты классической йоги.

  15. Интерпретация сознания в индийской философской мысли.

3.4. Примеры тестовых заданий на зачете1.

1. Какова основная цель индийских философских систем?

а) развить в человеке интеллектуальную пытливость

б) познакомить человека с научным подходом к миру

в) помочь человеку в обретении освобождения

г) подарить человеку власть над миром
2. Генотеизм - это

а) врожденное почитание богов

б) почитание бога, к которому обращаются с молитвой, как верховного

в) функциональная форма монотеизма

г) разновидность индийского атеизма
3.Сознание, по мнению последователей локаяты,

а) является вечным божественным началом

б) является полнейшей выдумкой

в) рождается в теле наподобие брожения вина

г) существует после смерти тела
4. Почему душа, согласно джайнам, не может развить присущие ей по природе качества?

а) потому что она бессознательна

б) потому что она занимает все тело

в) потому что она опутана кармой

г) потому что она и так уже совершенна
5. Корректно ли говорить о перевоплощении применительно к буддизму?

а) да, потому что буддизм признает вечную душу

б) да, потому что в буддизме признается карма

в) нет, потому что в буддизме не признается карма

г) нет, потому что нет перерождающегося субъекта
6. В чем состоит сущность кайвальи в философии йоги и санкхьи?

а) в достижении максимальной обособленности от материи

б) в погружении в безличную силу

в) в соединении с Абсолютом

г) в совершении ритуалов жертвоприношения

д) в познании сущности психофизических элементов


7. Назовите заповедь, которая НЕ входит в число пяти заповедей классической йоги (яма)

а) не причиняй вред

б) говори правду

в) соблюдай воздержанность

г) не опьяняйся
8. Через что определяется субстанция в вайшешике?

а) через саму себя

б) через действия и качества

в) только через действия

г) она принципиально неопределима
9. Основное учение Шанкары может быть выражено в таких словах, как

а) «Брахман нереален, мир и души реальны»

б) «Брахман непостижим, мир реален, души иллюзорны»

в) «Брахман – истина, мир вечен и души тоже вечны»

г) «Брахман – истина, мир – иллюзия, душа не отделима от Брахмана»
10. Исполнение обязательных действий, согласно мимансе,

а) должны исполняться, ибо их исполнение приносит заслуги

б) должны исполняться, ибо их неисполнение влечет за собой грех

в) должны исполняться при желательных условиях




4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов:


В данном курсе не предусмотрены.
4.2. Активные методы обучения:
Реализация т. н. «дискуссионного клуба»: заранее отобранные студенты в течение специально отведенного на лекциях времени представляют воззрения различных индийских философских систем в ходе философского диспута.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля:
Конспект лекций.
4.4. Литература

4.4.1. Основная:



  1. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.

  2. Йога. (Патанджали, Вьяса, Васубандху). СПб., 2002.

  3. Лунный свет санкхьи. М., 1995.

  4. Лысенко В.Г. Универсум вайшешики. М., 2003.

  5. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.

  6. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

  7. Терентьев А.А., Шохин В.К. Философия джайнизма. М., 1994.

  8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000.

  9. Универсалии восточных культур. М., 2001.

  10. Чаттерджи С., Датта С. Индийская философия. СПБ., 1994.

  11. Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования. М., 2004.

4.4.2. Дополнительная:



  1. Древнеиндийская философия. М., 1972.

  2. Зильберман Д.Б. Генезис значения в философии индуизма. М., 1998.

  3. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм (словарь). М., 1996.

  4. Канаева Н.А. Проблема выводного знания в Индии. М., 2002.

  5. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.

  6. Макс Мюллер Ф. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

  7. Маламуд Ш. Испечь мир. Ритуал и мысль в Древней Индии. М., 2005.

  8. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. М., 2001.

  9. Сутры философии санкхьи. М., 1997.

  10. Упанишады. В 3-х ч. М., 1991-1992.

  11. Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период. СПб., 2005.



1 В каждом из приведенных тестовых заданий – только один правильный ответ. Студенты получают на зачете десять заданий. В зависимости от качества работы студента в течение семестра количество правильных ответов, необходимых для получения зачета, варьируется от 6 до 9 (из 10). Приведенный список тестов принципиально неполон. Зачет проходит в письменной форме.

Похожие:

Организационно-методический раздел icon4 I. организационно-методический раздел 6

Организационно-методический раздел iconI. Организационно-методический раздел 6
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 16
Организационно-методический раздел iconI. организационно-методический раздел место дисциплины
Изучение основополагающих понятий дискретной математики, среди которых: комбинаторные объекты, суммы, графы
Организационно-методический раздел icon1. Организационно-методический раздел
Изучение дисциплины «Основы библиографии» в рамках дисциплины «Введение в специальность»
Организационно-методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
СП, и имеет своей целью формирование у студентов научно обоснованных представлений о природе кредитных организаций, о банковской...
Организационно-методический раздел iconРабочая учебная программа дисциплины Организационно-методический раздел
Изучение законов, закономерностей математики и отвечающих им методов расчета. Формирование базовой подготовки студентов в области...
Организационно-методический раздел icon1. Организационно-методический раздел. Обеспечиваемые компетенции
Интерактивная компетенция означает умение проводить анализ конкретных проблемных ситуаций, осуществлять прогнозирование ситуаций-проблем,...
Организационно-методический раздел iconВопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины 16 приложения 18 приложение 1 18 I. Организационно-методический раздел цель дисциплины Целью учебной дисциплины «Международная индустрия гостеприимства и туризма

Организационно-методический раздел iconРабочая учебная программа дисциплины Организационно методический раздел Цели и задачи дисциплины
Привить студентам навыки использования алгебраических методов в практической деятельности. Показать студентам универсальный характер...
Организационно-методический раздел iconПервый раздел. Организационно-управленческий
Проектирование образовательного пространства доу в условиях перехода на фгос до
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com