1. История философии Античная философия



страница1/14
Дата01.06.2015
Размер1.67 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

1. История философии




Античная философия



Мышление действия. Гомер и Гесиод
Античная философия выросла из мифологии и пропитана мифологией. Можно даже сказать, что она во многом – ветвь мифологии, не просто попытки интерпретации мифов, но и мифотворчество.

Для наивных греков косматый Космос («космос» значит волосатый) – не нечто безнадежно далекое и еще более безнадежно огромное пространство, – космос обозрим, осязаем, доступен, очевиден, доверчиво распахнут и не таит в себе неисповедимых тайн – он постижим, в том числе умопостижим. Это так радостно – и греки радостно воспринимали свой крохотный, в сравнении с современным, космос, и теперь мы, читая греческих философов и античные мифы, испытываем радостные отголоски этого мира. Мы только доходим до сильного антропного принципа Вселенной (Вселенная такова, чтобы человек присутствовал в ней с необходимостью), а для греков это было очевидной и неусомневаемой истиной.

Продвигаясь перевалами из Северного Причерноморья на освобожденный гигантской тектонической катастрофой Пелопоннес, они проходили мимо островершинной, напоминающей фаллос, горы Олимп и вслушивались в голос и рокот грозного бога-громовержца. Они шли в завесе дождей и пелене туманов и бросали перед собой камень, по звуку которого определяли, что их там ждет впереди: поворот, стена, обрыв, проход. Этот камень они называли проблемой. Им надо было действовать – идти. И они действовали и шли и продвигались проблемным способом, впадая в рефлексию собственных предстоящих действий.

Они расселялись по мозаичному побережью Пелопоннеса и прихотливым островам Эгейского и Ионического морей – семьями (филами) или родами (комами) и начинали хозяйствовать: пасти тощий и мелкий скот - признак бедности на грани нищеты, выращивать на тощих и полубесплодных клочках земли злаки – и с некоторой оторопью быстро обнаружили, что то, что растет на их участке, совершенно не растет на соседнем или дальнем. И они поняли, что каждый из этих клочков обладает особыми, специфическими свойствами, диктующими не только, что может здесь плодоносить, но и как надо обрабатывать это место, чтобы оно давало урожай. Этот, специфический способ действий, присущий и пригодный только для данного места, а потому доведенный почти до ритуала, они назвали культурой, а само место проживания и пропитания стало обладать культом локального местного божества, гения места. Человек оказался в соприкосновении не только с универсальными богами-идеями (боги Олимпа), но и с местными божествами.

Сидя вечерами у берега моря, всматриваясь в вечно пустые небеса и волны, вслушиваясь в монотонный мерный прибой, они познали не только понятие и идею бесконечности, но и ее мерность: дни и удары прибоя. А в своей повседневной работе они освоили мерность своих трудов – и появился счет, с одной стороны, оперирующий конечными и конкретными величинами, с другой – заключенный в рамки неопределенности и бесконечности.

Слушая ветры, они уловили эолову музыку и создали первые, эоловые музыкальные инструменты: арфу и кифару. А внимая пенью тростника, они познали музыку дыхания, духовую, пневматическую («пневмо» -- дыхание) – свирель.

Попытки передачи опыта действий привели к порождению танца как имитации этих действий. При этом сам танец стал рассматриваться и как реальное действие (таинство) и как средство передачи и запоминания норм действий и действительности.

Мягкие породы камней оказались непригодны для орудий хозяйства – зато их можно было складывать в фигуры, а позже даже вырезать из цельных глыб подобия людей и богов.

Производя продукты и обмениваясь ими, они не только познали счет, но и идею символа – так возникли абака (камушки на спице, символизирующие считаемое множество) и деньги (символы ценности обмениваемых продуктов). Первыми античными деньгами был мелкий рогатый скот, одинаковый, как и камушки на абаке, но отличающийся тем, что может естественным образом увеличивать свою численность, – так возникла идея кредита и налога. При этом изначальная кредитная и налоговая ставка, равная одной трети и составляющая половину годового приплода, сохранилась практически до наших дней. Символизация любого предмета и явления позволила разотождествить реальность и действительность: предметы, орудия и продукты деятельности стали элементами видимой и осязаемой действительности, а их реальные значения и смыслы, их божественное и обожествленное содержание – в незримую, но более важную и устойчивую, чем хрупкая, суетная и преходящая действительность, реальность. Эта символическая реальность стала выражаться изображением, изваянием, музыкой, словом. И ведь греки, за счет скудности и бедности жизни очень сообразительные, быстро поняли, что их слова, изображения, изваяния и песни хотя и являются символическими, но лишь – средства связи между вещами действительности и символами-идеями, идеалами реальности, и что человек, следовательно, есть универсальное средство связи между миром вещей и миром идей. И от того, правильно или неправильно действует между этими двумя мирами человек, зависит состояние этих миров, что, следовательно, надо правильно вести себя, чтобы не было бунтов вещей и падения идеалов. При этом реальность по отношению к действительности стала выполнять две функции: нормативную (надо делать так) и герменевтическую (потому что – и далее следует нравоучительный миф, объясняющий происхождение нормы и возможные наказания за отступления от нее или преступления за нее).

Так начала формироваться античная философия: философия действия, этичная философия или философия правильного поведения человека между материальным и идеальным мирами, в действительности повседневного и реальности вечного.

Предысторию античной философии привычно связывают с именами Гомера и Гесиода.

Гесиод (8-7 вв. до н.э.) оставил нам две книги – «Труды и дни» и «Теогонию». «Труды и дни» – тщательное описание основной тогдашней действительности – сельскохозяйственной. Это – повествовательный жанр, в явном миноре и постоянных причитаниях о потере людьми культуры (умения обрабатывать землю) и нравственности, о появлении на морях жадных фортунеев, бесстыдных какиев, всесильных и беспощадных эмпоросов, бездельников по рождению (аристократов), и других сливок и спивок общества.

«Теогония» – первая систематизированная попытка написания биографии, родословия богов Олимпа. Эта биография одновременно является и космогонией, космогенезом, что естественно: боги есть прежде всего эманации важнейших идей. Согласно «Теогонии», например, важнейшей, после Земли и Хаоса, божественной идеей является Эрос, бог любви, приведший мир в движение. «Теогония» Гесиода – произведение трагическое, представляющее сотворение мира как катастрофу, как раскол единой и стройной идеи на осколки и дребезги частностей.

Гомер, слепой певец (его жизнь разные источники относят к периоду от 12 до 7 вв.до н.э., а за место рождения боролись между собой семь городов: Аргос, Афины, Колофон, Родос, Саломин, Смирна и Хиос) традиционно противопоставляется своему современнику Гесиоду.

Во-первых, у Гомера реальность и действительность переплетены между собой, и именно в этом переплетении – драматургия и «Илиады» и «Одиссеи». Люди и боги здесь действуют вместе. Смешаны не только персонажи: смешаны реальные и действительные сущности – хитрости Одиссея и магические действия богов в реальности, Сцилла и Харибда реализуются в действительности приливно-отливного цикла Гибралтарского пролива, Ахилл насилует труп Гектора и возносится на небо. То, что было недоступно робкому уму Гесиода, свободно живет и разворачивается в буйной фантазии слепого Гомера.

Это смешение реального и действительного мы находим потом и в цикле об аргонавтах и в цикле о Геракле. Последний раз мы встречаем это в «Орестее», где уже не боги чинят суд и расправу над людьми, но люди, Афинский суд, судит богов, Аполлона и эринний, социо-культурный мир начинает диктовать нормы самому себе и универсумально-духовному миру. В «Орестее» мы видим уже прообраз нашего суда и мира, построенного на прецедентах, а не космических предписаниях. Гомер не дошел до такого бесчинства, но он сделал первый шаг в этом направлении, куда мы, собственно, теперь и зашли.

Во-вторых, повествовательной манере и позе вечно пригорюнившегося интеллигента от сохи Гесиода Гомер противопоставил эпический жанр, жанр, подхваченный рапсодами: не вечное нытье, но величественное молчание в конце каждого законченного эпизода. Гомер милостиво оставляет место нам, своим слушателям и читателям, для дорисовывания созданной им картины. Эпический жанр, именно как жанр, жанр примолкания и замолкания в кульминационной точке развития сюжета, созданный Гомером, возродится очень нескоро – в «Феноменологии» Э. Гуссерля и в гештальт-психологии Двадцатого века уже совсем другой эпохи.

Наконец, в-третьих, приниципиальной незаконченности и незавершенности мира Гесиода Гомер противопоставил новый мир – сюжетно определенный и тем завершенный, законченный. У греков, согласно А.Шпенглеру, отсутствовало историческое чувство времени. Но у Гесиода прошлое просто вытекало, без всякой перспективы и ретроспективы, из настоящего и текло назад вне всяких рамок и скоростей. У Гомера же оно замерзало на экране законченными полотнами. Гесиод был хронологическим писателем, Гомер – живописующим. Ближайшим последователем Гомера можно считать Франсуа Рабле, особенно, если сопоставить такие похожие гомерический и раблезианский смех.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

1. История философии Античная философия iconДЕ. 02. История философии. Зарождение философии. Античная философия

1. История философии Античная философия iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История философии»
В программе нашли отражение основные историко-философские эпохи и регионы, выдающиеся философы и их произведения. Программа разработана...
1. История философии Античная философия iconАлексей Лосев История античной философии в конспективном изложении
Платоновскую Академию. Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с...
1. История философии Античная философия iconРефератов по истории и философии науки философия и история философии. Предмет истории философии, ее задачи и функции
Становление схоластики в Европе и особенности арабской философии периода средневековья
1. История философии Античная философия iconПеречень экзаменационных вопросов по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
Досократовская античная философия (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, элеаты, атомисты)
1. История философии Античная философия iconВопросы к экзамену Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение Соотношение философии с мифом, наукой и религией
Философия как форма познания. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом...
1. История философии Античная философия iconПервая. Древняя эпоха философии (античная)
Обычные представления об истории философии: прагматическое, догматическое и скептическое. Их основание и недостатки. Необходимость...
1. История философии Античная философия iconПрограмма по предмету "история философии"
Греческая натурфилософия. Ионийская философия. Элейская философия (Ксенофан, Парменид, Зенон) Пифагор. Эмпедокл. Анаксагор. Левкипп...
1. История философии Античная философия iconМетодическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское
С 32 Сергеева Т. Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение»...
1. История философии Античная философия iconМетодическое пособие для аспирантов «История и философия науки». М.: Миэт, 2009. 38 с. Цель дисциплины «Истории и философии науки»
Охватывает основные и исходные теоретические проблемы истории и философии науки. Приведены темы семинарских занятий. Представлен...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com