Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия



страница1/12
Дата01.06.2015
Размер2,11 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


1
Философия, ее предмет и роль в обществе. Изменение представлений о содержании, назначении и задачах философии в процессе ее исторического развития.

Философия – (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия изучает систему «человек—мир» с позиции предельных оснований, работает с абстракциями. Амбивалентный подход: внутри философии есть чисто научное знание, есть также ненаучное (мировоззренческое).

Аристотель считал, что философия должна изучать всеобщее. Первая философия Аристотеля – это метафизика, и это учение о первоначалах, о сущностях вечных и неподвижных.

Позднее – в период эллинизма – от философии начали отпочковываться науки – математика, физика, др. (4-3 в до н.э.).

Античность (до 2 пол. 14 века) – все научное знание есть философия.

Петр Доминиани, Климент Александрийский, Фома Аквинский: философия должна быть служанкой теологии.

Фр. Бэкон + прагматики: философия должна приносить практическую пользу.

Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания.

Натурфилософия появляется в Др.Китае (школа Инь-Ян - натурфилософы), развивается в эпоху Возрождения. В Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и др.), не входящих более в область философии. В это же время от философии окончательно отделились и гуманитарные науки (история, лингвистика и др.). Но и после этого за философией сохранилась роль методологического фундамента всех наук.

В Новое время, особенно в эпоху Просвещения ( 18 в. ), философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а затем – в лице наиболее радикальных атеистов – предприняла настоящую атаку на религию и ее догмы.

В XX в. наряду с таким пониманием предмета философии в различных философских учениях имеют место и многие другие – в зависимости от того, какая проблематика является центральной в том или ином учении.

Функции философии:



  1. мировоззренческая – философия дает систему взглядов человека на современную действительность + оценку и ориентир, что хорошо и что плохо.

  2. Методологическая – философия дает систему методов.

Законы правильного мышления:

- закон непротиворечия

- исключение третьего (сейчас либо зима, либо не зима)

- закон достаточного основания

- закон тождества (на протяжении рассуждения нельзя менять утверждение)


2


Структура философского знания

Философия делится на прикладную (конкретные проблемы) и теоретическую.



  • Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. Выявление всеобщих закономерностей бытия как такового. Бытие – все существующее в мире. Учения:





  • Гносеология – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. Гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?», «как оно с ним соотносится?».





  • Логика – 1) формальная: наука о законах и формах мышления (Аристотель)

2) матем.: логич. методы в матем. и мат. методы в логике (Милль, Булль)

3) диалектич.: логика развития бытия, попытка представить логику развития событий (Гегель, Кант)




  • Социальная философия – учение об обществе:



  • Философская антропология – о человека. Определения: человек, индивид, личность. Появляются элементы субъективизма, следовательно, это и наука, и мировоззрение. Проблемы: социальность, антропогенез, социогенез, типология личности.

  • Аксиология (axios - ценность) - учение о ценностях. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Включает в себя:

      • Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

      • Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

      • Философия религии – религия дает нам систему ценностей.

  • История философии.

  • Практическая философия – изучение конкретных проблем (философия образования, бизнеса, политики). Праксеология – конкретная философская практика.

3. Философия как тип мировоззрения. Философия и идеология. Философия и искусство.


Как только появляются элементы субъективизма (начинаем давать оценки) - переводим знания от науки к мировоззрению.

  • Философия и идеология: аксиология – учение о ценностях. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Включает в себя:

      • Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

      • Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

      • Философия религии – религия дает нам систему ценностей.

Смысл жизни – одна из этических проблем.

Функции философии:



  1. мировоззренческая – философия дает систему взглядов человека на современную действительность + оценку и ориентир, что хорошо и что плохо.

  2. Методологическая – философия дает систему методов.

4. Философия и наука


Объект науки – область действительности, которую изучает наука. Объект шире, чем предмет. Предмет науки – совокупность закономерностей, которые данная наука изучает в объекте (и здесь не может быть пересечения между науками).

Амбивалентный подход к философии: научное и ненауч. знание. Мыслить под философией все научное знание неправильно с т. зр. современной концепции. Критерии науки:



  1. задача науки – раскрыть объект таким, каким он существует сам по себе в действительности. Объект также изучают в определенный промежуток времени, следовательно, накладываются ограничения (эпоха).

  2. обоснованность. Наука – система обоснованного знания.

  3. логическая стройность знания, рациональность

  4. наука стремится раскрыть эссенциальную сущность самого объекта

  5. воспроизводимость.

5. Проблемы генезиса философии. Социально-экономические, исторические и духовные предпосылки и источники возникновения философии. Концепции генезиса философии.


Генезис философии – комплекс вопросов, связанных с общим восприятием (где, когда и почему зародилась, какие истоки).

Где и когда: 2 первобытных этапа:

- век бронзы: очагами культуры были Китай, Шань-Инь (19-18 в. до н.э.), Др. Индия (8 в. до н.э.), Шумера. Общество: на первом месте стояло выживание; примитивные орудия труда, обыденное сознание. Излишка, который давал бы прибавочную стоимость, не было. Не было частной собственности; общинный труд. Личное общение и неравенство. зачатки религии (мировоззрение целиком мифологическое), культуры (первобыт. верования). Обыденность сознания связана с практической деятельностью.

- век железа: ранние классовые общества, государства (за счет завоеваний). Возникает прибавочная стоимость и товарные отношения.

Философия образовалась в 8-7 в. до н.э. в Китае, на стыке века железа и века бронзы (и наз. протофилософией). В веек железа начинают формироваться классы (за счет завоеваний + авторитет старейшин + использование физического насилия для получения желаемого). Формируются высшие и низшие классы, государство (опр. суверенитет, территориальная целостность, внутри есть разделение на ветви власти, д.б. источник доходов).

Причины формирования философии:



  1. соц-эк. В истории было три глобальных разделения труда: скотоводство и земледелие, отделение ремесленничества и на стыке века бронзы и железа разделяются умственный и физический труд (закрепление за опр. классами опр. видов деятельности). Философия начинается, когда у людей появляется досуг. Ранние философские проблемы ориентированны на опр. классы.

  2. Проблемы развития сознания (гносеологические проблемы). Полоса перехода от мифов к логическому мышлению – протофилософия. Разделение философии и этики – только в Др. Греции. Первый вопрос – как устроен мир и из чего он был создан.

Отличия восточной и западной философии

восток

Запад

Различие в стиле мышления

Человека нельзя оторвать от мировоззрения

Мир сам по себе, человек сам по себе

Ритуальность, религиозность. Минус – не было полноценного развития философии, философия – часть мировоззрения

Разорванность на составляющие, большая аналитичность, стремление выстраивать категориальные сетки.

Концепции генезиса философии:

Мифогенная Философия вырастает из мифа (Эмпедокл) Но философское мировоззрение радикально противоречит мифической картине мира. Значит, философия не просто вытекает из мифа, она также и отталкивается от него. Миф уже не тот миф, которому безусловно поклоняются и которому безусловно верят, - с него снят ореол святости.

Гносеогенная – происхождение философии только из науки.

дуалистиче­ская гносеогенно-мифогенная – невозможно происхождение философии только из мифа или только из науки. Философия на­следует от мифологического мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта — интеллектуальность. Генезис философии не означал полного упразднения мифологического мировоззрения.

6. Школы древнекитайской философии: конфуцианство, моизм, даосизм, легизм и др. их влияние на духовную жизнь китайского общества.

Предфилософия Китая: 6 периодов:

1) Шань-Инь (18012 вв. до н.э.)

2) Джоу (12-8 вв до н.э.)

3) Западное Джоу

4) период отдельных государств

5) период империй (3 в. до н.э. - империя Цинь)

6) империя Хань (3 в. до н.э.-2 в. н.э.)

Древнекитайское государство: типичная восточная иерархическая деспотия, главный жрец, он же главный судья, "отец всех". Подход государства строится на патриархальной основе: государство - семья. Все члены семьи подчиняются отцу; появляется старший брат, который все унаследует от отца, у него тоже есть авторитет, но чуть меньший. Система ритуалов "Ли". Не было жреческого сословия. В рамках семьи все культы выполнял отец. Закона не было (появился в империи Цинь, не раньше). Никто не был защищено от произвола вышестоящих. Иногда возникали бунты, но они усмирялись. Мифология не была особо развита. Начиная с 8 в. до н.э. - предфилософия, возникшая в Др. Китае. "Древняя книга" - собрание нескольких книг (второе название - "Пятикнижие"): книга песен, книга истории, книга перемен, книга обрядов, летопись (Чунь-Цу), описывала определенные исторические события. "Пятикнижие" являлось основой мировоззрения китайцев. Созерцательности в этой мифологии не было. Везде на первый план выходит этика взаимоотношений между людьми. Важный вопрос - откуда берется зло? Культ неба как всемогущей безликой субстанции, управляющей всем. Откуда всё взялось - открытый вопрос. Небо не только управляет всем, оно еще и покровительствует. Нерешенная проблема: если небо не желает зла, а зло есть, значит, небо не всемогуще. Если небо создает зло, значит, оно не абсолютно доброе начало.

5 начал мира в "Пятикнижии": вода (тякучесть, т.е. движение вниз), земля (дает урожай), огонь (взлетает от земли, то есть движение вверх), воздух (пропускает тепло, т.е. солнечные лучи), дерево (гнется, то есть подчиняется внешнему воздействию). Книга перемен связана с мифическим правителем Фу-Си. Два начала - Ян (мужское) и Инь (женское) - противоположные начала, пронизывающие все существующее. В "Пятикнижии" есть и зачатки научного знания (есть математика, но без доказательности, нет дедуктивности - она появится в Др. Греции); зачатки медицины эмпирического характера. Создан календарь.

Особенности Др-кит. философии. Наивысший расцвет– империя Джанго. Школы:

Конфуцианство; моизм; шк. закона; даосизм; шк инь-ян (натурфилософы); школа имен

Самая популярная школа - конфуцианство. Кон Фу Дзы 6-5 в до н.э. Не оставил ничего после себя, только высказывания, мысли, беседы. после его смерти вышла книга, которую составили его ученики - "Лень Юй" ("Беседы и высказывания"). главное - этика, а не рассуждения о мире. Представление о небе и о духах - ничего нового. Небо есть высшая сила, следит за справедливостью, стоит на страже социального неравенства, это какой-то закон, влияющий на мироздание. Судьба зависит от воли неба. Культ предков: нужно поклоняться предкам, но с другой стороны надо ставить живых выше. Если ты не научился служить людям, то как ты можешь служить духам. Конфуций недоволен настоящим. Культ прошлого - люди раньше были более достойны (сейчас - простолюдины). Конфуций считает, что надо все оставить как есть. Этика как учение о нравственности: взаимность (человек, который живет со всеми в согласии, проживет долго - он здоров с моральной точки зрения). Золотая середина - излишняя храбрость плоха, как и трусость. Правда посередине. Правило нравственности: не делай другим того, что ты не желаешь, чтобы сделали тебе. Основа - уважение другого человека, забота о людях, почтительность к старшим. Развит образ благородного мужа - противоположность простолюдину. Это человек долга, следует закону, не думает о выгоде, требователен к себе, живет в согласии с другими людьми. Ему легко услужить, но трудно доставить наслаждение (он радуется только когда должно). Благородный муж идет на смерть ради людей. Боится трех вещей - веления неба, великих людей и слов совершенномудрых (пустословие).

Управление - никакого принуждения быть не должно, подчинение всех главе должно происходить по личному примеру главы (из уважения). Народ должен подчиняться, но господин в свою очередь должен уважать своих детей и заботиться о них. Принцип исправления имен: должны вернуть вещам их изначальные значения. Изначальное имя значило суть. Надо вернуться к тому древнему истинному знанию, которое было. Чем древнее высказывание, тем оно вернее. Знание: необходимо знать людей. Человек мудрый должен уметь общаться, не конфликтовать. Допускалось врожденное знание, но оно редкое и больше относится к пантеону богов. Учение == обучение общаться + размышление. После смерти Конфуция его ученики превратили его учение в религию.



Моизм: основатель Мо Ди (Мо Цзы). Книга Мо Цзы - плод коллективного творчества. культ неба и воли неба. Небо это образец для правителя. Небо - инструмент, с помощью которого правитель должен ориентироваться, как ему править. Небо любит всех, благоволит всем. Все люди - слуги неба. Небо обладает волей - награждает и наказывает. Моисты отрицают судьбу. Небо желает, чтобы люди любили друг друга (культ любви). Самое главное - полюбить не близкого, а дальнего. Правитель должен прежде всего любить свой народ. Народ - высшая ценность.

Даосизм - Лао Цзы - старший современник Конфуция. "Книга о Дао и Дэ" – великий коллективный труд даосистов. Дао - первая философская абстракция - это и начало, и закон; понятие двойственности Дао. Есть безымянное Дао - безликое, из чего всё началось. Есть Дао, которое имеет имя, воплощенное в каких-то вещах. Диалектика Дао: Дао бестелесно, но телесно, если именное. Дао конечно и бесконечно, Дао пусто и ничтожно - и воплощает полноту бытия. Бытие и небытие. Бытие - именное Дао (которое уже реализовало себя). Небытие – еще нереализованное Дао. оно первично, а из него формируется именное Дао - конкретные вещи. Математический аппарат Дао: Дао рождает одно, одно порождает два, два рождает три, а три рождает всё. Дэ - некая энергия, которая придает вещам какой-либо статус. Энергия Дэ необходима, чтобы из безымянного Дао появилось Дао именное. Знание: двум Дао соответствует два вида знаний. Безымянное Дао можно показать на мистическом уровне (и то не до конца). Идеалы даосов: взаимность смахивает на сделку (конфуцианский благородный муж делает с выгодой для себя). Человек подобен Дао, не имеющий имени. Принцип недеяния, т.к. есть Дао. которое управляет всем; лучше не вмешиваться. Высшая форма правления - народ не знает о его существовании. Идеальное состояние общества: народ недоволен, может жить хорошо. Законов не должно быть много (их формируют люди). Государства должны быть маленькими, люди должны переходить с места на место в пределах своего государства и не лезть в чужие государства. Война во всех её формах неприемлема.

Легисты: главное - закон. Отказ от методов убеждения. Главное - принуждение и наказание. Совесть заменили страхом. Государство - чудовище. Чиновники - те, кто карает. Земледелие и война - главное. на что опирается государство. Философия законников – общая и единственная идеология. Законы - воля неба.
7. Становление философской мысли в Древней Индии. Школы древнеиндийской философии. Философское наследие Древней Индии и современность.

Разнообразные философские школы (Даршаны).

- Кастовое общество с разделением между кастами и отсутствие мобильности в общ-ве.

- Философия - удел высших каст.

- Общество строится на религиозных основах

- Древний литературный памятник - веды.(«Источник знания»), различные части которых посвящены различным темам.



ШКОЛЫ:

Веданта- придерживались авторитета вед. Санкхья, ньяя, йога.

Джайнизм, буддизм, школа Чарвака (локаята)- не придерживались вед.

Буддизм.

- Возникла, как философия, затем становилась религией.

- Основатель- Будда Гаутама

- 5 Столпов буддизма:

1) Жизнь есть страдание.

2) Все причины человеческого страдания- желание

3) Можно избавиться от страданий

4) Избавление от страданий- избавление от желаний

5) Путь избавления от желаний:

- Широкая колесница (Махаяна) – путь спасения для всех. (# принцип непричинения зла; ограничения в поведении при помощи морально-этических правил)

- Узкая колесница (Хинаяна)- путь спасения для избранных - праведников (Философия жизни из старых правил)

- Представление о мироздании: нет понятия о Боге-творце, не решен вопрос о создании мира, он задан; Много богов, многие пришли из индуизма (Брахма, Шива, Вишну..)

Есть понятие Будда - человек, достигший высшего знания.-«Просвятленный»

Основы мироздания(характерны для индии вообще):



Сансара- колесо перерождений, есть закон, в соответствии с которым, душа может обретать новое тело.

Нирвана- выпадение из колеса жизни (Душа сливается с абсолютной)

Священная книга - “Три корзины мудрости” (Три пи та ка)



Джайнизм - Философия становится религией - джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни.

Червака (локаята)

Единственное материалистическое направление в др.Индийской философии

Основы мироздания- материальны (нет богов и духов)

Душа идентична телу, существует лишь пока живо тело. Локаята – вера в реальный мир (локо) и неверие в существовании потустороннего мира. Элементы: вечны и явл. первоосновой всего. Сложные формы жизни происходят от длительной эволюции этих элементов. Истина – то что мы постигаем через восприятие. Единственная реальность - материя, цель существования – наслаждение.



ВЕДАНТЫ:

Йога Единство макро и микрокосма. Есть идеи энергетического видения человека (как инь и ян). Важный элемент - тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки.

Санкхья философия индийского дуализма.в мире два начала: пракрити (материя) и пуруши (дух). Цель философии – отвлечение духа от материи. В познавательной практике человека есть субъектно-объектные отношения => приходим к выводу о существовании двух независимых реальностей – пуруши и пракрити. пракрити – бессознательный источник мира объектов. Пуруши – необъективируемое сознание, познающее пракрити.

Ньяя. Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.

8. Основополагающие идеи представителей ионийской философии (милетской школы и Гераклита): космоцентризм, поиски начала как субстанции, наивная диалектика.


МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Первый западноевропейский философ - Фалес. Миф о семи мудрецах: в сочинениях различных философов упоминались семеро мудрецов, философов, оказавших большое влияние на развитие протофилософии. Имена троих из них различны в разных сочинениях, имена четверых упоминают все, кто говорит о семи мудрецах. Это Фалес, Салон, Биант и Питтак (все жили в 7-6 вв. до н.э.)

Философствование приобретает вид общения. Афоризмы - "гномы", некие краткие и меткие высказывания. примеры гномов: "ничего сверх меры", "познай самого себя". Существует три вида гномов:

1) нравственные указания, высказывания морально-этического плана;

2) гносеологические высказывания;

3) гномы Фалеса.

Фалес первым поставил вопрос о субстанциональном начале всего сущего. Проблема первоначала (Фалес считал первоначалом воду). До Фалеса всё это считалось частью мифологии. А Фалес говорил об этой проблеме не как о мифологической, а как о самостоятельной (отвергает художественную оболочку мира). Субстанция - причина самой себя. Фалес путает понятия "субстанция" и "субстрат". Фалес представляет ионийскую философию. Периоды античной философии:

I 6 век до н.э. - зарождение античной философии - милетская школа (Фалес – её представитель).

II 5-4 вв. до н.э. - зрелость и расцвет античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

III 3-1 вв. до н.э. - закат философии, философия элинизма + латинская философия (период римской республики).

IV 1-5 вв. н.э. - упадок философии (древнеримской и древнегреческой), но параллельно начинает формироваться средневековая философия.

Милетская школа: ионийская философия. Представители милетской школы - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Гераклит относится к периоду ионийской философии, но не к милетской школе. Иония - 12 самостоятельных городов (Милет, Эфес - некоторые из них). Речь идет пока лишь о становлении философии, о терминологии. Космоцентризм: главное - проблема мироздания: земля, космос, попытки представить мироустройство в целом. Анаксимандр вводит понятие "апейрон": некое безграничное, безначальное начало и основа всего сущего. Все представители милетской школы - материалисты => и апейрон иногда упоминается как вещественный. Это нечто среднее между небом, землей, водой. Из апейрона все возникает и в него все уходит. Лежит в основе взаимопревращений всех стихий. Опейрон бессмертен и неуничтожим, находится в постоянном движении. нет никакой теогонии! Есть элементы мифологического сознания, но почти не говорится о богах. Происхождение жизни: жизнь зародилась в море, от животных произошел человек (человек зародился внутри огромной рыбы).

Анаксимен был последователем Анаксимандра; для него апейрон виделся в воздухе, воздух - начало всего.

Гераклит: "О природе" - самый известный труд Гераклита, трактат. Начал привносить метафоры в речь, его речь была запутанной; постарался сделать философию таинственной, загадочной. Гераклит - "плачущий философ", тень пессимизма в его философии. Начало по Гераклиту - огонь. Огонь есть порождение космоса. Душа материальна, состоит из определенных метаморфоз огня. "Душам - смерть, воде - рожденье". Два аспекта души - материальный и психологический (нематериальный). Душа должна быть и сухой, и влажной; влажна лишь плохая душа, сухая душа - хорошая. Нет перерождения - душа распадается и превращается в изначальную субстанцию. Диалектика Гераклита (он является основоположником диалектики). Важное философское понятие - понятие логоса. Логос - судьба, закон мироздания, закон всего сущего; диалектический закон вселенной. Всё распадается на противоположности. Существует два противоположных начала в каждой вещи. "Панта реи" - всё течёт, всё изменяется (в одну реку нельзя войти дважды). На всём есть печать изменения. Гармония есть, но она очень шаткая, имеет оборотную сторону (самая красивая обезьяна может быть безобразной по отношению к человеку).

Борьба - отец всего и царь над всем. Гносеология Гераклита: много говорит о познании, о различных видах знания. Чувственное и рассудочное знание. Высшая цель познания - познание логоса. Чтобы достичь истину, нужно много потрудиться. Этика Гераклита: отношение к проблеме неравенства. Люди от природы равны, но фактически они не равны. Неравенство людей возникает из-за неравенства интересов. Многие живет не по логосу, а по чувствам; их жизнь - детские игры. Если бы все жили по логосу, неравенства бы не было. Люди из высших классов в основном живут по логосу. Люди должны бороться за закон как за свои стены; надо менять законы, чтобы людям было лучше. Конец 6 века - центром философии становится великая Греция. Италийская философия (побережье Южной Италии, Сицилия; такие города как Неаполь, Эллея, Кротон, ТорЕнт).

9. Италийская философия: пифагорейский союз, школа элеатов, философия Эмпедокла.
Конец 6 века - центром философии становится великая Греция. Италийская философия (побережье Южной Италии, Сицилия; такие города как Неаполь, Эллея, Кротон, торЕнт).

3 основных направления: пифогорейский союз, элеаты, философия Эмпидокла.



Пифогорейский союз:

- ранний период (6-5 вв. до н.э.)

- средний пифогореизм (4-3 вв. до н.э.)

- поздний (1-5 вв. н.э.)

О раннем периоде мало сведений. Пифагор в Кротоне основывает Пифагорейский союз. В него приходили добровольно, но требования были жесткие. Все богатство сдавалось в общую казну. Было несколько этапов в школе:

1) опусматики - слушали различные фундаментальные курсы;

2) математики - ученые, занимались наукой, сами что-то создавали, а не только изучали.

Это была закрытая школа, тайное учение. Тренировали свои чувства, память, мозг. Учились музыке; молились, с утра собирались и составляли расписание на день, в конце дня снова собирались и отчитывались за проведенный день. Возможно, Пифагор заложил основы идеалистики - первые идеальные начала. У Пифагора это идеальное начало - число. Это первая абстракция, основа мироздания в целом. Числовое сущее лежит в основе всего. Мера - вторая абстракция, гармоничное начало, которое лежит в основе всего: в основе красоты, гармонии. Правило золотого сечения - если мы знаем какие-то пропорции, мы получим, например, красивое лицо, близкое к реальности. Даже морально-этические качества выражаются числом. Число владеет вещами. Математическая известность Пифагора - он пытался создать физику (земля состоит из кубических частичек, воздух – из восьмигранников и т.д.)



Элеаты: одна из философских школ Эллады. К этоц школе относились:

1) Ксенофан - один из разработчиков теоистических представлений. Считал, что боги творятся людьми по своему образу и подобию. Не отрицает богов и религию; хочет привести всю религию к какому-то мононачалу

2) Парменид - понятие небытия. Бытие = мышление. То, что мыслимо, существует. Все существующее представляет собой единое целое, бытие неподвижно, т.к. нет пустоты => некуда двигаться. Метафизика - противооположность диалектики.

3) Зинон: вводит знаменитые "апории" - неразрешимые противоречия. Вводит их, чтобы показать, что всё диалектическое - пшик, ничего, пустые слова.

Строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Предметом мышления может быть только бытие, небытие немыслимо. Тождество бытия и мышления. Истина познается разумом, а чувство формирует лишь мнение (истина чувств неадекватна).

Философия Эмпедокла

5 в. до н.э. концепция о четырех стихиях, которые образуют вещи. Это огонь, воздух, земля и вода. Они заполняют все пространство, находятся в постоянно движении, неизменны и вечны, но перемешиваются между собой. Источником движения являются две противоположные силы – любовь и вражда. В природе господствует любовь, соединяющая все элементы, потом господствует вражда, разъединяющая эти элементы. Эти периоды разделяются переходными периодами. Во всех этих процессах сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.

10. Атомизм Демокрита

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconУчебное пособие для студентов и самообразования Владивосток Издательство Дальневосточного университета 1998
Философия в истории ее идей и концепций: Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время / Учебное пособие. Владивосток:...
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconАнглийская эмпирическая школа философии
В свое время выдающийся русский философ Соловьев: Западная философия с 17 века – сциентиская философия, уделяющая науки главную линию....
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconПрограмма курса история западноевропейской философии часть первая. Античность. Средние века. Москва, 2000 г
Семушкин А. В., профессор, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии рудн
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconФилософия древнего мира (индия и китай)
Китае, Индии и Греции — практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического...
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconКонтрольные вопросы к кредиту 1 Предмет философии науки. Понятие, структура и функции науки. Научное познание и его сущность
Философия русского космизма и учение В. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconКафедра Философии и культурологии
Предмет философии. Философия как форма мышления и теоретическое знание. Понятие философской рефлексии
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconНаучное общество учащихся школы Дерево до небес
Некоторые из них живут в Перми, но есть и в Башкирии, это по папиной линии. По маминой линии – в Самаре, на Алтае, в Удмуртии, на...
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconСовременная философия ХХ века
Афанасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990 – 176с
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине «Русский язык»
На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил,...
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Иностранный язык»
Лингвистический компонент предполагает знание лексики, фонетики и грамматики. Социолингвистический – знание правил и норм языка в...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com