Философия Древней Греции



Скачать 407,36 Kb.
страница1/3
Дата01.06.2015
Размер407,36 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3





Философия Древней Греции (6 вв до н.э.)
а) Идеализм

б) Материализм


1) Период формирования (6 в до н.э.)

2) Зрелость (5-4 вв до н.э.)

3) Закат (философия эпохи Древнего Рима, 3-1 вв до н.э.)

4) Упадок (1-5 вв н.э.)


1) Милетская школа (осн. Фалес, пер. половина 7-6 вв до н.э.)

Труды Фалеса: "О началах", "О солнцестояниях", "Морская астрология", "О равноденствии".



<Начало Всего - Материя>

По Фалесу, начло всего - вода (разумная божественная вода)



<Многословие - не основа мудрости>

Ученик - Анаксимандр



Труд Анаксимандра: "О природе"(сер. 6 в. до н.э.), "Карта Земли", "Глобус". Архэ - с греч. "первоначало". Безграничное, беспредельное, начало всего - Апейрон, он материален и вещественен, содержатся частицы всех 4 стихий, он вечный, не знает старости, бессмертен и неучтожимый, вечное движение. Из него все возникает, в том числе и космическое пространоство, влажное, горячее. Луна и солнце - как отверстия... Через отверстия происходит через отверстия. Все живое зародилось из суши и моря: с моря на сушу, сбросили чешую. Человек произошел от морского животного, выйдя на сушу.

Конец Мира (Эсхатология) - понятие справдливости, вещи нарушают предел, меру. Нарушение меры - есть разрушение самой меры. Ввел первые элементарные солнечные часы, составил глобус, начертил географ. карту, дал очерк геометрии.
Ученик Анаксимен.
Труды Анаксимена: "О природе", начало всего - воздух, он беспределен, апейрон - сво-во воздуха. Все возникает из воздуха через его разрежение(нагревание) и сгущение(ветер, облака, земля, камень, охлаждение). Переход от кол-ва к качеству. Солнце - раскалившаяся Земля. Земля - центр. Душа - воздушна. Боги - из воздуха. Состояние погоды - активность солнца.


Гераклит (6 в до н.э., натур. философ).

Эфесский.

Последние годы жизни - в хижине в горах!)
Труды Гераклита: "О природе"(более 100 элементов)
"О природе":

1) О Вселенной;

2) О государстве;

3) О Боге;


Гераклит "Темный" - произведения - сложные.

Начало всего - огонь, более подвижен и изменчивый, он божественен и вечен, из него все возникает: Космос(путь вниз и недостаток огня), воздух -> вода -> земля -> огонь. Недостаток огня является его избытком(путь вверх) Мировой пожар. Душа( в матер) - одна из метаморфоз огня). в душе - смерть, в воде - рождение. Душа - единство противополжностей. Душа лучше, когда она менее влажная. В мироздани все течет, не стоит на месте. В ту же самую реку набегабт все новый и новые волны. Одно и то же различно и даже противоположно. Тождество противополжностей - их борьба. Борьба - всеобща, все рождается благодаря борьбе и по необходимости. Гармония - скрытая, тайная( борьба), растворяется зло, добро - абсолютно. Вселенская гармония доступна лишь Богу, а люди принимают одно за справедливое, а другое - за несправедливое.


Метафизика(2) <--> диалектика(1)

1) Метод познания явлений в их развитии и самодвижений, общество и мышление.

2) Метод, прокладывающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает противоречия, как источник их развития.
Чувственное рациональное познание. Достижение высшей мудрости - соглашаться, выслушать не меня, познать единство мироздания. Всем дано познать себя и размышлять. Фактичеки люди не равны, но сами рождабтся равными, большинство живет своему разумению. Истинное счастье - в размышлении, в действиях, согласно природе, а не в услаждение тела.
Пифагорейская школа.

Прекрасное и благопристойное - наука, устав - прием в союз, в союз могут поступать как мужчины, так и женщины. Все имущество надо передать экономам. В союзе - две ступени:

1) Акусматики (заучивание знаний);

2) Математики (наука);


Вставали до Восхода Солнца, встречали восход Солнца, делали гимнастику, трудились, делали совместное купание, общее чтение. В основе пифагорейской этики лежало учение о надлежащем: подчинение младших старшим, культ дружбы, деторождение, развитие умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Развивали память механическую и смысловую. Были активными в полит. деятельности, ценили созерцательный образ жизни (мировоззренческие основания). Космос рассматривался как симметричное целое, досупен только тем, кто ведет правильный образ жизни. Пифагор сразу были в двух городах. Приветствовала река Касс. Учение о переселении душ. Пифагор - сын Бога. Он возвышал себя над другими людьми.

Три вида:

1) Подобные Пифагору

2) Бог


3) Люди

Справедливость - число в квадрате. Гармония - числовое отношение. Основой всего Сущего является число.


Гиппас

Число - главное творение мира!

Противостоял Пифагору.

Несоизмеримые пропорции разрушало представление пифагорейцев.

Числа состоит из единиц. В основе две разные единицы: рац. и нерац. (иррац). ОН был изганан из Пифагорейцев. Гиппас - глава акусматиков, Пифагор - глава математиков.

Они его прокляли... И Гиппас утонул.


Пифагорейцы учили музыкой, Они применяли психотерапию, они предпочитали наружне средства внутренним. Развитие медицины из магии, родоначальник Каллифон, при храме Бога врачевания Асклепия. Его сын Демокек - не жрец, в конфликте с отцом, он вылечил царя в Персии, и он возвратился в Грецию.

Алкамеон - философ, врач. Нарушение равновесия, родоначальник анатомии, душа - бессмертна.


Элеаты (элейская школа)

Представители - Ксенофан(1), Парменид(2), Зенон(3), Мелисс(4).


1) Боги - творение человека, основа - земля, простираектся своими корнями в бесконечность. Земля и вода - есть все, что рождает. Из воды состоят небесные тела, из них облака, а из облаков - небесные светила. Бог - чистый ум, он не физичен. Бог - есть все, но это все находится в многообразии. Стремление к единству, отрицание многообразия. Истина - результат случая, отрицает знание о познании мира (Истины).
2) "О природе" - 2 части."Ахилесс" - утрачено.

В прологе рассказывает о поездке к богине справедливости по имени Дике. Колесницы с двумя конями. Путь упирается в ворота дня и ночи, и из света выходит Дике. Разум - единственный руководитель, Истина - бестрепетное сердце.

Путь истинны(а), Путь мнения(б).
а) вопрос бытия и небытия, вопрос бытия и мышления;

Бытие <> небытию. Небытие невозможно познать. Бытие = мышление, и как процесс, и как результат. Предмет, когда он мыслим. Как только мы мыслим о небытии, оно становится бытием. Противостоит учению Гераклита. Бытие - едино, неподвижно, неизменно.

б) Природа эфира, возникновение всего. Возникновение Олимпа, возникновение звезд.
3) 5 век до н.э. Ученик Парменида. "Споры", "Против философов", "О природе". Рассуждения против движения. Рассуждения - апория (безвыходность) Зенона, "дехотомия", "Ахилесс и черепаха", "летящая стрела" (прерывность пространства), если стрела покоится в каждый моменти времени, то она неподвижна. "Стадион". Две последние - антитезисы.
4) "О природе", Закон сохранения Бытия. Из ничего не бывает ничего.

Столкнул вечность бытия как вечность во времени. Прошлое Мелисса - как прошлое части Бытия. Его не было в прошлом и нет в будущем, все может находится только в настоящем. Бытие - беспредельно, все, что существет - вечно и беспредельно. Если бы сущее было ограничено, оно не было видимым. Бытие не страдает и не печалится. Мелисс был материалистом.



Эмпедокл

Плюролизм.


Автор двух поэм "О природе". Основа - все 4 стихии. Друг в друга они не превращаются... Корни вещей пассивны, борьба двух антогонистических начал: любовь и ненависть. Любовь соедияет разнородные, и разделяет и однородное. Любовь и ненависть вытеснябт друг друга. Неустойчивое объединение любви и ненависти. Все происходящее внутри имеют общую направленность. Смена фаз происходит по воле судьбы.

Учение о переселении душ: "Метемпсихоз". Разум есть у всех живых.


Анаксагор
Труды: "О природе", "О началах", "Качественное возвращение тела"

Ни одна вещь не возникает и не уничтожается

Отвергает стихии в качестве первоначала. Первоначал гораздо больше! Начало - мельчайшие невидимые сверхчувственные частицы (огонь и т.д.), "семена тех вещей" (гомеомерии - подобночастные), В малом нет наименьшего, но всегда есть меньшее... Во всем присутствуют семена того или иного вещества. Во всем есть часть всего. Каждая вещь казалась тем, чего в ней больше. Если белый снег тает и в результате получается мутная/жидкая вода, то качество мутного, жидкого в нем присутствуют. Любая гомеомерия - неодномерная, она представляет собой множество, она подобна целому, заключает в себе все существующее. Содержит в себе бесконечное бесконечного. Любая вещь - одновременно и бесконечна велика и бесконечна мала.
"Вместе все вещи были". Требовалось нечто большее, чем хаос, чтобы создать мир.

Нус - ум. Анаксагор - последователь мысли. Он утверждает, что из всего сущего только ум несмещан и чист. Ум - это тончашая из всех частиц, он обладает знанием обо всем, что существует в мироздании, он определяет и прошлое и настоящее и будущее. Он приводит к круговому движению. Земля содежит в себе все плотное, тяжелое, темное. В небе все легкое, светлое... Луна и солнце были камнями... Небо содержит в себе камни, они, падая, образуют метеориты. Луна имеет земную природу, на ней есть и равнины, и холмы, она обитаема, Земля - плоская, находится на воздухе. Семена живых веществ падают на землю вместе с дождем. Все познается противоположным, ощущение связано со страданием, заметно при чрезмерном раздражении на органы чувств. Анаксагор - сторонник рационализма, наши ощущения не могут дать истину. Разум - активное начало. Цель познания - свобода.


Античный материализм

(Атомизм)

1) Левкипп, 2) Демокрит().
1) Учение о небытии, "учение о уме" или "большой мирострой", создание акместического учения. Уклон на мироздание. Атомы тождественны бытию, а пустота небытию. Небытие - неподвижно и беспредельно, она не оказывает никакого влияния на бытие. Бытие - плотно

Бытие - множественно, Определено своей внешней формой. Бытие - совокупность большого количества атомов, все тела состоят из большого количества частиц. Атомисты - дуалисты. Атом обладает внутренними и внешними, атом неделим, неизменен, тождественен самому себе, в атоме не происходит никакого движения, он не имеет частей. Атомы бывают шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми, крючкообразными, отлисаются порядком и положением (причина соединения атомов). Пустота разделяет атомы. Атомы отличаются величиной. Отношение между пустотой и атомами внешние. Движение атомов отталкивающие, они бескачественны. Первичные качества - форма, величина, атомы друг в друга не превращаются. Движение - вечно. Мир вещей состоит з атомов и пустоты, атомы рождают вещи, смешение или разделение атомов - измение вещей. Беспредельная пустота, она наполнена мирами, число которых также беспредельно. Плотность атомов в пустоте различна.


2) Уклон на человека. Принадлежало около 70 сочинений и учений, он был довольно разносторонним ученым и мыслителем.
В центре космоса скапливается тяжелая материя, атомисты - геоцентристы, Земля - неподвижна, вокруг нее движутся звезды.
1) манизм(одно первоначало), 2) плюрализм (несколько первоначало), 3) Дуализм (Два первоначала)

1) Пифагорейцы

2) Эмпедокл, Анаксагор

3) Атомисты, М. В. Ломоносов.



Софисты.

Мудрецы, истина их не интересовала. Под софистикой стали понимать умение представлять белое черным, а черное белым. Они - теоретики риторики, красноречия, в центре внимания - слово. Наука о слове. Объективный мир - непознаваем, они были агностиками (отрицатели знаний), истины - нет. Релятивизм - учение о том, что все в мире относительно. Истина также относительна, она зависит от условия, времени, обстоятельств. Истина у каждого своя, как кому кажется, так оно и есть. Истина софистов перерастала в аморализм. Софисты требовали доказательства, сами могли доказать тезисф и антитезисы.



Протогор (5 в до н.э.), носильщик дров поначалу. Он был профиссиональным преподавателем искусства красноречия(риторика) и спора(эристика). Одним из первых он стал брать деньги за обучение. Объехал всю Грецию.

Труды: "О Богах", публично сожжена. Протогор был изгнан в Италию на Сицилию.

"О науках", "Истина или ниспровергающие речи", "О сущем". Он является материалистом. Основная причина всех явлений - материя, свойство изменчивости. Ничто не существует само по себе. А все существует и возникает лишь в отношении к другому. "Ничто не есть само по себе, но все возникает из-за другого". Все существующее переходит в противоположное себе. Всякая вещь содержит в себе противположности. Если все меняется и переходит к противоположному, то о каждой вещи возможно два противоположных мнения. Придя к противополжным мнениям, Протогор доказал, что все истинно. Главный тезис - человек - мера сех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. Главный критерий - выгода, он ограничен, и действует лишь в том, что хорошо, а что плохо. Нет объективного добра и зла. В лучшем случае польза олжна быть государственной. Свое учение он направляет против религии. Он считал, что лучше верить в Богов.

Критий (460-403 г до н.э.)

Он был одним из тридцати тиранов. Антидемократическая конституция. Он - ученик Сократа. Олигархия(власть имущих) поджигает демократия (памятник мужам, свергающих проклятый афинский народ). Критий - невежда среди философов, и философ среди невежд. родственник его - Платон. Критий - атеист, отрицал реальное существование Богов, религия - полезная выдумка для общества. Главное улучшение людей - воспитание. Религия, государство - средство, которое делает плохих людей хорошими. Террор! Пьянство - порок!


1) Сократ (469 - 399)

2) Платон

3) Аристотель
1) Начало пелопонесской войны, предпочитал живой диалог. Ксенофонт. "Апология Сократа", "Воспоминания о Сократе". Сократ говорил: "Я знаю, что я ничего не знаю", Другой тезис - познай самого себя! Он был избран Богом и представлен к афинскому народу. Стремление к обогащению, домашние дела, восстания, вообщем быт. Забота о самом себе - нравственное и интеллектуальное самосовершенствование. Бог обязал жить, занимаясь философией. В центре - человек! Метод Сократа связан с диалогом, с вопросом собеседования.

Метод Сократа - майевтика (повевальное искусство)

1) Киники (Антисфен, софисты), 2) Киренаики, 3) Мегарики(Евклид, элеаты).
1) "собачье", гимназия "Киносар"(белая собака). Киники жили, как собаки. Без словесного док-ва можно обойтись прктическим доказательством, все следует доказывать делами. Антисфен(444-368г до н.э.) ученик Горгия. Затем стал учеником Сократа. Труды: "О природе", "Истина", "О благе", "О законе", "О воспитании", "О жизни и смерти". Существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. Основное качество - добродетель. Кинизм, как образ действий и мыслей киников стоял на трех слонах:

а) аскесис(средство) - практический образ жизни, физичесие нагрузки, максимальное ограничение своих минимальных потребностей. Ходили босиком, длинные нечесанные волосы. Самая здоровая жизнь - жизнь первобытного челвека. Восхищали Прометея. Идеал - Геракл.

I) для тела

II) для души


Диоген Синопский. Просил у статуй всего. Летом катался по раскаленному песку, пытался есть сырое мясо. Богатство - источник тирании. Бедность - самоучка добродетели.
б) Апойдеусиа(средство) - невоспитанность, некультурность, непосвященность, неграмотность. Знания не делает людей лучше. Прославляют разум (практический). Задача философии - учить как надо жить. Особового уважения не испытавали к людям. Он не всех считал глупцами. Добродетельные люди - подобия Богов. Труд - благо, трудящиеся люди истинные мудрецы .
в) Автаркия(цель) - независимость, достаточность, самоудовлетворенность. Умение довольствоваться тем, что есть. Независимость от государства. Достаточно знать о самих Богах. Счастье состоит в душевном покое. Покой в душе может принести справедливость. Быть справедливым - значит быть добродетельным. Счастлив тот, кто умерен в своих потребностях. Бесполезным трудам предпочесть труды, полезные природе.
Кратет Фиванский. Поделил свое состояние между согражданами. Обрел свободу. Свобода - есть все в жизни человека. Родина - безыизвестность, бедность, неподвластная судьбе. Он говорил о себе с гордостью, "достал себе известность бедностью". Дало ему свободу и радость. Приобрел славу умиротворителя и руководителя. Везде его принимали с почтением и радушием. Он улаживал различные споры, не причиняя какого-либо вреда. Он призывал людей к скромности и справедливости. Философия состоит в презрении ко все человеческим ценностям. Он любил говорить, что философией нужно заниматься до тех пор, пока военноначальник не начнет говорить по-простому. Он жил в Пере (нищенская котомка киников). Гиппархия - жена.
2) Этическая проблематика.

Гедонизм - этическое учение о наслаждении.



Аристипп (ок 435-360г до н.э.) - учился у софистов(у Протогора), Ученик Сократа. Источник знаний - ощущения. Удовольствия должны быть разумными, Очень зависили от своих удовольствий. Хорошо все то, что даем тан наслаждение, плохо то, что приносит страдания.
Феодор (Атеист). Труды: "О Богах". Высшая ценность - некратковременная, а длительная Высшее состояние - состояние мудрости. Мудрость - истинное благо. Глупость - зло. Удовольствия и страдания - посредине между мудростью и глупостью. Истинный мудрец - самодостаточен. Не будет выгоды - не будет и дружбы. Мудрец не будет жертвовать собой за Отечество, для мудреца Отечество - весь мир.
Анникерид. Воспитанием можно добиться высших качеств. Он высоко ценил дружбу, высоко ценил понятие родины, родства.
Гегесий (320-280 г до н.э.) проповедовал массовое самоубийство. Наслаждение и боль - неразрывно связаны.
3) Евклид (410-338). Проблема единичного и общего. Общие понятия - и существуют. Ходил из Мегар в Афины, чтобы послушать Сократа.
Происходит возврат к досократике.

Воскрешение учения Демокрита. Скептики оращаются к софистам.


Эпикур (342-271 гг до н.э.).Сад Эпикура (школа). "Гость, здесь тебе будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо".

Сад - замкнутое сотоварищество единомышленников. Добро нет необходимости делать сообща(недоверие людей друг к другу). Избегали стремления к власти. Проживи незаметно, во благо себе. Всячески поддерживался культ дружбы, Эпикур был рабовладельцем, но рабы были довольны вольны.

Труды: "О природе", "Об атомах и пустоте", "Краткие возражения против фзиков", "О критерии и канон", "Об образе жизни", "О конечной цели". Приписывают атому вес (или тяжесть). Атомы движутся в пустоте, возможно отклоняясь от прямой линии. Число атомов не бесконечно, а неисчислимо велико. Каноника - учение о критериях или канонах истины. Канон - мера, образец, критерий. Разум опипается на ощущения. . Ощущения - первичный критерий, вторичный - предвосхищения, претерпивания, "бросок мысли". Предвосхищение - знание, неколгда полученное из ощущений. Претерпивания. Удовольствие - высшая цель. "Бросок мысли" - умение объяснять многое через немногое. Душа - структура атомов. Смерть и жизнь - никогда не встречаются. Когда мы мертвы - нет жизни, а когда живы - нет смерти. Высшее благо - блаженство, наслаждение. Человек также свободен, как атом в пустоте.
Стоицизм (стоя - галерея с колонами)

Зенон(336-264 гг до н.э.) Основатель. Провозгласил, что основная цель - жить согласно с природой, жить согласно с добродетелью. Соединил логику, физику и этику.

Клеанф, Хрисипп из Сои. Учение о бытии. Два принципа: материальный, духовный(логас, пронизывает всю природу, является законом необходимотси. Основа познания - чувственное восприятие, центр познания - душа). Душа - нечто телесное, материальное(пневма). Соединение воздуха и огня. Стоики все это называют разумом. Разум отдельного человека является частью миового разума. Добродетель - жить в согласии с разумом. Разумность - граничащее с силой воли, умеренность, справедливость, доблесть (или мужество). Разумности противостоит неразумность. Справедливости - несправедливости, доблести - трусость и малодушие. Срединного не существует.

Над вещами человек может возвыситься. Настоящий мудрец- это чистый мудрец, его счастье в том, что он не желает никакого счастья. Этика стоиков - этика отказа, этика согласного смирения с судьбой. Она отводит от мира, общества к миру внутреннему. Только внутри себ, человек может обрести покой. Наибольшее распространение получил в Риме. Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.


Луций Анней Сенека. Хорошие учителя. Входит в сенат. Завидовал Гомеру, чуть не предал его за восхитительную речь в сенате. При императоре Клавдии, Сенека был обвинен в смерти Калигулы, Сенека был сослан на Корсику. Утешение Гельвии. Трактат: "О милосердии". Сенека - довольно богатый человек. Получили свое состояние, присвоив состояние других богатых людей. Нерон предписывает Сенеке самоубийство на 70-м году жизни. Сенека не был добродетелем. Проповедовал бедность, а сам стремился к чрезмерному обогащению. Все философы говорят о том, как надо жить. Его учение расходится с его жизнью. Сенека утверждает, что "кратчайший путь к богатству через презрение к нему". Его сочинения - интересны. Знание не делает чеовека лучше. Он различает философию на ри части: умозрительная, прикладная. Быть свободным для Сенеки - быть свободным от тела. Искусство мудреца - укрощать беды, предотвращать катастрофы. 1) Природа. 2) Нравы. 3) Разум. 1 - стойко необходимо, Судьба - активна, А человек пассивен. Счастье зависит от нас. Несчастен тот, кто считает себя несчастным. Он несчастен в той мере, в какой рассматривает. Дружба с самим собой - это не эгоизм, а внутренний мир, гармония, господство высшего разума.
Эпиктет родился рабом. Эпиктета - приобретенный. Хозяин ходил на занятия к соистикам.

Обрел свободу после того, как стал хромым. Ирод - нищий во времена Одиссея на острове Итака. Эпиктет ничего не писал, вроде он был неграмотным. Ученик Эпиктета - Флавий Арриан. "Беседы Эпиктета" - 12 книг, существующий порядок вещей изменить нельзя. Эпиктет сравнивает всех людей с актерами, а жизнь с театром.


Марк Аврелий(180-160 гг до н.э. правления);
Он не делился своими размышлениями. Жить надо так, как, если бы ты жил последний день в своей жизни. Смерть согласна с природой, а значит она - не зло.


Скептики. Формируется в конце 4 в до н.э. Основатель - Перон из Ииды. Скептицизм отрицает истинность любого познания. Безмятежное состояние - атараксия.Что такое - то, что окуражает нас. Что должно следовать из должного.

1 троп)


2 троп) бесконечная цепь доказательств...

3 троп) Любое ограничение относится лишь к чему-нибудь конкретному

4 троп) Если мы должны уйти в бесконечность, то мы должны принять за истину...

5 троп) Мы не можем выйти из колеса взаимодействия...


Неоплатонизм.

Приходится на 3-5 столетия нашей эры. Основатель Аммоний Саккас(175-242 гг). Видный представитель Плотин(205-270). труд: "Эннеады" (девятки). Начал записывать по просьбе императора. Сначала продумывал текст, затем впопыхах записывал. Ученик Порфирий (232-302 гг). Каждой теме - по 9 сочинений. Первая

1 девятка: "О добродетелях", "О счастье", "О подлинном исходе жизни", "О том увеличивается ли счастье с течением жизни", "О природе"...

2 девятка: "О небе", "О движении неба", "О том, что делают звезды", "О возможности и действительности", "О видении", "О смешении всего или о качестве"

3 девятка: "О судьбе", "О проведении", "О присущем каждому из нас демоне", "О любви", "О вечности", "О природе, о созерцании, о едином"

4 девятка: проблема души, "О сущности души", "Проблемы души", "О бессмертии души", "О снисхождении души в тела", "Явл. ли все души одним".

5 девятка: О душе, уме и едином: "О трех начальных субстанциях", "О происхождении и порядке того, что идет в след за первым", "О едином", "О благе", "О том, что существует ли идея у каждой вещи", "Об уме, идеях, и о сущем"

6 девятка: "О родах сущего", "О том, что сущее повсюду одно и то же", "О том, что существует множественность идей о благе".


Эстетика, Этика, натур. философия, космология, психология, учение об уме, учение о едином. Божественный принцип (он не познаваем):

Все остальное - произвольно и производно только от истинно божественного принципа. Природа сформированна через материю, проникает через нее свет. На вершине - божественный принцип (мир идей Платона) - божественная душа - природа. Деформация мира идея Платона.

Природа, материя - сравнивается с тьмой. Принцип добра соединяется с божественным разумом. Единственное подлинное познание - познание мира идей Платона. Не познаваемо.

Продолжают учение две школы.

1) Сирийская школа, основатель Ямвлих (3-4 вв). Развивает мысли Плотина. Признает 12 небесных богов, до 36, до 360, 72 земных бога, 42 природных.

2) Афинская школа, основатель Прокл. Продолжатель Плотина. Интерпретирует диалоги Платона. Различает 3 момента развития: Содержание творения творящим, энергия сотворенного из творящего, возврат сотворенного к творящему.


Средневековая философия:

1) Патристика(1 пол 2 века - 8 век). Теоцентризм (центр - божественное начало).

Учение отцов церкви.

2) Схоластика(ученый), 9-15 вв.

1) Крупнейший христианский мыслитель - Августин(354-430гг), труды: "Исповедь", "О граде Божьем", "О Троице". Центр - божественное начало. Бог - высшая сущность, причина любого существования, всех изменений, он постоянно его сохраняет. Бог - самый важный предмет познания, причина познания. Помогает обрести истину, являестя причиной высшего блага. Стремление к Богу - естественно. Душа - субстанция, не может быть видом тела, не содержит ничего материального. Она имеет функцию мышления, памяти, воли. Совершенство происходит от Бога. Душа пытается познать Бога, но препятствует ей тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе. Основа воля, а не разум. Небо - свободный акт Бога. Цель смысла является счастье. Счастья можно достигнуть только с Единым, с Богом. Познание Бога. Сущность - априорность. Человек - не творец, он посредник. Только вера может познать Бога. Августин выдвигает основной тезис: "Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь", Вера - выше разума. Теодицея - оправдание Бога. Зло не принадлежит природе, оно результат свободного творчества. Ее отравила злая воля. Зло возникает там, где не происходит ничего хорошего. Гордыня (желание обойтись без Бога), чувство ревности. Зло необходимо для гармонии мира. Зло =

=!добро. Бог создает изначально мир добрым. Адам родился свободным и безгрешным. Время - мера движения. До сотворения мира времени не существовало. Время - следствие творения. Только посредством настоящего можно рассматривать прошлое или будущее.

Битва двух царств: град небесный, град земной.

Церковь занимает особое положение - общество Христа, объединяет избранных. Мирской град. Должен быть направлен на служение религиозного. Понимание общества Августина - теократическое.

  1   2   3

Похожие:

Философия Древней Греции iconИстория и философия науки Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума
Возникновение рационального знания в Древней Греции. Особенности первичного комплекса знаний «наука-философия»
Философия Древней Греции icon8. Натурфилософия древней Греции, ее роль в развитии научно -рационального познания
Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе...
Философия Древней Греции iconЧеловеческие типы
С. Заннос сопоставляет их с мифологическими богами Древней Греции и Рима, планетами, а также с железами и функциями человеческого...
Философия Древней Греции iconФилософия древнего мира (индия и китай)
Китае, Индии и Греции — практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического...
Философия Древней Греции iconДуховная и художественная культура Древней Греции
Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен...
Философия Древней Греции iconПеречень вопросов для подготовки к вступительному экзамену по специальности 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования
Античная школа и педагогическая мысль. Зарождение и развитие философско педагогической мысли в Древней Греции (Демокрит, Сократ,...
Философия Древней Греции iconОсобенности методики проведения лекционных занятий в вузе
С нее начинается первое знакомство студентов с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась...
Философия Древней Греции iconТема №9 Специфика философии милетской школы в философии Древней Греции
Милета, расположенного на одном из полуостровов Малой Азии, с трёх сторон окружённого морем, Фалес сказал, что началом всех вещей...
Философия Древней Греции iconСеминарских занятий для специальности «Стоматология»
Философия Древней Индии: общая характеристика философских школ
Философия Древней Греции iconКонтрольная работа выполняется в виде реферата. Темы рефератов распределяются и закрепляются на сессии
Геометрия до Евклида : геометрия Вавилона и Египта, геометрия древней Греции ( Фалес Милетский, школа Пифагора, Платон, Аристотель,…)....
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com