Автономная некоммерческая образовательная организация



Скачать 463.05 Kb.
Дата01.06.2015
Размер463.05 Kb.
ТипВопросы для экзамена

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ »

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

Рассмотрены и утверждены на заседании

кафедры социально-гуманитарных дисциплин,

протокол №___от «_____» __________ 201_ г.

Зав. кафедрой___________/С.Ю. Завалишина/

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

__________________ С.Ю.Завалишина

(подпись, расшифровка подписи)

протокол №___от «_____» __________ 201_ г.


Вопросы для экзамена по дисциплине ФИЛОСОФИЯ


  1. Предмет философии. Специфика философского знания, его основные разделы.

  2. Мировоззрение, его типы и структура. Философия как ядро научного мировоззрения.

  3. Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии. Философия и наука.

  4. Зарождение философских знаний: предпосылки, генезис, развитие. Философия Древнего Востока.

  5. Античная философия, Основные проблемы и этапы ее развития. Натурофилософские учения досократического типа.

  6. Классический этап древнегреческой философии. Философские учения Платона и Аристотеля.

  7. Эллинистический этап античной философии (эпикуризм, стоицизм). Место античной философии в европейской духовной культуре.

  8. Религиозный характер философии средневековой Европы. Учения А. Аврелия, Ф. Аквинского Философские проблемы в средневековой схоластике.

  9. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи возрождения. Работы Коперника и переворот в натурофилософии.

  10. Социально – философская и гуманистическая мысль России в эпоху Возрождения./ Игумен Филофей, Ю. Крижанич, М. Грек. и др.

  11. Философия Нового времени: главные темы и направления общественной мысли. Учение Ф.Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж.Беркли и др.

  12. Научная революция Нового времени, ее философские обоснование . Философия как методология науки. Рационализм и сенсуализм о возможностях познания.

  13. Философская мысль эпохи Просвещения. Учение о разуме, человека и общественном прогрессе в трудах просветителей.

  14. Механистический материализм и атеизм французского Просвещения.

  15. Философские идеи в эпоху Просвещения на Руси./ С.Яворский, Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Г.Сковорода, М.Щербатов, А. Радищев и др./

  16. Классическая немецкая философия. Взгляды И. Канта и Г. Гегеля.

  17. Антропология, материализм и атеизм Л. Фейербаха.

  18. Марксистская концепция диалектического материализма, диалектика и материалистическое понимание истории.

  19. Учение о человеке, его сущности, условиях его освобождения и предназначение личности в философии марксизма.

  20. Трансформация марксистской философии в ХХ веке.

  21. Становление иррационалистической философии Х1Х в. Философия А. Шопенгауэр.

  22. Возникновение и сущность «философии жизни». Концепция нигилизма и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.

  23. Становление и основные этапы развития российской философии. Философские воззрения славянофилов и западников.

  24. Антропологическая и религиозная направленность философских учений Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева.

  25. Направления и основные черты философии ХХ в. Рационалистическая, сциентистская, субъективно-иррационалистическая ориентация современной философии.

  26. Философия неопозитивизма и ее эволюция. Принципы верификации, научности и логико-семантической определенности знаний.

  27. Философия экзистенциализма и ее разновидности./М.Хайдеггер, Ж. Сартр и др./.

  28. Основные направления современной западной философии.

  29. Философия космизма. Основные проблемы космоантропоценризма./Н.Федоров, К. Циолковский, В.Вернадский/.

  30. Новое религиозное сознание и идея особого пути в российской философии. ХХ в./С. Булгаков, П. Флоренский, В. Розанов и др./.

  31. Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли. / Н. Бердяев, И. Ильин и др./

  32. Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия.

  33. Категория материи в онтологии. Развитие представления о материи. Современная научная и философская картина мира.

  34. Сущность движения, пространство и время как характеристика бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.

  35. Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы и альтернативы диалектики.

  36. Понятие природы. Природные факторы и условия жизни человека. Принцип коэволюции природы и общества.

  37. Экологические проблемы, их причины и пути разрешения. Экологическое сознание и экологическая культура. Специфика экологической ситуации в России.

  38. Происхождение сознания; основные философские подходы к его анализу.

  39. Сущность сознания как высшей формы психической деятельности. Сознание и отражение. Сознательное и бессознательное.

  40. Структура сознания. Сознание, мышление, язык. Самосознание и его компоненты. Проблемы развития форм самосознания.

  41. Общественное сознание, его структура и особенности проявления. Сознание и деятельность.

  42. Человек как философская проблема. Антро-, социо-, и культурогеноз о важнейших факторах становления и развития человека.

  43. Личность и индивидуальность: определение, сущность и условия формирования.

  44. Роль личности в истории.

  45. Аксиология – наука о ценностном видении мира. Система ценностей в жизни человека и социальные ценностные ориентации.

  46. Философия о познаваемости мира. Историческое развитие, разнообразие форм и принципов познания. Гносеология как теория познания.

  47. Познание как процесс и деятельность. Проблема субъекта и объекта познания. Структуры и закономерности процесса познания.

  48. Научное познание, его сущность и специфика. Условия становления и развития науки. Методология научного познания.

  49. Эмпирический уровень научного познания, его методы, этапы и закономерности.

  50. Теоретический уровень научного исследования: основные методы, принципы и нормы.

  51. Сущность и условия возникновения научных революций. НТР и современное общественное развития

  52. Философский анализ общества как особого типа реальности. Эволюция взглядов на развитие общества.

  53. Философия истории. Специфика формационного, цивилизационного и культурологического подхода к всемирной истории.

  54. Социальные закономерности и сознательная деятельность людей. Субъекты и движущие силы социальной динамики. Сущность социального детерменизма, индетерменизма и волюнтеризма.

  55. Концепции общественного развития. Перспективы индустриального и постиндустриального общества.

  56. Сущность и значение права в обществе. Правосознание и права человека. Концепция правового государства и гражданского общества.

  57. Понятие политики, основные концепции власти и государства. Политическое сознание и его роль в социально – политической динамике.

  58. Философское понимание культуры и ее функции в обществе.

  59. Культура и цивилизация: концепции их единства, отличия и противоположности. Диалог культур и цивилизаций. Восток и Запад как культурно – цивилизационные типы.

  60. Феномен техники, история ее развития и роль в обществе. Влияние НТР на социальное развитие. Противоречие современной техногенной цивилизации.

  61. Глобальные проблемы современности, их социально – философский смысл. Проблемы разрешения глобальных кризисных явлений и модели возможных катастроф.

  62. Философский анализ проблем будущего. Формы и методы предвидения. Современные технократические и гуманистические образы будущего.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

__________________ С.Ю.Завалишина

(подпись, расшифровка подписи)

протокол №___от «_____» __________ 201_ г.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ дисциплинЫ ФИЛОСОФИЯ

Часть 1.
1. Какой социальный фактор более всего способствовал выработке у древних греков предпосылок рационального философского мышления?
иерархическая структура общества;

полисная демократия;

рабовладельческий уклад хозяйствования;

религиозная идеология;




  1. Что означало у древних греков слово – «космос»?

безвоздушное пространство;

бесконечность;

неподвижные звезды;

порядок;
3. Что означало у древних греков слово «хаос»?
многобожие;

собрание граждан;

война всех против всех;

первичное бесформенное состояние мира;


4. Как прозвали самых ранних греческих философов?
лириками;

физиками;

звездочетами;

математиками;


5. Какая школа была первой в истории греческой философии?
афинская;

мегарская;

элейская;

милетская;


6. Что является началом нашего мира, согласно учению Анаксимандра?
воздух;

апейрон;


материя;

антропоген;


7. Что такое апейрон в учении Анаксимандра?
атом;

бесконечное;

бесценное;

материя;
8. Что, по мнению Анаксимена, является началом всего?


эфир;

огонь;


воздух;

бесконечность;


9. На что, по мнению Анаксимена, опирается земля?
опирается на воду;

опирается на воздух;

ни на что не опирается;

держится притяжением Солнца;


10. Кто первый назвал вселенную космосом?
Фалес;

Пифагор;


Гераклит;

Анаксимандр;


11. Каким словом Пифагор называл свое учение?
наука;

мудрость;

эзотерика;

любомудрие;


12. С чем согласуются все вещи, по учению Пифагора?
с душой;

с космосом;

с пространством;

с числом;


13. Пифагор считал, что после смерти тела душа...
прекращает существование;

переселяется в другое тело;

растворяется в мировом духе;

существует отдельно от тела;


14. Что, по учению Эмпедокла, является вечными и неизменными «корнями» (элементами) всех переменчивых вещей?
вода и земля;

огонь и воздух;

любовь и ненависть;

огонь, воздух, вода и земля;


15. Под действием чего, по учению Эмпедокла, происходит движение вечных элементов мира?
эманации;

мирового духа;

тепла и холода;

любви и ненависти;


Часть 2.
1. В диалектике какого из философов сталкивается речь и противо – речь:
Лейбниц;

Кант;


Гегель;

Сократ;
2. Анализ различных типов рассуждений, встречающихся в интеллектуальной практике людей:

универсальный метод;

общефилософский метод;

специфический философский метод;

научный метод;


3. В диалектическом методе Гегеля противоположности сталкиваются, а потом преодолеваются в:

синтезе;


анализе;

категории;

понятии;
4. В диалоге Федон Платон доказывал:

существование души;

существование Бога;

существование мира;

существование человека;
5. В каких культурных ареалах Древнего мира возникла философия:

Китае, Индии, Иране;

Индии, Риме, Греции;

Греции, Индии, Китае;

Индии, Вавилоне, Китае;
6. В религиозном мировоззрении духовно-практическое освоение мира осуществляется через:

медитацию;

доказательства бытия Бога;

эманацию;

мистическое созерцание;

раздвоение на сакральный и профанный мира;


7. В своем истоке диалектика означала:

искусство доказательства;

искусство ведения беседы;

искусство поиска ошибок оппонента;

искусство вопрошания;
8. В чем проявляется сходство философии и искусства:

в стремлении к доказательности;

в странности и эмоциональности;

в глубинном участии в судьбах людей;

в истинности;
9. Вопросами нравственности и морали занимается:

этика;


эстетика;

аксиология;

онтология;
10. Из приведенных ниже определений, выберете то, которое соответствует термину «плюрализм»:

способ рассмотрений явлений мира, исходящий из признания равноправными, не сводимыми друг другу двух начал – духа и материи, идеального и реального;

способ рассмотрений явлений мира, исходящий из единого начала, единой основы (субстанции) всего существующего;

способ рассмотрений явлений мира, согласно которому дискретность является фундаментальной характеристикой бытия;

способ рассмотрения действительности с позиции многообразия видов бытия.
Часть 3.

1. Никколо Макиавелли считал, что государь при управлении подданными должен...


строго соблюдать установленные законы;

пренебрегать всеми нравственными нормами;

исходить из принципов христианской морали;

по возможности, держаться добра, но уметь вступить на путь зла;


2. Какое из приведенных здесь высказываний выражает отношение Никколо Макиавелли к судьбе?
все в руках Всевышнего;

согласного судьба ведет, а несогласного тащит;

натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка;

судьба – женщина, чтобы владеть ею, надо ее бить и толкать;


3. Кого Никколо Макиавелли считал образцом поведения правителя?
Марка Аврелия;

Цезаря Борджа;

Архонта Солона;

Иисуса Назарянина;


4. Кто ввел в оборот слово «утопия»?
Карл Маркс;

Томас Мор;

Томмазо Кампанелла;

Эразм Роттердамский;


5. Кто должен заниматься физическим трудом в «идеальном» государстве Томаса Мора?
все;

рабы;


желающие;

крестьяне и ремесленники;


6. Каким образом на острове Утопия решается вопрос о вероисповедании?
разрешен только католицизм;

разрешен только протестантизм;

любые религиозные культы запрещены;

допустимы различные религиозные верования и даже атеизм;


7. Каким образом на острове Утопия используется золото?
для чеканки монет;

для технологических целей;

для изготовления украшений;

для изготовления оков для преступников и ночных горшков;


8. Кто автор «Города Солнца»?
Роберт Оуэн;

Сирано де Бержерак;

Томмазо Кампанелла;

Эразм Роттердамский;


9. В чем, с точки зрения Т. Кампанеллы, состоит «корень главных зол» общественной жизни?
в лени;

в неприязни;

в себялюбии;

в существовании государственной власти;


10. Для кого в «Городе Солнца» Кампанеллы труд является обязательным?
для всех;

для женщин;

для мужчин;

для рабов и заключенных.


Часть 4.
1. Кто из названных философов утверждал, что невозможно деление вещей до бесконечности?
Парменид;

Демокрит;

Анаксагор;

Зенон Элейский;


2. Чем, согласно учению Демокрита, определяется ход вещей в мире?
действием мирового ума (нуса);

взаимодействиями атомов;

соотношением сил Любви и Ненависти;

стремлением вещей к осуществлению своей сущности;


3. Кто из названных сторонников атомизма был основоположником учения об атомах?
Демокрит;

Левкипп;


Лукреций;

Эпикур;
4. Что означает греческое слово «атом»?


материальный;

мельчайший;

невидимый;

неделимый;


5. С точки зрения античного атомизма, атомы...
вечны и неизменны;

постепенно приобретают новые свойства;

скачкообразно изменяют свои свойства;

постепенно изнашиваются и разрушаются;


6. Какова форма атомов, по мнению Левкиппа и Демокрита?
они бесформенны;

имеют шарообразную форму;

бесконечно многообразны по форме;

подобны репьям, которые могут сцепляться своими крючками;


7. Какое знание Демокрит называл «подлинным» в отличие от «темного»?

интуитивное;

мистическое;

чувственное;

рациональное;
8. Что собой представляет душа, с точки зрения Левкиппа и Демокрита?
нематериальная бессмертная сущность, независимая от тела;

нематериальная сущность, связанная с телом и смертная;

скопление атомов, которое рассеивается после смерти тела;

скопление атомов, отделимое от тела и бессмертное;


9. Как Демокрит называл человека?
двуногим без перьев;

микрокосмосом;

ошибкой природы;

царем природы;


10. Что думал Демокрит насчет существования богов?
боги не существуют;

боги существуют как нематериальные бессмертные существа;

боги существуют как материальные бессмертные существа;

боги существуют как материальные не вечные существа;


11. Какое общественное устройство представлялось Демокриту предпочтительным?
анархия;

демократия;

монархия;

олигархия;


12. Что Демокрит считал высшим благом для человека?
знания;

богатство;

удовольствие;

хорошее настроение.


Часть 5.
1. Считается, что Антисфен первым...
поставил вопрос о бытии;

дал определение понятию;

разработал учение о Едином;

различил чувственное и рациональное познание;


2. Какое из перечисленных благ ценил Антисфен?
любовь;

наслаждение;

славу;

труд;
3. Кому из философов оракул предложил заняться «переоценкой ценностей»?


Антисфену;

Диогену;


Сократу;

Эпикуру;
4. Чего искал Диоген, расхаживая по городу днем с зажженным фонарем?


счастья;

мудрости;

человека;

справедливости;


5. Диоген Синопский считал себя гражданином...
Синопа;

Афин;


Коринфа;

Мира;
6. Какая из сократических школ основывалась на принципе гедонизма?


мегарская школа;

киренская школа;

киническая школа;

элидр-эретрийская школа;


7. Кто основатель киренской школы?
Диоген;

Евклид;


Антисфен;

Аристипп;


8. Философов мегарской школы прозвали «эристиками». Что означает это слово?
искатели красоты;

исследователи;

спорщики;

эротически озабоченные;


9. Для чего, с точки зрения Эпикура, нужны научные знания?
для покорения природы;

для соблюдения истины;

для безмятежности духа;

для справедливого устройства общества;


10. Какова, с точки зрения Эпикура, основная цель благоразумного человека?
удовольствие;

очищение души;

апатия, бесстрастие;

безмятежность духа



Часть 1.
1. Какой социальный фактор более всего способствовал выработке у древних греков предпосылок рационального философского мышления?
иерархическая структура общества;

полисная демократия;

рабовладельческий уклад хозяйствования;

религиозная идеология;




  1. Что означало у древних греков слово – «космос»?

безвоздушное пространство;

бесконечность;

неподвижные звезды;

порядок;
3. Что означало у древних греков слово «хаос»?
многобожие;

собрание граждан;

война всех против всех;

первичное бесформенное состояние мира;


4. Как прозвали самых ранних греческих философов?
лириками;

физиками;

звездочетами;

математиками;


5. Какая школа была первой в истории греческой философии?
афинская;

мегарская;

элейская;

милетская;


6. Что является началом нашего мира, согласно учению Анаксимандра?
воздух;

апейрон;


материя;

антропоген;


7. Что такое апейрон в учении Анаксимандра?
атом;

бесконечное;

бесценное;

материя;
8. Что, по мнению Анаксимена, является началом всего?


эфир;

огонь;


воздух;

бесконечность;


9. На что, по мнению Анаксимена, опирается земля?
опирается на воду;

опирается на воздух;

ни на что не опирается;

держится притяжением Солнца;


10. Кто первый назвал вселенную космосом?
Фалес;

Пифагор;


Гераклит;

Анаксимандр;


11. Каким словом Пифагор называл свое учение?
наука;

мудрость;

эзотерика;

любомудрие;


12. С чем согласуются все вещи, по учению Пифагора?
с душой;

с космосом;

с пространством;

с числом;


13. Пифагор считал, что после смерти тела душа...
прекращает существование;

переселяется в другое тело;

растворяется в мировом духе;

существует отдельно от тела;


14. Что, по учению Эмпедокла, является вечными и неизменными «корнями» (элементами) всех переменчивых вещей?
вода и земля;

огонь и воздух;

любовь и ненависть;

огонь, воздух, вода и земля;


15. Под действием чего, по учению Эмпедокла, происходит движение вечных элементов мира?
эманации;

мирового духа;

тепла и холода;

любви и ненависти;


Часть 2.
1. В диалектике какого из философов сталкивается речь и противо – речь:
Лейбниц;

Кант;


Гегель;

Сократ;
2. Анализ различных типов рассуждений, встречающихся в интеллектуальной практике людей:

универсальный метод;

общефилософский метод;

специфический философский метод;

научный метод;


3. В диалектическом методе Гегеля противоположности сталкиваются, а потом преодолеваются в:

синтезе;


анализе;

категории;

понятии;
4. В диалоге Федон Платон доказывал:

существование души;

существование Бога;

существование мира;

существование человека;
5. В каких культурных ареалах Древнего мира возникла философия:

Китае, Индии, Иране;

Индии, Риме, Греции;

Греции, Индии, Китае;

Индии, Вавилоне, Китае;
6. В религиозном мировоззрении духовно-практическое освоение мира осуществляется через:

медитацию;

доказательства бытия Бога;

эманацию;

мистическое созерцание;

раздвоение на сакральный и профанный мира;


7. В своем истоке диалектика означала:

искусство доказательства;

искусство ведения беседы;

искусство поиска ошибок оппонента;

искусство вопрошания;
8. В чем проявляется сходство философии и искусства:

в стремлении к доказательности;

в странности и эмоциональности;

в глубинном участии в судьбах людей;

в истинности;
9. Вопросами нравственности и морали занимается:

этика;


эстетика;

аксиология;

онтология;
10. Из приведенных ниже определений, выберете то, которое соответствует термину «плюрализм»:

способ рассмотрений явлений мира, исходящий из признания равноправными, не сводимыми друг другу двух начал – духа и материи, идеального и реального;

способ рассмотрений явлений мира, исходящий из единого начала, единой основы (субстанции) всего существующего;

способ рассмотрений явлений мира, согласно которому дискретность является фундаментальной характеристикой бытия;

способ рассмотрения действительности с позиции многообразия видов бытия.
Часть 3.

1. Никколо Макиавелли считал, что государь при управлении подданными должен...


строго соблюдать установленные законы;

пренебрегать всеми нравственными нормами;

исходить из принципов христианской морали;

по возможности, держаться добра, но уметь вступить на путь зла;


2. Какое из приведенных здесь высказываний выражает отношение Никколо Макиавелли к судьбе?
все в руках Всевышнего;

согласного судьба ведет, а несогласного тащит;

натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка;

судьба – женщина, чтобы владеть ею, надо ее бить и толкать;


3. Кого Никколо Макиавелли считал образцом поведения правителя?
Марка Аврелия;

Цезаря Борджа;

Архонта Солона;

Иисуса Назарянина;


4. Кто ввел в оборот слово «утопия»?
Карл Маркс;

Томас Мор;

Томмазо Кампанелла;

Эразм Роттердамский;


5. Кто должен заниматься физическим трудом в «идеальном» государстве Томаса Мора?
все;

рабы;


желающие;

крестьяне и ремесленники;


6. Каким образом на острове Утопия решается вопрос о вероисповедании?
разрешен только католицизм;

разрешен только протестантизм;

любые религиозные культы запрещены;

допустимы различные религиозные верования и даже атеизм;


7. Каким образом на острове Утопия используется золото?
для чеканки монет;

для технологических целей;

для изготовления украшений;

для изготовления оков для преступников и ночных горшков;


8. Кто автор «Города Солнца»?
Роберт Оуэн;

Сирано де Бержерак;

Томмазо Кампанелла;

Эразм Роттердамский;


9. В чем, с точки зрения Т. Кампанеллы, состоит «корень главных зол» общественной жизни?
в лени;

в неприязни;

в себялюбии;

в существовании государственной власти;


10. Для кого в «Городе Солнца» Кампанеллы труд является обязательным?
для всех;

для женщин;

для мужчин;

для рабов и заключенных.


Часть 4.
1. Кто из названных философов утверждал, что невозможно деление вещей до бесконечности?
Парменид;

Демокрит;

Анаксагор;

Зенон Элейский;


2. Чем, согласно учению Демокрита, определяется ход вещей в мире?
действием мирового ума (нуса);

взаимодействиями атомов;

соотношением сил Любви и Ненависти;

стремлением вещей к осуществлению своей сущности;


3. Кто из названных сторонников атомизма был основоположником учения об атомах?
Демокрит;

Левкипп;


Лукреций;

Эпикур;
4. Что означает греческое слово «атом»?


материальный;

мельчайший;

невидимый;

неделимый;


5. С точки зрения античного атомизма, атомы...
вечны и неизменны;

постепенно приобретают новые свойства;

скачкообразно изменяют свои свойства;

постепенно изнашиваются и разрушаются;


6. Какова форма атомов, по мнению Левкиппа и Демокрита?
они бесформенны;

имеют шарообразную форму;

бесконечно многообразны по форме;

подобны репьям, которые могут сцепляться своими крючками;


7. Какое знание Демокрит называл «подлинным» в отличие от «темного»?

интуитивное;

мистическое;

чувственное;

рациональное;
8. Что собой представляет душа, с точки зрения Левкиппа и Демокрита?
нематериальная бессмертная сущность, независимая от тела;

нематериальная сущность, связанная с телом и смертная;

скопление атомов, которое рассеивается после смерти тела;

скопление атомов, отделимое от тела и бессмертное;


9. Как Демокрит называл человека?
двуногим без перьев;

микрокосмосом;

ошибкой природы;

царем природы;


10. Что думал Демокрит насчет существования богов?
боги не существуют;

боги существуют как нематериальные бессмертные существа;

боги существуют как материальные бессмертные существа;

боги существуют как материальные не вечные существа;


11. Какое общественное устройство представлялось Демокриту предпочтительным?
анархия;

демократия;

монархия;

олигархия;


12. Что Демокрит считал высшим благом для человека?
знания;

богатство;

удовольствие;

хорошее настроение.


Часть 5.
1. Считается, что Антисфен первым...
поставил вопрос о бытии;

дал определение понятию;

разработал учение о Едином;

различил чувственное и рациональное познание;


2. Какое из перечисленных благ ценил Антисфен?
любовь;

наслаждение;

славу;

труд;
3. Кому из философов оракул предложил заняться «переоценкой ценностей»?


Антисфену;

Диогену;


Сократу;

Эпикуру;
4. Чего искал Диоген, расхаживая по городу днем с зажженным фонарем?


счастья;

мудрости;

человека;

справедливости;


5. Диоген Синопский считал себя гражданином...
Синопа;

Афин;


Коринфа;

Мира;
6. Какая из сократических школ основывалась на принципе гедонизма?


мегарская школа;

киренская школа;

киническая школа;

элидр-эретрийская школа;


7. Кто основатель киренской школы?
Диоген;

Евклид;


Антисфен;

Аристипп;


8. Философов мегарской школы прозвали «эристиками». Что означает это слово?
искатели красоты;

исследователи;

спорщики;

эротически озабоченные;


9. Для чего, с точки зрения Эпикура, нужны научные знания?
для покорения природы;

для соблюдения истины;

для безмятежности духа;

для справедливого устройства общества;


10. Какова, с точки зрения Эпикура, основная цель благоразумного человека?
удовольствие;

очищение души;

апатия, бесстрастие;

безмятежность духа


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

__________________ С.Ю.Завалишина

(подпись, расшифровка подписи)



протокол №___от «_____» __________ 201_ г.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО дисциплинЕ ФИЛОСОФИЯ
1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Исторические типы мировоззрения: миф.

3. Особенности генезиса философии на Востоке и на Западе.

4. Учение первых греческих философов о первоначалах мира.

5. Пифагор и его последователи.

6. Творческое наследие школы элеатов.

7. Демокрит и его основные открытия.

8. Философская концепция Гераклита. Начала диалектики.

9. Этический рационализм Сократа, его философия жизни.

10. Софисты и софистика.

11. Учение о человеке Протагора.

12. Апории Зенона и их значение в истории философии.

13. Особенности античного мировоззрения. ( На основе работы с источниками, текстами философов античности).

14. Классический период в развитии философии Древней Греции.

15. Философская система Платона-родоначальника объективного идеализма.

16. Метафизика Аристотеля, энциклопедизм и значение в истории философии. ( Использовать тексты мыслителя).

17. Философия эллинистической и римской эпохи: основные черты, идеи и философские школы.

18. Школа сад Эпикура.

19. Киники. Учение Диогена.

20. Стоицизм и его значение в становлении мировоззрения людей эпохи. (Обратиться к текстам, афоризмам Марка Аврелия).

21. Средневековая философия: патристика.

22. Схоластика. Вера и разум.

23. Доказательство бытия Бога в учении Фомы Аквинского.

24. Проблема разума и воли в средневековой схоластике. Августин, “ О граде Божием”.

25. Основные характеристики мировоззрения людей эпохи Нового времени. ( Используя произведения мыслителей).

26. Ф. Бекон: эмпирический метод и теория познания.

27. Научная революция XVII в. и философия.

28. Рационалистическая философия Р. Декарта.

29. Плюралистическая философия Г. Лейбница.

30. Персоналии философов Нового времени: Дж. Локк, Ж. Беркли, Ю. Юм.

31. Б. Спиноза: учение о единой субстанции, о познании мира.

32. Номинализм и материализм Т. Гоббса.

33. Французский материализм XVIII в.: ЖЛаметри, К. Гальвеций, П. Гольбах, Д. Дидро.

34. Проблема человека в философии Просвещения: Ф. Вольтер, Ж-Ж Руссо.

35. Теория познания и этика И. Канта.

36. Философия Гегеля: диалектика, природа и история.

37. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

38. Особенности русской философии.

39. Философия русского философа (По вашему выбору).

40. Марксистская философия: диалектический и исторический материализм.

41. Прагматизм (Г. Пирс, У. Джеймс).

42. Феноменология Э. Гуссерля.

43. Психоанализ З. Фрейда.

44. Философия А. Шопенгауэра.

45. Ф. Ницше: особенности воззрений.

46. Эволюция религиозной философии в XX веке (неотомизм, особенности православной философии).

47. Философские идеи в буддизме и исламе.

48. Герменевтика – наука о понимании, о научном постижении.

49. Западный и русский экзистенциализм.

50. Исторические формы позитивизма.

51. Философское учение о бытии.

52. Материя, основные формы ее существования.

53. Сознание, его происхождение и сущность.

54. Диалектика и ее альтернативы.

55. Природа как предмет философского осмысления.

56. Общество как развивающаяся система.

57. Познание как исторически развивающиеся отношения человека к миру. Субъект и объект познания.

58. Проблема истины в философии и науки.

59. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.

60. Формы общественного сознания.

61. Детерминанты исторического процесса.

62. Чувственное и рациональное познание.

63. Личность как субъект и объект общественной жизни.

64. Практика и познание, их единство.

65. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.

66. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.

67. Роль личности в истории.

68. Социальная структура общества.

69. Философская концепция человека. Смысл жизни.

70. Философский поиск понимания счастья и любви в жизни личности и человечества.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

__________________ С.Ю.Завалишина

(подпись, расшифровка подписи)

протокол №___от «_____» __________ 201_ г.


ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО дисциплинЕ ФИЛОСОФИЯ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Исторические типы мировоззрения: миф.

3. Особенности генезиса философии на Востоке и на Западе.

4. Учение первых греческих философов о первоначалах мира.

5. Пифагор и его последователи.

6. Творческое наследие школы элеатов.

7. Демокрит и его основные открытия.

8. Философская концепция Гераклита. Начала диалектики.

9. Этический рационализм Сократа, его философия жизни.

10. Софисты и софистика.

11. Учение о человеке Протагора.

12. Апории Зенона и их значение в истории философии.

13. Особенности античного мировоззрения. ( На основе работы с источниками, текстами философов античности).

14. Классический период в развитии философии Древней Греции.

15. Философская система Платона-родоначальника объективного идеализма.

16. Метафизика Аристотеля, энциклопедизм и значение в истории философии. ( Использовать тексты мыслителя).

17. Философия эллинистической и римской эпохи: основные черты, идеи и философские школы.

18. Школа сад Эпикура.

19. Киники. Учение Диогена.

20. Стоицизм и его значение в становлении мировоззрения людей эпохи. (Обратиться к текстам, афоризмам Марка Аврелия).

21. Средневековая философия: патристика.

22. Схоластика. Вера и разум.

23. Доказательство бытия Бога в учении Фомы Аквинского.

24. Проблема разума и воли в средневековой схоластике. Августин, “ О граде Божием”.

25. Основные характеристики мировоззрения людей эпохи Нового времени. ( Используя произведения мыслителей).

26. Ф. Бекон: эмпирический метод и теория познания.

27. Научная революция XVII в. и философия.

28. Рационалистическая философия Р. Декарта.

29. Плюралистическая философия Г. Лейбница.

30. Персоналии философов Нового времени: Дж. Локк, Ж. Беркли, Ю. Юм.

31. Б. Спиноза: учение о единой субстанции, о познании мира.

32. Номинализм и материализм Т. Гоббса.

33. Французский материализм XVIII в.: ЖЛаметри, К. Гальвеций, П. Гольбах, Д. Дидро.

34. Проблема человека в философии Просвещения: Ф. Вольтер, Ж-Ж Руссо.

35. Теория познания и этика И. Канта.

36. Философия Гегеля: диалектика, природа и история.

37. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

38. Особенности русской философии.

39. Философия русского философа (По вашему выбору).

40. Марксистская философия: диалектический и исторический материализм.

41. Прагматизм (Г. Пирс, У. Джеймс).

42. Феноменология Э. Гуссерля.

43. Психоанализ З. Фрейда.

44. Философия А. Шопенгауэра.

45. Ф. Ницше: особенности воззрений.

46. Эволюция религиозной философии в XX веке (неотомизм, особенности православной философии).

47. Философские идеи в буддизме и исламе.

48. Герменевтика – наука о понимании, о научном постижении предметов, о духе.

49. Западный и русский экзистенциализм.

50. Исторические формы позитивизма.

51. Философское учение о бытии.

52. Материя, основные формы ее существования.

53. Сознание, его происхождение и сущность.

54. Диалектика и ее альтернативы.

55. Природа как предмет философского осмысления.

56. Общество как развивающаяся система.

57. Познание как исторически развивающиеся отношения человека к миру. Субъект и объект познания.

58. Проблема истины в философии и науки.

59. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.

60. Формы общественного сознания.

61. Детерминанты исторического процесса.

62. Чувственное и рациональное познание.

63. Личность как субъект и объект общественной жизни.

64. Практика и познание, их единство.

65. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.

66. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.

67. Роль личности в истории.

68. Социальная структура общества.

69. Философская концепция человека. Смысл жизни.

70. Философский поиск понимания счастья и любви в жизни личности и человечества.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

__________________ С.Ю.Завалишина

(подпись, расшифровка подписи)

протокол №___от «_____» __________ 201_ г.


ТЕМЫ ЭССЕ ПО дисциплинЕ ФИЛОСОФИЯ


  1. В чем состоит значение философии сегодня?

  2. В чем состоит отличие философского мировоззрения от религиозного?

  3. Что такое мудрость?

  4. Каково соотношение философии с наукой и религией?

  5. Оправдан ли путь сомнения, который прошел Декарт?

  6. Являются ли аргументы Декарта в пользу нематериальности души бесспорными?

  7. Существует ли различие между первичными и вторичными качествами?

  8. Существуют ли основания для субъективно-идеалистического понимания реальности?

  9. Можно ли согласиться с Энгельсом, что развитие природы, общества и мышления подчиняется законам диалектики?

  10. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая случайности?

  11. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая свободы?

  12. Существуют ли врожденные знания или знания формируются лишь из опыта?

  13. Согласны ли Вы с Юмом в том, что не существует «Я» как особой реальности?

  14. Согласны ли Вы с Юмом, что мы не можем быть уверены в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?

  15. Согласны ли Вы с Кантом, что существуют априорные знания, которые определяют наше знание о мире?

  16. Существуют ли вещи, которые в принципе непознаваемы?

  17. Удалось ли Канту обосновать возможность науки?

  18. Является ли человеческое познание отражением (репрезентацией) объективного мира или конструированием собственного «жизненного мира»?

  19. Что есть истина?

  20. Существует ли универсальная природа человека?

  21. Удалось ли социобиологии решить проблемы синтеза генетического фактора и фактора культурной среды?

  22. Является ли взаимная помощь результатом естественного отбора?

  23. Согласны ли вы с Гальпериным в том, что у человека отсутствуют инстинкты?

  24. Согласны ли вы с социобиологами в том, что соблюдение моральных норм генетически предопределено?

  25. Благодаря каким факторам человек выделился из мира животных?

  26. Был ли труд решающим фактором в формировании Homosapiens?

  27. Является ли альтруизм результатом естественного отбора?

  28. Является ли психоанализ научной теорией?

  29. Может ли человек управлять своими бессознательными процессами?

  30. Согласны ли вы с Сартром, что человек сам устанавливает для себя ценности?

  31. Согласны ли вы с Сартром, что человек абсолютно свободен?

  32. Существует ли смысл жизни?

  33. Согласны ли вы с Б.Уильямсом, что бессмертие бессмысленно?

  34. Противоречия морального сознания.

  35. Практична ли мораль?

  36. Соотношение долга и пользы в морали.

  37. Любовь к ближнему как этический идеал.

  38. Абсолютное и относительное в морали.

  39. Нравственный идеал и жизненные реалии.

  40. По ту сторону добра и зла.

  41. Существует ли нравственная свобода?

  42. Мистический и религиозный опыт.

  43. Будущее религии.

  44. Критерии произведения искусства.

Похожие:

Автономная некоммерческая образовательная организация iconАвтономная некоммерческая образовательная организация

Автономная некоммерческая образовательная организация iconАвтономная некоммерческая образовательная организация

Автономная некоммерческая образовательная организация iconАвтономная некоммерческая образовательная организация
Заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин Т. Ю. Ходаковская
Автономная некоммерческая образовательная организация iconАвтономная некоммерческая образовательная организация
Заведующий кафедрой бухгалтерского учета, налогообложения, экономики и финансов В. Н. Ефименко
Автономная некоммерческая образовательная организация iconАвтономная некоммерческая образовательная организация
Основная цель дисциплины вооружить обучаемых теоретическими концептуальными естественнонаучными знаниями и практическими навыками,...
Автономная некоммерческая образовательная организация iconАвтономная некоммерческая образовательная организация
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части дисциплины по выбору информационно-правового цикла...
Автономная некоммерческая образовательная организация iconАвтономная некомерческая организация
Курс философии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного...
Автономная некоммерческая образовательная организация iconКонспект интегрированной образовательной
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №63»
Автономная некоммерческая образовательная организация iconОбразовательная программа «Организация контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса в основной школе»
Образовательная программа предназначена для заочного обучения (самостоятельной работы) слушателей между летними очными сессиями и...
Автономная некоммерческая образовательная организация iconОбразовательная организация
График мероприятий «Последний звонок», «Выпускной вечер» в образовательных организациях Ненецкого автономного округа в 2014 году
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com