Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества



Скачать 177.82 Kb.
Дата01.06.2015
Размер177.82 Kb.
ТипСеминар

Семинар

Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества


План

  1. Философия как особая форма мировоззрения. Миф, религия, философия и наука. Специфика философских проблем.

  2. Предмет и методы философии, ее основные функции. Структура философского знания.

  3. Формирование и историческое развитие философии: основные идеи, школы и направления.

  4. Сознание как объект философского анализа. Философская теория познания (гносеология).

  5. Социальная философия: предмет, ключевые понятия и подходы.
Основные понятия к семинару

Мировоззрение, миф, религия, наука, онтология, гносеология, аксиология, антропология, материализм, идеализм, агностицизм, диалектика, метафизика, рационализм, эмпиризм, иррационализм, экзистенциализм, цивилизация, общественно-экономическая формация, социальная революция.
Библиографический список

  1. Андреев И. Я. Происхождение человека и общества. – М., 1989.

  2. Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права : краткий словарь. – СПб., 2000.

  3. Бердяев Н. О назначении человека. – М., 1993.

  4. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. – М. : Алгоритм, 2003.

  5. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека. – ростов – н/Д., 1994.

  6. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. – М., 1995.

  7. Гроф С. Холотропное сознание. – М., 1996.

  8. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М., 1991.

  9. Ильин В. В. теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1993.

  10. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов. – М., 1996.

  11. Кохановский В. П. Философия : Учебное пособие для вузов. – Ростов – н/Д., 2005.

  12. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д. Философия : учебник. – М., 2000.

  13. Курбатов В. И. Философия в парадоксах и притчах : учебник для студентов вузов. – Ростов – н/Д., 1996.

  14. Мамардашвили М. К. Сознание как философское понятие // Вопросы философии. 1990. № 10.

  15. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. – М. : Высшая школа, 1997.

  16. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1990.

  17. Новейший философский словарь. – 2-е изд. – Минск, 2001.

  18. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – М., 1991.

  19. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

  20. Основы современной философии / под ред. А. Иванова. – СПб., 2001.

  21. Основы философии в вопросах и ответах : учебное пособие / под ред. А. В. Якушева. – М., 1999.

  22. Портнов А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX – ХХ вв. – Иваново, 1994.

  23. Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. – М., 1995.

  24. Рычков К. Философия: 100 вопросов – 100 ответов : учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.

  25. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  26. Социальная философия : хрестоматия / сост. : Г. С. Арефьева и др. – М.,1994.

  27. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М. : Гадарики, 2006.

  28. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

  29. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. – М., 2002.

  30. Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юристъ, 2004.

  31. Философия : учебник для вузов / под ред. проф. Л. А. Никитич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  32. Философия : учебное пособие / под ред. Ю. А. Харина. – М., 2000.

  33. Философский энциклопедический словарь. – М., 1998 .

  34. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

  35. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

  36. Хант Г. Т. О природе сознания. – М. : ООО Изд-во АСТ, 2004.

  37. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 1993.

  38. Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб., 1997.

Методические рекомендации к выполнению семинарского занятия

Имей мужество думать своим умом



И. Кант

Семинарские занятия по философии нацелены на формирование у студентов целостного системного представления о мире и человеке. Основные задачи данного вида учебной работы – показать актуальность и раскрыть содержательное многообразие философского опыта духовного творчества человечества. В процессе подготовки к семинарскому занятию у обучающихся развивается интерес к фундаментальным знаниям, совершенствуется способности оценивать исторические события, факты действительности, феномены духовного мира с критически-рациональной точки зрения.

Широкое использование философских текстов (начиная от древнейших трактатов и заканчивая современными философско-художественными эссе) в процессе подготовки к семинару способствует овладению реальным многообразием философских направлений, школ и концепций, развитию навыков самостоятельного рационального исследования, опыта рефлексивного анализа. В процессе подготовки и оформления индивидуального конспекта ответа по теме семинарского занятия происходит формирование социально конструктивного мировоззрения как необходимого фундамента в духовном и гражданском становлении личности, развивается умение логично излагать свои мысли и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем.

Критерием оценки эффективности усвоения вопросов семинарского занятия служит индивидуальный текстуальный отчет. Именно последовательная фиксация основных положений и формулировка итоговых выводов семинарского занятия способствует развитию у обучающихся навыков рациональной организации собственного духовного творчества.

Готовясь к семинарскому занятию, студент должен внимательно ознакомиться с формулировками семинарских вопросов, четко определить главную учебную задачу, которую необходимо выполнить в процессе раскрытия темы, самостоятельно выделить смысловые аспекты каждого вопроса и расположить их в логической последовательности. При работе с литературой, необходимо сначала детально проработать учебники и учебные пособия по курсу (см. библиографический список: основная литература), затем обратиться к рекомендованным дополнительным источникам. Допустимо привлекать источники не указанные в данном издании. Однако следует грамотно соотносить их содержание с тематикой семинарского занятия.

Необходимым итогом работы по теме семинарского занятия является краткий конспект ответа по каждому вопросу плана занятия (не менее 2500 и не более 3500 знаков (без пробелов)). Студент должен не просто описывать содержание темы, но уметь анализировать и приводить конкретные примеры, обосновывающие ответ. Важным составляющим конспекта является общий вывод по теме занятия.

Конспект ответа должен включать так же определения основных понятий к семинару. Примерный список необходимых терминов находится после вопросов семинарского занятия (см. Основные понятия к семинару). Оформление конспекта ответа по семинарскому занятию необходимо оформлять одним отдельным файлом

По итогам проверки конспекта семинарского занятия студенту выставляется отметка «зачтено» / «незачтено». После получения зачета по семинарскому занятию студент приступает к работе с тестами (см. ниже).


Словарь

Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) – вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию.

Акциденция (лат. accidentia – случай, случайность) – понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи.

Апостериори (лат. a posteriori, букв. – из последующего) – термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность «a priori» (доопытному знанию). Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

Бесконечное – категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчлененностью, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития.

Бог – сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистического типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования мира; в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания (гносеологии) рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Верификация (позднелат. verificatia – подтверждение; лат. verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы или утверждения на основе их соответствия эмпирическим или теоретическим положениям (причем последние должны также соответствовать опытным данным).

Воля – феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий направленную ориентацию внутренних состояний сознания на объективированную цель и концентрацию усилий на достижении последней.

Деизм (лат. deus – бог) – философская позиция, согласно которой Бог, выступая в качестве внемирового (трансцендентного) Абсолюта, осуществляет творческий акт как исходное чудо начала самого мира, не вмешиваясь в его дальнейшее развитие, протекающее по сообщенным миру Богом разумным и совершенным законам.

Детерминизм (лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Диалектика (греч. διαλέγοαι – веду беседу, спор) – философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления и практического преобразования действительности.

Закон – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями.

Истина – категория, содержанием которой является объяснительно-оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметным миром, с одной стороны, и с процессом мышления, с другой. Традиционно истина понимается как адекватное отражение свойств объекта познающим субъектом, воспроизведение объекта таким, каким он существует вне и независимо от субъекта.

Логос (греч. λόγος – слово, учение) – термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла. В значении данного термина входит также аспект рефлексивности («отдавать себе отчет»). В переносном смысле – противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Материя (лат. materia – вещество) – категория, в материалистической традиции обозначающая субстанцию (начало, основу) мира, все бесконечное множество существующих объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Ноумен (греч. νοούμενον) – понятие, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального постижения, в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания.

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных, адекватных знаний о мире и самом себе.

Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осознание, осмысление и обоснование собственных духовных предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания.

Свобода – понятие, фиксирующее способность действовать в соответствии со своими интересами и целями; возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Скептицизм (греч. σκεπτικός – рассматривающий, исследующий) – философское направление, не допускающее возможность достоверного знания о мире, а также отрицающее возможность рационального обоснования норм поведения.

Совесть – категория, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Телеология (греч. τέλεος – завершение, цель; λόγος – учение) – учение о целесообразности как характеристике бытия в целом или свойстве отдельных объектов и процессов.

Трансценденция (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможных объектов чувственного опыта, находящихся за пределами любых форм духовного созерцания.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни отдельного человека. Традиции фатализма противостоит волюнтаризм (лат. voluntas – воля), согласно которому высшим принципом бытия выступает иррациональная, абсолютно свободная воля, реализующая себя в мире вне всякой предопределенности.

Эвдемонизм (греч. εύδαιμονια – счастье, блаженство) – этическое направление, трактующее счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений.

Эклектика (греч. έκλεκτικός – способный выбирать, выбирающий) – некритическое соединение, смешение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.
ТЕСТ

(Контрольная работа)


  1. Ключевое слово в изречении: «Человек есть … всех вещей»: а) цель, б) сущность, в) мера.

  2. Сенсуализм – философское направление в теории познания, признающее … единственным источником истинного знания: а) чувства, б) разум, в) волю.

  3. Аксиология – философское учение о природе …: а) человеческого сознания, б) ценностей, в) общества.

  4. Автор высказывания: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»: а) Д. Юм, б) Т. Гоббс, в) Д. Локк.

  5. Философское учение о бытии вообще, независимом от его частных видов называется …: а) метафизикой, б) онтологией, в) диалектикой.

  6. Раздел философии, изучающий процесс познания называется …: а) логикой, б) этикой, в) гносеологией.

  7. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому центром и высшей целью мироздания является: а) человек, б) Бог, в) личность.

  8. Философское направление, утверждающее первичность материального мира называется: а) натурфилософия, б) материализм, в) спиритуализм.

  9. Философское учение, утверждающее первичность духовного, идеального называется: а) идеализм, б) гилозоизм, в) солипсизм.

  10. Философское учение, принимающее за основу всего сущего одно начало называется: а) дуализм, б) монизм, в) плюрализм.

  11. Философский принцип, согласно которому реальностью является только личные восприятия человека: а) субъективизм, б) солипсизм, в) волюнтаризм.

  12. Первоначало, положенное в основу мира Гераклитом: а) огонь, б) воздух, в) вода.

  13. И. Канту принадлежит произведение: а) «Мир как воля и представление», б) «Исповедь», в) «Критика чистого разума».

  14. Философ, обосновавший индуктивный метод познания: а) Ф. Бэкон, б) Р. Декарт, в) Ж. Ламетри.

  15. Этический принцип, согласно которому основным мотивом человеческих поступков является наслаждение: а) аскетизм, б) гедонизм, в) эгоизм.

  16. Ввел в философию следующие понятия: «нигилизм», «переоценка всех ценностей», «воля к власти», «сверхчеловек»: а) С. Кьеркегор, б) А. Шопенгауэр, в) Ф. Ницше.

  17. Основной характеристикой средневековой философии является: а) теоцентризм, б) космоцентризм, в) антропоцентризм.

  18. Основным понятием философии Гегеля является: а) вещь в себе, б) абсолютная идея, в) субъект.

  19. Основателем позитивизма является: а) О. Конт, б) Д. Беркли, в) К. Маркс.

  20. Автор высказывания «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»: а) Диоген, б) Сократ, в) Аристотель.

  21. Основателем древнегреческой философии был: а) Эпикур, б) Пифагор, в) Фалес.

  22. Какое современное философское направление считает идеалом науку и научное познание: а) Герменевтика, б) Позитивизм, в) Персонализм.

  23. Какое современное философское направление использует психологический подход в объяснении природы человека и общества: а) неопозитивизм, б) психоанализ, в) постструктурализм.

  24. Какое понятие соответствует данному определению: «Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности»: а) наука, б) религия, в) философия.

  25. Космический закон, вселенская необходимость в древнегреческой философии обозначается термином: а) Архе, б) София, в) Логос.

  26. В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного: а) в религиозной, б) в мифологической, в) в философской.

  27. Укажите первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии: а) Фалес, Гераклит, б) Демокрит, Зенон, в) Протагор, Сократ.

  28. Укажите философа, автора учения о феноменологии: а) М. Хайдеггер, б) Э. Гуссерль, в) К. Ясперс.

  29. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений: а) явление, б) сущность, в) форма.

  30. Современное философское направление, важнейший тезис которого: «Существование предшествует сущности»: а) экзистенциализм, б) герменевтика, в) феноменология.

  31. Укажите понятие, имеющее следующее содержание: «деятельность человека, созидающая новые качества и объекты, новые образы и знания»: а) редуцирование, б) творчество, в) активность.

  32. Укажите раздел философии, рассматривающий проблемы человеческого познания, его возможности и границы, роль познания в жизни человека: а) логика, б) онтология, в) гносеология.

  33. Учение о предопределённом устройстве мира, предустановленной гармонии в нем, неизбежности законов развития и подчиненности человека всесильной судьбе называется: а) волюнтаризм, б) либерализм, в) фатализм.

  34. Укажите раздел философии рассматривающий бытие, его принципы строения, законы и формы: а) этика, б) онтология, в) антропология.

  35. Китайское учение, акцентирующееся на взаимоотношениях индивида и мира, призывающее к постижению первоначала мира и гармоничному сосуществованию с природой, называется: а) даосизм, б) легизм, в) буддизм.

  36. Укажите европейского философа Нового времени, разработавшего учение об «идолах познания», от которых человеку необходимо очистить своё сознание и мышление: а) Р. Декарт, б) Ф. Бэкон, в) Н. Кузанский.

  37. Какому историческому этапу развития философии соответствует данное представление: «Человек есть образ и подобие бога, но человеческая природа искажена грехом»: а) Просвещение, б) Возрождение, в) Средневековье.

  38. Укажите философскую дисциплину: а) гносеология; б) астрономия; в) экология.

  39. Укажите философскую дисциплину, предметом которой является изучение всеобщих законов развития: а) эклектика; б) диалектика; в) схоластика.

  40. Укажите столетие, в котором происходит формирование первых философских систем: а) X в. до н.э.; б) III в. до н.э.; в) VII в. до н.э.

  41. Укажите, кто из философов является создателем диалектического материализма: а) К. Маркс, б) Г. Гегель, в) Т. Адорно.

  42. Укажите правильный смысл понятия «субстанция»: а) причина, б) источник, в) сущность.

  43. Укажите философскую позицию, согласно которой невозможно достичь абсолютной истины: а) нигилизм, б) солипсизм, в) агностицизм.

  44. Укажите мыслителя, впервые назвавшего себя «философом», а своё творчество «философией»: а) Эмпедокл, б) Пифагор, в) Анаксимандр.

  45. Укажите правильное смысловое содержание основного вопроса философии: а) отношение между Богом и миром, б) отношение между сознательным и бессознательным, в) отношение между мышлением и бытием.

  46. Укажите философско-этическую позицию, согласно которой высшим благом и целью человеческого существования является наслаждение: а) гедонизм, б) эвдемонизм, в) стоицизм.

  47. Укажите наиболее точный смысл буддийского понятия «нирвана»: а) состояние душевного покоя, б) окончательное и абсолютное преодоление страдания, в) достижение гармонии с миром.

  48. Укажите философскую школу Древнего Китая, в которой наиболее полно разработано учение об идеальном человеке («благородном муже»): а) моизм, б) школа «инь-янь», в) конфуцианство.

  49. Укажите наиболее точный смысл понятия «карма» в древнеиндийской философии: а) закон судьбы, б) закон справедливого воздаяния, в) закон всеобщей взаимозависимости явлений мира.

  50. Представителем неоплатонизма является: а) Плотин, б) Эпикур, в) Диоген.

  51. Укажите автора философского произведения «Никомахова этика»: а) Аристотель, б) Гераклит, в) Сократ.

  52. Основателем философско-педагогического учреждения «Академия» является: а) Антисфен, б) Платон, в) Сенека.

  53. Укажите автора высказывания «всё течёт всё изменяется»: а) Зенон, б) Анаксимен, в) Гераклит.

  54. Укажите наиболее точный смысл понятия древнегреческой философии «телеос»: а) цель, б) ценность, в) причина.

  55. Укажите представителя средневековой патристики: а) Дионисий Ареопагит, б) Фома Аквинский; в) Пьер Абеляр.

  56. Укажите философа, выдвинувшего онтологическое доказательство бытия Бога: а) Альберт Великий, б) Климент Александрийский, в) Ансельм Кентерберийский.

  57. Укажите основателя европейского эмпиризма: а) Г. Галилей, б) Ф. Бэкон, в) М. Монтень.

  58. Укажите философа – родоначальника европейского рационализма: а) Р. Декарт, б) Г. Лейбниц, в) Б. Спиноза.

  59. Укажите автора высказывания «мыслю, следовательно, существую»: а) Ж. Ламетри, б) Д. Дидро, в) Р. Декарт.

  60. Укажите философское учение, отождествляющее Бога и мир: а) деизм, б) гилозоизм, в) пантеизм.

  61. Укажите философа, обосновавшего космогоническую концепцию происхождения Солнечной системы: а) И. Кант, б) И. Фихте, в) Ф. Шеллинг.

  62. Укажите наиболее точный смысл понятия «трансцендентное»: а) ещё непознанное, б) пока неизвестное, в) выходящее за пределы познавательного опыта.

  63. Укажите философа, разработавшего учение о диалектическом развитии Мирового духа: а) К. Маркс, б) Г. Гегель, в) Ф. Шеллинг.

  64. Философское произведение «Диалектика природы» написал: а) Ф. Энгельс, б) Г. Гегель, в) И. Дицген.

  65. Укажите этическое основание поступков человека в теории морали И. Канта: а) совесть, б) долг, в) честь.

  66. Представителем экзистенциализма является: а) Э. Гуссерль, б) А. Камю, в) А. Жильсон.

  67. Укажите наиболее точный смысл термина «герменевтика»: а) способность к самосознанию, б) искусство истолкования и понимания, в) навыки рефлексивного мышления.

  68. Укажите автора высказывания «знание само по себе – сила»: а) Л. Витгенштейн, б) М. Хайдеггер, в) Ф. Бэкон.

  69. Основной способ религиозного постижения мира: а) вера, б) созерцание, в) интуиция.

  70. Кто из философов является автором выражения «чего не желаешь себе, того не делай другим: а) Шан Ян, б) Конфуций, в) Лао-цзы.

  71. Укажите философа – материалиста: а) Демокрит, б) Платон, в) Пиррон.

  72. Укажите философа – идеалиста: а) Н. Бердяев, б) А. Герцен, в) В. Белинский.

  73. Укажите философа – диалектика: а) Л. Фейербах, б) Г. Гегель, в) И. Фихте.

  74. Какая из философских позиций противоположна плюрализму: а) дуализм, б) монизм, в) эклектизм.

  75. Какая форма истины является антиподом абсолютной истины: а) субъективная истина, б) конкретная истина, в) относительная истина.

  76. Кто из философов разработал теорию общественно-экономических формаций: а) К. Маркс, б) А. Тойнби, в) Н. Данилевский.

  77. Укажите философа, представителя космизма: а) П. Писарев, б) Н. Федоров, в) И. Киреевский.

  78. Укажите философа, представителя прагматизма: а) Ч. Пирс, б) О. Конт, в) Э. Мах.

  79. Укажите философа, представителя сенсуализма: а) Ф. Бекон, б) Д. Локк, в) Д. Юм.

  80. Укажите философа, представителя иррационализма: а) Ф. Ницше, б) Р. Карнап, в) Э. Гуссерль.

  81. Основным способом философского познания является: а) интуиция, б) рефлексия, в) наблюдение.

  82. В рамках какого философского течения была высказана идея, что человек есть мера всех вещей: а) скептицизм, б) солипсизм, в) софистика.

  83. Укажите философа, представителя славянофильства: а) А. Хомяков, б) П. Чаадаев, в) П. Писарев.

  84. Укажите философа, представителя субъективного идеализма: а) Ф. Шеллинг, б) И. Фихте, в) Л. Фейербах.

  85. Укажите философа, выдвинувшего принцип всеединства: а) В. Соловьев, б) Н. Чернышевский, в) Л. Шестов.

  86. Укажите философа, основным понятием которого является «воля к власти»: а) А. Шопенгауэр, б) С. Кьеркегор, в) Ф. Ницше.

  87. Укажите автора философского трактата «Бунтующий человек»: а) Ж.-П. Сартр, б) А. Камю, в) Х. Ортега-и-Гассет.

  88. Укажите философа, выдвинувшего тезис «общественное бытие определяет общественное сознание»: а) А. Грамши, б) Д. Лукач, в) К. Маркс.

  89. Укажите автора высказывания «Философия есть эпоха схваченная в мыслях»: а) Г. Гегель, б) Платон, в) В. Ленин.

  90. Укажите сферу взаимодействия природы и общества, в которой человек направляет и контролирует ход природных процессов: а) ноосфера, б) техносфера, в) биосфера.

  91. Укажите философское направление, в котором утверждается, что вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности: а) материализм, б) идеализм, в) дуализм.

  92. Укажите автора высказывания «красота спасет мир»: а) Достоевский Ф.М., б) Толстой Л.Н., в) Леонардо да Винчи.

  93. Укажите объект гуманитарного знания: а) духовный мир человека, б) материальное производство, в) общество.

  94. Как называется положительная значимость чего-либо для человека: а) ценность, б) норма, в) цена.

  95. Как называется философское учение о прекрасном: а) эстетика, б) этика, в) культурология.

  96. Укажите в чем выражаются религиозные ценности: а) в заповедях, б) в законах, в) в нормах.

  97. Укажите, что является высшей степенью ценного, значимого для человека: а) идеал, б) счастье, в) благо.

  98. Как называется способность человека к нравственному самоопределению: а) воля, б) совесть, в) честь.

  99. Укажите философа, полагавшего, что человек есть совокупность общественных отношений: а) К. Маркс, б) З. Фрейд, в) А. Камю.

  100. Укажите понятие, характеризующее человека как представителя вида или социальной группы: а) индивид, б) индивидуальность, в) личность.

Похожие:

Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества icon3. Идеи, охватывающие проблему «природа и общество»
Формирование у учащихся географической культуры как составной части общей культуры человека относится к числу наиболее важных задач...
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconТема философия как мировоззренческая система: её
Понятие мирровозрения и его структура: мироощущение и миропонимание. Основные мировозренческие вопрсы
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconФилософия, круг ее проблем и роль в обществе
Философия – неотъемлемая часть духовной культуры. Обыденная и теоретическая философия
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconМетодические рекомендации (для всех направлений и специальностей университета) Москва 2003 Содержани е Тема Философия, круг ее проблем и роль в обществе стр. 3-12
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине для поступающих в аспирантуру философия (общий курс)
Философия как система знаний и жизненная концепция человека. Философия и система ориентаций человека в обществе. Философия и ее связь...
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconДисциплины, структурированное по темам Тема Философия, ее происхождение, предмет, природа и функции
Предмет философии и его эволюция. Структура философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, аксиология и др. Основные...
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconДуховно-нравственное воспитание на уроках музыки как неотъемлемая часть художественного образования и эстетического развития школьников
На современном этапе развития нашего общества особенно актуально задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно...
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconВопросы к экзамену Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение Соотношение философии с мифом, наукой и религией
Философия как форма познания. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом...
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconМетодические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т. И. Науменко, В. В. Алеев. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005г
Целью программы по музыке является: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры; духовно-нравственное...
Семинар Тема. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества iconФилософия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества. Возникновение философии

Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com