Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики»



Скачать 309,81 Kb.
Дата02.06.2015
Размер309,81 Kb.
ТипДипломная работа



ГОУ ВПО “Карельский государственный педагогический университет”

Факультет: физико-математический.

Кафедра теоретической физики и

методики преподавания физики.


Дипломная работа
«Использование видеофрагментов на уроках физики»

Выполнил: Кручинов А.С.

студент 554 группы.
Руководитель:

доцент кафедры ТФ и МПФ,

кандидат пед. наук

Янюшкина Г.М.


Петрозаводск, 2006


Содержание



Введение 3

Глава 1. Техника и методика видеодемонстраций 5

в школьном курсе физики 5

1.1. Видеоустройства 5

1.2. Значение школьного физического эксперимента 9

1.3. Видеофильмы при изучении физики. 10

1.3.1.Основные требования к показу физических опытов 10

1.4. Основные требования к демонстрационному эксперименту: 15

Глава 2. Использование видеофильмов на уроках 17

2.1. Методические рекомендации 17

2.1.1.Этапы подготовки учителя к уроку 21

Заключение 32

Библиография 33

Приложение 35


Введение


Физика занимает одно из важных мест среди дисциплин в школе. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира.

Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет эксперимент, ставший в руках ученых наиболее действенным способом познания.

Демонстрационный эксперимент является неотъемлемой органической частью курса физики средней школы.

Демонстрационные опыты формируют накопленные ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики далеко не у всех учащихся бывают одинаковыми и безупречными. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор учащихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.

Особое значение имеет эксперимент на первых порах обучения, т.е. в 7-8-х классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

С момента появления кино можно говорить о его огромном воспитательном значении для человечества. Видеомагнитофон стал активным проводником кино и телеинформации к зрителю, преимущество видеокадра перед кинокадром заключается в том, что его можно получить благодаря записи нужных разделов телепередач.

В наше время во многих школах присутствуют большие проблемы с демонстрационным оборудованием. Причин тому может быть несколько – это и недостаточное финансирование школ, и отсутствие современных демонстрационных приборов. Конечно, в некоторых школах они сохранились, но они уже приходят в негодность, большинство опытов с этими приборами не получается. Но из этого положения можно найти выход– использовать видеодемонстрации на уроках различных типов. Актуальность данной проблемы определила цель исследования: дидактические и методические возможности использования видеодемонстраций на уроках физики.

Для достижения цели решались следующие задачи:


  1. Рассмотреть средства видеотехники, их достоинства которые определяют необходимость ее применения в учебном процессе;

  2. Рассмотреть чем отличается видеодемонстрация от традиционного демонстрационного эксперимента;

  3. Рассмотреть требования к демонстрационному эксперименту;

  4. Рассмотреть, каким образом можно использовать видеодемонстрацию на уроке, а также методическую подготовку учителя к уроку с использованием видеодемонстрации.

Глава 1. Техника и методика видеодемонстраций

в школьном курсе физики


В этой главе рассматриваются видеоустройства, их достоинства. Рассмотрены основные требования к показу демонстрации с помощью видео, а также требования к проведению традиционных демонстраций в школьном курсе физики.

1.1. Видеоустройства


В современном учебном заведении масштабное применение видеотехники имеет существенное значение для учебного процесса. Ярко выраженный принцип наглядности заметно облегчает и ускоряет изучение сложных природных, биологических и технических явлений и процессов.

Слово видео происходит от латинского video – вижу, смотрю. В сложных словах оно указывает на связь данных слов с видимым изображением – видеомагнитофон, видеотелефон и др. Слова с «видео» получили широкое распространение с развитием телевидения – видеосигнал, видеоусилитель, видеомагнитофон и др.

К средствам видеотехники относятся:


  • Устройства формирования видеосигналов из видимого изображения (видеокамеры, телесканеры, телевизионные микроскопы, цифровые фотоаппараты);

  • Устройства записи и воспроизведения видеосигналов, выполненные с использованием магнитных лент, магнитных и лазерных дисков, – видеомагнитофоны, видеоплейеры, дисковые видеопроигрыватели;

  • Устройства преобразования и обработки видеосигналов, необходимые для достижения определённых эффектов – видеомикшеры, генераторы спецэффектов, транскодеры, знакогенераторы и др.;

  • Устройства демонстрации видеоизображений (видеомониторы, видеопроекторы, видеостены).

С помощью средств видеотехники возможно формирование и воспроизведение мультимедийного материала в полном объёме.

К достоинствам видеотехники, определяющим необходимость её применения в современном учебном процессе, необходимо отнести следующие:



  • Возможность органического соединения изучаемой теории с практикой и введения обучаемых людей в атмосферу предстоящей профессиональной деятельности;

  • Существенное увеличение массовости аудитории за счёт размножения и рассылки отснятых видеоматериалов потребителям, а также демонстрации видеофильмов по телевизионной сети;

  • Возможность подготовки демонстрационных материалов задолго до проведения учебных занятий и отработки их с применением методов, недоступных в обычной аудитории. Например: съёмка в самых разнообразных природных условиях – под водой, в космосе; съёмка замедленных процессов, длящихся несколько часов или суток; съёмка быстротечных процессов, недоступных человеческому глазу в обычных условиях; съёмка процессов, протекающих в агрессивной среде, при сильном облучении и др.;

  • Возможность применения макросъемки для демонстрации крупным планом мелких объектов наблюдения – элементов микросхем, деталей механизмов, структур срезов древесины, строения цветка, разнообразных насекомых и т. д.;

  • Формирование комбинированных изображений – изменение масштаба изображения, совмещение нескольких изображений в поле кадра, выделение цветом информативных участков, перевод позитивного изображения в негатив и наоборот и др.;

  • Обеспечение, при необходимости, видеозаписи учебных или иных программ, транслируемых по центральному или местному телевидению;

  • Возможность самостоятельного монтажа учебных видеофильмов в соответствии с потребностями программы обучения, в том числе с использованием видеоматериалов, отснятых в разное время и на различных объектах профессиональными операторами, а также студентами и преподавателями, имеющими в своем распоряжении бытовую видеотехнику;

  • Обеспечение оперативной съёмки и демонстрации отснятого материала в целях проведения психологического тренинга, разбора ситуаций деловых игр и т. д.;

  • Наличие возможности индивидуального и группового многократного просмотра отдельных фрагментов учебных видеофильмов и отснятого видеоматериала для лучшего их усвоения;

  • Возможность приостановки демонстрируемого материала в любой момент (режим стоп-кадра) для проведения необходимых разъяснений;

  • Существенное повышение наглядно-познавательной стороны учебного процесса и сокращение сроков обучения посредством совместного применение видео-, аудио- и компьютерной техники (система мультимедийного обучения);

  • Возможность заочного ознакомления обучаемых с экспозицией специализированных выставок, с новейшими достижениями науки и техники, с аппаратами и процессами, отснятыми на производстве, динамикой технологических и производственных процессов;

  • Подготовка презентационных видеофильмов;

  • Оперативная съёмка важнейших фрагментов научно-технических семинаров и конференций, выступлений ведущих отечественных и зарубежных учёных, позволяющая более детально планировать направления дальнейших научных исследований и решать актуальные проблемы обучения;

  • Систематизированное накопление видеозаписей (видеофильмов) с целью формирования видеотеки, доступной для широкого круга пользователей, а также для пополнения музейных фондов, в том числе записями, связанными с историческими и другими общественно значимыми событиями. Таким образом, видеотехника при своевременном и правильном её использовании является существенным фактором на всех этапах современного процесса обучения[13].

1.2. Значение школьного физического эксперимента


. Экспериментальный метод в преподавании физики в средней школе является одним из основных методов обучения физике. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и процессов в науке – физике. А метод обучения есть отражение метода познания в деятельности, которая называется обучением.

С.А. Хорошавин выделяет следующие виды физического эксперимента:



  • Демонстрационный эксперимент, который проводит учитель;

  • Фронтальные лабораторные работы, выполняемые учащимися в процессе изучения программного материала;

  • Работы физического практикума, выполняемые учащимися в завершение предыдущих разделов курса физики;

  • Экспериментальные задачи;

  • Внеклассные физические опыты (на кружках, конференциях) и домашние экспериментальные работы[6].

Во всей совокупности школьного физического эксперимента основное место занимает демонстрационный эксперимент, который присутствует в том или ином виде почти на каждом уроке физики. Даже не выполняя фронтальные лабораторные работы и работы физического практикума, школьники с помощью демонстрационного эксперимента знакомятся с экспериментальным методом в физике. А, привлекая учащихся к выполнению хотя бы части демонстраций их вариантов, вызывая их для повторения того или иного опыта, учитель обучает их каким-то экспериментальным умениям.

1.3. Видеофильмы при изучении физики.


Практика использования видеодемонстраций показывает, что они могут быть хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Учитель может дополнить ими натурные демонстрации. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, которые плохо различимы с рабочих мест учеников, можно при необходимости показать на весь экран. Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т.е. растянуть быстротекущий процесс (вспышка огнива, падение тел), или значительно сократить растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях). В-третьих, в случае сложной электрической схемы установки удобно сперва показать и разъяснить принципиальную схему, а затем соотнести её с монтажной схемой. В-четвёртых, можно продемонстрировать природные явления, недоступные непосредственному наблюдению на уроке: разряд молнии, приливы и отливы, падение тел и т.д.

Видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а новой составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента[5].


1.3.1.Основные требования к показу физических опытов


  • Как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости, выразительности демонстрируемого явления, каким бы ни казался он важным для правильного понимания физики, он будет не более чем развлекательным, если не войдет органически в контекст изложения учебного материала. Содержание и последовательность демонстрируемых опытов должны быть определены именно изложением подлежащего изучению материала. Тогда демонстрационный эксперимент станет не случайным набором опытов, не иллюстрацией к объяснению учителя, а системой обучающего физического эксперимента.

  • Также как и в реальном демонстрационном эксперименте, при записи физических опытов на пленку нет необходимости стремиться к точности производимых измерений, поскольку демонстрационные опыты предназначены, в основном показывать связи между физическими явлениями с качественной стороны (количественные характеристики исследуются учащимися в ходе лабораторных работ). Повышение точности измерений в этом случае увеличивает время выполнения демонстраций и, как правило, вызывает появление пауз, что мешает целостности восприятия рассматриваемого вопроса.

  • Дублирование опытов одного содержания с использованием разных демонстраций позволяет учащимся глубже проникнуть в сущность изучаемого явления (возникает возможность выделить общее, значимое при показе и отвести на второй план случайное, сопутствующее). Однако следует учесть, что восприятие нового происходит не мгновенно, оно требует известного промежутка времени для осмысления. И если сразу демонстрируется несколько экспериментов, то одно и то же явление, показанное в разных опытах, может быть воспринято учениками как различные по существу. Поэтому множественность опытов может оказаться не только бесполезной, но даже вредной для понимания показываемого явления. Но не стоит смешивать дублирование эксперимента с его повторением. Повторная демонстрация опыта необходима в случае сложности явления, или его быстрого протекания, когда при однократном показе не все ученики могут или успевают заметить главное. Повторение демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления. Использование видеомагнитофона позволяет легко осуществить повтор только что просмотренных кадров.

  • Демонстрационный эксперимент-это система, совокупность опытов, позволяющих увидеть явления природы, исследовать его связи с другими явлениями и на этой основе сформировать новое понятие или сделать обобщение на уровне закона природы. Поэтому ранее виденный опыт при получении новых сведений не только актуализирует имеющиеся знания, но и служит важным звеном логической цепи, приводящей к новым заключениям. Поэтому, записывая демонстрационный эксперимент, не следует «экономить пленку» и ссылаться на ранее виденное, лучше вновь показать то, что необходимо для понимания нового материала.

  • Очень полезна сборка демонстрационной установки на глазах учащихся. Хотя такая подготовка демонстрации требует времени, оно не будет затрачено зря: произойдет мобилизация внимания учеников, и демонстрация опыта будет воспринята ими уже «подготовленным мозгом» - будет осознана роль каждого прибора, пространственное расположение отдельных частей установки, их взаимодействие. Однако затягивать подготовку демонстрации нельзя, так как резервы устойчивого внимания учащихся ограничены, и, если ожидание затягивается, следом за готовностью тщательно рассмотреть опыт приходит резкий спад внимания.

  • Следует особо обратить внимание на то, что видеозапись демонстрации не является видеофрагментом урока с демонстрациями[5].

Разработанный Д.В.Разумным фрагментарный подход позволяет сделать видеопособия инвариантными к любой методике подачи учебного материала. Фрагментарность достигается благодаря тому, что в содержании видеодемонстрации отсутствуют обобщения и выводы - необходимые составляющие любой методики.

Если в учебном фильме, как и на уроке, окончательные выводы и формулировки будут даны в готовом виде, то вместо увлекательного поиска и открытия нового знания школьникам останется только «записать и запомнить» новую формулу, закон и т.п. Хорошие учителя крайне редко строят урок по принципу изложения готового знания, так как эффективность усвоения такого знания невысока. Лучше усваивается знание, которое ученик открыл сам.

К процессу видеозаписи полезно привлекать и самих учащихся. Они могут стать помощниками в фиксации телевизионных передач с физическим содержанием. Записанный на видеопленку материал учитель и ученик просматривают, выбирают полезные для уроков фрагменты, определяют их место в учебном процессе (т.е. когда их использовать: при постановке проблемы, изложении или иллюстрации материала урока, закреплении пройденного). В соответствии с выбранной функцией учитель составляет к фрагментам задания и организует работу на уроке.

Ценность такой работы (запись и адаптация материала) заключается в том, что школьники приучаются анализировать материал, приспосабливать его для учебного процесса.

В последнее время все больше школ, в которых организована работа по созданию самостоятельных учебных видеосюжетов. Съемки имеют большие дидактические возможности. С их помощью можно зафиксировать реальные физические объекты и процессы, трудновыполнимые демонстрации, редкие эксперименты, необычные природные явления, причем их хорошо удается приспособить к учебным целям. Полученные видеосюжеты могут выполнять на уроке разные функции. Они вызывают повышенный интерес у учащихся, обучают их не только потреблять и обрабатывать информацию, но и самостоятельно ее готовить[11].

Видеодемонстрация не содержит готового знания. Она – лишь источник необходимой информации, которую ученик должен и может добыть сам. Фактически такой подход в предъявлении учебного материала можно назвать эвристическим. Задача пособий – преподнести новый материал так, чтобы новое знание оказалось на поверхности и доступным для осознанного усвоения учеником. Ученика надо вплотную подвести к самостоятельному «открытию» законов и связей. Но это открытие школьник должен сделать сам[6].


1.4. Основные требования к демонстрационному эксперименту:


  1. Первое, основное и непременное требование к демонстрационным опытам – это их видимость всеми учащимися класса, где бы они ни находились. Учащиеся должны видеть все детали опыта, его различные аспекты.

Для обеспечения видимости опытов демонстрационные приборы должны быть достаточно больших размеров, а если это невозможно, то следует применять специальные способы, обеспечивающие их видимость.

Немалую роль играют, и умения учителя демонстрировать опыты, в частности его умение найти свое место у демонстрационной установки, чтобы не мешать наблюдать учащимся опыт, который он сам и показывает.



  1. Второе требование к демонстрационным опытам – это их наглядность. На первый взгляд это то же, что и видимость, но это не так. Наглядность предполагает ясную и понятную постановку демонстрируемого опыта. Это достигается тем, что в демонстрационной установке удаляются или скрываются не столь существенные детали, выбирается такой вариант опыта, который будет легче всего понят учащимися. Идеалом является тот случай, когда учащиеся с первого взгляда как бы все понимают в установке, а учитель еще дополняет это «понимание» своим рассказом, указаниями, где и как сосредоточить свое внимание при наблюдении опыта.

  2. Кратковременность опыта – следующее требование к демонстрационному эксперименту. Обычно это требование обосновывают тем, что в учебном процесс дорога каждая минута. Но в показе демонстрации основное не экономия времени, а обеспечение наглядности и видимости опыта. Опыт должен длиться столько времени, сколько нужно для показа явления.

  3. Выразительность и эмоциональность – еще одно требование к физическому эксперименту. Пределом выполнения требования эмоциональности опыта является удивление и восторг учащихся, с которым они наблюдают показываемый учителем опыт[2].

Глава 2. Использование видеофильмов на уроках


В данной главе рассматриваются методические рекомендации для подготовки учителя к уроку с использованием видеодемонстрации.

Применение учебных видеофильмов прочно вошло в практику работы учителей, накоплен богатый опыт использования видеоматериалов на уроке.

Педагогическая ценность видеофильмов состоит в том, что они позволяют повысить интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную мыслительную деятельность учеников и способствуют сознательному усвоению знаний, созданию творческой атмосферы на уроке, повышению его эмоционального фона.

Эффективность применения видеофильмов в учебном процессе определяется, прежде всего, тем, насколько он соответствует содержанию данного занятия.



2.1. Методические рекомендации


Прежде чем применить тот или иной видеофильм, учителю необходимо тщательно его изучить, уяснить соответствие поставленной педагогической цели, насколько он соответствует дидактическим требованиям. При предварительном просмотре фильма учитель должен решить, будет ли он использовать фильм полностью или фрагментарно. На практике учитель обычно поступает следующим образом: после просмотра целостного видеофильма отбираются фрагменты, определяется последовательность и моменты их показа. Эти фрагменты иллюстрируют в нужный момент рассказ учителя, не нарушая целостности и логической последовательности изложения учебного материала. Также следует обратить внимание на дикторский текст и определить, насколько он соответствует замыслу учителя (при необходимости звуковое сопровождение можно отключить и комментировать изображение в соответствии с целями и задачами изучаемой темы).

Если учитель решит, что видеофильм будет показан полностью, то необходимо продумать вопросы и задания, чтобы организовать восприятие видеофильма в нужном направлении, сделать просмотр осмысленным и целенаправленным. Обычно перед демонстрацией учитель точно и ясно формулирует цель просмотра, устанавливает связь между материалом фильма и изучаемой темой, обращая внимание на главные моменты, которые особенно важно усвоить.

В заключение учитель ставит 1-2 вопроса, заставляющих учащихся внимательно и целенаправленно следить за развёртывающимся на экране действием. Тщательная подготовительная работа по подведению учащихся к восприятию видеофрагментов (или видеофильма в целом) обеспечивает высокую эффективность использования фильма на уроке[10].

На уроке учитель может использовать фрагменты записи, демонстрирующие вопросы изучаемой темы. Видеомагнитофон дает возможность показать эпизод в замедленном действии, повторить его демонстрацию, остановить кадр для более подробного изучения, обсуждения во время урока.

Исследование Эдгара Дейла показало, что люди запоминают 20% того, что услышали, 30% того, что увидели, 50% того, что услышали и увидели и 70% того, о чем говорят и пишут.

В беседе, проводимой после просмотра видеосюжета, учитель просит ответить на предварительные вопросы, выясняет плохо понятые и трудные места, вместе с учениками систематизирует и увязывает увиденное с содержанием урока, делает выводы и обобщения, подводит итоги полученным знаниям. Вместе с тем учителю необходимо знать, что значительно лучше учащиеся запоминают кадры, просмотренные в начале урока, хуже – в середине урока, и ещё хуже - в конце урока.

Длительность видеофрагментов не должна превышать 4-6 минут, количество фрагментов, используемых на одном уроке, - до трёх, чаще один или два.

После просмотра нужна небольшая пауза (1-2 минуты), так как напряжение во время просмотра видеозаписи очень велико и учащиеся нуждаются в отдыхе[9].

Многообразны дидактические функции учебного видеоматериала:


  1. источник новых знаний;

  2. средство обобщения и систематизации знаний;

  3. средство иллюстрации учебного материала;

  4. средство для последующей самостоятельной работы (чтение текста учебника и сравнение его с содержанием фильма, составление сжатого или развёрнутого плана, воспроизведение дикторского текста при повторном показе с отключенным звуком, отбор материала для сообщения, письменной работы, проведения демонстрационных опытов и т.д.);

  5. вспомогательное средство для контроля знаний.

Широкое распространение получили уроки с использованием видеозаписи как самостоятельного источника нового фактического материала. В начале такого урока демонстрация видеофрагмента может быть использована для раскрытия его цели, привлечения интереса учащихся к изучаемому вопросу, постановки проблемы. В этом случае видеосюжет должен раскрыть материал в самом привлекательном виде, показать жизненную необходимость получения новых знаний. Просмотрев видеофрагмент, учащиеся обладают вполне определённым запасом образных представлений. На подготовленное восприятие учащихся успешнее ложится живое слово учителя, так как на изучение известного, хотя бы в общих чертах, требуется меньше времени. Таким образом, применение видеофрагмента во вводной части урока (или вводном уроке к определённой теме) сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого учитель может углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся. Целям вводных уроков лучше всего отвечают видеофрагменты, научно-популярные видеофильмы, отражающие историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути её разрешения. Особенно ценны в методическом отношении те видеофрагменты, в которых материал подаётся в занимательной форме.

Приём подачи видеофрагментов (вообще, любого наглядного материала) в начале изучения новой темы является очень действенной психологической подготовкой аудитории к восприятию учебного материала. И чем больше таких видеопособий в распоряжении учителя, тем больше у него возможностей для эффективного управления познавательным процессом.

Практика показывает, что чаще всего видеодемонстрация служит иллюстрацией к слову учителя в процессе изучения нового материала. В этом случае видеозапись помогает успешнее сравнивать, находить общее и различное между объектами изучения, облегчает анализ изучаемого явления. В итоге такое применение видеофрагмента способствует лучшему пониманию и осознанию, учащимся закономерностей природы и общественной жизни, подводит их к выявлению и формулировке выводов, понятий, законов.

Менее эффективен способ, когда видеофрагмент показывается на заключительном этапе урока в качестве иллюстрации отдельных положений, рассмотренных на уроке.

При повторении и обобщении изученной темы учитель может предложить учащимся дать объяснение фрагмента, сформулировать вывод, составить план (пересказ) увиденного, предложить свой вариант видеозаписи, озвучить увиденное (фрагмент демонстрируется с отключенным звуком) и т.д.

Для практики чрезвычайно важно иметь представление об оптимальной частоте применения видеофрагментов в учебном процессе. При систематическом, но не слишком частом использовании этих средств (3-4 раза в неделю) у учащихся вырабатывается специфическое умение работы с этими пособиями, их не отвлекают сопутствующие факторы (внешний вид, устройство, желание поближе познакомиться с аппаратурой и т. п.). Наоборот, при редком, эпизодическом использовании видеопособий учащиеся психологически не подготовлены к восприятию, сам фактор применения видеоаппаратуры на уроке становится необычным, учащиеся отвлекаются, возбуждаются, что влияет на устойчивое внимание и мешает целостному восприятию видеоматериала.

Задачи совершенствования процесса обучения требуют применения комплексного подхода к использованию учебных видеопрограмм, поскольку наибольший педагогический эффект достигается при оптимальном сочетании видео и традиционных средств наглядности. Сочетание видеозаписи с демонстрационным экспериментом, лабораторной работой, таблицами и схемами, рассмотрением муляжей и натуральных объектов, моделей, карт, работой с учебником, просмотром и прослушиванием традиционных аудиовизуальных средств обучения и т.п. позволяют сделать урок более динамичным, способствуют его оптимизации[7].

2.1.1.Этапы подготовки учителя к уроку


В подготовке учителя к уроку с использованием видеофильма методическая работа предусматривает такие этапы:

  • выбор темы занятия с использованием фильма;

  • предварительный его просмотр и анализ;

  • выбор методики проведения занятия, определение цели, места, способов, времени;

  • составление плана занятия.

Выбор темы урока

Во время выбора темы урока с использованием видеофильма необходимо исходить из того, что демонстрация фильма необходима для лучшего методического решения цели урока. Практика показывает, что, учитывая педагогические особенности фильмов целесообразно применять демонстрирование видеофильма для: ознакомления проблемами; показа процессов в окружающей среде в движении и развитии; раскрытия явлений, которые недоступны для непосредственного восприятия; расширения границ демонстрационного эксперимента; показа практического решения проблем, поднятых в фильмах.



Ознакомление с фильмом

Предварительно ознакомиться с содержанием фильма можно при чтении кратких аннотаций к каждому видеофильму в каталоге фильмов, или непосредственно просмотрев его. Учитель анализирует фильм и определяет соответствие его содержания выбранной теме урока, какой фрагмент фильма и с какой целью следует показать, время показа. Заранее планирует работу по подготовке учеников к восприятию видеофильма, а также определяет, в какой момент остановить демонстрирование видеофильма, с целью детального рассмотрения конкретных его фрагментов, характеризующих объект изучения, или с целью введения дидактической паузы и т. п.

Целесообразность использования видеофильмов в учебном процессе обусловлена многими факторами: педагогическим и научным качеством фильмов; возрастом учеников; содержанием видеоматериала, который изучается, методической зрелостью педагога и др. В зависимости от названных факторов, фильм можно использовать как вводный фрагмент к новой теме; как иллюстративный - для иллюстрации на уроке учебного материала, который объясняет педагог; как эвристический - такой, который несет новую информацию, как заключительный - при обобщении темы урока. Видеофильм можно использовать на различных этапах урока.

Педагогическая эффективность урока будет зависеть от того, насколько учитель сможет подобрать адекватную занятию форму использования фильма. В связи с тем, что видеофильм является гибким способом обучения, его можно демонстрировать, употребляя различные приемы: полностью, частями, отдельными фрагментами. Фильм демонстрируют со звуком, или без него, когда звуковое сопровождение не отвечает задаче данного видеопоказа. В таком случае необходимо предварительно продумать собственные комментарии к фильму. Они должны быть четкими, лаконичными, совпадать с изображением на экране.

Способы активизации познавательной деятельности учеников на уроке, с использованием видеофильмов могут быть разнообразными, и всех их объединяет необходимость психологической установки на восприятие. В одном случае достаточно обратить внимание учеников на главное в информации, в других - предложить им самим выделить главное, существенное в новом сообщении. Часто достаточно задать несколько проблемных вопросов, чтобы правильно направить учеников на усвоение необходимых знаний, а иногда важно предложить сравнить новые сведения с уже известными данными. Определение цели просмотра, видеофильма; задание, предварительно поставленное учителем перед просмотром; организация обсуждения просмотренного видеоматериала - являются обязательными условиями, которые обеспечивают самостоятельную познавательную деятельность учеников [4].

Ведущими методами организации занятия с использованием видеофильмов могут быть наглядно-иллюстративными, активно-эвристическими и смешанными.

Наглядно-иллюстративный метод рекомендуется при изучении достаточно сложного материала. В данном случае видеофильм не может полностью выполнять учебную функцию, но может быть полезной иллюстрацией к объяснениям учителя.

Активно-эвристический метод применяют тогда, когда новый материал не вызывает особых трудностей при усвоении учениками. В таком случае не учитель, а фильм может быть носителем новой учебной информации. Ученикам предлагают самостоятельно найти в фильме ответы на вопросы, предварительно поставленные учителем перед просмотром.

После просмотра видеофильма, во время дискуссии, по ответам учеников на заданные вопросы, учитель может определить уровень усвоения нового материала и при необходимости дать необходимые разъяснения, проанализировать ошибки. Такая форма организации урока стимулирует самостоятельную работу учеников и повышает интерес к предмету. Для успешного проведения урока по данной методике необходимо, чтобы учитель в начале урока дал необходимые установки относительно просмотра фильма, определил важные моменты, на которые необходимо обратить внимание во время просмотра.

Смешанный метод объединяет в себе первые два метода. Он рекомендуется при изучении учебного материала, который можно легко расчленить на части и применять к каждой из них различные методические формы[14].

Методическая подготовка учителя к уроку завершается составлением плана занятия (конспекта урока).

В рамках данной работы было проведено исследование, основной задачей которого было определить, на каких этапах урока учителя чаще используют видеосюжеты. Исследование проводилось в 25 школах города Петрозаводска и районов республики. Результаты исследования приведены ниже.



Из данной диаграммы видно, что учителя используют видео сюжеты чаще при объяснении нового материала. Для обычного демонстрационного эксперимента результаты будут аналогичны данным.


Мы представляем ответы на вопросы заведующему отделом создания школьных видеопрограмм СГУ, кандидату педагогических наук Дмитрию Владимировичу Разумному.

1. Чем эти видеоматериалы отличаются от прежних учебных видеофильмов студии "Кварт" и Центрнаучфильм?

Главное отличие в том, что мы не излагаем сам учебный материал, не излагаем конкретную тему, а только демонстрируем научные факты, получаемые экспериментально. Фильм содержит готовое знание, являет собой изложение какой-то темы, т. е. фильм фактически - это фрагмент урока. Он заменяет учителя на уроке и навязывает ему, конечно, отточенную и выверенную, но свою методику изложения материала.

Наши видеоматериалы не являются фильмом, это набор самостоятельных, автономных демонстраций, поэтому мы называем их пособиями.

Подчеркнем, что главная цель видеодемонстраций - информационная, т. е. видеопособия должны дать необходимую и возможную информацию, факты на заданную тему. Авторы не ставили перед собой задачу создать обучающий видеофильм по той или иной теме или видеофрагмент урока. Они стремились продемонстрировать собственно сам эксперимент во всей его красоте.

2. Современные школьники, избалованные современным видео, не будут смотреть старые кадры 70-х годов. Встречаются ли на ваших кассетах старые архивные кадры, снятые еще в советские времена?

Наши материалы не содержат старых архивных материалов. Это новые, современные съемки.

3. Есть ли в ваших материалах "говорящая голова"? Ребята часто смеются, и им скучно слушать рассуждения чужих педагогов. Лучше это сделает сам учитель.

Я совершенно с Вами согласен! Мы показываем только то, что не может показать учитель, а прорабатывать материал должен сам учитель. Не надо заменять педагога "говорящей головой" в телевизоре.

4. В чем разница между объяснением материала в видеофильме и на ваших кассетах?

Задача видеофильма - дать исчерпывающую информацию на данную тему. Это определяет объяснительно-иллюстративный подход в изложении материала. Перед авторами наших пособий ставилась другая задача - грамотно проиллюстрировать явление, а не объяснять содержание учебной темы. В этом самое главное различие. Видеопособие - не источник готовых знаний, а источник необходимой информации для самостоятельного получения новых знаний о природе.

Следовательно, мы не "переливаем готовые знания", а демонстрируем научные факты, т. е. сообщаем информацию, на основе которой ученик может самостоятельно открыть новое знание, догадаться, совершить свое маленькое, собственное открытие… Учащиеся имеют возможность не пассивно запоминать разжеванный материал, а думать, анализировать, сравнивать и сопоставлять. А учитель должен активно управлять этим.

5. Для каких программ Федерального перечня пригодны ваши кассеты?

Наши материалы методически универсальны. Благодаря этому они одинаково пригодны для любых программ и методик. Мы не навязываем педагогам своей методики изложения темы.

6. На каких этапах урока лучше использовать ваши видеоматериалы?

Наши видеодемонстрации можно использовать на любых этапах урока:



  • при мотивации, в качестве постановки проблемы перед изучением нового материала;

  • при объяснении нового материала в качестве иллюстрации;

  • при закреплении и обобщении знаний;

  • для контроля знаний.

7. Какими приемами достигается методическая универсальность кассет?

Этот прием мы называем фрагментированием материала. В наибольшей степени это удалось реализовать в кассетах по физике. То есть демонстрируется только сам опыт и комментируется то, что непосредственно видят учащиеся. Из видеоряда исключены мотивация, выводы, следствия, обобщения и формулы. На экране могут быть стрелки для акцентирования внимания на нужных элементах, но нет ни формул, ни уравнений реакций. Это, если нужно, учитель напишет сам или задаст ученикам.

8. Можно ли ваши кассеты рассматривать как замену живого эксперимента?

Это едва ли не самый важный вопрос. Наша однозначная позиция - эксперимент нужно показывать живьем! Однако в ряде случаев - когда нет времени, нет оборудования, капризный опыт - видеопособие будет хорошим подспорьем для учителя-предметника и позволит провести полноценный урок.

На самом деле сейчас вопрос ставится уже в другой плоскости. Реальная ситуация такова, что в силу множества причин школьники не видят большую часть обязательных демонстраций. В преподавании естественно-научных дисциплин наступил "меловой период". Собственно, этот факт и обусловил появление такого нового продукта, как "видеоопыты". Нынешние ученики зачастую не понимают, что стоит за физическими формулами и уравнениями реакций. А ведь физика, химия и биология - науки, изучающие красивые явления природы. Если нельзя показать живой эксперимент, то пусть ребята увидят его хотя бы в записи.

9. Во время демонстрации ваших опытов учитель так же будет "скучать" треть урока, как во время демонстрации учебных фильмов?

Наши демонстрации лаконичны и непродолжительны, в основном - 2-3 минуты. Конечно, видеоматериал содержит достаточный комментарий к происходящему. Но после демонстрации видеофрагмента педагог должен активно проработать увиденный материал с учениками. Поэтому наше видео не вытесняет учителя из урока. Учитель, используя эту кассету, остается главной фигурой на уроке.

10. Что можно показывать еще по биологии после ВВС?

Вопрос "жестокий". Годовой бюджет компании ВВС составляет 540 миллионов фунтов стерлингов. Их сериал "Живая природа" действительно стоит гигантских денег. Чтобы сделать такие фильмы нужно затратить, по крайней мере, миллион фунтов стерлингов. Реальные съемки живой природы требуют огромных технических и людских ресурсов. Если бы наш бюджет составлял хотя бы десятую часть бюджета ВВС, мы могли бы сделать материал не хуже.

Другой вопрос - пригодность их фильмов для учебного процесса. Притом что их фильмы действительно великолепные, они редко могут быть органично включены в урок. Поэтому мы снимаем не фильмы для воскресного семейного просмотра, а материалы для демонстрации на конкретных уроках.

11. Вы говорите, что используете цифровые технологии. Это просто красивые слова, или за этим действительно что-то стоит?

Мы снимаем материалы на цифровые видеокамеры. Затем информация перекачивается в компьютер, и в компьютере уже происходит монтаж фрагментов опять-таки в цифровом формате. Это позволяет обойтись без перезаписи при монтировании. Обычно при монтаже того или иного фрагмента приходится много раз (до десяти!) передвигать и переклеивать какой-то кусок записи. Если монтаж не цифровой, а линейный, то каждый раз при этом потребуется переписывать кусок заново на пленку. После шестой перезаписи качество заметно снижается. При цифровом монтаже качество материала не снижается. Это позволяет добиться взвешенного чередования планов, накладывать стрелки, маски и т. п. эффекты без потери качества.

12. Какого размера должен быть экран телевизора для оптимальной презентации ваших материалов?

Самым оптимальным решением будет демонстрация фрагментов на экран с мультимедийного проектора, но вполне достаточным будет презентация с экрана большого телевизора диагональю хотя бы 21 дюйм. Снимая и монтируя материал, мы ориентируемся на демонстрацию именно с экрана телевизора (21 дюйм). Планы построены так, что даже с задних парт будет хорошо видно то, что происходит в кадре.

13. Будете ли вы выпускать свою продукцию на компакт-дисках?

Это непростой вопрос. Прежде я всегда спрашиваю, а с какого экрана Вы собираетесь демонстрировать учащимся эти материалы? Если с мультимедийного проектора, замечательно, если с экрана монитора диагональю 15-17 дюймов, то это заведомо плохо. Размер изображения на обычном мониторе слишком мал для использования в презентациях! Ребята с задних парт вообще ничего не увидят.

Второй вопрос - обеспеченность рабочих мест учителей физики и химии в рядовых школах мультимедийными компьютерами. К сожалению, в массе это дело будущего. Поэтому в наибольшей степени наши материалы востребованы в формате бытового видео [10].

В процессе исследования нами совместно с лабораторией учебного телевидения (зав. лаб. Ивашов В.А.) были подготовлены следующие видеоматериалы:



  • Способы изменения внутренней энергии

Демонстрация 1: изменение внутренней энергии тела при совершении над ним работы;

Демонстрация 2: изменение внутренней энергии тела при совершении им работы.



  • Атмосфера и атмосферное давление

Демонстрация 1: принцип действия фонтана;

Демонстрация 2: раздувание камеры;

Демонстрация 3: почему происходит переливание воды из колбы в стакан?


  • Архимедова сила

Демонстрация 1: закон Архимеда.

Данные видеоматериалы были преобразованы в цифровой формат. Также преобразованы в цифровой формат видеоматериалы по теме «Дифракция и интерференция света». Материалы в цифровом формате прилагаются к дипломной работе.


Заключение


Как показывает практика использования кассет, видеодемонстрации очень удобны для экономии времени. Немаловажным является то, что они позволяют проводить полноценные уроки вне кабинетов физики. Архитектура установок, настройка приборов, отточенность движений, лаконичность формулировок представляются полезными для обогащения опыта молодых специалистов. Кассеты могут служить в качестве пособия для студентов и начинающих учителей. Такие видеоматериалы незаменимы учителям-надомникам, а также учителям, занимающимся репетиторством.

Применение учебных видеофильмов прочно вошло в практику работы учителей, накоплен богатый опыт использования видеоматериалов на уроке.

Педагогическая ценность видеофильмов состоит в том, что они позволяют повысить интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную мыслительную деятельность учеников и способствуют сознательному усвоению знаний, созданию творческой атмосферы на уроке, повышению его эмоционального фона.

В процессе исследования:



  • Рассмотрены средства видеотехники, их достоинства;

  • Рассмотрены отличия видеодемонстрации от обычного демонстрационного эксперимента;

  • Определены основные требования к демонстрационному эксперименту;

  • Рассмотрено применение видеодемонстрации на уроке;

  • Выделены этапы подготовки учителя к уроку с использованием видеодемонстрации

Библиография


  1. Анофрикова СВ. Методика преподавания физики в средней школе/ С.В.Анофрикова, М.А.Бобкова и др./ Под ред. Каменецкого С.Е., Ивановой Л.А. - М.: Просвещение, 1987. - 336 с.

  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя/Л.А.Горев - М.:Просвещение,1985.-175 с.

  3. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы, т.1/ Под ред. А.А.Покровского.- М.:Просвещение, 1971.-368 с.

  4. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Под ред. Каменецкого С.Е., Степанова С.В.- М.:Академия.2002.

  5. Малафеев Р.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при демонстрации опытов/Р.И. Малафеев//Физика в школе.-2003.-№7.- с. 20-23

  6. Разумный Д.В., Степанов С.В. Принципы создания видеозаписей демонстрационных опытов по физике/Д.В.Разумный, С.В. Степанов//Преподавание физики в высшей школе.-2003.-№26.

  7. Современный урок физики в средней школе. / Под ред. Разумовского В.Г. - М.: Просвещение, 1983. -224 с.

  8. Хорошавин С.А. Видеофильм в преподавании физики/С.А. Хорошавин//Физика в школе.-2003.-№6.-с. 37-40

  9. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе:6-7класс/С.А.Хорошавин-М.:Просвещние,1988.-174 с.

  10. http://ipk.minsk.edu.by/main.aspx?uid=133137

  11. http://metodist.i1.ru/

  12. http://poipkro.edu.rt.ru/Centres/Technic_Teaching/Phisycs_New.htm

  13. http://www.edit.muh.ru/newspaper/st_2005/01/st7.htm

  14. http://www.edit.muh.ru/newspaper/st_2005/04/st7.htm

  15. http://www.sgpi.bashedu.ru/Facultets/FM/kaf_TITOF.htm

  16. http://www.sgutv.ru/experiment/faq.asp

Приложение


Видеодемонстрации по темам:

  • Способы изменения внутренней энергии

Демонстрация 1: изменение внутренней энергии тела при совершении над ним работы;

Демонстрация 2: изменение внутренней энергии тела при совершении им работы.



  • Атмосфера и атмосферное давление

Демонстрация 1: принцип действия фонтана;

Демонстрация 2: раздувание камеры;



Демонстрация 3: почему происходит переливание воды из колбы в стакан?

  • Архимедова сила

Демонстрация 1: закон Архимеда;



Похожие:

Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconДипломная работа информатика и информационные технологии в образовании
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» icon«Использование интерактивной доски на уроках физики», выполненная учителем физики Михайловской Е. В
...
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconИнформация об опыте
Тема опыта: «Использование интерактивной доски на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся»
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconЭлективный курс по физике по теме: Проектная работа на уроках физики и во внеурочное время

Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconИсследовательская работа по робототехнике. Использование лего-конструирования средство повышения мотивации к изучению физики
Использование лего-конструирования средство повышения мотивации к изучению физики
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconДипломная работа «Опорные задачи по теме площади фигур и их применение при решении задач егэ»
Работа включает содержание курса математики общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих...
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconДипломная работа
Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconМетодическая работа «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы»
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconУроках физики на примере уроков «Газовые законы» и«Гармонические колебания»
Сумакова Лидия Артемовна, учитель физики высшей квалификационной категории школы №887 зао
Дипломная работа «Использование видеофрагментов на уроках физики» iconКроссворд — как средство развития познавательного интереса на уроках физики
В соответствии с фгос, одной из целей изучения физики является развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com