Информационная карта инновационного опыта



Скачать 162,99 Kb.
Дата08.06.2015
Размер162,99 Kb.
ТипДокументы


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

1. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Евтушенко

Елена

Леонидовна

МОУ гимназия №3

350015 г. Краснодар

ул. Хакурате, 5,

Учитель

русского языка и литературы

17 лет

II. Сущность характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Реализация идей личностно-ориентированного образования в процессе преподавания русского языка и литературы

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях. Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся. Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно без довлеющего сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат. Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

Как часто мы, задумываясь о работе с детьми, перечисляем, от чего хотели бы отказаться, что в традиционной школе для нас неприемлемо: трансляция учителем лишь предметных знаний, пассивность учеников, один и тот же способ и темп работы для всех детей в классе, боязнь «двойки» и, как следствие, боязнь ошибки. Но как преодолеть эти застарелые проблемы? Многие из них позволяют решить педагогическая технология французских мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо. Мы удивляемся, когда слово «education» видим в разных переводах – «образование» и «воспитание»: так как же все-таки правильно понимать? А французы удивляются: разве эти два понятия можно отделить друг от друга? Здесь коренится очень важная вещь – педагогическая цель: в чем мы видим смысл своей работы с детьми, чего от нас, учителей, ждут родители и зачем в школу ходит ребенок? Мы ставим на уроке обе задачи – и образовательную, и воспитательную. Но на выходе с нас спросится ответ к первой задаче: уложились ли мы в программу количественно и качественно; мы все привыкли к незыблемости тезиса, что знание – сила. Но мир меняется столь стремительно, что простое накопление информации зачастую не спасет и не выручит, важнее умение работать с ней: искать, выбирать, систематизировать, то есть самому вновь и вновь формировать образ мира.

Смысл образования на сегодня – познание. И в нем – сила. Но тогда существенно меняется не только цель и функция ученика, но цель и функция учителя. Впрочем, в процессе познания учитель и ученики равны и могут строить знания вместе. Уровни будут разные, но переживание трудностей и радостей обеспечены и тому и другому.


3. Идея изменения (в чем сущность ИПО: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта. В данном опыте сделана попытка преодолеть противоречие между основной целью современного образования - развитием творческой личности - и отсутствием условий для ее реализации в рамках традиционной системы обучения. Достижению указанной цели в рамках традиционной школы препятствуют:

  • пренебрежение личностными потребностями учащихся;

  • оторванность знаний, умений, навыков, заданных в виде требований учебной программы, от реальной жизни, от значимых для личности смыслов;

  • «порционная» подача материала, ведущая к разрушению целостного взгляда на мир;

  • отсутствие эффективных методов и приемов, призванных обеспечить познавательную мотивацию учебной деятельности;

  • «всезнайство» учителя, т.е. его представление о полноте, завершенности, истинности как общенаучного, так и собственного знания;

  • ограничение поисковой деятельности учащихся рамками, установленными педагогом;

  • требование одинакового прочтения, интерпретации учебного материала;

  • преобладание исполнительной по своему характеру деятельности учащихся;

  • шаблонная структура урока.

Иначе говоря, в данном опыте сделана попытка преодоления противоречия между провозглашением, декларированием принципов личностно-ориентированного образования и сохранением традиционных, авторитарных, знаниево-ориентированных подходов в массовой школьной практике. С учетом этого нами определена главная идея опыта – создание модели образовательного процесса и соответствующих методических разработок в рамках курса русского языка и литературы на основе использования образовательных технологий, реализующих ценности и принципы личностно-ориентированного образования.

В основе опыта лежат технология французских педагогических мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо. Данные технологии обеспечивают развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.



4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам; такая форма работы отличается своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. Хочу отметить, что технология мастерских, предоставляет учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего, которые затронут их самих. Трудоемкость, возможность осуществления. Данный опыт предполагает постоянный выход на философский уровень осмысления предмета, отдельных понятий; собственный оригинальный взгляд на мир; критичность мышления; способность к творческой самореализации. Успешно применять данные разработки смогут преподаватели, разделяющие ценности личностно-ориентированного образования, обладающие творческим потенциалом, а также знакомые с технологией французских мастерских, в лучшем случае, прошедшие курс соответствующего обучения. Проблемой для учителя является то, что алгоритм уроков-мастерских пригоден не для любого содержания и не для любого класса. Конечно же, мастерская проходит с пользой для учащихся только тогда, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения. Работе в мастерской нужно учить! Поэтому для своих еще начинающих шестиклассников я провожу мастерские, на которых они учатся работать на этапе восприятия текста, отбирать материал для ответов на проблемные вопросы, делать наблюдения, выполнять сравнения, обобщения, ставить вопросы. Теоретическая интерпретация опыта. Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен). Методические идеи французской группы «Новое образование» получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга. В монографии А. А. Окунева «Урок? Мастерская? Или…» (2001) представлена философия «Нового образования», описан опыт реализации технологии мастерских в условиях российской школы, предложена полицентрическая образовательная технология, основным элементом которой является мастерская. Санкт-Петербургская группа «Новое образование» в книге «Педагогические мастерские по литературе» (1999) предлагает «Опыт создания терминологического словаря» применительно к разным этапам новой формы организации учебного процесса, каковой является мастерская. В рамках сборника представлены мастерские письма, мастерские знакомства с биографией художника. Группа педагогов Высшего педагогического училища № 2 г. Санкт-Петербурга в сборнике «Дорога к согласию» (2000) описывает алгоритмы мастерских по разным предметам, через рефлексию участников мастерских дает возможность увидеть процесс строительства знаний на мастерской. Ж. О. Андреева и М. Г. Ермолаева в работе «Педагогическое сопровождение профессионально личностного становления студента педколледжа» осмысливают центральные позиции образовательного процесса – Учитель, Ученик, их Взаимодействие с точки зрения концепции «Нового образования» и технологии французских мастерских. Сущность технологии развития критического мышления освещается в Международном журнале о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». В основе опыта также лежат идеи А. В. Хуторского, автора технологии эвристического обучения.

Законы мастерской


Ценностносмысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.

Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)

Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.

Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных «цветах», которые вместе дают ощущение «радуги» мира.

Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.

Решительное ограничение практической деятельности мастера­руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Автором создана и апробирована в рамках личностно-ориентированного образования система уроков по русскому языку и литературе на основе технологий французских педагогических мастерских и развития критического мышления. Разработаны авторские мастерские построения знаний по русскому языку и литературе, мастерские – вводные уроки, связанные с осознанием личностью необходимости изучения литературы и русского языка, мастерские – активное погружение и проживание текста критической статьи или художественного произведения, мастерские обобщающего характера.

6. Результат изменений

Результаты личностно-ориентированного образовательного процесса имеют две стороны - внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это образовательные продукты учеников, внутренняя - их личностные качества. Приоритетными являются результаты внутреннего, личностного развития. Для их диагностики нами была использована методика, предложенная А. В. Хуторским в книге «Развитие одаренности школьников. Методика эвристического обучения» (2000). Оценка личностного развития осуществляется по трем параметрам: когнитивные, креативные и методологические (оргдеятельностные) качества. Основными методами являются наблюдение, анкетирование, анализ образовательной продукции учеников, их рефлексивных записей. Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года. Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням: «высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний», когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий», когда изменения не замечены. Данная методика применяется нами в отношении учащихся 5, 6, 7, 10 классов.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Нет

III. Педагогическое эссе. Описание инновационного опыта учителя.

Меня, как и любого другого, любящего свое дело педагога всегда волновал вопрос: как в наше трудное время преодолеть у школьников нежелание учиться и вслед за этим снижение в обществе престижа знаний? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только конкретными знаниями, умениями и навыками, но и умением приобретать их самостоятельно?

В этой связи, преодолевая перегрузку детей, вела активный поиск технологий и методик, позволяющих главное усвоить на уроке. Результативным было использование методики донецкого учителя и ученого В. Ф. Шаталова. Внедрение в практику опорных сигналов, метода многократного повторения, разнообразных форм опроса, работы в парах и группах дало положительные результаты. Дети стали говорить на уроках, регулярно выполнять домашние задания, волноваться за результаты учебы. Получив первые практические результаты и воодушевившись ими, занялась дальнейшим поиском инновационных подходов в обучении. Свои плоды принесло развивающее обучение. В этом направлении наибольшую удовлетворенность я испытала при использовании проблемного обучения. Мы так увлеклись данным методом, что ребята практически на каждый урок подыскивали занимательный материал, проблемные вопросы. Они стали в какой-то мере исследователями, очень заинтересованными как в поиске, так и в результате.



«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», – говорили древние. Разбудить мысль учащегося, сделать его активным участником на всех этапах урока, вот, наверное, то главное, чем мы должны руководствоваться при обучении.

Таким образом, я логически подошла к использованию технологии французских мастерских и технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Но ближе по мне (использую чаще, регулярно отслеживаю результат) технология французских мастерских, которая была разработана французскими педагогами, представителями ЖФЭН (французская группа нового образования). В 90-ых годах группа сотрудников Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства начинает адаптировать технологию в практику российского школьного образования. Мне повезло, я прошла курсы у А. А.Окунева. Технология привлекла меня тем, что кроме решения большого круга учебных задач, она имеет большой воспитательный потенциал. Следовательно, ее можно применять не только на уроках, но и во внеклассной работе. На мой взгляд, это важно в условиях происходящей духовной эрозии детских душ. Суть технологии заключается в создании психологического комфорта, обстановки добра, тепла и доверия на уроке. Применение элементов аутогенной тренировки позволяет учащимся расслабиться, почувствовать душевный комфорт. На таком уроке звучат тихая классическая музыка, хорошие стихи, рассматриваются произведения живописи. Основные принципы мастерской заключаются в том, что материал подается малыми дозами, а учитель (Мастер) и ученик едины и равны в поиске знаний. Мастер не случайно пишется с большой буквы, ведь только Мастеру подвластно то действо, которое он осуществляет на уроке. Пользуясь разнообразными педагогическими приемами, он будит мысли, чувства ученика, да так, что тот способен в конце урока нарисовать картину, написать сочинение, провести мини-исследование. Итогом урока-мастерской являются творческие работы детей. Вообще данная технология во многом особенная. По предложению учителя возможен выход за рамки школьного учебника, используется вариативность в проверке знаний, присутствует ненавязчивость. Преимущество этой технологии еще и в том, что на уроке возникает потребность высказаться даже у самого замкнутого ученика. В мастерской мысли каждого ценны, важны, нужны, а все вместе составляют открытие. Работая в этой технологии, я пришла к выводу о великой роли слова в развитии детей, ибо «вначале было Слово, и Слово есть жизнь моего внутреннего «Я»». Поэтому уделяю особое внимание развитию речи детей, что пробуждает генетически закодированное слово, свое, личностное. Побуждаю прислушаться к себе, а затем даю возможность «прорасти» в слове, высказаться. Без ложной скромности скажу – у меня на уроке заговорили ученики, которых уже давно не слышали. И это был не голос, а связная речь. Можно определить этот прием как принцип камня, брошенного в воду, и расходящихся от него кругов. Речевое развитие – это осмысление языка в его лексическом многообразии, системе синтаксических конструкций, в ассоциативных связях. В мастерских эта задача решается, когда на каждом этапе пути рождается, конструируется текст. Обязательным элементом мастерских является осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта волевым усилием действия, преодоления. Здесь как бы снимается вопрос конкретного предметного знания, так как законом является синтез всех видов деятельности и обращения к возможностям интеллекта человека в целом. Жизнь мастерских побуждает к работе воображения, когда слово эмоционально окрашено, а значит, равно переживанию. В традиционной системе познания учитель принуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка. В мастерской же ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. И самое принципиальное отличие мастерской от традиционного урока заключается в рефлексии. Это особый анализ своих достижений, работы, ощущений. При этом высказывается каждый участник мастерской, и на этом строится следующий этап работы, ведущий к постижению нового, другого знания. Добавлю, что технология имеет четкий алгоритм, который легко прослеживается и выстраивается следующим образом:

  • индивидуальная работа – настройка, погружения в работу, работа с текстом, поиск вопросов мыслей, ассоциаций;

  • определение пути поиска;

  • работа в парах по дополнению своих мыслей и идей в ходе общения с напарником, согласование позиций, первичная проверка на крепость своих аргументов и предположений, совместный поиск знаний;

  • создание общего проекта в группах (4-6 чел), его предъявление и доработка; обогащение новыми идеями, демонстрация знаний перед группой; разрыв – противоречий;

  • «выращивание» новых знаний; обогащение опыта общения, ведения дискуссии;

  • индивидуальная работа – погружение в свои знания, чувства, переживания: рефлексия; обнаружение нового разрыва.

Из наблюдений: что постоянно в мастерских?


  • Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.

  • Законы проведения мастерской.

  • Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.

  • Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.

  • Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).

  • Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.

  • Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.

  • Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.

  • Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.

  • Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому…

  • Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?


1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.

2. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.

3. Мастерские — отличный способ развивать собственное «письмо», а значит, готовиться к сочинению.

4. Мастерские «запускают» ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.

5. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

6. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.



Используя данную технологию, я убедилась насколько важно работать в сфере интересов детей. Как здорово, когда они увлеченно что-то пишут, ищут, предполагают и т.п. Пусть это совсем небольшое открытие, сочинение, исследование, но оно свое и поэтому вызывает у самих ребят огромную радость. Да, технология необычная, на всех уроках применить ее невозможно, ведь на одних эмоциях русский язык и литературу не изучишь. Но пусть в нашей педагогической копилке будут такие яркие уроки, побуждающие к творчеству, любви, вдохновению!

IY.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Передовой опыт учителя русского языка и литературы Е. Л. Евтушенко рекомендован к изучению и использованию учителями русского языка и литературы Краснодара и Краснодарского края.


Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Олофинская Наталья Петровна,

главный специалист КНМЦ,

тел. 259-21-79,

ginmac@mail.ru

г. Краснодар, ул. Коммунаров, 150.


Похожие:

Информационная карта инновационного опыта iconИнформационная карта инновационного опыта учителя

Информационная карта инновационного опыта iconИнновационного педагогического опыта
Тема инновационного педагогического опыта: «Проектно-исследовательская деятельность, как основа для развития познавательной активности...
Информационная карта инновационного опыта iconИнформационная карта программы

Информационная карта инновационного опыта iconИнформационная карта общеобразовательного учреждения

Информационная карта инновационного опыта iconПредставление инновационного педагогического опыта I. Общие сведения об учителе

Информационная карта инновационного опыта iconСентября 20 13 г. Информационная карта
Общеобразовательные основные(типовые, модифицированные, адаптированные) программы I ступени образования
Информационная карта инновационного опыта iconИнформационная карта общеобразовательного учреждения
Проведение экспертизы при государственной аккредитации образовательного учреждения
Информационная карта инновационного опыта icon1. Концептуальный модуль образовательной программы Информационная карта
Программа «Химия вокруг нас» направлена на знакомство обучающихся с основами химии, расширение знаний по биологии и экологии, формирование...
Информационная карта инновационного опыта iconИнформационная карта образовательного учреждения
Мценская детская художественная школа муниципального образования город Мценск, сокращенное название мбу до «Мценская дхш». Категория...
Информационная карта инновационного опыта iconИнформационная карта дошкольного образовательного учреждения Раздел Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении (далее доу)
Руководитель доу (ф и о., квалификационная категория, образование, педагогический стаж, административный стаж)
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com