Сущность гражданско-патриотического воспитания



Скачать 150.49 Kb.
Дата09.06.2015
Размер150.49 Kb.
ТипДокументы

ПОРТФОЛИО

классного руководителя

по

гражданско-патриотическому воспитанию школьников

Сущность гражданско-патриотического воспитания современных школьников

Сегодня проблема образованности общества связана не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно общее образование, в первую очередь, должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой, Малой родине, привычному укладу жизни.

С развитием государства понятие «патриотизм» наполнилось политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов отечества. С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что оно является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и отечества. Патриотические чувства и идеи только тогда возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к другим народам и способствуют изменению психологии национальной исключительности и недоверия в сторону взаимопонимания в межнациональном и межгосударственном отношениях. Этот момент патриотического сознания приобрел особую актуальность во второй половине XX века, когда угроза ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы потребовали переосмысления всей системы этических ценностей, и в частности самого понятия – патриотизм.

Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Центральным вопросом русской мысли является отношение к государству. Разными были идеалы государственности, по-разному осмысливались сущность верховной власти, ее взаимоотношения с Церковью, духовной иерархией и отношения ко всему этому человека.

В целом, к настоящему времени в русской историографии обозначенной проблемы выделяются три вида патриотизма: военный, гражданский и духовно религиозный. Это три разных понимания и три разных варианта организации, три модели патриотического воспитания.

Одним из первых в России обратил внимание общества на воспитание гражданственности и патриотизма Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые ставит целью воспитания подготовку «истинных сынов Отечества». В начале XIX века вопросы воспитания патриотизма стали предметом широкого обсуждения. О его необходимости писали просветители, историки, общественные деятели. В это же время определились два подхода к организации патриотического воспитания.

Сторонники первого из них ратовали за сословный характер патриотического воспитания; второй подход к проблеме: его приверженцы придерживались мнения, что процесс патриотического воспитания должен охватывать все население страны и осуществляться в учебных заведениях.

Именно в это время сформировалось два основных взгляда на патриотическое воспитание. В первом варианте его можно обозначить как военно-патриотическое, во втором - как гражданско-патриотическое. И если первый вариант концентрируется в лозунге «...не щадя живота своего», то второй — в идее определения своего места в развитии страны. По сути, отношение того или иного молодого человека к патриотизму как определенному мировоззрению всегда зависело от того, какого мнения он придерживается относительно того, в каком направлении должна развиваться Россия.

История, как учебный предмет – одна из немногих, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания.

Как известно, задача школьного исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, на прекрасные образцы и гуманистический исторический опыт. Желательно включение в массив исторических знаний особенностей своей малой Родины - своего региона, усваиваемых на занятиях по истории и во внеучебной деятельности. Эмоционально окрашенные знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения молодого человека в родной культуре. По желанию учащихся в ходе факультативов, спецсеминаров внимание может быть сосредоточено на изучении истории населения, истории своего региона, области, города, района.

Уроки истории играют важнейшую роль в патриотическом воспитании учащихся. Как известно, важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации, отсюда вытекают и важные задачи: обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества; создать условия для овладения учащимися определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи; на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей; развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.

Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное. Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. Причем взаимосвязь собственного и общего благополучия соотносится здесь как частное к общему, т.е. одно не только не противоречит другому, но и детерминирует его в определенной мере. Безусловно, бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры тоже предполагает человеческое неравнодушие и труд.

Наиболее близким по содержанию к понятию «патриотизм» в истории педагогической теории и практики является понятие «гражданственность». И неслучайно потому в истории образования патриотическое воспитание рассматривается как неотъемлемая часть гражданского образования и воспитания.

Патриотическое воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиции.

В целом, накопленный опыт патриотического воспитания является значительной базой для реализации принципа историзма в формировании патриотического сознания молодежи. Разнообразные коллизии истории, столкновение противоречий, героическое стремление наших соотечественников к самостоятельности, независимости, сохранению самобытности являются широкой интеллектуальной и эмоциональной основой для использования исторического опыта в формировании личности патриота и гражданина новой России.

Разброс мнений относительно патриотического воспитания сегодня весьма широк: от признания его чуть ли не единственным приоритетом школы до опасений его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности. Воспитание патриотизма действительно важная задача, но и отмеченные опасения тоже небезосновательны. Выделяют патриотизм естественный и реактивный. Проявление патриотических чувств, наверное, сродни любви к матери – в том смысле, что оно естественно, обыденно и зачастую не поддается рефлексии.

Столь же естественно любить и тот край, в котором родился – какой бы он ни был, он свой и другого такого нет. Это естественный патриотизм, и ему чужды ксенофобия и чувство исключительности, чужды митинги и лозунги, чуждо организованное массовое выражение любви к Родине. Действительно, никому же не придет в голову всерьез сравнивать свою маму с другими мамами, собираться на митинги «преданных детей» или организовывать специальные мероприятия для публичной демонстрации своей сыновней любви.

Любовь – чувство интимное, а не публичное. А публичный патриотизм неестественен, так же неестественен и аномален, как и отсутствие любви к Родине вовсе. Это скорее реактивный патриотизм, который возникает как ответная реакция на формирующееся чувство национальной, религиозной, культурной неполноценности. Распад СССР, поражение в холодной войне, падение авторитета страны в мире, недружественная политика со стороны многих стран, экономические неудачи в сочетании с локальными вооруженными конфликтами являются питательной средой для развития этого чувства, а соответственно, и для неестественного, реактивного патриотизма – с его поиском врагов, отступников, еретиков, сектантов и т. п.

Такое представление о патриотизме связано с практикой его воспитания у школьников. Естественный патриотизм не нуждается в специальном «выращивании», поскольку естественен. Реактивный патриотизм – аномалия и социальная патология, а потому создание педагогических условий для его развития у детей также нецелесообразно.

Возникает вопрос: необходимо специально организованное в школе патриотическое воспитание? Обязательно! Только оно должно быть направлено на то, чтобы вернуть обществу утерянное им естественное чувство повседневной, обыденной любви «без надрыва» к своей стране, ее истории (которой пора перестать стыдиться), ее природе (к которой пора перестать безответственно относиться и видеть в ней только ресурсы собственного благополучия), к ее жителям (которых не следует считать «быдлом», способным только на бессловесное подчинение или беспощадный бунт).

Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы вернуть обществу ощущение культурной укорененности и самодостаточности, позволяющее избежать как крайностей нескончаемого поиска идеалов и образцов на стороне (по принципу «хорошо там, где нас нет»), так и крайностей этнокультурного самоутверждения за счет унижения других.

И в этой связи на первый план выходит не проблема форм и способов воспитания, а проблема табу и профессиональной ответственности педагога. Работа педагога.– это работа с «будущим» своей страны.

Что же касается форм и способов, то они не должны носить милитаристский характер – надевание противогаза и стрельба из автомата по людям (пусть это и фанерные мишени) не воспитают любовь к Родине. Очевидно также, что не стоит переоценивать воспитательный эффект от включения детей в различные формы народного творчества – это продуктивно в работе с младшими школьниками, но для детей постарше такая практика должна быть очень избирательной. Мало проку будет и от акций «разговорного жанра» (исключая, пожалуй, проблемные дискуссии) - литературно-музыкальных композиций, торжественных митингов, линеек, конкурсов строя и песни и т. п.

Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Средой проявления гражданственности являются макро- и микроструктуры деятельности. Поэтому приоритетными должны стать дела предметно-практического характера. Например, фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или просто туристские путешествия по родному краю, которые могут сопровождаться приведением в порядок братских могил, реконструкцией храмов, расчисткой родников и парков от мусора, встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры. И важное условие всех дел – их последующая рефлексия: что дало, какие мысли посещали, какие чувства переживали, стоило ли это делать, стоит ли делать еще?

При этом содержание патриотического воспитания имеет две ведущие образовательные функции: организационно-деятельную и организационно ценностную. Организационно-деятельная функция включает в себя этапы: первый – целеобразования и планирования, и второй - собственно организации деятельности. Организационно-деятельное содержание гражданственности и патриотизма определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения.

Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.

Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания гражданственности характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения.

В современной педагогической науке сосуществуют интегративный подход к патриотическому воспитанию, который предполагает интегрированное построение содержания образования и учебно-воспитательного процесса, что заложено в действующем базисном плане общеобразовательного учреждения, в котором выделены не предметы, а предметные блоки, где впервые определены относительно широкие образовательные области, естественным образом интегрирующие отдельные дисциплины. Поэтому патриотическое воспитание содержит потенциальные возможности для связи практически со всеми изучаемыми предметами.

В настоящее время исследователи предлагают использовать в рамках патриотического воспитания компетентностный подход, при котором рассматривается ключевая компетентность, входящая составной частью в содержание патриотического воспитания, формирующаяся в той или иной форме учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности. В данном случае возможно построение связей процесса патриотического воспитания с уроками граждановедения, правоведения, обществознания, истории, литературы, экологии, иностранного языка, информатики.

В процессе знакомства с проблемой патриотического воспитания были изучены труды философов, социологов, культурологов, педагогов, в работах которых рассматриваются комплексные проблемы истории образования, концепции развития образования в современном мире, концепции содержания общего образования, концепции воспитания учащихся, концептуальные положения о сущности педагогических явлений. Эти концептуальные идеи сформулированы в научных трудах Ю.К. Бабанского, Б.М. Бим-Бада, А.С. Бубнова, Р.Б. Вендровской, А.Н. Волконской, О.С. Газмана, В.И. Загвязинского, В.М. Кларина, Н.А. Константинова, Г.Б. Корнетова, В.В. Краевского, А.В. Луначарского, Н.В. Немовой, Н.Д. Никандрова.

При изучении проблемы осуществления патриотического воспитания в современной школе особое внимание уделялось работам специалистов в области

- гражданского, исторического, правового образования Т.В. Болотиной, В.В. Вяземского, В.Ф. Кривошеева, В.О. Мушинского, А.Ф. Никитина, Е.А. Певцовой, А.С. Прутченкова, И.В. Суколенова, Я.В. Соколова, А.Н. Тубельского.

- воспитания, социализации школьников, гуманизации образования П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, О.И. Воленко, О.С. Газмана, И.И. Зарецкой, П.Ф. Каптерева, В.А. Караковского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко А.В. Мудрика, СТ. Шацкого;

- внеурочной деятельности В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Е.Б. Евладовой.

Накопленный опыт в отечественной педагогической практике является основной для развития системы патриотического воспитания школьной молодежи, его анализ подтверждает, что определяющее воздействие на его изменение оказывают социально-политические процессы, происходящие в обществе.

Аспекты патриотического воспитания учащихся как составной части воспитания гражданственности в современной России освещены в диссертациях В.В. Дьяченко, Р.Л. Рождественской, И.В. Суколенова, В.Н. Устякина и ряде других работ. Данные исследования раскрывают содержание патриотического воспитания на современном этапе через привлечение материалов из истории нашей Родины.

Поиску эффективных педагогических условий, обеспечивающих сочетание интересов личности и общества, способствующих становлению новых воспитательных идеалов, жизненных ценностей и общественно значимых поступков посвящены исследования Н.И. Васильева и Ю.А. Танюхина. В них показано, что основным педагогическим условием патриотического воспитания является процесс демократизации школы, предполагающий согласование интересов личности, обществ и государства на основе принятия ценностей — норм свободы, права, гуманизма. В педагогическом процессе это проявляется в согласовании интересов и ценностей педагогов и учащихся.

В сознании российского общества возрождаются традиции обращать внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности не только требовать что-то от своей страны, но при необходимости и отвечать за нее — быть настоящим, политически активным, способным действовать во благо России человеком. В школьном возрасте (да и не только) это уже немало — ведь именно на таких гражданах держится сила и величие государства.

В заключение обратимся к «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.», в которой сказано, что современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Патриотизм в этом документе выделяется как базовая национальная ценность и определяется как любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.

Неотъемлемыми патриотизму понятиями являются:

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

В Концепции конкретизируется сущность понятия «патриотизм». Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Важное место в Концепции отводится процессу воспитания в школе, который должен обеспечить укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В этой связи представлена последовательность формирования гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности должно начинаться в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Каждая из базовых ценностей, а во-первых, патриотизм, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни должны обращаться к содержанию:

• истории России, российских народов, своей семьи, рода;

• жизненного опыта своих родителей, предков;

• традиционных российских религий;

• произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

• периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

• фольклора народов России;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• учебных дисциплин;

• других источников информации и научного знания.



Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания.



Похожие:

Сущность гражданско-патриотического воспитания iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания учащихся в мбоу сош №25 на 2013- 2018 года
Под гражданственностью понимается такой уровень культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного...
Сущность гражданско-патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания школьников эстафета поколений
Тревожной проблемой последних лет является утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, сознания с присущим...
Сущность гражданско-патриотического воспитания iconПлан воспитательной работы на 2011/12 учебный год
...
Сущность гражданско-патриотического воспитания iconПо разделу I «Совершенствование процесса патриотического воспитания»

Сущность гражданско-патриотического воспитания iconПрограмма Военно-патриотического воспитания «Гражданин. Патриот. Воин.»

Сущность гражданско-патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания «Моё Отечество» Х. Ильинка, Ростовская область

Сущность гражданско-патриотического воспитания iconН. Г. Чернышевский
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...
Сущность гражданско-патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания «Мы Россияне» в гбооу «Жуковский санаторный детский дом»
Этому спо­собствуют складывающиеся в настоящее время тен­денции, связанные с консолидацией общества и неко­торым подъемом в нем патриотических...
Сущность гражданско-патриотического воспитания iconМетодические рекомендации по подготовке программ патриотического воспитания обучающихся
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем...
Сущность гражданско-патриотического воспитания iconМуниципального образования город краснодар
Программа военно-патриотического воспитания учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com