Реферат по отечественной истории



Скачать 164.97 Kb.
Дата11.06.2015
Размер164.97 Kb.
ТипРеферат

РЕФЕРАТ
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Студента ИДО ТПУ 1 курса,специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
СУХАЧЕВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА

ГРУППА З-8001/23


Меценатство в России в XIX - начале XX вв.





Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3

1. Меценатство в России 5

2. Российское купечество 8

3. Расцвет и феномен меценатсва ....................................................................12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Список литературы 16



















Введение
Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство - более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Даля слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие - «благотворительность». Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность» позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор».

Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела". "Богатство обязывает", 1- говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших. При этом благотворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатов отличалась большим профессионализмом и именно поэтому принесла столь значительные результаты для русской культуры. Ведь "стремление что-либо сделать для отечественной культуры и желание делать это бескорыстно ещё не значит приносить ей ощутимую пользу", - отмечает Д.Толоконников. "Профессионализм в меценатстве это еще и обладание особым даром инициативы, интуиции видеть и делать то, что для отечественной культуры имело непреходящее значение", - поясняет он.2 Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным. Стоит отметить, что даже в XIX веке, когда благотворительность была явлением очень широко распространенным, деятельность российских меценатов не всегда находила понимание современников. М.А.Морозов и С.Т.Морозов за свои коллекционерские и театральные интересы прослыли в купеческой среде чудаками. Даже такой уважаемый и последовательный в своих действиях меценат, как Павел Третьяков не исключал возможности быть осмеянным в главном деле своей жизни. Весьма неоднозначно относилась к меценатам и интеллигенция. Можно долго спорить, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций. В конце концов, какими бы мотивами они ни руководствовались - тщеславием, выгодой или просто любопытством - это все же их личное дело, нам переживать по этому поводу несколько странно. Для нас важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.


1.Меценатство в России

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества. Во-первых, тяга к знанию, образованию, книге формировала из лучших представителей дворянства, купечества, горожан ценителей науки, литературы и искусства. Знаменитые коллекционеры из семей Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Бахрушиных и многих других вышли из русской деревни, генетически были с ней связаны и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества.


Во-первых, одним из мотивов, побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства нате или иные цели, на мой взгляд, является чувство вины. Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство неминуемо становилось своеобразной компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями с этой точки зрения становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. В особенности это касается торгового капитала, который рассматривался как результат вынужденного, но выгодного обмана. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за, что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет, это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за "незаслуженное" богатство. Именно этим можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае - снятие вины, самооправдание как перед людьми, миром, так и перед Богом за излишнюю материальность устремлений. В этом случае, меценатство - общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу.


Кроме того, благотворительная деятельность может расцениваться как форма сохранения для потомков доброго имени и славы. Цели становятся более светскими, но сохраняют моральную мотивацию. В идеале, каждый, предприниматель понимает, что миллионы в могилу он с собой не унесет и, совершая благотворительные поступки, он улучшает отношения между собой и теми людьми, для которых он делает добро. А, предпринимая крупные благотворительные акции, он достигает бессмертия, поскольку будет жить вечно в тех памятниках искусства и культуры, которым он предоставил возможность практической реализации.

Современный этап развития благотворительности в России происходит в специфических условиях, которые оказывает сдерживающее влияние на ее развитие. Сказывается негативное наследие недалекого социалистического прошлого, при котором благотворительность, в лучшем случае, рассматривалась как жалкие крохи, объедки со стола богачей, которыми они угощали эксплуатируемых или бедняков. После социализма в России больше не оказалось всеми разделяемой концепции общественного блага как блага для отдельного человека. Причины благотворительности, отличны от ранее существующих.

Во-вторых, немаловажную роль играла и заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими средств на строительство школ, училищ, университетов, библиотек и т. д.

В-третьих, благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление милосердия и сострадания к ближнему являл собою нравственный принцип христианства. Многие из семей предпринимателей являлись приверженцами старообрядческой веры и сохраняли ее традиции, что наложило отпечаток на их отношение к ближнему. Состоятельные люди с готовностью жертвовали средства на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц в надежде искупить свои земные грехи и обрести благодать в жизни вечной.

В-четвертых, благотворительность по мере вовлечения в нее все большего числа предпринимателей стала приобретать практический характер, обеспечивая нуждающихся и обездоленных надежной профессией и доходом.
2.Российское купечество.
Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине ХIХ-началеXX вв., с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры в конце ХIХ-начале XX вв. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила несбыточные планы.

Несмотря на помощь, купцы-благотворители не пользовались популярностью ни среди социальных низов, ни среди интеллигенции, где традиционно царило убеждение, что предпринимательство - это разновидность мошенничества. В массовом сознании сидел стереотип купца-самодура.

Для передовой части промышленного мира в начале нашего века была свойственна тенденция к союзу "людей дела" и "людей мысли" в создании программы экономического роста.

В 1908-1913 гг. в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые "экономические беседы". Эти беседы, несомненно, способствовали расширению общественного уровня и мировоззрения российских предпринимателей, убеждая, что именно им принадлежит будущее страны. К сожалению, этим мечтам не удалось сбыться.

Российское купечество, в руках которого находилась значительная часть капитала в стране, с давних времен занималось благотворительностью и попечительством. Выходцы из народа, они сохраняли с ним духовную связь. Погоня за прибылью, связанная с душевными компромиссами, и сознание вины и ответственности перед народом, глубокая религиозность, жившая всегда в купеческой среде, и дух традиционализма составляли сущность русского, в частности московского, купечества.

Проектирование Александровской больницы было поручено архитектору А.С.Каминскому. Купеческим обществом он был командирован вместе с доктором П.И. Покровским за границу для того, чтобы ознакомиться с опытом строительства подобных учреждений. Они посетили Берлин, Лейпциг, Париж и другие европейские города.

Больница была поставлена на территории, принадлежавшей Купеческому обществу, лицевым фасадом в сторону улицы Щипок. В больнице было 150 коек. Сегодня в здании размещаются административные и хозяйственные службы Института им. А.В.Вишневского (ул. Серпуховская, 27, корпус 1).

Вскоре, через два года, в 1893 г., согласно завещанию московской купчихи Татьяны Гурьевны Гурьевой, пожертвовавшей некоторую сумму на строительство дома призрения на 100 человек и отдельно завещавшей 200 тысяч рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов от этой суммы, на участке Солодовниковской богадельни началось строительство. По условию завещания зданию присвоили имя пожертвовательницы. Открытие дома состоялось 21 января 1896 г. Сейчас в бывшем доме призрения Гурьевой находится Ожоговый центр Института хирургии им. Вишневского. И сегодня эти старые стены служат верой и правдой людям. Но на этом рост благотворительных учреждений на Б.Серпуховской не прекратился.

В 1905 г. на территории, примыкающей к Солодовниковской и Гурьевской богадельням, была основана ещё одна, на средства, завещанные известным меценатом, основателем Третьяковской галереи, П.М.Третьяковым.

Всю жизнь и всё свое состояние Павел Михайлович отдал на собирание, сохранение произведений русского изобразительного искусства. Он не только заботился о творцах и о картинах, о сохранности, об общедоступности шедевров для народа, но и опекал семьи многих художников.

Здание, построенное по мотивам древнерусского зодчества, было очень живописным. Это работа архитектора Соловьева, который одновременно спроектировал и приют для вдов и сирот русских художников рядом с Третьяковской галереей, на устройство, которого П.М. Третьяков завещал 150 тысяч рублей, и который был открыт в 1912 г.

После революции в богадельнях Купеческого общества разместилась больница им. Н.А.Семашко. В 1936 г. здесь открылись клиники Всесоюзного института экспериментальной и клинической медицины, на основе которого в 1944-м была создана Академия медицинских наук СССР.

Таким образом, на Б.Серпуховке в начале ХХ века сложился удивительный уголок милосердия, сострадания и заботы о ближних. Подобные уголки располагались на Стромынке, на Девичьем поле, в Сыромятниках, на Б.Алексеевской улице.

После революции меценатство можно охарактеризовать, как стремление толстосумов увековечить себя в памяти потомков, как средство удовлетворения собственного тщеславия. Мотивы русских благотворителей и меценатов были противоречивы: для одних это был порыв души, стремление хоть как-то облегчить участь оказавшихся на обочине жизни, обогреть сирых и убогих, для других – средство усыпления собственной совести и повышения авторитета в глазах окружающих.

Современные исследователи обращаются к религиозности русских предпринимателей как основному мотиву их благотворительной деятельности. Ряд исследователей считают, что в своей благотворительной деятельности они следовали евангельской формуле: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил".

Совершенно очевидно, что, помимо богатства и честолюбия, стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определившим размах меценатства, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире. Большая часть пожертвований шла в пользу нищих.

Любовь к ближнему для русских предпринимателей распространялась не на действительно ближних - своих наемных рабочих, которые жестоко эксплуатировались, а на людей, для многих из которых нищенство стало профессией.

Первый взлет русского коллекционерства и меценатства связан с расцветом дворянской культуры во 2-й половине ХVIII - 1-й трети ХIХ в. Второй, более значительный, связан с купеческим меценатством 2-й половины ХIХ - начала ХХ в. Следует обратить внимание на принципиальное отличие дворянского меценатства от купеческого. Если первые сформировались в Петровскую эпоху преобразований, направленных на заимствование европейского опыта, то вторые основное внимание уделяли поддержке русской национальной культуры. Много и хорошо написано о деятельности Мамонтовых, Морозовых, Щукиных, Бахрушиных и др. Однако деятельность русских меценатов не выбивается из общего русла экономических и социологических законов, где бросается в глаза сочетание благотворительности и гуманистических, и эгоистических мотивов. Благотворительная и меценатская деятельность русских дореволюционных предпринимателей с точки зрения социологии демонстрирует наряду с религиозно-этическими и социальные мотивы. Деятельность русских предпринимателей в области меценатства и благотворительности можно оценивать по-разному. Какими бы ни были мотивации русских меценатов, благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже ХIХ - ХХ вв., были найдены такие таланты, как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.

Искренняя доброта всегда бескорыстна. Она — естественный животворящий родник, омывающий и исцеляющий человеческие сердца. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности за происходящее рядом с ним. И об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие

3. Расцвет и феномен меценатства
Расцвет купеческого меценатства в стране пришелся на вторую половину XIX — начало XX вв. Владельцы крупных промышленных предприятий были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных освоить новейшее оборудование и современные приемы ведения хозяйства. Поэтому они вкладывали средства в развитие образования, в организацию школ, училищ, институтов и даже университетов. Немаловажную роль в развитии меценатства в России сыграло православие. Практически все русские меценаты были купцами-старообрядцами.

Если в европейских странах протестантизм возводил упорный труд, накопление капитала и его дальнейшее вложение в семейный бизнес в разряд богоугодных дел, то в России, напротив, накопительство считалось грехом. Распространена была точка зрения, что богатство человек мог приобрести, только украв либо получив от Бога, к которому оно должно вернуться через подаяния и милостыню. Поэтому российские купцы и промышленники старались оправдать свое богатство с помощью меценатства и благотворительности.

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им — энтузиастам, собирателям, меценатам. И что характерно: во времена расцвета меценатства никаких государственных программ и планов музейного дела не существовало. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений; каждый преданный старине и искусству собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иной раз исследовал и публиковал свои труды. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: практически все фонды музеев России до 1917 г. были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров.

Наиболее известными меценатами России были предприниматели Савва Морозов и Павел Третьяков. При финансовой поддержке Морозова в 1898 г. был создан Московский художественный театр, ныне Московский художественный академический театр имени А. Чехова (МХАТ). Третьяков покупал картины российских художников (Крамского, Перова, Репина, Сурикова, Поленова, Коровина, Шишкина, Серова, Саврасова) и обладал таким авторитетом в культурной среде, что каждая новая его покупка рассматривалась как акт общественного признания автора полотна. В 1892 г., когда собрание Третьякова достигло грандиозных размеров (1903 произведения!), меценат принял решение передать его Москве.

Одним из самых ярких явлений в художественной жизни Москвы было собирание купцом-коммерсантом Сергеем Щукиным своей картинной галереи французской живописи. Щукин часто пропадал в Париже, вывозя оттуда особо ценные картины Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо, Пювиса де Шаванна.

В России немало людей, которые делают огромные деньги и не только не платят при этом налоги, но даже не помогают старикам и детям, а тем более не вкладывают в развитие культуры, медицины и образования.

Чтобы кому-то помогать, нужно иметь не только желание, но и возможности, в том числе финансовые. Чтобы собрать коллекцию картин, любви к живописи недостаточно. Чтобы профинансировать перспективную разработку лекарственного препарата, необязательно сильно болеть, но, как минимум, необходимо глубоко задуматься о подобной перспективе.

Каково состояние мыслей на сей счет современных предпринимателей? Находясь между молотом дурной государственной власти и наковальней враждебной к ним окружающей среды, богатые люди не склонны распространяться на данную тему. Спонсорство — явление другое, качественно иного плана. Если меценатство — это безвозмездная и бескорыстная помощь, то спонсорство — набирающий силу элемент маркетинга. Иначе говоря, спонсор ожидает, что его вклад в искусство вернется многократно преумноженным.

Кстати говоря, у Третьякова, что отражено в каналах истории, тоже было очень трудно вырвать признание, куда же он вкладывал свои капиталы, помимо всем известной галереи его имени. Впрочем, это объяснялось не только личной скромностью предпринимателя, но и таким обстоятельством, как коммерческая тайна. Лишь после его смерти по архивным документам удалось установить его истинный вклад в российскую культуру. То же и с Саввой Морозовым, лишь из завещания которого прояснились масштабы его вложений.

Сегодня известно, что Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вкладывают миллионы долларов в российскую медицину, основывают новые и оснащают современным оборудованием старые больницы, поддерживают существование консерваторий. В России ими основано два благотворительных фонда. Памятник современных российских меценатов — постоянно пополняемый Музей личных коллекций. Названия его отделов говорят сами за себя — зал Ильи Зильберштейна, зал Святослава Рихтера...

В регионах различные благотворительные фонды и попечительские советы, как правило, возглавляют жены губернаторов. И это оправданно, ведь при скудости бюджетов и общей неготовности социума жертвовать, только фигура, занимающая высокое положение в региональной элите, может поддерживать деятельность этих структур. Лариса Белоброва, супруга нового главы края, будучи сама не чужда миру искусства, уже помогает финансировать некоторые мероприятия. Сергей Дарькин известен давней дружбой с руководителем театра им. М. Горького Ефимом Звеняцким. Не известно достоверно, имеет ли эта дружба материальное выражение сегодня, но несколько лет назад Звеняцкий высказывался о меценатстве так: «Меценатство в России — блеф, сказка! Ждать помощи от них можно где угодно, но только не в нашей стране».

Заключение

Со времен Древней Руси купец был самый образованный, информированный, коммуникабельный представитель сообщества, который смело и расчетливо вступал в торговые отношения, как со своими соотечественниками, так и с чужестранцами.

Это проявлялось во все времена, однако, в наибольшей степени на буржуазной стадии развития государства во второй половине ХIХ - начале XX вв. Именно этот период характеризуется взлётом духовных, творческих сил нации, что нашло выражение в социально-экономическом росте, в блестящих достижениях русской литературы, музыки, театра, живописи, что в свою очередь, оказало сильное влияние на всю мировую культуру.

С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. «Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты».

Эти люди были либо выходцами из предприимчивого дворянства, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России, либо более скромными обывателями. Их состояния наживались не только ими самими, но и их предками, отцами и дедами, смекалистыми, предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели скопить капитал и в сотню раз его приумножить.

Список литературы:

1.Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и

предпринимательства. М.: Магистр, 2000. 360с.

2. Малкина М.Ю. История экономики и экономических

учений. Н. Новгород: НИМБ, 2001



3. http://revolution.allbest.ru/history/00090489_0.html


1


2


Похожие:

Реферат по отечественной истории iconВ. П. Введение в историографию отечественной истории ХХ в.: Учебное пособие
...
Реферат по отечественной истории icon2014 глава I из истории создания музейных экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне в Музее истории школы

Реферат по отечественной истории iconХалиулин герман григорьевич
Действительный член Академии истории и политологии, доктор исторических наук, заведующий кафедрой новейшей Отечественной истории
Реферат по отечественной истории iconПлАны семинарских занятий по курсу Отечественной истории
Методические рекомендации и плАны семинарских занятий по курсу Отечественной истории
Реферат по отечественной истории iconРеферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки
Подготовка реферата по истории соответствующей отрасли науки является составной частью экзамена по истории и философии науки
Реферат по отечественной истории iconВопросы к экзамену по «Истории отечественной журналистики»
Энциклопедический журнал как тип издания в России 20-40-х гг. XIX в
Реферат по отечественной истории iconКафедра «Отечественной истории»
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей
Реферат по отечественной истории iconРеферат по истории изобразительного искусства? Общие положения

Реферат по отечественной истории iconРеферат по истории науки (список рецензентов находится в отделе аспирантуры). Перед экзаменом не забыть получить реферат с рецензией (Приложение 4) на руки
Занятия по подготовке к сдаче кандидатского экзамена организует отдел аспирантуры. Они проводятся ежегодно в период с декабря по...
Реферат по отечественной истории iconКурс «Искусство Древней Руси»
Курс рекомендован слушателям, имеющим базовые профессиональные представления о зарубежной и отечественной истории культуры, изобразительного...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com