Программа вступительного экзамена по специальности



Скачать 130.31 Kb.
Дата11.06.2015
Размер130.31 Kb.
ТипПрограмма

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная академия хореографии»


УТВЕРЖДАЮ



Ректор М.К. Леонова

«____» ________________ 2012 г.

ПРИНЯТО

Ученым советом ФГБОУ ВПО

«Московская государственная академия хореографии»

протокол № ___

от «___» ______________ 2012 г.


ПРОГРАММА

вступительного экзамена

по специальности

17.00.01 - «Театральное искусство»

по искусствоведению
для аспирантов и соискателей

Московской государственно академии хореографии

Москва

2012
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Московской государственной академии хореографии по специальности 17.00.01 – «Театральное искусство» по искусствоведению
Составитель:

Литварь Н.В. – начальник отдела послевузовского профессионального образования (аспирантура) МГАХ, кандидат искусствоведения, профессор кафедры хореографии и балетоведения
Рецензент:

Оленев С.М. – доктор философских наук, профессор

Программа утверждена на заседании кафедры хореографии и балетоведения 3 декабря 2012, протокол № 3



I. Нормативная база вступительного экзамена



Поступающие в аспирантуру сдают конкурсный вступительный экзамен по специальности 17.00.01 « Театральное искусство» по искусствоведению.

Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной системе.

Поступающие, имеющие документ о сдаче кандидатского экзамена по специальности 17.00.01 «Театральное искусство», могут быть освобождены от вступительного экзамена по специальности 17.00.01 «Театральное искусство» с зачетом результатов кандидатского экзамена в качестве вступительного экзамена по специальности.


Результаты выпускных магистерских экзаменов по специальности 17.00.01 «Театральное искусство» могут засчитываться в качестве вступительного экзамена по специальности, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по специальности.

Сроки проведения вступительного экзамена по специальности и состав экзаменационной комиссии устанавливаются приказом ректора Московской государственной академии хореографии.


Пересдача вступительного экзамена по специальности 17.00.01 «Театральное искусство» не допускается.
II. Требования к вступительному экзамену
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности сдается первым в объеме вузовской программы профилирующего предмета (или совокупности предметов).

Обязательным условием допуска к экзамену по специальности является подготовка реферата, который должен показать готовность поступающего в аспирантуру к научной работе. Тема реферата заранее согласовывается с начальником отдела аспирантуры и предполагаемым научным руководителем. Реферат для вступительного экзамена по специальности должен иметь характер научного исследования. Он оформляется в виде рукописи объемом 20 - 25 страниц, композиция реферата произвольная, в соответствии с требованиями к научной работе.

При подготовке реферата следует обратить внимание на:


  • развернутое обоснование темы с указанием цели, объекта, методов исследования, его научной новизны и практической значимости;

  • обзор литературы по предмету, с соответствующим обобщением и постановкой исследовательской задачи;

  • исследовательскую часть – анализ фактического материала;

  • заключение с обобщением результатов исследования.

В реферате автор должен продемонстрировать четкое понимание проблемы, знание дискуссионных вопросов, связанных с ней, умение подбирать и анализировать фактический материал и умение сделать из него обоснованные выводы, наметить перспективу дальнейшего исследования.

Структура реферата:


  • титульный лист (указывается организация, ФИО автора, тема

реферата, наименование научной специальности, год поступления);

  • план;

  • введение;

  • разделы предполагаемого исследования;

  • заключение с выводами;

  • список использованной литературы;

  • приложения (если есть необходимость).

Реферат по специальности представляется в Московскую государственную

академию хореографии для рецензирования в сроки работы приемной комиссии (1 сентября – 15 октября).

Оценка за реферат учитывается при выведении общей оценки по специальной дисциплине.

Поступающие в аспирантуру должны продемонстрировать:


  • глубокие теоретические знания в области избранной научной

дисциплины;

  • достаточно полное представление об источниках, фундаментальных работах и последних достижениях науки в данной области;

  • способность ориентироваться в дискуссионных проблемах избранной отрасли науки:

  • владение понятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации;

  • умение логично, аргументировано излагать материал.

Экзамен проводится в форме коллоквиума, или по экзаменационным билетам. Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

III. Список примерных вопросов

По теории и истории театра

1. Виды и жанры сценического искусства. Античная трагедия от истоков до Еврипида.

2. Театр в культуре Возрождения. Комедии дель арте в Италии. «Золотой век» испанской драматургии. Английский театр эпохи Возрождения.

3.Театр эпохи Классицизма. Творчество Буало, Корнеля, Расина, Мольера, Ломоносова, Сумарокова.

4. Драматургия А.С. Пушкина.

5. Драматургия А.Н. Островского.

6.Театральные течения конца XIX – начала XX вв..Создание МХТ. Творчество Станиславского, Немировича–Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова.

7.Современный российский театр: от Г. Товстоногова, А. Эфроса, Ю. Любимова и др. к сценическим экспериментам современных режиссеров.



Рекомендуемая литература:

Авдеев А. Происхождение театра. М., 1959

Еремеев А. Происхождение искусства. М., 1970

История зарубежного театра. Часть I-III. Под общей редакцией проф. Г.Н. Бояджиева. М., Просвещение, 1971 -1977

История русского драматического театра от истоков до конца XX века. М., ГИТИС, 2005

Русский драматический театр. Энциклопедия. Большая Российская Энциклопедия. М., 2001

Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой ( любые издания).

Бентли Э. Жизнь драмы. М., Айрис-пресс, 2004



По теории и истории хореографического искусства

1. Танец как вид искусства. Его место и роль в общественной жизни. Теоретические определения танца. Общие закономерности развития. Балет как высшая форма сценического выражения.

2. Танцевальное искусство древних цивилизаций. Возникновение и развитие танца в Индии, Японии, Китае, Древней Греции и Древнем Риме.

3. Хореографическая культура Средневековья.

4. Танец в Эпоху Возрождения. Танец в театрализованных представлениях комедии дель арте.

5.Первые трактаты о танце. Рождение балета в Италии и Франции. Развитие танцевального искусства в период классицизма.

6. Западно-европейский балетный театр эпохи Просвещения. Творчество хореографов Англии, Франции, Италии, Австрии. Ж. – Ж. Новерр -реформатор балетного театра.

7. Истоки русского танцевального творчества. Особенности развития русской хореографии. Первые балетные представления в России XYII века. Развитие танцевального искусства и становление хореографического образования в XYIII веке.

8. Развитие балета в I-й половине XIX века. Балетмейстеры преромантизма и сентиментализма в Италии, Франции, России. Эпоха романтизма в балетном театре. Творчество Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Бурнонвиля. Балерины романтизма в Западной Европе и России.

9. Балетный театр II половины XIX века. Творчество М. Петипа – вершина балетного академизма. Деятельность А. Сен-Леона, К. Блазиса. К. Беретта и итальянские балерины-виртуозки. Балеты-феерии Л. Манцотти и кризис балетного искусства в Западной Европе.

10. Поиски новых выразительных средств на рубеже XIX – XX веков. Деятельность Ж. Далькроза, Э. Дельсарта, Л. Фуллер, А. Дункан. История развития танца – модерн в Германии и США в I половине XX века.

11. «Русские сезоны». Деятельность С. Дягилева и творчество М. Фокина. Репертуар. Выдающиеся актеры. Московский балетный театр начала XX века. Творчество А. Горского, В. Тихомирова.

12. Хореографическое искусство России II четверти XX века. Балетмейстеры К. Голейзовский, Ф. Лопухов, В. Вайнонен. «Драмбалет» и творчество Р. Захарова и Л. Лавровского.

13. Достижения российской хореографической педагогики. Деятельность А. Вагановой и плеяды выдающихся педагогов 20-60-х гг. XX века.

14. Развитие балетного театра в Западной Европе и США в I половине XX века. Творчество Н. Де Валуа, Ф. Аштона, К. Йосса, С. Лифаря. Хореограф Дж. Баланчин и создание «Нью-Йорк сити-балле».

15. Творчество Юрия Григоровича. Оригинальные спектакли. Редакции классического наследия. Ведущие исполнители в спектаклях Ю.Григоровича.

16. Творчество зарубежных хореографов II половины XX века. Р. Пети, М. Бежар, К. Мак-Миллан, У. Форсайт, Дж. Ноймайер, И. Килиан и др.

17. Современные течения в сценической хореографии. Ведущие зарубежные и российские хореографы. Репертуар балетных театров Москвы и Санкт-Петербурга.



Рекомендуемая литература:

История хореографического искусства зарубежных стран



Балет. Энциклопедия. М., 1981


Баглай В. Этническая хореография народов мира. М., 2007

Бежар М. Мгновенье в жизни другого. М., 1989


Блок Л. Классический танец. История и современность. М., 1987

Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории.

Т.т. 1,2,3,4.- Л.,1979,1981,1983; М.- 1992

Дункан Айседора. Воспоминания. М., 1992

Классики хореографии. Сборник. Л., 1937

Королева Э. Ранние формы танца. Кишинев, 1977

Левинсон А. Мастера балета. Л., 1937

Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994., М., 2005

Лукиан. О пляске. В соб. соч. т.2.М - Л.,1935

Музыка и хореография современного балета. Сборники. Л., 1974, 1977, 1979, 1982, 1987,1989.

Никитин В. Модерн-джаз танец. М., 2000

Новерр Ж.Ж. Письма о танце. М-Л., 1965.

Рождественская-Васильева М. Историко-бытовой танец. М.,1963

Рославлева Н. Английский балет. М.,1959


Слонимский Ю. Драматургия балетного театра ХIХ века. М.,1977

Суриц Е. Все о балете. М., 1965

Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Екатеринбург, 2009

Худяков С. Танцы всех времен и народов. Т. 1,2,3. СПб .1913-1916

Чистякова В. Ролан Пети. Л.,1977

История русского хореографического искусства

Армашевская К. Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен. М., 1971.

Бахрушин Ю. История русского балета. М.,1977.


Балетмейстер А. А. Горский: Материалы. Воспоминания. Статьи. Сборник.

Санкт-Петербург, 2000.

Беляева- Челомбитько Г. Балет: эпоха sovietica. (1917-1971), М., 2005

Богданов-Березовский В. Ваганова. М.-Л., 1950.


Богданов-Березовский В. Уланова. М. 1961.


Ваганова А. Основы классического танца. Л., 1980.

Василий Дмитриевич Тихомиров. Артист. Балетмейстер, педагог. М., 1971.

Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971.


Волынский А. Книга ликований. М., 1992.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М.,1964.


Гозенпуд А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. Л., 1959.

Добровольская Г. Федор Лопухов. Л., 1976.

Житомирский Д. Балеты Чайковского. М.,1957.

Иванова С. Марина Семенова. М., 1965.


Ивашнев В., Ильина К., Ростислав Захаров. М., 1982.

Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины ХIХ

века. Л.- М.,1958, М., 2008

Красовская В. Русский балетный театр второй половины ХIХ века.

М.-Л.,1963.

Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Л.,-М., 1971-1

Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. Сборник. М., 1984.

Леонид Михайлович Лавровский. Сборник. М., 1983.

Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М., 1972.

Львов-Анохин Б. Мастера Большого балета. М., 1976.

Петипа М. Материалы, воспоминания, статьи. Сборник. М.,1971

Русский балет. Энциклопедия. М., 1997.


Слонимский Ю. Дидло. М., 1958.


Слонимский Ю. Чайковский и балетный театр его времени. М., 1960.

Сто балетных либретто. Сборник М., 1972.


Слонимский Ю. Советский балет: материалы к истории советского балетного театра. Л., 1950.
Советские балеты. Сборник. М., 1985.
Сто балетных либретто. Л., 1971.

Суриц Е. Хореографическое искусство 20-х г.г. Тенденции развития.

М., 1979.

Чернова Н. От Гельцер до Улановой. М., 198-

Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 2002.


Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. М., 1970.

Эльяш Н. Русская Терпсихора. М., 1970.




По теории и истории музыки

1. Стилеобразующие средства музыкальной выразительности.

2. Хореографическая интерпретация темпа, метра, ритма.

3. Музыкальная культура Европы V-XVII вв. (Средневековье, Возрождение,

Барокко).

4. Музыкальная культура Европы XVII- XIX вв. (Классицизм, Романтизм).

5. Музыкальная культура России с древнейших времен до конца XIX в. Особенности формирования и развития русской национальной композиторской школы XVIII-XIXвв..

6. Музыкальная культура Европы и России с конца XIXв. до 80-х годов XXв.



Рекомендуемая литература:

История зарубежной музыки (1-6 выпуски).

История русской музыки в 10-ти томах (институт искусствознания).

История отечественной музыка XX в. (ред. Т. Левая).

История русской музыки 1 т. (ВладышевскаяТ., Левашева О.,Кандинский А.).

История русской музыки с древних времен до « серебряного века» (Рапацкая Л.).



По истории изобразительного искусства

1.Древнегреческое искусство эпохи классики. Архитектура, скульптура, вазопись.

2.Искусство итальянского Возрождения. Теория и практика архитектуры. Традиционное и новаторское в стилистике и тематике скульптуре и архитектуре.

3.Искусство эпохи барокко и классицизма XVII века. Основные черты соперничающих и взаимодействующих стилей. Архитектура, скульптура, живопись.

4. Искусство XVIII века. Архитектура, скульптура, живопись. Смена стилей (позднее барокко, рококо, неоклассицизм). Особенности искусства этого времени в России.

5. Искусство рубежа XIX-XX веков. Стиль модерн. Архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Взаимодействие изобразительного искусства и театра в эпоху модерна.



Рекомендуемая литература:

Даниэль С. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида /

Новая история искусства. СПб., 2003.

Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара / Новая история искусства.

СПб., 2003.

История искусства зарубежных стран / Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. (Любое издание).

Мир искусства / К столетию выставки русских и финляндских художников

1898 года. СПб., 1998.

Памятники мирового искусства. В 9-ти выпусках. М., 1968-1994.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV - XV век /

Новая история искусства. СПб., 2003.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век /

Новая история искусства. СПб., 2007.

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1-2. М., 1999.

Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. /

Новая история искусства. СПб., 2004.



По театральному менеджменту

1. И. Л. Елагин – первый директор придворного театра и музыки.

2. Государственный бюджет.

3. Новаторство и традиции в организации творческого процесса

(на примере МХТ).

4. С. Дягилев – художественный руководитель « Русских сезонов».



Рекомендуемая литература:

Дадамян Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства.

М., 1982.

Жидков В. Культурная политика и театр. М., 1995.

Немирович- Данченко В. Театральное наследие. М., 1952.

Станиславский К. Собрание сочинений. М., 1959, том 6.

Товстоногов Г. Организация творческого процесса в театре.

В книге «Экономика и организация театра», Л., 1973, вып.3.





Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена Направление подготовки: 46. 06. 01 Образование и педагогические науки
Вопросы программы вступительного экзамена по специальности 13. 00. 02 Теория и методике обучения математике
Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена Направление подготовки: 46. 06. 01 Образование и педагогические науки
Вопросы программы вступительного экзамена по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания зоологии
Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена Направление подготовки: 01. 06. 01 Математика и механика Раздел 1 Научная специальность
Вопросы программы вступительного экзамена по специальности 01. 01. 01. – Вещественный, комплексный и функциональный анализ
Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» / сост. В. В. Агеносов, Л. Г. Кихней,...
Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности
Программа составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальности «6м060400- физика». Программа...
Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности научных работников 13. 00. 02

Программа вступительного экзамена по специальности iconВступительного экзамена по специальности

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 01. 01. 09
Основные теоремы дифференциального исчисления
Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки
Программа предназначена для лиц, поступающих в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (математика)....
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com