Педагогического опыта



Скачать 207,43 Kb.
Дата15.06.2015
Размер207,43 Kb.
ТипДокументы

Ковалева Нина Степановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Вязьма-Брянской СОШ им. Героя России А.В. Пуцыкина

Вяземского района Смоленской области
Тема педагогического опыта:

Дискуссия как метод активного изучения

романа Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»


В условиях современной жизни, когда на пике всех противоречий так остро встают вопросы морали, духовности, культуры, я своей задачей вижу помочь учащимся развить свои личные качества, расширить интеллектуальные знания, пробудить интерес к учебе, ко всему новому, доброму, прогрессивному, увести, уберечь, от жестокости, эгоизма, пассивности, безразличия, поверхностности. А для этого использую самые разнообразные формы и методы работы, что обеспечивает успешное путешествие по материкам предметов, которые я преподаю. Особенно это касается литературы.

Новые жизненные условия, в которых оказалось современное общество, ставят учителя литературы перед выбором пути изучения художественных произведений, который был бы не только органичен для этого вида искусства, но и удовлетворял бы насущные требования времени. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей, сегодня как никогда важно обратится к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников – гуманистов - мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей, силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его сознание.

И в этом плане особое значение имеет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором писатель определил свою авторскую позицию христианского человека и сострадания, создал свою систему отношений к добру и злу. Ради чего страдает человек в этом мире? Ради чего стоит жить? Что дозволено человеку? Что такое человек без Бога? Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? Разве эти вопросы не актуальны? В них боль и тоска нашего народа, и они составляют главную ось романа «Преступление и наказание».

Мысли героев воплощаются в действия, искания стоят им жизни, льется кровь, ломаются судьбы. Вопросы Достоевского безответны, но они заставляют искать решения, они тревожат совесть. Он мучает читателя, выворачивает душу, заставляет страдать уже многие десятки лет. В этом гуманизм писателя. Его талант исцеляет болью, душевной болью, от самой жуткой болезни: от отмирания совести.

Несмотря на огромную научную и методическую литературу о романе Ф.М. Достоевского, «Преступление и наказание» при изучении его в школе вызывает большие трудности у школьников и учителей. Создание оптимальной системы уроков по этой теме – задача, я думаю, еще не решенная современными методистами, хотя на эту тему и написано больше десятка работ. Но, с другой стороны, каждый творчески работающий учитель должен создавать свою собственную систему уроков. Причем надо воспитывать читателя, чуткого, внимательного, думающего, чтобы чтение не превращалось в унылое занятие, когда ученик следит лишь за основой сюжетной линии, чтобы попытки анализа не сводились к поверхностному пересказу, вызывающему чувство раздражения учителя.

Я считаю, что при изучении любого произведения, и в особенности романа «Преступление и наказание», нужно создавать возможности для развития творческих способностей учеников, их логическое мышление, самостоятельность оценок, развивать способности вдумчивого чтения и восприятия «тайных пружин» текста, ассоциативности мышления, управления эмоциональными импульсами и т.д.

Чтобы урок был интересным, познавательным, воспитывающим, запоминающимся, существенную помощь в преподавании данной темы оказывают активные формы работы.

Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность определяется способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Она не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.

Широкое распространение получили на моих уроках дискуссии-диспуты, отличающиеся особенной динамичностью, боевым характером, демократичные в своей основе. Каждый из присутствующих может высказать собственное мнение по обсуждаемому вопросу, если оно даже отличается от других.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач: 


  1. осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

  2. выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

  3. развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

  4. развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

  5. развитие умения работать в группе единомышленников;

  6. способность продуцировать множество решений;

  7. формирование навыка говорить кратко и по существу;

  8. развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

Для достижения наибольшей эффективности урока определены и необходимые условия:

  1. Дискуссия-диспут должна носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия должна определяться темой, интересной и доступной учащимся;

  2. участие в дискуссии должно быть действительно добровольным, доброжелательным с открытой атмосферой взаимодействия;

  3. участники должны быть готовы слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения, должны корректно аргументировать свою позицию;

  4. тема дискуссии должна быть по-настоящему проблемной; мнимый диспут, когда учащиеся играют роли оппонентов, а по сути дела изрекают бесспорные истины, вызовет у старшеклассников лишь раздражение;

  5. предварительная постановка вопросов тоже может быть осуществлена самими учащимися.

Урок дискуссии-диспута вызван самой жизнью, это ответ на острую потребность времени… это одна из форм урока, которая учит мыслить, развивает способность критически, творчески осваивать материал, самостоятельно подходя к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями, а не заученной цитатой».

Эффективности этого процесса могут способствовать и определенные «Правила проведения дискуссии-диспута».



  1. Прежде, чем принять участие в дискуссии-диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное в диспуте – аргументы, логика, убедительность.

  2. Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.

  3. Помни, что доказательством и лучшим способом возражения являются точные и бесспорные факты.

  4. Отстаивая свое мнение, говори ясно, просто, четко.

  5. Уважай мнение товарища. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты неправ.

  6. Заканчивая свое выступление, сформулируй необходимые выводы.

  7. Подтверждай свои слова литературным текстом.

Какова роль и позиция ведущего дискуссий? Его позиция остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих. Тем не менее он

  1. изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

  2. формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

  3. регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

  4. стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

  5. контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

  6. занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

  7. мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

  8. резюмирует и подводит итоги обсуждения.

Пример: разговор идет о Свидригайлове.

- Подумайте, кто, по-вашему, прав в оценке Свидригайлова?

В.Шкловский: «Это шулер, альфонс, насильник и отравитель».

В.Кирпотин, исследователь творчества Достоевского: «Потенциально Свидригайлов – человек большой совести и большой силы».

В разговоре, совместном поиске истины участвовали все учащиеся, даже молчуны. К единому мнению не пришли, но поняли важное: это Раскольникову казалось, что Свидригайлов способен только на преступление. А также вынесли нравственные уроки трагической судьбы героя: зло, причиненное человеком людям, всегда оборачивается против него самого, убивая часть души его; ни человек, ни общество, ни человечество не могут жить без цели, без идеала, без веры в истину и добро жить нельзя. Свидригайлов это понял и сам казнил себя. Человек несет личную ответственность за свою несостоявшуюся жизнь. Вот оно, тревожное предупреждение писателя из 20 века веку 21. Может, потому Достоевский и записал в своем дневнике: «Свидригайлов! Великолепно будет!»

Дискуссия-диспут поможет яснее понять замысел художника, создавшего удивительный роман. В конечном счете, надо добиваться того, чтобы десятиклассники ощутили себя частью мыслящего человечества, которому произведение не дает покоя. Пусть вместе с чувством гордости за великую русскую книгу они испытают и чувство ответственности за все то, что роман Достоевского освещает в сегодняшнем мире. При этом, думаю, вряд ли нужны какие-либо сближения ситуаций романа с трагедиями современной жизни.

Нужно иное: живая заинтересованность сегодняшнего читателя, постигающего литературу как процесс непрерывно идущих духовных исканий, чувствующих себя в какой-то мере участником этих исканий.

Для дискуссии-диспута выдвигаю вопрос: «Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» Разбиваю его на несколько вспомогательных вопросов, которые даны ученикам заранее.



  1. Вы помните, что Достоевский изображает основную идею теории Раскольникова как бы «носящейся в воздухе». Кто из персонажей романа и в каких обстоятельствах высказывает эту или сходную идею? Как эти высказывания раскрывают суть теории Раскольникова?

  2. Какие события сильнее всего влияют на решение Раскольникова проверить свою теорию? Случайны или закономерны эти события?

  3. Вы помните, что Раскольникову свойственны в отношениях с людьми и сострадание, и презрение, и чуткость, и отчужденность. Чем объясняете вы противоречивость характера, созданного Достоевским? Как эта противоречивость сказалась в судьбе Раскольникова?

  4. Случайно или закономерно, с вашей точки зрения, что Раскольников стал убийцей не только старухи-процентщицы, но и кроткой Лизаветы, что из-за него едва не погиб Николка? Обоснуйте свое мнение.

  5. Перечитайте сцены, где Раскольников говорит с Соней о своей теории (ч.4, гл.4 и ч.5, гл.5). Проследите, как меняются объяснения Раскольникова и его отношение к идее «власти над всею дрожащею тварью». Как в этих сценах раскрывается перелом во взглядах Раскольникова?

  6. Почему Раскольников решается принести покаяние и явиться с повинною? Убедила ли его Соня? Понял ли он ложность своей теории? Или почувствовал себя неспособным стать властелином?

  7. Почему Достоевский изобразил своего героя человеком, остро воспринимающим чужие страдания и приверженцем антигуманной теории.

Подводя итоги дискуссии-диспута, можно в заключение привести свидетельство того, что вопрос, поставленный в романе, продолжал жечь сознание писателя до конца жизни. В своей речи о Пушкине Достоевский провозглашает идеал всемирного, всечеловеческого братства людей. Но каков путь к идеалу? «Согласитесь ли вы, - спрашивает писатель, - быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой» при условии, что «для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо? Вот и вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых выстроили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание?»

На первом уроке провожу исследование восприятия учащимися романа, используя вопросы дискуссионных анкет:



  1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

  2. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

  3. Современник Ф.М. Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

  4. На чьей стороне симпатии писателя в «Преступлении и наказании»?

  5. В чем причина преступления Раскольникова?

  6. Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

  7. Каково ваше отношение к героям романа?

Очень интересно читать ответы на эти вопросы. Учащиеся видят, что Достоевский открыл им мир темных углов города, мрачную жизнь его обитателей, поэтому роман производит тяжелое, мрачное впечатление, действует угнетающе, рождает тоскливое чувство. Они чувствуют гуманистическую направленность произведения: боль писателя за людей, любовь к человеку, стремление заставить читателя понять, что так жить нельзя. И сами учатся различать, где добро, где зло, где красота, а где уродство.

Отношение же к героям оказывается противоречивым: «Я пока не разобрался, как я отношусь к Раскольникову, ведь он преступник, а как будто ему сочувствуешь; он не злой человек, но и не добрый. Конечно, я его не оправдываю, но не понимаю». Часто проходят мимо главного противопоставления в романе: Раскольников – Соня Мармеладова.

Анкетирование, таким образом, помогает учителю понять, в чем не разобрались ученики, самостоятельно прочитав роман, и больше внимания уделить на уроках этим вопросам.

А на одном из заключительных уроков в качестве домашнего задания как рефлексию результатов изучения романа ученики получат другие вопросы анкет и ответят на них:

1. Что дала вам встреча с Достоевским?

2. Считаете ли вы Достоевского современным писателем и почему?

3. Помогли ли вам разобраться в чем-нибудь уроки по роману?

4. Какой из наших разговоров запомнился больше всего и почему?

5. Изменилось ли ваше восприятие романа в чем-нибудь?

Читая эти миниатюры, учитель видит результаты своего труда.

В центр внимания я ставлю такие формы занятий, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимся, создает возможность выражения своего собственного «я» для каждого учащегося.

А если говорить о лекции? Как сделать ее активной? Почему-то сразу вспоминаю свои школьные годы, когда во время лекции сидела, делала вид, что слушаю, а сама думала о своем, стыдно. Теперь, став учителем, не допускаю такого на своих уроках. Стараюсь, чтобы моя деятельность была неотделима от деятельности моих учеников. Поэтому, готовясь к уроку, думаю не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать мои старшеклассники, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить.

Если это лекция на теоретико-литературную, обзорную тему, то ребята выполняют задания разнообразного характера: выделить главное, подчеркнуть в своих конспектах основную мысль, сформулировать вопросы по ходу лекции, составить план и т.д. Во время лекции я всегда задаю учащимся вопросы, чтобы они не просто сидели, а проявляли активность.

Я считаю, что необходимо управлять конспектированием, учить записывать лекцию: дважды повторить вывод; поставить вопрос, чтобы заострить внимание; кое-что существенное проговорить медленно; использовать в своей речи фразы-обращения: «обратите на это особое внимание», «сравните», «ответьте на вопрос», «вспомним», «подумаем вместе», «постарайтесь это запомнить», «какой вывод следует» и т.д. Очень важно дать установку на запоминание выводов. Словом, важна активная умственная работа учащихся.

Каждая лекция должна оставлять глубокий след в сознании учащихся, открыть что-то новое, а значит, расширять круг знаний и, что особенно важно, пробуждать жажду творческого поиска.

И конечно, очень важно не просто прочитать лекцию, факт за фактом, например, рассказывая биографию писателя, а заинтересовать учеников глубокой мыслью, важной проблемой, эмоциональностью – вызвать живой интерес к поискам истины. Включаю в рассказ фрагмент художественного произведения, или документ, или воспоминания, или использую дискуссионные вопросы к слушателям, или сопоставляю разные точки зрения на проблему.

Урок-беседа – одна из таких форм. Беседа, я считаю, должна быть целеустремленной, решение каждого вопроса, предлагаемого ученикам, - определенная ступенька, шаг в постижении истины. Например, на занятии по теме «Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя» учащимся могут быть предложены вопросы и задания:

- Проанализируйте поведение Раскольникова во время преступления. Докажите, что натура Раскольникова противится совершаемому.

- Почему Достоевский так настаивает на том, что происшедшее с героем похоже на сон? (Писатель показывает автоматизм совершаемого героем).

- Какие чувства испытывает Раскольников в полицейской конторе? (ч.2, гл.1)

- Как происходит знакомство Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем? Как характеризует Раскольникова его поведение в этой сцене? (С одной стороны, он контролирует себя, с другой – раскрывает себя).

- Начинается разговор, в котором участвуют Разумихин, Порфирий и Раскольников. Как объясняют эти герои, что есть преступление? (Разумихин: «протест против ненормальности социального устройства», «среда заела»; Порфирий вспоминает о статье Раскольникова, где он рассматривал «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления»; Раскольников: «дать себе разрешение перешагнуть через кровь»)

- Какова реакция Разумихина на теорию Раскольникова?

- Как Раскольников отвечает на вопрос Порфирия о наказании за преступление?

- Разочаровался ли Раскольников в своей теории после совершения преступления? (ч.3, гл.6)

- В чем проявляется наказание Раскольникова?

- В чем заключается роль второго сна Раскольникова? (ч.3, гл.6)

- Проанализируйте перемены настроения Раскольникова во время визита в отделение пристава следственных дел.

В зависимости от реального хода беседы одни вопросы могут заменяться другими, более легкими или сложными, подкрепляться наводящими вопросами и обязательным поиском и чтением цитат. При необходимости можно сделать своеобразное отступление от беседы, на что-то обратить особое внимание учащихся, привести какой-то факт из жизни или литературы, попросить истолковать этот факт.

Чрезвычайно важно внимательно прислушиваться к каждому мнению учащихся, пусть ошибочному или неточному – как раз такое мнение может явиться стимулом для активизации беседы, для включения в нее элементов дискуссии. Надо учить делать выводы, обобщать высказывания, суждения, отмечать основные различия в них для продолжения обсуждения вопросов. В процессе беседы необходимо время от времени обращаться к тому или иному обучающемуся с просьбой подытожить сказанное, сделать предварительные выводы. Только в этом случае есть гарантия, что все активно мыслят, представляя себе ход разговора и думая над его дальнейшим развитием.

На уроках ставлю и другие дискуссионные вопросы, иногда даю их в качестве сочинений-миниатюр. На следующем занятии зачитываю эти работы и обсуждаем их с ребятами.

Вот некоторые из этих вопросов:

- Допустимо ли, чтобы один человек присвоил себе право стать «благодетелем»? Можно ли согласиться с «простой арифметикой» Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить «ненужное меньшинство»?

- Бывают ли обстоятельства, когда можно поступиться своей совестью?

Или предлагаю три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа:

а) нравственное преображение уже произошло;

б) Раскольников еще только на пороге новой жизни;

в) герой остается несмирившимся, гордым человеком.

Подготовить аргументы с помощью текста в защиту своей версии и затем обсудить и оценить убедительность аргументации.

Вообще-то сочинения-миниатюры – это большая палочка-выручалочка для учителя: ученики развивают свою речь, учатся творчески мыслить, нет в модных «Сборниках сочинений» таких тем, а у нас, учителей, всегда не хватает времени обсудить все вопросы.

И я очень часто предлагаю написать сочинение дискуссионного характера примерно на одну страницу.

Темы могут быть следующими:

- каковы библейские мотивы в романе?

- «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!» Как понять это высказывание Сони?;

- Двойники ли – Лужин и Свидригайлов?

- какова роль Нового Завета в романе?;

- Чем современен Достоевский? Каковы его нравственные уроки?

Вот некоторые из этих нравственных уроков:

- подлинная человечность всегда связана с истинной справедливостью;

- страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено;

- право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми;

- бесчеловечно, когда за преступления «героя» расплачиваются другие;

- преступления ведут всегда к разрушению личности «переступившего».

На следующих уроках стараюсь выкроить несколько минут, чтобы обсудить результаты работ.

На последних уроках я провожу семинар. Он надежное средство вовлечения обучающихся в поисковую работу. И тоже стараюсь, чтоб он был дискуссионного характера. Семинарское занятие как форма обучения важна тем, что предполагает овладение разными формами самостоятельной работы как на семинаре, так и при подготовке к нему: ученики оформляют научные ссылки, учатся разным приемам работы с книгой, с художественным произведение, выискивают материал в дисках и в Интернете (думаю, что это сейчас модно, злободневно, полезно), пишут доклады и рецензии, рефераты и аннотации, организуют книжные выставки и экскурсии.

Учитель должен руководить познавательным процессом, включая каждого обучающегося в те формы и виды деятельности, которые более всего соответствуют природе его мышления, его способностям. Используется дифференцированная форма обучения и создания дополнительных условий для индивидуализации. Тем самым школьники становятся соавторами учителя, им предоставляется возможность для проявления инициативы. Так рождается дополнительный стимул взаимотворчества, вхождение в художественный мир литературы. Семинар становится занятием «духовного равноправия». Девизом любого из них могут стать слова Белинского, с которыми он обратился к критикам: «Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно». После выступления учащегося ему задаются вопросы по теме.

Возможны различные темы семинаров по роману Достоевского «Преступление и наказание». Это может быть размышление о названии романа или прослеживании пути Раскольникова и выявление авторского понимания его трагедии. Тогда семинар будет напоминать эвристическую беседу с чтением и комментированием текста.

Возможна постановка проблемы: «Добро и зло в душе Раскольникова» или «Что в характере Раскольникова привлекает вас и что в нем вы не приемлете?»

А вот некоторые вопросы к семинару «Достоевский – художник-гуманист?».

1. В чем вы видите особенность романа Достоевского?

2. Что заставило Раскольникова совершить преступление?

3. Как и почему Раскольников терпит крушение? В чем его наказание?

4. Какова точка зрения Порфирия на проблему на проблему и его роль в романе?

5. Что вы принимаете и что – нет в Соне?

6. Как понимаете слова Достоевского: «Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой»?

7. Каковы поэтические идеи писателя и их воплощение в романе?

8. Каково значение снов в романе?

9. Каково место романа в истории русской и мировой литературе?

Семинар проходил в форме обсуждения поставленных проблем. Старшеклассники говорили о человеческих страданиях и неравнодушии к ним, о необходимости поисков путей к справедливости и счастья человечества, о несостоятельности того пути, который выбрал Раскольников. В диалогах Раскольникова с Порфирием и Соней они увидели гуманистическую позицию Достоевского, не приемлющего деления людей на тех, кто «право имеет» и «тварь дрожащую» Почувствовали они и своеобразие Достоевского-художника, который выражает свою позицию сложным переплетением мнений, поступков, тайных душевных движений всех героев.

Интересно прошел семинар-дискуссия на тему «Значение романа Достоевского «Преступление и наказание» для нашего времени». Заранее вывешиваются вопросы, группа учеников готовит стенд с высказываниями общественных деятелей по обсуждаемым вопросам:

«Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает…» (Н. Бердяев)

«Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда» (В.Розанов)

«Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? – в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского» (Д.Мережковский)

«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму. (Ч.Айтматов)


Этот семинар-дискуссия помогает выявить личное отношение ребят к вопросам, имеющим в наши дни огромное значение, что необычайно важно в период становления личности в 10 классе.

Вот проблемы данного диспута:

1. Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерные претензии, гордыня или право и обязанность личности?

а) почему Раскольников чувствует необходимость спасти человечество;

б) как решают эту проблему современные писатели («Пожар» В.Распутина, «Плаха» Ч.Айтматова)? Ваше мнение об этом.

2. Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления или лжи:

а) почему Раскольников терпит крушение: дело в его личных качествах или в несостоятельности самой идеи? Докажите свое мнение;

б) как решает проблему Раскольников и как оценивает его путь автор;

в) как решает проблему писатель нашего времени В.Распутин в повести «Живи и помни»;

г) ваше решение проблемы.

3. Значение общечеловеческих ценностей:

а) почему, по мнению Достоевского, нельзя преступить законы человечности? Как в романе доказывается эта мысль;

б) как отвечают на этот вопрос современные писатели и публицисты;

в) какие ценности выходят сейчас на первый план? Чем страшна подмена их сиюминутными задачами, стирание четких границ между добром и злом?

Эти проблемы не оставляют школьников равнодушными, и дискуссия является чрезвычайной формой решения нравственных задач, а также учебных. Слушая доклад товарища, учащиеся следят не только за информацией, Но и за тем, как она подается, как она анализируется.

Ученик рассказывает, а не читает по написанному тексту – это развивает память и речь. С этой целью он составляет карточки, на которых фиксирует необходимые мысли, цитаты из литературного произведения, суждения критиков.

Наиболее сложная учебно-организационная задача – обсуждение доклада. Одна из форм обсуждения – выступление оппонента. Слово ему предоставляется после всех выступающих, тогда он не только оценит доклад, но и выскажет свое отношение к суждениям товарищей. Активность учащихся на семинаре – отражение мастерства учителя, умеющего увлечь вопросами, на которые хочется искать ответ коллективно, сообща.

Обязательно после каждого урока провожу рефлексию работы в конце дискуссии.

Простейший вариант анализа связан с совместным обсуждением следующего круга вопросов:


    1. Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?

    2. В каких отношениях мы не достигли успеха?

    3. Отклонялись ли мы от темы?

    4. Принимал ли каждый участие в обсуждении?

    5. Были ли случаи монополизации обсуждения?

На своих уроках и в послеурочное время, кроме всего вышеперечисленного, провожу дискуссионные диалоги участников или групп участников, сократовские беседы, групповые дискуссии в форме «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или других, уроки-дискуссии в форме «круглого стола, дебатов, конференций, ролевых игр, (какую роль ты хотел бы сыграть и почему?), соревнований и др. Это далеко не полный список активных форм и методов работы над текстом. Важно, чтоб урок был интересен, полезен, запомнился школьникам, чтобы он способствовал развитию речи.

Таким образом, главный вывод из моих исканий таков: урок становится активным тогда, когда он по сути своей превращается в интересный и дискуссионный диалог учителя и учеников, а также учеников между собою, где на равных звучат голоса всех участников. Все вышеуказанные формы организации учебного процесса и использованные в нем методы помогают решить задачи в преподавании литературы, которые ставит жизнь, наш сегодняшний день.



Список литературы


  1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах. / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; сост. Р.И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991

  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2004.

  1. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс.: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Лысый Ю.И. Литература: 10 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 1999

  3. Приставская В.К. Методика использования активных форм и методов обучения на занятиях по литературе. Информационный сборник №5. – М.: Министерство финансов СССР, 1990




Похожие:

Педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Тема инновационного педагогического опыта: «Проектно-исследовательская деятельность, как основа для развития познавательной активности...
Педагогического опыта iconПредставление инновационного педагогического опыта I. Общие сведения об учителе

Педагогического опыта icon«интегрированная технология обучения»
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Педагогического опыта icon«изучение свободных колебаний в курсе физики полной средней школы»
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Педагогического опыта icon«Игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»
Литературный обзор состояния вопроса 3 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждени
Педагогического опыта iconН. С. Гаркуша. Старый Оскол: ипк «Квадрат», 2004. 72 с
Диагностика результативности актуального педагогического опыта является самой слабой частью материалов апо, рекомендуемых для внесения...
Педагогического опыта iconИ организация методической работы с учителями химии в 2012/2013 учебном году Е. А. Сеген
Методическая работа должна обеспечить становление профессиональных умений педагогов через распространение лучшего педагогического...
Педагогического опыта iconВ судьбе каждого человека есть своя школа, которая ведет не только
В то же время наша alma mater является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями...
Педагогического опыта iconКонсультация для начинающих старших воспитателей доу
Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В книге «Управление...
Педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики мбоу «Пушкинская сош» Ромодановского района Ливановой Татьяны Ивановны
...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com