Саентология больше, чем культ?



страница1/14
Дата17.06.2015
Размер2.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Л. Кин
САЕНТОЛОГИЯ

Больше, чем культ?

От похода за веру до стяжательства

.

. .



Основные положения без тайн

"...Что Свобода Прессы является одним из великих Оплотов Свободы и может подвергаться ограничениям лишь со стороны деспотических правительств".

Билль о правах, Ст. 11, 28 июня 1776 г.

Licensed Edition for Europe

SCIENTOLOGY – More Than A Cult?

Subtitles: From Crusade To Rip-Off + The Principles Unveiled

First printing 1991

Содержание

Предисловие издателя

Дорогой читатель, будем честны: кто сегодня станет читать классический роман в 600 и более страниц? Кто, к примеру, по-прежнему смог бы ухитриться поздним вечером после напряженного трудового дня получить наслаждение от "Фауста" Гете? Для того чтобы не быть окончательно вытесненными потоком руководств по садоводству, кулинарии и авторемонтному делу, широко известные классические книги уже сокращаются и доводятся до "приемлемого" объема. Это облегчает знакомство читателя с новыми областями и, может быть, подталкивает его на чтение оригиналов. Даже Библия не избежала этой участи – остается только пожелать, чтобы при подобных сокращениях в полной мере учитывались ее религиозные и философские аспекты. При таком положении дел вполне оправданным выглядит то, что VAP следует этой традиции и издает труд, который излагает идеи бестселлера, пользующегося спросом уже на протяжении 40 лет и разошедшегося по всему миру общим тиражом в 15 миллионов экземпляров – речь идет о книге Л. Рона Хаббарда "Дианетика". В данной работе "Дианетика" представлена с полным соблюдением идей оригинала, а так же здесь рассматриваются философские и технические разработки, проводившиеся в течение последних 40 лет, и уделяется особое внимание различным способам применения идей и технологий саентологии. Рукопись данной книги (ее прибило к берегу издателя, подобно письму, запечатанному в бутылке) написана высокопоставленным саентологом. Глубокое знание дианетики и саентологии, а так же многолетний опыт позволили ему достоверно изложить мысли Хаббарда. После критической обработки издателем всего этого материала стало возможным появление цельной и доступной пониманию книги. В данном томе читателю предлагаются ее первые две части. Цель же издателя состоит в том, чтобы снять многочисленные табу с этого привлекающего повышенное внимание предмета и увеличить объем общедоступной информации по нему.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

От похода за веру
до стяжательства
"Девиз этой вселенной звучит так: "У нас должна быть игра". Игра – вот то, что надо. Не надо ни выигрышей, ни проигрышей. Вы проигрываете всякий раз, когда выходите победителем, ибо в этом случае вы остаетесь без игры".

(Л. Рон Хаббард, "Создание способностей человека")


Предисловие

Начну с воспоминания. Когда в середине семидесятых, будучи юным студентом саентологической организации в Сент-Хилле (Англия), я обучался на своих первых курсах – я был полон любопытства и энтузиазма. И тем не менее уже в первую неделю моего пребывания в Сент-Хилле со мной произошел достаточно отрезвляющий случай, все значение которого я понял только много лет спустя.

Непосредственно к классным комнатам примыкала лужайка, на которой были расставлены скамейки. Летом они служили чем-то вроде "зала ожидания" на открытом воздухе для публики, получавшей услуги в этой организации. На одной из этих скамеек я увидел пожилого мужчину. Он плакал. Когда я спросил его, в чем дело, он ответил: "Саентология была бы чудесной вещью – если бы не те люди, которые ей заправляют".

В этой лаконичной фразе, как в капле воды, отражен весь парадокс саентологии. Ее основатель назвал ее "прикладной религиозной философией" – но со стороны вам видны лишь большой бизнес, скандалы, грабительские цены, правительственные запреты, разносы в прессе и т.п. С одной стороны, есть Л. Рон Хаббард, плодовитый писатель и свободолюбивый мыслитель; а с другой стороны – Церковь Саентологии, которая отчаянно и ревниво хранит в тайне учения Хаббарда и считает, что обладает монополией на них. Вот человек, который в составленном им "Кодексе саентолога" дает всем саентологам право "снабжать саентологов, публику и прессу точной информацией, касающейся саентологии", – а вот аппарат, который осуждает и преследует всякого, кто это делает [1].

В средствах массовой информации о Церкви Саентологии (далее ЦС) говорится немало – но не сказано ничего хорошего. Много пишется и о самом Л. Роне Хаббарде – но тоже ничего лестного. Я не собираюсь повторять все это. Это можно прочесть в других изданиях. Но для того, чтобы показать, как хорошая в своей основе вещь была искажена и извращена – частично своим создателем, а частично тем аппаратом, который он выстроил для ее распространения – мне придется посвятить первую часть своей книги истории саентологии, ее основателя и ЦС. Но в основном я все-таки буду говорить о самом предмете – то есть о намерениях Хаббарда, о его походе за веру, о философии и применении саентологии. Именно это – тема, цель моей книги. Что же это такое – саентология? Отчего люди вначале приходят от нее в восторг, а потом проклинают ее; растрачивают на нее свою жизнь и деньги; видят в ней причину и своего духовного счастья, и неуспеха? Полезна она или нет? Помогает она или разрушает? Ответы на эти вопросы я и постараюсь предложить.

Утверждая то, что саентология "в основе своей хорошая", я опираюсь на собственный опыт, то есть на добрый десяток тысяч часов терапевтической работы по ее методам. Если говорить о идеях, разработанных мной в области этой терапии, то речь идет скорее о том, что сделано после 1983 года, а не до него. Это связано с тем, что в 1983 году фашистские махинации внутри Церкви Саентологии достигли своего пика. Протестуя против этого, я, как и тысячи других людей, отказался от своего членства в Церкви и начал собственную практику. Со временем мне удалось освободиться от той умственной узости, которую ЦС культивирует среди своих членов, и приблизиться в теории и на практике к сути саентологии. Учения Хаббарда действительно предоставляют много возможностей для помощи людям – это касается душевных бед, страданий и психосоматических заболеваний. То, как вы используете эту сумму знаний – уже другой вопрос. Достигаете вы здесь успеха или нет, зависит от того, насколько хорошо вы понимаете саентологию. Это, разумеется, справедливо и для любого другого предмета. Что угодно может превратиться в идеологию, обрасти всякими догмами и культом личности, разросшимся вокруг своего основателя – и именно это произошло с ЦС. И винить тут приходится отчасти ее основателя, а отчасти – тех, кто фанатично следует за ним. Однако в конце концов значение имеет лишь одно – положительный результат.

Дианетика – книга, с которой все началось

В начале саентология называлась по-другому – дианетика. Первоначальный импульс этому движению был дан в 1950 году, когда вышла первая книга Хаббарда "Дианетика – современная наука душевного здоровья" (кратко ДСНДЗ, также ее еще называют "Книгой Один"). Слово "Дианетика"1 означает (если проделать небольшой этимологический фокус) "посредством ума" – от греческих "dia" ("через, посредством") и "nous" ("ум"). Этот термин подразумевает, что все несчастья и болезни, от которых страдает человек, происходят из-за его умственных расстройств – и поэтому могут быть излечены в процессе рассмотрения их "посредством ума". Эта книга – более 400 страниц в издании с твердой обложкой – была написана всего за шесть недель, и это по ней заметно. Что послужило причиной такой спешки, остается неясным – как-никак, Хаббард к тому времени занимался исследованием человеческого ума уже добрых два десятилетия. Почему же он заспешил? Из-за 86 000 погибших в Хиросиме? Или 75 000 погибших в Нагасаки? Из-за увеличившейся скорости ракетоносителей и набирающей темп подготовки к космическим путешествиям?

В "Дианетике" изложена теория человеческого ума, которую можно использовать в форме терапии, называемой "одитингом". И в книге говорится, что любой прочитавший ее человек может одитировать членов своей семьи, друзей или даже стать профессиональным одитором. Кроме того, в тексте твердо и недвусмысленно утверждается, что наркотики, гипноз, физическое насилие по отношению к пациентам и электрический шок (все это известно под именем "терапии") приносят только зло и вовсе не нужны для того, чтобы помочь своему ближнему.

Дианетика основана на том, что все живое стремится к своему оптимальному выживанию. Человек, как и прочие мыслящие и чувствующие существа, хочет ощущать себя физически здоровым и хочет достигать тех целей, которые он ставит лично для себя, для своей семьи, своего предприятия или в общественной жизни. Все, что останавливает человека, воспринимается им как противовыживательное. Когда такое противостояние становится слишком сильным, то человек, не выдержав напряжения борьбы, проигрывает – и в результате этого испытывает шок и боль. Это записывается и – с течением времени – приводит к угнетенности духа и психосоматическим заболеваниям.

Процитируем Хаббарда: "Динамический принцип существования – ВЫЖИВАЙ!... Наградой за действия, ведущие к выживанию, является удовольствие. .... Конечным наказанием за разрушительные действия является смерть, или полное невыживание, что и является болью. ... Счастье – это преодоление известных препятствий на пути к известной цели и, по мере ее достижения, ощущение удовольствия". ("Фундаментальные Аксиомы Дианетики", которые можно найти в "Дианетике" или в [1]).

ДИАНЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Свой вид терапии Хаббард назвал одитингом. Это название происходит от латинского слова "audire" и означает просто "выслушивание". Хаббард не любил употреблять слово "терапия", так как оно напоминает о медицине и психиатрии, а этого сопоставления Хаббард не хотел. Его изначальное стремление заключалось не в том, чтобы "латать" ущербных, а в том, чтобы "делать способных еще более способными".

Во время сессии одитинга одитор спрашивает своего клиента о том, когда в его жизни случались неприятности, и таким образом помогает ему разрядить огорчающие воспоминания – что в итоге дает человеку возможность без затруднений рассмотреть эти самые неприятности. Причем устраняется не сама память о случившемся, а накопленный в связи с ним заряд. Зарядом называется та умственная энергия, которую вырабатывает всякий человек, встретившийся с чем-либо неприятным, опасным или угрожающим жизни – одним словом, с тем, что противоречит его представлениям об оптимальном выживании (это касается любой стороны жизни, а не только физических потребностей в пище или крыше над головой). Заряд образуется в тот момент, когда усилия, направленные на выживание, сталкиваются с серьезным противоусилием. Позднее этот заряд ощущается в тот момент, когда старый, создавший его случай рестимулируется – то есть какой-либо элемент из окружающей обстановки в настоящем времени напоминает о каком-то элементе из прошлого случая (инцидента).

Типичный пример: маленький Джонни падает с велосипеда и повреждает ногу; после этого ему больше не нравится кататься на велосипеде, и он даже начинает реветь при виде своего (а может, и чужого тоже) велосипеда. Если инцидент был достаточно тяжелым, то подобная рестимуляция может произойти спустя годы, а бывает, и десятилетия – при условии, что в окружающей этого человека обстановке начнут преобладать соответствующие рестимуляторы.

Заряд проявляется в виде мисэмоций, таких как гнев, страх, горе, апатия, желание смерти. Во время одитинга мисэмоции и психосоматические заболевания прослеживаются до своего изначального инцидента (бейсика) – то есть до того момента, когда впервые произошло столкновение человека с соответствующим противовыживательным усилием (болезнью, несчастным случаем, насилием, дородовым (пренатальным) стрессом). Этот инцидент называется инграммой. Как показывает пример с велосипедом, если инграмма рестимулирована, то человек почти неизбежно будет реагировать на нее. Инграммы, взятые все вместе, образуют "банк реактивных данных", или просто банк. Конкретная рестимуляция исчезает после того, как клиент повторно переживет в сессии те части исходного инцидента, которые до настоящего момента были спрятаны под покровом бессознательности. Бессознательность играет решающую роль в том, что инграмма удерживается на своем месте. И пока какая-либо часть инграммы не рассмотрена полностью, она может быть рестимулирована – то есть приведена в действие окружающей обстановкой. Некоторые инграммы содержат бессознательность продолжительностью лишь в доли секунды, другие – целые часы и дни бессознательности. Для того, чтобы инграмма оставалась неизменной и способной к рестимуляции, достаточно любого количества бессознательности. Это как бомба с вечно тикающим часовым механизмом, которая время от времени взрывается – и при этом не теряет способности взорваться вновь.

"ПРЕКЛИР" И "КЛИР"

На дианетическом жаргоне клиента называют преклиром или, сокращенно, пк. Это слово означает, что человек еще не является Клиром. Он не является Клиром, потому что у него все еще есть кейс. Его кейс состоит из того количества заряда, который находится в рестимуляции – другими словами, кейс составляют все активные инграммы, которые донимают человека своими зарядами.

Единственная цель одитинга состоит в том, чтобы сделать человека Клиром. На основе ее достижения строится взаимодействие одитора и преклира, в ней заключается их общее устремление. Состояние Клир достигается тогда, когда стерты все инграммы. В этот момент человек становится свободным от потенциально рестимулируемого материала и обретает способность жить и действовать без чехарды нежелательных мыслей, эмоций, физических ощущений или боли. Он больше не аберрирован. Этого результата можно достичь – он достигался и достигается по сей день. Однако над ним приходится потрудиться, в некоторых случаях – провести до нескольких сотен часов одитинга. Люди, ставшие Клирами, оценивают свое достижение очень высоко.

Представления о Клире подразумевают, что способности человека определяются не удачным устройством общества или счастливым детством, а только тем, в какой степени человек реактивен. "Реактивное поведение", запускаемое любой рестимуляцией, синонимично иррациональному, безумному поведению, которое не направлено на поиски решений. Чем менее реактивен человек, тем лучше, правильнее он оценивает свои способности, выбирает момент для их применения и успешно применяет их.

Мысль эта отнюдь не нова, она также известна под именем "кармы" – представления о том, что во всем происходящем с человеком в основном повинен он сам. Если кто-то сделал что-то плохое и поэтому совесть у него теперь нечиста – он замыкается в себе и не уделяет необходимого внимания окружающему. Такой человек легко может попасть в несчастный случай, который запишется у него как инграмма – что приведет к увеличению реактивности этого человека. Но до того, как возникнет эта реактивность, уже есть личная ответственность. Все это и является той кармой, о которой говорят буддисты.

Миссия Хаббарда

История жизни Л. Рона Хаббарда в том виде, как она изложена им самим и как ее преподносит ЦС, вызывает много споров и сомнений. Этой теме посвящено с полдесятка книг, задача которых – не оставить камня на камне от своего героя. Как бы там ни было: Хаббард родился в 1911 году в Небраске, США, и благодаря международным связям своей семьи достаточно много попутешествовал в юности. В возрасте двадцати лет он начал сам себя обеспечивать, работая писателем. Считается, что он обучался на первом в США курсе по ядерной физике. Он, кажется, на самом деле умел летать на самолетах, получил капитанскую лицензию с правом на вождение судов во всех океанах, а во время войны вступил в военно-морские силы. Очевидцы рассказывают, что во время кораблекрушения он получил тяжелые увечья и едва остался в живых. Его товарищ погиб в результате того же взрыва. Хаббард занимался исследованиями ума еще до войны, а сейчас применил свои знания на самом себе и – подлинное чудо – поставил себя на ноги. (Кроме того, он утверждает, что обучался психоанализу). В 1948 году Хаббард подвел итог своих изысканий в неопубликованной тогда рукописи под названием "Исходные положения" – именно там в зачаточной форме содержатся философские и технические подходы дианетики. (Эта рукопись была издана в 1951 году, после успеха "Дианетики").

Напечатав несколько сотен приключенческих и научно-фантастических произведений, Хаббард к моменту создания дианетики уже имел достаточно финансовых средств для того, чтобы "устроить шоу на дороге" (одно из его излюбленных выражений). У него не было необходимости "изобретать религию" ради заработка. Как мы увидим, он был искренне озабочен благополучием и духовным развитием человека. И тем не менее, его намерения – это одно; а то, как они были восприняты и истолкованы людьми – это совершенно другое.

Как уже упоминалось, ДСНДЗ ("Дианетика – современная наука душевного здоровья") была написана всего за шесть недель. Для Хаббарда этот рассказ о его открытиях был очень срочным делом. Он хотел, чтобы его книга вышла скорее-скорее-скорее. Эта атмосфера спешки и некоторые другие характерные черты ДСНДЗ – многословие, дух первооткрывательства и небрежное изложение великих идей – определили стиль исследований на последующие тридцать лет, в течение которых выходили рукописи Хаббарда (если быть точным, это началось с 1948 года и продолжалось до 1978 года). Хаббард оставался многословным, увлеченным духом первооткрывательства, и небрежным, он продолжал подгонять, подгонять, подгонять – себя, персонал, публику, толкая их вперед и вверх, к достижению недосягаемого, к сверхчеловеческим подвижническим трудам, страданиям и успеху.

Технология (т.е. техники одитинга) разрасталась и разрасталась. Хаббард гордо объявлял о "прорывах" – только для того, чтобы вскоре отбросить их из-за своих очередных последних исследований, за которыми следовали новые прорывы. Из-за этого, продолжавшегося на протяжении тридцати лет, сумбура, технология так и не была приведена в систему, не получила законченного вида и удобной формы. Хаббард сошел со сцены в 1978 году, оставив после себя огромное количество текстового и записанного на пленку материала – восемь книг, написанных в течение 10 лет, начиная с 1950 года; нескончаемую лавину технических бюллетеней, первоначально выпускавшихся по отдельности и в итоге составивших добрых пять тысяч страниц (двенадцать "Технических Томов"); около шести тысяч лекций, записывавшихся на пленку на протяжении двадцати лет; около двух тысяч писем по оргполитике, которые являются наставлениями по организации деятельности ЦС и заполняют собой десять томов по 450 страниц в каждом (тома серии "Управление").

Без сомнения, этот человек не давал себе покоя, находя все более и более сложные задачи. Наследие Хаббарда двояко. Во-первых, в него входит неподъемное нагромождение великолепных идей и определений, которые при переходе от одного этапа исследований к другому все время меняются, и поэтому выглядят несвязными, противоречивыми. Они объединяются в нечто целое благодаря широким, хотя и прямо не выраженным концепциям – но эти концепции можно заметить только тогда, когда научишься читать между строк. Суть саентологии не так просто открывается тем, кто пожелает с ней ознакомиться. Прочтите ДСНДЗ или какую-нибудь другую книгу, прочтите любое техническое наставление, прослушайте любую пленку – за всеми ними стоит одна и та же идея, но какая? Вторая же часть наследия Хаббарда – это Церковь, которая кажется всему миру группой сверхскрытных и, возможно, преступных безумцев. Что же представляет собой эта "Церковь"?

Хаббард видел свою миссию в "клировании планеты", и его орудием была Церковь Саентологии. "Клирование планеты" означало не что иное, как освобождение Земли от тех скрытых подавляющих ее сил, которые до настоящего времени формировали ее историю и которые, как установил Хаббард, происходили из бессознательной части человеческого ума.

Что стояло за этой миссией Хаббарда и что она предполагала – это станет понятно из дальнейшего текста книги. Если же говорить очень кратко, то Хаббард хотел выиграть гонку с атомной бомбой. Он хотел удержать человечество от планетарного самоубийства, которое оно могло совершить, разработав неподконтрольное ему оружие. В проникновенных словах, написанных Хаббардом в 1952 году, обо всем этом сказано так: "Моя цель состоит в том, чтобы вытащить варварство из той грязи, которая, по его мнению, его породила, и сформировать здесь, на Земле, цивилизацию, основанную на человеческом понимании, а не на насилии. Это большая цель. Широкое поле деятельности. Цель, высокая, как звезды. Но я полагаю, что это также и ваша цель". [1]

Начало саентологии

Сразу же после своего выхода в свет ДСНДЗ получила оглушительный успех. Не будем забывать, что в пятидесятых годах было только два официально признанных течения, связанных с душевным здоровьем: психиатрия и психоанализ. Тогда еще не существовало всех тех видов индивидуальной и групповой психологической терапии, которые возникли в последние четыре десятилетия. Не было ни йоги, ни медитации, ни эзотерических направлений, ни движения Нового Века (New Age). И поэтому книга Хаббарда произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она стала реальной альтернативой психотеррору психиатрии, мучившей своих жертв наркотиками, электрошоком и удалением кусочков мозга. Если в то время с вами случалось несчастье, и ваш доктор исчерпывал все свои возможности – то следующим в очереди оказывался визит к психиатру. Для большинства людей психоанализ был слишком дорогим, а плата за электрошок покрывалась медицинской страховкой. Теперь же, с выходом "Дианетики", появился шанс помочь самому себе и своему ближнему! Не удивительно, что многие прочитали и стали применять книгу Хаббарда. Люди покупали ее, читали и одитировали друг друга. Вскоре появилась необходимость координировать их усилия, систематически обучать одиторов. В городе Элизабет, штат Нью-Джерси, образовался Хаббардовский Фонд дианетических исследований. Его отделения открылись в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго и Гонолулу. Главными центрами были Элизабет и Лос-Анджелес.

Начав на высокой ноте, Фонд вскоре (в 1951 году) попал в финансовые затруднения – из-за плохой предсказуемости результатов одитинга. Сам Хаббард мог одитировать – но никто другой на это не был способен. Один из его первых последователей якобы исправил финансовую ситуацию – но в итоге привел Фонд к окончательному краху, и скупил права Хаббарда на его же детище, т.е. авторские права на его труды и на все издания Фонда, включая "Дианетику – современную науку душевного здоровья". Хаббарда оставили с пустыми руками.

Для того чтобы продолжать свою работу, он организовал "Хаббард-колледж", а вместо слова "дианетика" стал использовать слово "саентология". В конце 1954 года в итоге судебных тяжб Хаббарду были возвращены все авторские права, связанные с дианетикой. Однако к этому времени термин "саентология" получил такое широкое хождение, что Хаббард стал с ним уже неразрывен. С того времени значение слова "дианетика" свелось к названию одной из техник одитинга [4].

Термин "саентология" (с помощью еще одного этимологического фокуса) образован из латинского "scire" ("знать") и широко употребляемого греческого суффикса "-ology" ("наука о"). Таким образом, это наука о том, как знать. Знать что? Ответы на проблемы жизни и своего личного существования, на вопрос о том, где человек находится перед своим рождением и куда уходит после смерти. Можно видеть, что Хаббард пошел дальше идей ДСНДЗ, которая посвящена терапии. Теперь, с рождением саентологии, его целью стало сделать человека способным установить на основе своего собственного самоопределения то, кто он такой, откуда он пришел, почему он находится здесь, и т.д. Он хотел, чтобы люди нашли правду в самих себе, а не следовали чужим истинам. По словам Хаббарда, саентология является "религиозной философией в высшем смысле этого слова, поскольку она ведет человека к полной свободе и истине". [2]

С практической точки зрения саентология представляет собой набор методов, которые помогают людям рассмотреть и осознать свое существование. Она не дает преклиру или тому, кто ее изучает, каких-то готовых ответов. Она дает представление об умственных механизмах – о том, как они могут стать ловушкой в жизни человека, и о том, как их можно использовать в одитинге для того, чтобы выбраться из этой ловушки. Одитинг – это исследовательский метод, позволяющий заглянуть в личную вселенную человека, в его внутренний мир.

Целью дианетики был "здоровый, счастливый человек с высоким коэффициентом интеллекта", цель саентологии – "увеличить духовную свободу, интеллект, способности, и привести к бессмертию". (Обе цитаты из [2]). Разумеется, нельзя "привести" человека к бессмертию, поскольку он уже обладает им. Однако его можно привести к осознанию своего бессмертия.

Новый взгляд на человека

За 1950-1954 г. г. было сделано несколько значительных шагов вперед: появились Э-метр (электропсихометр), знание о прошлых жизнях и "полном траке" – все это выходит далеко за пределы естественнонаучных представлений, широко распространенных на Западе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Саентология больше, чем культ? iconУрок как форма здоровьесбережения в начальной школе Борзенкова Людмила Михайловна, учитель начальных классов
...
Саентология больше, чем культ? iconМ. М. Самохина Много лет назад в ответ на свой восторженный рассказ
А ты понимаешь, что чем больше времени и сил тратишь на чтение, тем меньше на жизнь? Мне тогда было чуть больше двадцати, моему собеседнику...
Саентология больше, чем культ? iconПервоклассник: адаптация к школе
Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем...
Саентология больше, чем культ? iconМбоу «сош №3» г. Мурома Роль школьной газеты в процессе социализации подростка
Это история мира, в котором мы живем и события которого интересуют нас больше, чем относящиеся к прошлому
Саентология больше, чем культ? iconК рабочей программе по биологии для 8 класса
...
Саентология больше, чем культ? iconКантор, Георг Фердинанд Людвиг Филипп Гео́рг Ка́нтор
«больше», чем натуральных. Теорема Кантора, фактически, утверждает существование «бесконечности бесконечностей». Он определил понятия...
Саентология больше, чем культ? iconНазвание впиши сам 1
В драках бронежилет больше мешает, чем защищает, поэтому я часто получаю раны и синяки. Еще чаще я попадаю под потоки брани и чьи-либо...
Саентология больше, чем культ? iconКак подготовить исследовательскую работу
Как правило, такие темы берут ваши сверстники, увлеченные историей, посещающие кружки или факультативы. На подготовку исследовательской...
Саентология больше, чем культ? iconРоль глаз в невербальном канале общения
Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может “выражать больше, чем слова”, но может и “убивать”. Язык глаз очень...
Саентология больше, чем культ? iconИнформация о работе министерства за январь-ноябрь 2013 года
За январь-ноябрь 2013 года на развитие экономики и социальной сферы края крупными организациями использовано более 48 млрд рублей...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com