Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание



Скачать 439.47 Kb.
страница1/3
Дата16.05.2015
Размер439.47 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3


Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра»


Содержание .

  1. Пояснительная записка  ………………………………………………. …… 2

  2. Условия реализации программы ………………………………………...… 5

  3. Контроль и учет успеваемости…….. ……………………………………… 6

  4. Требования к уровню подготовки выпускника…………………………… 7

  5. Содержание работы………………………………………………………… 8

  6. Годовые требования………………………………………………………… 16

  7. Программные требования к зачетам……………….……………………….. 19

  8. Примерный уровень сложности музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах……………………………………………………………………….………. 21

  9. Список рекомендуемых сборников…………… .…………………………......28 Пояснительная записка.

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г), программы общего музыкального обучения с 3-летним сроком обучения (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г)

Программа включает в себя особенности передовой школы домрового исполнительства, раздел: «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания». Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том, чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого , и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив. Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил: «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано».

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя.

Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.

Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.

Надо отметить высокий уровень исполнительства на домре и его рост, чему в значительной степени способствует включение домры в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение домры в сфере художественной самодеятельности.

В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на домре. Классы домры призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса домры должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на домре и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.

В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 программа для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-летнего срока обучения, но и 7-летнего. Кроме того, в ДШИ г. Нарьян-Мара с 2007 года ведется обучение по 3-летнему (ускоренному) курсу обучения. Предлагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д. После успешного прохождения основного курса учащиеся по рекомендации педагога и решения педагогического совета могут продолжить обучение в классе ранней профориентации.

Массовое распространение у детей нарушений психофизического и двигательно-моторного развития, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательных школах усиливают неоднородность контингента учащихся школы искусств по уровню способностей, тем самым усложняя процесс освоения образовательных программ. Отвечая требованиям сегодняшнего дня, ДШИ должна предоставить ученику возможности для успешного освоения образовательной программы. В связи с этим, на отделении струнных народных инструментов обучение ведется по трем группам:

Группа «А» - профориентируемые учащиеся (программные требования повышенного уровня). В группу могут входить учащиеся 3 – 7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «А» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.

Группа «В» - основная группа (Уровень общего художественно-эстетического образования, стандартные программные требования)

Группа «С» - учащиеся, осваивающие программные требования, соответствующие уровню развития и способностям учащегося. В группу могут входить учащиеся 3 – 7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «С» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.

Обучение игре на домре ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепиано). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.

В ходе занятий решаются  тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса:



  1. Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;

  2. Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;

  3. Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры.

  4. Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.

Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, музыкальной литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.

В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.

Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).

Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первый год обучения наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.
Условия реализации программы.

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и  проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с учащимися по классу домры предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепиано). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса домры (примы) только хорошего качества.

Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на домре.

Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 5-8- летнего возраста, предлагая 7-летний срок обучения, с 9-10 летнего возраста - 5-летний срок обучения, с 12 лет -3-летний курс обучения.

Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.

Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.

Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе домры должен быть художественный репертуар – народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, оригинальные произведения современных авторов.

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отрабатыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.

Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.

Правильная аппликатура является одним из элементов игры на домре. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники домриста, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.

Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.
Контроль и учет успеваемости.

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

- отношение ученика к учебе в ДШИ, а именно домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;

- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

- оценки ученика за выступления на академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, прослушиваниях;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, конкурсах, прослушиваниях, экзаменах.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах: по 5-летнему обучению в 5 классе, по 7-летнему обучению в 7 классе.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. По решению педагогического совета успешное выступление учащегося на конкурсе не ниже окружного уровня может быть засчитано за выпускной экзамен.

Программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения.

В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы. На 1 прослушивании исполняется 2 произведения, на 2 – 4 произведения.

В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически. Каждый учащийся должен исполнить по 2 произведения в каждом полугодии. При такой организации концертной деятельности педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Каждое полугодие учащиеся с 3 по 6 классы по семилетнему обучению и с 2 по 4 классы по пятилетнему обучению сдают технический зачет, на котором показывают свой технический уровень.

В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.

При оценке академических концертов необходимо учитывать следующие критерии:

Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.


Требования к уровню подготовки выпускника ДШИ

по классу «домра».


Виды деятельности

Уровень общего художественно-

эстетического образования



Повышенный уровень (ранней профессиональной ориентации)

Учебно-

исполнительская



Овладение минимумом знаний, умений, навыков,

необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства: умение самостоятельно и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть в ансамбле.



Овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых сольной исполнительской практике, игра в различных ансамблях.

Формирование умений самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять произведения различных жанров и стилей.

Формирование навыков чтения с листа.


Учебно- теоретическая

Овладение основами музыкальной грамоты.

Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве.

Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.


Достижение необходимого уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении.

Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве.

Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.


Творческая

Формирование навыков сочинения простейших музыкальных построений.

Овладение навыками сочинения и композиции.

Использование полученных навыков в различных видах деятельности.



Культурно- просветительская

Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Формирование навыков исполнительской практики.

Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.




Содержание программы.

Семилетнее обучение.

1 год обучения.

  1. Донотный период работы

Теория и практика:

Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато), работа над звукоизвлечением медиатором.



  1. Игра по нотам

Теория и практика:

Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой и второй октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая), паузы, разбор лёгких пьес.



  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением медиатором (ударами вниз и вверх), работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.



  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.



  1. Занятия по индивидуальной программе

Теория и практика:

Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д.


2 год обучения.

  1. Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Чтение с листа лёгких пьес за 1-й класс, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, закрепление навыков, полученных в 1-ом классе, усложнение штрихов.


  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconПрезентация на выставке ООО «Боготол Инструмент Сервис» я «Боготол Инструмент Сервис»
Я «Боготол Инструмент Сервис» так называют наш завод, который мы сегодня Вам представляем
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconОбразовательная программа школы на 2012-2013 учебный год. 2012 г. Содержание. I. Общие положения 3 >II. Назначение программы 4
Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации....
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconОбразовательная программа ульяновск 2013 Раздел 1
Областное государственное казённое образовательной учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный...
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconСодержание образовательного процесса
...
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconУчебная программа по предмету «Технология» в 5-8 классах. Рабочая программа по предмету «Технология. Технический труд»
Васильева, И. Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –...
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconОбразовательная программа по конному спорту содержание
Образовательная программа была доработана в 2011 году в соответствии с требованиями к образовательным программам дополнительного...
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconДоклада «Образовательная программа доу: содержание образовательных областей»
Название тезисов доклада «Образовательная программа доу: содержание образовательных областей»
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconОбразовательная программа по предмету математика для 7

Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconМосква, 2012 год Возможности использования исторического материала на уроках
Курса математики основной школы включает специальный раздел «Математика в историческом развитии». [1]
Образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра» Содержание iconПримерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент»
Составители: В. А. Кузнецов, старший
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com