Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I



страница1/3
Дата20.05.2015
Размер0,83 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Заря

Опаринского района Кировской области

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ п. Заря

Опаринского района

Кировской области

_________________

Куншин Д.В.

Приказ №___ от __________


Рабочая программа по литературе

9 класс

на 2012 – 2013 учебный год
Автор-составитель:

Палкина Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

п. Заря

2012г.


Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе с учетом Программы по литературе 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полу­хина); под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, вклю­чающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.



Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравствен­ные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, ин­теллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специ­фика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие челове­ческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на чита­телей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, сис­тематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет уча­щимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает за­дачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художест­венного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как ос­новы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение стар­шеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эс­тетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе яв­ляются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в рас­крытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мне­ния оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литера­турных произведений.

Цели и задачи обучения литературе в 9 классе.

Изучение литературы в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следую­щих целей:

- формирование умений оценки и анализа художественных произведений, нравственно-эстетических представлений, потребности в чтении, в книге;

- развитие логического, критического, абстрактного, ассоциативного и образного мыш­ления, эмоционального восприятия литературного произведения и окружающего мира;

- овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка;

- воспитание художественно-эстетических потребностей, литературного вкуса, общегу­манистических идеалов, высоких нравственных чувств.

При изучении курса литературы на базовом уровне в 9 классе продолжается и получает развитие содержательная линия: «Литература». В рамках указанной содержательной линии решаются задачи:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной классиче­ской литературы;

- расширение круга чтения;

- повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художест­венный текст.



Место предмета в учебном плане школы.

В соответствии с учебным планом школы на изучение литературы в 9 классе на базовом уровне отводится 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле­нии приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образова­ния являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или разверну­том виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, вы­бор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных ис­точников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и меж­личностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже из­вестно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом ко­нечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных ха­рактеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, спо­собность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно разли­чать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и ре­шения проблем.

В число общеучебных входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами);

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и пре­образование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое вы­сказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, вос­полняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и са­мостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка аль­тернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматиче­скими и синтаксическими нормами родного языка.

Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать ус­ловия и средства их достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагае­мого расхода ресурсов на решение задачи;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в со­трудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участни­ков, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участво­вать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудниче­ства на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекват­ного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в ча­стности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участни­кам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.



Познавательные

Ученик получит возможность научиться:

- ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное

чтение

Введение. Художественная литература как ис­кусство слова, ее роль в духовной жизни чело­века.

1

-

-

Из древнерусской литературы.

4

1




Из литературы XVIII века.

10

1

1

Из литературы XIX века.

54

6

4

Из литературы XX века.

25

-

1

Из зарубежной литературы.

8

-

-

ИТОГО

102

8

6


Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Форми­рование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читатель­ской самостоятельности.



Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений)

Древнерусская литература

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Герои и со­бытия в произведении. Идейный центр поэмы. Образ Русской земли в «Слове о полку Иго­реве». Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.



Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Литература 18 века.

Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского класси­цизма.


Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произ­ведениях Ломоносова.



Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин.

Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Памятник». Традиции Горация Мысль о бессмертии поэта. Оценка в стихотворе­нии собственного поэтического новаторства.



Александр Николаевич Радищев.

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изо­бражение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.



Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.

Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Ут­верждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.



Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Русская литература 19 века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Роман­тизм и реализм. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мему­арной литературе.



Василий Андреевич Жуковский.

Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Светлана». Жанр бал­лады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, роковые предсказания и приметы, мотивы дороги и смерти. Нравст­венный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.



Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков.

Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о до­машнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоро­течности жизни человека. Вос­поминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лири­ческий герой.



Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский.

Слово о поэте. (Обзор.) «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарова­ние в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элеги­ческих настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психо­логических элегий. Баратын­ский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагают­ся для самостоятельного прочте­ния учащимися по индиви­дуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов.

Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.



Александр Сергеевич Пушкин.

Жизнь и творчество (обзор). Лицейская лирика. «19 октября». Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю». Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. «Я вас любил», «На холмах Грузии». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления. Онегинская строфа. Струк­тура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типи­ческое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естествен­ный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Ро­мантический колорит поэмы.

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.



Теория литературы: реализм (развитие понятия), роман в стихах (начальные пред­ставле­ния), трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор). Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Мо­литва», «Парус». Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет». Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразия. «Герой нашего времени». Обзор со­держания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Пе­чорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го вре­мени» в критике В. Г. Белинского.



Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм худо­жественной литературы. Психологический роман.

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество (Обзор). Обобщение ранее изученного материала. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. «Мертвые души» - поэма о ве­личии России. Эволюция образа автора. Поэма в оценках Белинского.



Теория литературы. Комическое и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Литературный тип.

Александр Николаевич Островский

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в пат­риархальном мире. Особенности сюжета.



Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия)

Федор Михайлович Достоевский.

Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Содержание и смысл сентиментальности» в понимании Достоевского.



Теория литературы. Повесть (развитие понятия)

Лев Николаевич Толстой.

Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Форми­рование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духов­ный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбова­нием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.



Антон Павлович Чехов.

Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.



Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.



Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Русская литература 20 века

Многообразие жанров и направлений.



Иван Алексеевич Бунин.

Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.



Михаил Афанасьевич Булгаков.

Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.



Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.

Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.



Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы ге­роини. Жизненная основа притчи.



Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Русская поэзия Серебряного века.

Александр Александрович Блок

Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических инто­наций Блока. Образы и ритмы поэта.



Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»Тема любви в лирике поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предна­значении человека в лирике поэта.



Владимир Владимирович Маяковский.

Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.



Марина Ивановна Цветаева.

Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.



Николай Алексеевич Заболоцкий.

Слово о поэте. «Я не ищу гармонию в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики поэта.



Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте. «Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной ли­рике. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.



Борис Леонидович Пастернак.

Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.



Александр Трифонович Твардовский.

Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Раздумья о Ро­дине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений.



Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков.

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий пережи­вания, мысли, настроения человека.



Зарубежная литература.

Античная лирика.

Гай Валерий Катулл.

Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).



Гораций.

«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах - знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции гора­цианской оды в творчестве Державина и Пушкина.



Данте Алигьери.

Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический. Универсально-философский характер поэмы.



Уильям Шекспир.

Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет». Общечелове­ческое значение героев Шекспира. Философский характер трагедии.


Иоганн Вольфганг Гете.

Слово о поэте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как фило­софская трагедия.



Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
  1   2   3

Похожие:

Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconБесшапошникова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы 1 категории. Софронова Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы 1 категории 2013 Раздел I

Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconОтчет о работе омо учителей русского языка и литературы Центрального округа г. Новосибирска за 2013-2014 учебный год
...
Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» указать предмет, курс, модуль
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Васильева Елена Владимировна
Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconРабочая программа по литературе
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Никитина Галина Николаевна
Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconРазвожаева Ольга Васильевна учитель русского языка и литературы моау «сош №6 г. Орска» I квалификационной категории, стаж работы 24 года г. Орск, 2013г. I

Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconРазвожаева Ольга Васильевна учитель русского языка и литературы моау «сош №6 г. Орска» I квалификационной категории, стаж работы 26 лет г. Орск, 2013г пояснительная записка рабочая программа

Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconЛипина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бийск 2014 г пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconМихальчик Людмилой Давыдовной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Барнаул 2010 пояснительная записка Настоящая программа
«Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I iconПоплавская Ирина Геннадьевна, учитель высшей квалификационной категории 2014 г
Рабочая программа по изучению математики в 8 классе составлена на основе следующих документов
Палкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории п. Заря 2012г. Раздел I icon«Рассмотрено»
Балашовой Натальи Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com