Программа вступительных испытаний по литературе



Скачать 136,84 Kb.
Дата20.05.2015
Размер136,84 Kb.
ТипПрограмма

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ
А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума".

Своеобразие конфликта в комедии. Конкретно-временное, социальное и субстанциональное, вневременное содержание конфликта. Противостояние личности с высокими идеалами, чистыми помыслами и благородным сердцем общественному укладу, организованному в соответствии с безнравственными убеждениями и принципами. Образ Чацкого. "Любовная" сторона конфликта. Трагические заблуждения, делающие Чацкого героем комедии. "Загадка" Софьи. Проблемы финала комедии. Одиночество Чацкого. Устойчивость конфликтного бытия.


А.С.Пушкин. Лирика. Повесть "Капитанская дочка".

Роман "Евгений Онегин".

Лирика Пушкина - размышление об условиях обретения свободы. История создания оды "Вольность"(1817 г). Закон - основа равенства и свободы. Послание "К Чаадаеву"(1818 г). Проблема нравственного выбора человека. "Тихая слава" или подвиг во имя свободы. "Деревня"(1819 г). Просвещенность и духовная развитость человека как условия свободы. "Свободы сеятель пустынный " (1823 г) Сложность отношения Пушкина к страдающему народу. "Анчар" (1828 г.) - размышление о рабстве и деспотизме. Зло природы и социальное зло в оценке Пушкина.

Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина. "К Пущину" (1815 г.), "И.И.Пущину" (1826 г.),"Дельвигу" (1817 г.)"Разлука" (1817 г.). Жанр послания как эстетическая основа лирики дружбы. "Лицейский дух", лицейское братство. Стихотворение "19 октября" (1825 г). История создания стихотворения. Своеобразие композиции. Ограниченность внешнего и безграничность внутреннего пространства. "Священная" дата - 19 октября. Стихотворения "Чем чаще празднует лицей..."(1831 г.), "Была пора: наш праздник молодой..." (1836 г) Чувство дружбы как духовная опора в жизни.

"Капитанская дочка" - поэтическое завещание Пушкина. Тема и главный герой повести. Судьба человеческая и судьба народная в повести. Смысл названия. Форма семейственных записок как выражение частного взгляда на историю. Изменение характера Гринева в ходе повести. Метель - стихия, преображающая человеческую жизнь. Стихийная природа образа Пугачева - человека свободы. Роль Пугачева в жизни Гринева. Масштаб и сложность личности Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Человек и царь. Внесоциальность человеческих отношений. Пугачев и Екатерина в повести Проблема чести, долга и счастья в повести.

Роман в стихах "Евгений Онегин" - первый русский реалистический роман. Принцип "неснятых и нерешенных противоречий" - основа построения "пестрых глав". Включенность основных персонажей в "оппозиционные пары". Онегин - петербургское общество (1гл), Онегин - Ленский (2 гл.), Онегин - помещики, Онегин - Татьяна, Онегин - Ленский (6 гл), Онегин - Татьяна (8 гл.). Соотнесенность героев с образом автора. Родственность, но не слиянность автора с героями романа. "Онегинская" строфа - особая стихотворная форма "свободного романа".
М.ЮЛермонтов. Лирика. Поэма "Мцыри". Поэма "Песня про купца Калашникова". Роман "Герой нашего времени".

Лирика Лермонтова. Желание свободы, борьбы и покоя - стихотворения "Желание" (1832 г), "Пленный рыцарь". Противостояние Лермонтова светскому обществу. "Смерть поэта", "1 января 1840 г.) Убийственный холод и преступность светского круга. Отношение Лермонтова к своему поколению. Стихотворения "Монолог", "Дума". Любовь в жизни и лирике Лермонтова - "Нищий", "Я не унижусь пред тобой.. ", "На светские цепи...", "Нет, не тебя так пылко я люблю...". Богоборческие мотивы в лирике - "Благодарность" 1841 г.) Трагическая муза Лермонтова и спасительность творчества. "Молитва" (1829 и 1839 гг.), "Поэт", "Умирающий гладиатор", "Есть речи..."

"Мцыри" - романтическая поэма. Герой - абстрагированный от социально-исторической действительности, сильная личность, самоопределяющаяся в порыве к свободе. Внимание поэта к внутреннему миру личности. Напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, явленных в исповеди. Условность сюжета. Внешняя монологичность и внутренняя диалогичность поэмы. Намеренная диспропорция композиции: история жизни и исповедь героя о трех днях свободы. Трагичность судьбы Мцыри. Смысл эпиграфа к поэме.

"Песня про купца Калашникова". Категория "народной правды" и образ Степана Парамоновича Калашникова. Поединок - центральная композиционная часть поэмы. Причины поединка с Кирибеевичем. Сочетание религиозного рвения Калашникова, желания постоять "за святую правду - матушку" - и его религиозного смирения перед возможным исходом битвы. Включенность сил Судьбы в противоборство двух "правд". Любовь - "правда" Кирибеевича, стоящая выше нравственного закона. Образ Ивана Грозного и его соотнесенность с образом купца Калашникова. Фольклорная основа поэмы.

Роман "Герой нашего времени" - первый русский психологический роман. Душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс - идейный и сюжетный центр романа. Превосходство Печорина над людьми и обстоятельствами. Друзья и враги Печорина. Любовь в жизни Печорина и игра в любовь. Рефлексия Печорина, суд героя над самим собой и беспощадный анализ своих поступков и мыслей. Поединок с судьбой в "Фаталисте". Оправдание двойной композиции романа.
Н.В.Гоголь. Комедия "Ревизор". Поэма "Мертвые души".

"Ревизор" - сатирическая комедия, включившая приемы "комедии ошибок", "комедии положений" и "комедии характеров". Своеобразие конфликта: два конфликта комедии и их взаимодействие - Хлестаков - чиновники, истина - обман. Уездный город и Петербург в изображении Гоголя. Хлестаков - герой царства призраков. Причина "успеха" Хлестакова в уездном городке. Речь персонажей как материал для создания характера. Особенности композиции комедии.

Поэма "Мертвые души". Замысел поэмы и соотнесенность ее с "Божественной комедией" Данте. Многозначность названия. Система образов персонажей. Смысл последовательности "помещичьих" глав. Психологические и социальные корни превращения Плюшкина в "прореху на человечестве" Комический и трагический конфликты поэмы. Сопоставление помещиков с "живыми" душами крестьян Особенности жанра - поэмы. Тематика "лирических" отступлений Писатель - сатирик и образ "бессемейного путника". Тема истинного и ложного патриотизма. Образ Руси - тройки и тема настоящего и будущего России.
А.А.Фет. Лирика.

Человек и природа в изображении Фета. Культ красоты и особенности ее отражения Детализация картины мира. Образ "трепещущей" природы. Фет "безглагольный" (М.Гаспаров). Эмоция как "герой" лирической миниатюры. Символика пейзажей. Стихотворения - ноктюрны. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…»,


Ф.И.Тютчев. Лирика.

Особенности построения картины мира. Категории гармонии, хаоса, памяти, вечности, истории, судьбы, времени. Концепция единства мира Космический характер пейзажа. Сценичность картины мира. «Певучесть есть в морских волнах…»»Не то, что мните вы, природа…»


Н.А.Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо".

"Кому на Руси жить хорошо" как эпопея крестьянской жизни. Фольклорность повествования. Реальное, бытовое и фольклорное, волшебное Образ семи мужиков - странников и их эволюция. Панорама народной жизни Сельская ярмарка как карнавальное действо. Смирение и бунт Народное терпение как великий грех. Матрена Тимофеевна как человек нового поколения. Идея материнства. Мать как безусловное и абсолютное начало жизни, воплощенная норма ее и идеал. Гриша Добросклонов как герой "деятельного добра". Характер его песен. Смысл "открытого" финала. Мотив дороги.


А.Н.Островский. Драма "Гроза".

"Гроза" как бытовая трагедия и психологическая драма. Многослойность конфликта: социально-бытовой, этико-психологический, философский. Жизнь в "темном царстве" как внешне организованный порядок, обычай. Подмена счастья сложившимся в веках обрядом. Сила и давление как способ утверждения господства. Безоговорочная рабская зависимость "слабого". Категории "воли" и "своеволия". Одиночество и душевная драма Катерины. Любовь - грех. Трагедия личности в "темном царстве". Мотивы самоубийства. Бескомпромиссность поведения Катерины. Символика названия.


А.П.Чехов. Рассказы. Комедия "Вишневый сад".

Рассказы "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Проблема свободы и достоинства личности и грубой власти обстоятельств жизни. Максимализм нравственных требований к человеку. Своеобразие композиции повествования в рассказе "Человек в футляре" и метафизика финала.

"Вишневый сад". Своеобразие конфликта. Мотив непосредственного присутствия истории в людских судьбах. Возмездие как объективный закон осуществления истории. Комедия о "людях, проглядевших жизнь" (Горький). "Потерянные" в пьесе. Парадоксы человеческого поведения Воля к движению и несостоятельность в действии. Раневская как воплощение "вечно женственного". Лопахин - внук раба, купец с "тонкими нежными пальцами, как у артиста" и "тонкой нежной душой". Фирс как прошлое в настоящем. Проблема вишневого сада. Сад физический и Сад духовный. Прекрасный сад как потерянный рай. Символический образ России. Единство и концептуальность ремарок, предваряющих действие.
И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети".

"Отцы и дети" как социально-психологический, философский роман Разночинец Базаров. "Самоломанность" Базарова. Противостояние миру. Особенности нигилистического сознания Требования неограниченной духовной свободы личности. Элитарное ощущение себя Богом. Категорический максимализм, все и всех нивелирующий. Энергия разрушения. Духовная значительности Базарова. Трагедия человека - титана Мера правоты и неправоты борющихся сторон. "Многослойность" конфликта. Композиция романа, ситуации "проверки" героя (испытание противоборствующих идей движением самой жизни).


И.А.Гончаров. Роман "Обломов".

"Обломов". История души "незлобливого человека". Обломов как социальный, национально-исторический, философско-психологический тип. Характер самосознания героя Философский манифест "обломовского Платона" (авторское определение). Обломов и "обломовщина". Философия жизни и смерти в романе. Захар как зеркальное подобие барина. Петербургские типажи, образ гостей. Женские характеры. Композиционная структура романа.


Л.Н.Толстой. Роман - эпопея "Война и мир".

"Война и мир": феномен художественной эпопеи. Обращение к прошлому; становление исторического замысла, связь времен в его основании. Неразделенность для писателя частной жизни и истории. Мир и война, подлинное и ложное. Критерии ценности человека. Книга духовный исканий. Поиск правды и истины (князь Болконский, Пьер Безухов, автор). Нравственный критерий как путь к обретению истины. Разоблачение "наполеоновского" как философии и принципа жизни. Проблема богоискательства. Платон Каратаев как самый высокий "тип" пребывания человека среди людей (авторской определение), участия в движении времени. Правда Платона Каратаева и идея опрощения. Образ Кутузова. Нравственная высота полководца, на которую поднимает его "народное чувство". Философия истории в романе. Мотивация "бездействия" Кутузова. "Воля провидения". Кутузов и Наполеон. Критерии истинного и мнимого величия. "Скрытая теплота патриотизма" в войне 1812 года. Победа в войне - победа естественно! жизни, мира, истинного начала. Наташа Ростова как наиболее полное выражение человека в своих победах и поражениях. Характер самовыражения героини.


Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание".

"Преступление и наказание". Сочетание авантюрного сюжета с социальной и философской проблематикой. Петербург в романе. Развитие темы "униженных и оскорбленных". Проблема преступления как философско-этическая. Проблема личности. Раскольников как герой - идеолог; всемирно-исторический масштаб его идеи. Раскольников в системе образов - персонажей романа. Система двойников и антиподов. Порфирий Петрович как идеологический оппонент Раскольникова. Сонечка Мармеладова как "вечная жертва" и воплощенное милосердие. Идеи бунта и смирения в романе. "Тайна" финала, ее художественная оправданность.


М.Горький. Ранние романтический рассказы. Пьеса "На дне".

"Макар Чудра" - пафос свободы и ее границы. Жестокая дилемма финала. Романтический максимализм. Два типа отношения к жизни. "Старуха Изергиль". Ступенчатость композиции. Движение к этическому и эстетическому идеалу. Мотив гордости в рассказах "Макар Чудра" и "Старуха Изергиль". Соприкосновение с философией Ницше и отталкивание от нее "Мужество чести" у Данко. Трагизм героического. Сопутствующие Данко образы огня, пламени, солнца. Различное отношение героев рассказа к любви. Проблема смерти и бессмертия.

"На дне". Трагедия "раздавленных и униженных" людей. Образы хозяев жизни и ночлежников. Примирение и протест как полярные позиции героев. Гуманистический пафос пьесы. Равнодушие и сострадание как противоположные жизненные мироотношения. Своеобразие конфликта пьесы и ее диалогов. Спор о правде и назначении человека. Бытовой и философский планы пьесы. Афористичность языка.
И. Бунин. "Темные аллеи".

"Темные аллеи" - книга, написанная "в годы Гитлера и Сталина - когда они старались пожрать один другого" (И.Бунин). Трагизм обстоятельств жизни, сопутствующих созданию книги. Трагический и безнадежный бунт писателя, не могущего мириться со смертью. Смысл названия сборника: многозначность слова "темный". Любовь как непреодолимое влечение плоти и слияние душ Многообразие "типов" любви и их общее сакральное начало. Катастрофичность и великий смысл любви, дающей человеку возможность выйти за пределы своего "я", будничного существования к единству с космосом, подлинному бытию. Независимость любви от будничной жизни, социальных конфликтов "Таня", "Руся", "Чистый понедельник". Хрупкость человеческой жизни и сила чувства перед лицом роковых событий истории. "Холодная осень", "Галя Ганская".


А.Блок. Лирика. Поэма "Двенадцать".

Блок - наследник русского и западноевропейского романтизма, разорвавший круг индивидуализма. Философские основы символистской лирики Блока. Влияние Вл.Соловьева. Категория "Вечно Женственного". Символистский цикл "Стихов о Прекрасной Даме". Лики "Вечно Женственного" и реальные отношения с Л.Менделеевой. Трагизм мироощущения раннего Блока. "Страшный мир" в лирике Блока. Цикл "Город", стихотворения "Фабрика", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "Над озером", "Вечность как "радость - страдание", поединок жизни и смерти, добра и зла. Стихия поэтического творчества бросила в город... ", "Незнакомка", "В ресторане". Стихии жизни в лирике Блока. Любовь, ее очистительная сила и гибельность "О, весна без конца и без краю...", "О, я хочу безумно жить...".

Родина в лирике Блока. Стихотворения "Русь", "Россия", Цикл "На поле Куликовом". Сказочное оцепенение, буйство колдовских сил, беспредельность простора и нежность тишины в облике блоковской России. Цикл "На поле Куликовом". Русь, Куликово поле как Армагедон. Вовлеченность в поединок сил Света и Тьмы. Связанность цикла с художественными образами древнерусской литературы.

Поэма "Двенадцать" - приятие судьбы или вызов поэта времени? Игра стихий в поэме и поединки страстей в душах людей. "Музыка" революции в поэме. Сложность оценки "апостолов" революции. Свобода и хаос в поэме Блока. История Катьки и Петрухи и конфликт человечности и исторической необходимости, не разрешенной со времен "Медного всадника" Пушкина. Вырождение бунта, лишенного нравственных идеалов, в разбой. Образ Христа и истолкование финала поэмы.


С.Есенин. Лирика

Своеобразие лирики Есенина. Фольклорная система образов. Ощущение глубинного родства всего сущего. Стихотворения "Не жалею, не зову, не плачу...", "Отговорила роща золотая...". Попытки поэта противостоять разрушительному наступлению "железа" и их обреченность. "Сорокоуст". Материнский образ в поэзии Есенина и сыновнее чувство родины. "Письмо матери". Отношение Есенина к революции. Образы "Руси советской" и "Руси уходящей".


В.Маяковский. Лирика. Поэма "Облако в штанах".

Маяковский и футуризм. Масштаб чувства и масштаб личности поэта. Всеобъемлющий бунт молодого поэта. "Послушайте'", "А вы могли бы? ", "Нате!", "Скрипка и немножко нервно". Будничность ежедневной жизни и буйство творчества Жажда любви и бездушие мира - источник бунта и боли Душевная беззащитность, жесткость и эпатаж Маяковского. Трагическое одиночество поэта Образ "адища города" и ощущение безлюдья мира. "Хорошее отношение к лошадям" Обращенность лирики к собеседнику. Формы диалога с читателем. Лестницы метафор Маяковского. Особенность новой строфы — "лесенки". Сатирические стихотворения Маяковского. "О дряни", "Прозаседавшиеся" и другие. Ощущение бессмертия ненавистного быта. Способы создания сатирических образов.


А.Ахматова. Лирика.

Книги стихов "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Подорожник". Тишина и страсти как полюсы душевной жизни лирической героини Ахматовой Стихотворения диалоги и монологи. Анализ одного из стихотворений по выбору абитуриента. Величие и призрачность Петербурга в лирике Ахматовой "Стихи о Петербурге" Поэтическое творчество как способ преодоления трагедии одиночества. Тайны ремесла в лирике "Смуглый отрок...", "Музе", "Муза ушла по дороге...", "Нам нежность слов". Поэзия как сопряжение с родиной и народом. Идея преодоления смерти в лирике, посвященной Отечественной войне.


М.Цветаева. Лирика.

Романтическая позиция в жизни и поэзии. Драматизм лирического самовыражения. Множественность воплощений лирической героини при единстве поэтического мироощущения. Конфликтность сознания. Стихия русского фольклора, мотивы европейской романтической поэзии, традиции классицизма и античности - составляющие художественного мира Цветаевой. Поэтика безмерности, безграничности, контрастов. Гипербола как важнейшее средство передачи смысла. Стихотворения "Уж сколько их упало в эту бездну...", "Мой путь лежит мимо дому - твоего...", "Душа и имя", "Стихи сыну", "Вскрыла жилы...". Цикл "Стол".


М.Шолохов - художник. Роман - эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение).

Конфликт идеологии и поэтической концепции жизни в творчестве и судьбе Шолохова. "Тихий Дон" - эпопея периода революции и Гражданской войны. Главные и второстепенные герои романа, включенные в нескончаемый хоровод жизни замкнутой цепочкой. Природа, проверяющая пути человека. Природа, живущая в героях и не терпящая посягательств социальных переворотов на свои законы. Выведение всех сюжетных линий из семьи Мелиховых и схождение их в той же семье, потерявшей устойчивую почву в финале романа. Смена масштабов измерения жизни. Поиски Шолоховым целостной личности в среде казаков и в людях, пришедших "со стороны" Тема личности, попавшей в разрушительную ситуацию всеобщего потрясения. Сюжетная линия Григорий - Аксинья. Композиция романа: сравнение структуры первой и второй книг с третьей и четвертой. Безликость врага в книгах романа, посвященного Гражданской войне. Враг - внутри каждого, не умеющего быть свободным в своем выборе. Жизнь хутора, яркая, шумная и традиционная в первой книге - и она же, названная Григорием "ненарядной" в последней книге. Ломка старых традиций, отрицающая внешние законы жизни и поднимающая со дна его души самые страшные животные инстинкты. Тема Бога, оставившего на произвол судьбы своих подопечных.


М.Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита".

"Мастер и Маргарита" - история создания, сопоставление названий. Проблемы "личность и общество" и "ответственность человека за свой выбор" как главные в романе. Образ Иешуа Га - Ноцри как носителя абсолютного добра, живого воплощения Нагорной проповеди Христа. Судьба Добра в мире Зла, предательства и трусости. Загадка Воланда. Сеанс в варьете - итоговый эксперимент Воланда и неопровержимость его выводов и приговоров Судьба Мастера. Творчество как главный смысл жизни художника. Сопоставление образов Иешуа и Мастера. Тема общего пути для художника в любую эпоху. Предательство в жизни Мастера и его героя. Композиция романа. Смена авторской интонации во второй части, посвященной Маргарите. Система ценностей Маргариты. Самоотверженность и активность женской любви. Проблема милосердия и справедливости в романе. Свет в конце романа, вера писателя в выстраданный человечеством путь любви, добра и бескорыстного служения людям.


А.Твардовский. Лирика.

Некрасовские традиции. "Фронтовая хроника". Классическое совершенство стихотворений "Перед войной, как будто в знак беды...", "Немые". Разработка жанра послания и баллады. Дом и мир, тишина и война как полярные начала в творчестве Твардовского. Анализ одного стихотворения по выбору абитуриента.



Из литературы второй половины ХХ века
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов XX века и последующих лет. В. Быков "Сотников", Ю. Бондарев "Берег", Б. Васильев "А зори здесь тихие", Л. Леонов, Ф. Абрамов, В. Гроссман
Изображение народной жизни в произведениях В. Белова, В. Тендрякова, Ф. Абрамова.
Особенности современной прозы. Творчество В. Шукшина, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Трифонова, А. Битова, В. Пелевина, представительниц "женской прозы".
Обзор творчества одного из современных поэтов. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Друнина
Литература русского зарубежья "первой волны". Творчество М. Алданова, Б. Зайцева, М. Осоргина, И. Шмелева, А. Ремизова, В. Набокова.
Литература русского зарубежья "третьей волны". И. Бродский, С. Довлатов, А. Солженицын, В. Войнович и др.

Похожие:

Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма по литературе для абитуриентов москва 2013г. Программа вступительных испытаний по литературе
В связи с этим программа по литературе для поступающих в ноу впо «Академия мнэпу» опирается на «Кодификатор элементов содержания...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по предмету
Программа вступительных испытаний по биологии разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по математике Содержание Общие положения
Программа вступительных испытаний для абитуриентов поступающих на базе основного общего образования (9 кл)
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» Москва 2011
Основной целью вступительных испытаний является определение уровня готовности абитуриентов к освоению образовательной программы высшей...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний
Настоящая программа вступительных испытаний по биологии разработана для поступающих на программы бакалавриата по направлению подготовки...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по химии
Примерная программа вступительных испытаний по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по литературе
Абитуриент должен знать следующие теоретические понятия и уметь применять их при анализе конкретного литературного материала
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма по русскому языку
Программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе является программой-минимумом и составлена в соответствии с типовыми...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 111100
Экзамен по русскому языку проводится в форме изложения. Абитуриенты, окончившие национальные школы, могут сдать вступительные экзамены...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний

Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com