Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов



Скачать 126.61 Kb.
Дата20.05.2015
Размер126.61 Kb.
ТипРабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"

  • Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой – М. : Дрофа,

  • Приказа № 253 от 31 марта 2014 года об утверждении Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год

  • Учебного плана МАОУ «Дегтяревская СОШ»

  • Устава школы


Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет школьникам глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического воззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

воспитание грамотного компетентного читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя;

способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной

социальной адаптации учащихся.



Задачи:

поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;

обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания по литературе;

обеспечивать освоение новых теоретических понятий по литературе как условий полноценного восприятия и интерпретации художественного произведения;

развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;

развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.


Место предмета в базисном учебном плане

Данная программа по литературе предназначена для обучения школьников девятого класса, обеспечивая выход на стандарт основного общего образования по литературе в образовательных учреждениях с русским языком обучения. Программа рассчитана на 102 часа, из расчёта 3 часа в неделю.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Литература XIX века.

Введение

Русская история и русская литература XIX в. В контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIXв., их развитие и взаимодействие.

Русская литература первой половины XIX века.

        Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.

        Теория. Реализм и его становление.

А.С.Пушкин. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневной светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Пора, мой друг, пора!..», «Из Пиндемонти». Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина. «Вечные темы» в поэзии Пушкина. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

        «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

        «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

        Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

        Теория. Народность литературы.

М.Ю.Лермонтов. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» («В полдневный день в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно…», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

        Теория. Реалистическое и романтическое начала в лирике Лермонтова.

        Н.В.Гоголь.  «Невский проспект». Литература середины XIXв. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика Гоголя».

        Критика. В.В.Набоков. «Гоголь» (фрагменты).

        Теория. Образ автора в произведении.

Русская литература второй половины XIX века.

        Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Формирование русского национального театра.

        А.Н.Островский. «Гроза». Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символики пьесы. . Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

        Критика. Н.А.Добролюбов. «Луч света в темном царстве», Ап.А.Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И.С.Тургеневу».

        И.А.Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

        «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет и интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика.

        Критика. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина»; Д.И.Писарев «Обломов»; А.В.Дружинин «Обломов», роман Гончарова».

        Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.

        И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.

        Критика. М.А.Антонович «Асмодей нашего времени», Д.С.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева».

        Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

        Ф.И.Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт философ и певец родной природы.

        Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

        А.А.Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Заря прощается с землею…», «Облаком волнистым…», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природа, оттенков чувств и душевных движений человека.

        Теория. Теория «чистого искусства».

        А.К.Толстой. «Двух станов не боец, а только гость случайный…», «Средь шумного бала, случайно…», «Против течения». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А.К.Толстого.

        Теория. Влияние фольклора на лирику XIX века.

        Н.А.Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии на твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О Муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзий и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

        «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков.

        Теория. Народность творчества.

                Н.Г.Чернышевский. «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60-70-х годов XIXв. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

        Теория. Отражение жизненных коллизий в литературе.

        Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Краткая справка и жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб  героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.        Теория. Сказ в творчестве Лескова.

        М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образов градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории…».Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

        Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

        Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его  теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного  идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

        «Идиот». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя – князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Христианский идеал человека в романе. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематики романа.

        Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века.

        Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.

        Л.Н.Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).

        «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.



А.П.Чехов. «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Палата №6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно и з важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.

«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления  - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах Росси и мира.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.  

Зарубежная литература XIX века.

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.



Г. де Мопассан «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Г.Ибсен «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

Теория. Социально-психологическая драма. Психологизм.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

        Ученик должен



знать:

- логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII-XIX вв.;

- основные литературные направления русской литературы XVIII – XIX вв.;

- краткие биографические сведения об изученных писателях;

- содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;

уметь:

- определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

- использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

- давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;



- свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;

- ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

Похожие:

Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по литературе, 6 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconЛипина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бийск 2014 г пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconОбразовательная программа по литературе для 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Закон РФ «Об образовании» №273 от 29. 12. 2012 г
Количество недельных часов 3 часа (универсальная группа), 5часов
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов icon«уомо усть-удинский район»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов icon«уомо усть-удинский район»
Рабочая программа по алгебре и началам анализа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconЗакон РФ «Об образовании»
Рабочая программа по географии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconЗакон РФ «Об образовании»
Рабочая программа по географии для основной общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: приказ мо РФ №1089 от 05. 03

Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com