Государственное бюджетное общеобразовательное



Скачать 326.29 Kb.
Дата16.05.2015
Размер326.29 Kb.
ТипПояснительная записка









ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55

ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Левашовский пр-т ,д.5 ,Санкт-Петербург, 197136 тел.(812)235-11-31,Факс(812)235-11-31

E-mail:school55piter@yandex.ru
ОКПО 52134721 ОГРН 1027806891419 ИНН 7813124809

Согласовано Утверждаю

Дворец Детского Творчества Директор ГБОУ СОШ № 55

Петроградского района Данько Н.С.

__________________ ________________________

« »________ 20__ года. « »________ 20__ года.




ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Поём вместе»
ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ

(художественно-эстетическая направленность)

Возраст обучающихся: 9-15 лет.

Срок реализации программы -3 года

(4 часа в неделю, в год 144 часа. Курс 432 часа.)

Составитель: Гумель И.В.,

Педагог дополнительного образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.

Дополнительная образовательная программа «Поём вместе» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трёхгодичной.

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.

Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:


  • Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;

  • Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;

  • Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

Программа предназначена для детей 9-15 лет, учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

Содержание программы «Поём вместе» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (в год - 144 часа), полный курс обучения – 432 часа. В группу первого года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, то есть учащиеся 2 – 4 класса, желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 5 – 9 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:


  • система специальных вокальных упражнений,

  • индивидуальная работа с учащимися,

  • работа в группе,

  • организация практической деятельности,

  • творческое выступление, как результат этапа деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании полного курса обучения воспитанники должны



  • иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;

  • знать приёмы работы над песней;

  • уметь:

- соблюдать певческую установку,

- чисто интонировать,

- петь сольно и в ансамбле,

- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,

- видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.

Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.

В течении учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения




Содержание и виды работы



Теория


Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

2

2

4


2.

Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

2

8

10


3.

Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

2

8

10


4.

Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.

1

9

10


5.

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

26

30


6.

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

1

7

8


7.

Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

2

38

40


8.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

1

25

26


9.

Творческий отчёт.




2

2

10.

Резерв

1

3

4




Итого

15

129

144


Основное содержание программы

Тема «Эстрадное творчество» - 4 часа

Занятие 1-4 - знакомство,

- инструктаж по ТБ,

- постановка певческой задачи,

- расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,

- понятие «манера исполнения»,

- индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 10 часов.

Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,

- слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

- подбор песенного репертуара,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),

- запись фонограмм.



Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 10 часов

Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

- разучивание песенного репертуара.

Тема «Пластическое интонирование» - 10 часов

Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,

- просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,

- пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.



Тема «Сценический имидж» - 30 часов

Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы

его создания,

- знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,

- знакомство с понятием – образ песни,

- выявление певческой наклонности обучающихся,

- индивидуальный подбор песенного материала,

- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

- введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.



Тема «Вокальный ансамбль» - 8 часов

Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.



Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 40 часов

Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),

- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.



Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов

Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,

- слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

- подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

Занятие 139 - творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.

Занятия 140-14 - резерв 4 часа.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:



  • формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,

  • знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),

  • обучение приёмам работы с песней,

  • формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),

  • развитие вокальных навыков,

  • формирование навыков ансамблевого пения,

  • охрана детского голоса,

  • воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.

Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:

  1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

  2. Фонограмма, её особенности и возможности.

  3. Приёмы работы с микрофоном.

  4. Пластическое интонирование.

  5. Сценический имидж.

  6. Вокальный ансамбль.

  7. Приёмы ансамблевого исполнения.

  8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

На первом этапе

Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.



На втором этапе

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.



На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.



Виды занятий:

  1. занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

  2. комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),

  3. практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

- уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);

- овладеть следующими вокальными навыками:

петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;

Вторые голоса СИм – СИ1;

- соблюдать певческую установку;

- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

- петь выразительно. Осмысленно простые песни;

- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать правила охраны детского голоса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

1. Введение.

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).

- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).



2. Фонограмма, её особенности и возможности:

- раскрытие значения слова «фонограмма»,

- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.



3. Приёмы работы с микрофоном:

- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.



4. Пластическое интонирование:

- понятие «пластическое интонирование»;

- сценическое движение и его роль.

5. Сценический имидж:

- понятие «имидж»;

- виды сценического имиджа;

- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.



6. Вокальный ансамбль:

- виды ансамблей вокальных и инструментальных,

- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

7. Приёмы ансамблевого исполнения:

- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

- понятие «многоголосие».

8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

- понятие «бек-вокал» и его задачи,

- роль «бек-вокалистов» и их состав,

- приёмы исполнения «бек-вокалистов».



9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.



Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.



Слушание музыки:

- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»...).



Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.



Примерный песенный репертуар:

«Куда уходит детство»

«Проснись и пой»

«Как прекрасен этот мир»

«Замыкая круг»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

«Дорога» муз.Баневича

«Топ-топ, топает малыш»

«Балтийский берег»

«Колокола» муз. Е.Крылатова

«Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова

«Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова

«Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых

«Наша школа» __________\\_________

«Кот на крыше» ___________\\________

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения




Содержание и виды работы


Теория


Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Народная песня. Виды народных песен. Индивидуальная вокальная работа (прослушивание).

1

5

6


2.

Понятие стилизации в контексте эстрадного пения.

1

3

4


3.

Лирические народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

1

31

32


4.

Плясовые народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

1

31

32


5.

Народный ансамбль; особенности и приёмы исполнения.

2

30

32


6.

Приёмы исполнения а, капелла. Индивидуальная вокальная работа.

2

30

32


7.

Творческий отчёт.




2

2

8.

Резерв.

1

3

4




Итого

14

130

144


Основное содержание программы

Тема «Народная песня». Виды народных песен. – 6 часов

Занятия 1-2 - постановка певческой задачи,

- знакомство с фольклорной музыкой в контексте эстрадного жанра,

- индивидуальное прослушивание.

Занятия 3-6 - расширение представления об особенностях народной песни её жанрах (лирические, плясовые, скоморошины, хороводные), её видах (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-тематические),

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация).



Тема «Понятие стилизация в контексте эстрадного пения» - 4 часа

Занятия 7-10 - знакомство с понятием стилизация,

- слушание и сравнивание образцов аутентичного и стилизованного фольклора (фольклорная музыка разных регионов

записи стилизованного фольклора эстрадных коллективов «Русская песня» под рук. Н.Бабкиной, «Золотое кольцо» исп. Н.Кадышева),

- подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

- пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация),

- запись фонограмм.

Тема «Лирические народные песни. Приёмы работы» -32 часа

Занятия 11-42 - углубление представлений о лирической народной песни, её особенностях (распевы, штрих легато, кантилена, фразировка),

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), формирование навыка пения распевов, навыка кантилены, работа над певческим дыханием,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с лирической песней.



Тема «Плясовые народные песни. Приёмы работы» - 32 часа

Занятия 43-74 - углубление представлений о плясовых народных песнях, их особенностях (распевы, штрихи нон легато и стаккато, фразировка…)

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), развитие подвижности гортани и чёткости дикции, работа над певческим дыханием,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с плясовой песней.



Тема «Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения» - 32 часа

Занятия 75-106 - знакомство с особенностями стилизованных фольклорных ансамблей,

- формирование представлений о роли солиста в фольклорном ансамблевом пении,

- слушание записей примеров подголосочного исполнения и канонов,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха,

- подбор и разучивание стилизованных народных песен с приёмами многоголосного пения канон и пение с подголоском.



Тема «Приёмы исполнения а капелла» - 32 часа

Занятия 107-138 - знакомство с понятием а капелла и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

- слушание фольклорных образцов с использованием приёма а капелла,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха, пения без музыкального сопровождения,

- разучивание народных песен с приёмами а капелла.

Занятие 139 - творческий отчёт (концерт) – 2 часа

Занятия 140-144 - резерв – 4 часа. Отчётный концерт.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения индивидуальных занятий с учащимися.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе второго года обучения решаются следующие задачи:

- формирование представлений о стилевых особенностях фольклорной музыки,

- знакомство с основами теории фольклорных жанров (лирическая песня, плясовая песня),

- развитие вокальных навыков (огласовка, распев, а капелла),

- формирование навыков фольклорного ансамблевого пения (подголосок, канон),

- формирование осноных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),

- охрана детского голоса,

- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:



  1. Народная песня. Виды народных песен.

  2. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения.

  3. Лирические народные песни. Приёмы работы.

  4. Плясовые народные песни. Приёмы работы.

  5. Народный ансамбль особенности и приёмы исполнения.

  6. Приёмы исполнения а капелла.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями фольклорной музыки, понятием «стилизация». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с народной манерой исполнения, занимаются постановкой голоса.



На втором этапе

Школьники знакомятся с жанрами «лирическая песня» и «плясовая песня». Изучают и совершенствуют элементы народной манеры исполнения, разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом и по своему выбору. Также разучивают приёмы двухголосного пения канон и подголосок.



На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмом исполнения а капелла. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.



Виды используемых занятий:

  1. занятие-беседа – проводится в начале или конце изучения курса или раздела;




  1. комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),




  1. практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, занятия – театрализации с использованием элементов игры, публичные выступления концерты.

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях фольклорной музыки,

- иметь представления о фольклорных песенных жанрах «лирическая Песня», «плясовая песня»,

- уметь пользоваться ТСО (кассета. СД-диск, микрофон),

- овладеть следующими вокальными навыками:

Петь в диапазоне: первые голоса – СИм – МИ2,

Вторые голоса –ЛЯм – СИ1,

соблюдать певческую установку,

- стремиться петь «на опоре»,

- знать и применять дикционные правила использования народных песен,

- знать вокальные технические приёмы народной манеры исполнения, не форсировать звучание при исполнении песен в народной манере,

- петь выразительно, осмысленно простые народные песни,

-петь чисто и слаженно в унисон, несложные народные лирические и плясовые двухголосные песни,

- уметь самостоятельно на слух определять народную манеру исполнения и стилизацию народной песни,

- уметь исполнять сольно а капелла и с элементами двухголосия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок


  1. Народная песня. Виды и жанры народных песен:

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз.центр, кассеты, СД-диски, микрофон, микшерский пульт, стойки под микрофон,

- Понятие «фольклорная музыка», история развития.



  1. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения:

- знакомство с понятием «стилизация»,

- понятие «аутентичный фольклор»,

- понятие «народная манера исполнения».


  1. Лирические народные песни:

- свадебные, трудовые, календарные, лирические песни,

- понятие «распев», «огласовка»,

- понятие «сброс» и «гуканье».


  1. Плясовые народные песни:

- свадебные, казачьи, игровые - плясовые народные песни,

- понятие «театрализация».



  1. Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения:

- понятие «подголосок» и «канон».

  1. Приёмы исполнения а капелла:

- понятие «а капелла» и выразительные особенности этого приёма исполнения,

- вокальная техника исполнения а капелла.



  1. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- стилизованная народная песня: раскрытие её значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта, дум интонационные особенности. Сообщение о региональной принадлежности и жанре, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально-выразительных средств.



Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию в народной манере, спокойному вдоху, экономному выдоху;

-формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение дикционным правилам исполнения народных песен (нередуцированное произношение окончания…)

- обучение вокальной техники огласовки, сброса, гуканья,, характерных для народной манеры исполнения;

- развитие гармонического слуха, через изучение приёмов двухголосного пения: канон и подголосок;

- развитие певческого рабочего диапазона СИм – СИ1, и опевание этой зоны;

- развитие умения пения на опоре;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.



Слушание музыки:

- слушание записей примеров вокального ансамблевого пения как фактора расширения музыкального кругозора («Русская песня» Н.Бабкина, Н.Кадышева, «Яблоко», записи аутентичного фольклора…)



Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения)

- развитие умения координировать движения с музыкой,

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки,

- обучение приёмам театрализации.

Примерный песенный репертуар:

«Малым-мало спалось»

«Конь гулял на воле»

«Тонкая рябина»

«Комара женить мы будем»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения




Содержание и виды работы


Теория


Практика

Общее кол-во часов

1.

История джаза. Стилевые особенности.

2

4

6

2.

Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

70

74


3.

Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

2

16

18


4.

Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала.

2

2

4


5.

Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала.

3

3

6


6.

Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.

3

27

30


7.

Творческий отчёт.




2

2

8.

Резерв.

1

3

4




Итого

20

124

144


Основное содержание программы

Тема «Вводное занятие. История джаза. Стилевые особенности» -6 час.

Занятие 1 - постановка певческой задачи,

- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра

- индивидуальное прослушивание.

Занятие 2-3 - джаз, история возникновения,

- стилевые особенности жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма…),

- слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д. Эллинктона, вокальные композиции Э. Фитцжеральд, Б.Смит, Л. Амстронга),

- пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).



Тема «Джазовая манера исполнения – стилизация» 74 часа

Занятия 4-23 - знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения,

- слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной),

- подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),

- запись фонограмм.

Занятия 24-35 - знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм,

- выполнение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и развитие ритмического слуха,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения,

- разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.

Занятие 36-40 - знакомство с понятием глиссандо,

- изучение технического приёма глиссандирования звука,

- слушание записей примеров инструментального и вокального глиссандирования,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на освоение техники глиссандирования звука.

Занятия 41-78 - знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»,

- слушание записей-примеров исполнения «бибоп»,

- пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование навыков вокальной импровизации в технике «бибопа».

Тема «Приёмы импровизации» по группам -18 часов.

Занятия 79-96 - знакомство с понятием импровизация,

-слушание примеров вокальных импровизаций,

- пение учебно - тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие подвижности гортани и чёткости дикции,

- знакомство с приёмами создания ритмический и вокальных импровизаций,

- создание, исполнение ритмических и вокальных мини - импровизаций в джазовом стиле,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию и развитию вокальных навыков.

Тема «Рэп. История становления музыкального направления» - 4 часа

Занятия 97-100 - стиль РЭП. История становления жанра,

- слушание записей-примеров стиля РЭП,

- пение учебно-тренировочного материала, направленное на развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над дикцией, орфоэпией.



Тема «Поэтический текст в контексте музыкального направления-рэп»- 6 часов

Занятия 101-107 - значение поэтического текста в жанре РЭП,

- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки, разбивки на смысловые фразы,

- составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме.



Тема «Речитатив. Приёмы исполнения» -30 часов

Занятия 108-137 - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

- формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП,

- индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП.

Занятие 138 - творческий отчёт (концерт) -2 часа

Занятия 140-144 - резерв – 4 часа. Отчётный концерт.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения индивидуальных занятий с учащимися.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе третьего года обучения решаются следующие задачи:

- формирование представлений о стилевых особенностях джаза,

- знакомство с основами теории джазовых жанров (спиричуэл, блюз, регтайм),

- развитие вокальных навыков (глиссандирование, «бибоп»),

- формирование навыков импровизации как основы джаза,

- развитие навыков самостоятельной работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон,

- охрана детского голоса,

- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:



  1. История джаза. Стилевые особенности.

  2. Джазовая манера исполнения.

  3. Приёмы импровизации.

  4. Рэп. История становления музыкального направления.

  5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп».

  6. Речитатив.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями джаза, жанрами «спиричуэл», «блюз», «регтайм». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с элементами джазовой манеры исполнения. Занимаются постановкой голоса.



На втором этапе

Школьники знакомятся с приёмами импровизации, разучивают песенный репертуар, предлагаемый педагогом. Также разучивают приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандирование» и «бибоп». Учащимся начальной школы для освоения этого блока отводится больше часов.



На третьем этапе

Для учащихся среднего звена вводится знакомство с особенностями музыкального направления «рэп», понятием «речитатив» и техникой его произнесения. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.



Виды используемых занятий:

  1. занятие-беседа проводится в начале или в конце изучаемого курса или раздела,

  2. комбинированное занятие проводится по плану сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),

  3. практические занятия индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления – концерты.

На завершение третьего года обучения учащиеся должны:

- знать о стилевых особенностях джаза,

- иметь представление о джазовых жанрах,

- уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассеты, СД-диск, микрофон),

- овладеть следующими вокальными навыками:

Петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2;

Второй голос – Лям – РЕ2;

Соблюдать певческую установку;

Стремиться петь на опоре;

Знать вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандо» и «бибоп»,

Не форсировать звучание при исполнении песен;

Петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере;

Петь интонационно чисто и слаженно;

- пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;

- уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать и применять дикционные правила исполнения «рэпа».

Содержание программы третьего года обучения

Теоретический блок

1. История джаза. Стилевые особенности:

- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;

- джаз, история возникновения;

- стилевые особенности жанра (манера исполнения, звуковедение, особенности ритма…).



2. Джазовая манера исполнения:

- понятие «джазовая манера исполнения»;

- знакомство с понятием «синкопа», «синкопированный ритм»;

- знакомство с понятием «глиссандо»;

- знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»;

3. Приёмы импровизации:

- знакомство с понятием «импровизация»;

- виды импровизации вокальные, инструментальные.

4. Рэп. История становления музыкального направления:

- знакомство с понятием «музыкальное направление»;

- понятие РЭП, история развития направления.

5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп»:

- значение поэтического текста в жанре РЭЛ;

- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки. Разбивки на смысловые фразы.

6. Речитатив. Приёмы исполнения:

- знакомство с понятием «речитатив» и выразительными особенностями этого приёма исполнения.



Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- развитие умения соблюдать певческую установку;

- развитие умения активного вдоха и экономного выдоха;

- развитие основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- изучение приёмов джазовой манеры исполнения «глиссандо», «бибоп»;

- формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации;

- развитие певческого рабочего диапазона СИм – МИ1, опевание этой зоны;

- развитие умения пения на опоре;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального;

- развитие ритмического слуха исполнения синкопы;

- развитие чувства ритма, дикции и орфоэпии.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.



Слушание музыки:

- слушание записей –примеров джазовой музыки с целью расширения музыкального кругозора (записи джазовых мастеров: Л. Амстронга, Э. Фитцджеральд, Б. Смитта, Ч. Паркера, Л. Утёсова, Л. Долиной, И. Отиевой).



Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Примерный песенный репертуар:

«Старый рояль»,

«Папа купил автомобиль»,

«Лягушачий джаз»,

«Грустные капельки дождя»,

«Весна»,


«Школьный блюз» Илья и Елена Челноковы,

«Школьный рэп» _________//__________,

«Два ковбоя» ____________//__________.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:



  1. Общие требования к обстановке в кабинете:

    • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;

  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;

  • физкультпаузы и др.;

  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

  1. Техническое и материальное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 12 штук;

  • стол педагога - 1 штука;

  • музыкальный центр - 1 штука;

  • пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;

  • ученическая доска - 1 штука;

  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны - 2+2=4 штуки;

  • стойки для микрофонов - 1 штука;

  • микшерский пульт - 1 штука;

  • телевизор - 1 штука;

  • DVD – плеер - 1 штука;

  • СD - диски – 10 штук;

  • кассеты – 10 штук.

  1. Кадровое обеспечение:

Педагог руководитель объединения «Поём вместе», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;

  • владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;

  • знает физиологию и психологию детского возраста;

  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

  • умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;

  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

  1. Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

  • развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;

  • дидактические материалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007.

2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007.

3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.

4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987.

5. Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-

М., «Классика», 2002.

6. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.

7. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.

8. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.

9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

10. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988.

11. Менабени. «Методика обучения сольному пению».

12. Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.

13. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.

14. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.

15. Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.

16. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.

17. Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm

18. Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.

  2. Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.

  3. Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.

  4. Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/

  5. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.

  6. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).

  7. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).

  8. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)

Похожие:

Государственное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное iconРоссийская Федерация Красноярский край г. Минусинск муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное iconГосударственное бюджетное

Государственное бюджетное общеобразовательное iconГосударственное бюджетное

Государственное бюджетное общеобразовательное iconФедеральное государственное бюджетное

Государственное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Директор мобу «сош лго с. Ружино» Г. М. Гринцевич 2013 г
Государственное бюджетное общеобразовательное iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное

Государственное бюджетное общеобразовательное iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки

Государственное бюджетное общеобразовательное iconФедеральное государственное бюджетное
Старший преподаватель Н. Г. Цаголова (занимаемая должность)
Государственное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com