Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на



Скачать 178.6 Kb.
Дата20.05.2015
Размер178.6 Kb.
ТипПрограмма

рабоч.прогр. изо 7кл.tif

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса – нормативный документ, разработанный на основании авторской Программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского: М. Просвещение 2007. Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.



Актуальность: программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Основные принципы программы:

  1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств: конструктивных – архитектура, дизайн, постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

  2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.

  3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное изучение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению.

  4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). На каждом уроке восприятие произведений искусств и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и поэзия.

  5. Проживание, как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. На этом принципе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений т эмоционально – ценностных критериев жизни.

  6. Развитие художественно - образного мышления, художественного переживании ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Это строиться на единстве наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Цель учебной рабочей программы: раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна и объёмно - пространственного макетирования

Задачи программы:

  1. Понять эстетическое, функциональное значение выдающихся произведений архитектуры, основных художественных стилей и их связи с конкретной эпохой;

  2. Освоение художественной выразительности искусства архитектуры и дизайна;

  3. Формирование сознательного отношения к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры;

  4. Развитие творческого подхода к оценке культуры прошлого;

  5. Создание совершенствований и оформления архитектурной, природной среды и дизайна.

Программа изучается на базовом уровне

Методы, формы и технологии решения поставленных задач.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Формы урока:

  • Урок индивидуального творчества;

  • Урок коллективной творческой работы;

  • Урок изучения нового материала;

  • Урок закрепления знаний, умений и навыков;

  • Комбинированный;

  • Обобщающий.

Методы:

  • Словесный (устное изложение учебного материала в форме лекции-беседы);

  • Объяснение (сопровождающее построения рисунка на классной доске или по шаблону);

  • Самостоятельная работа (с учебниками)

  • Наглядный (демонстрация учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов)

  • Практический ( самостоятельное выполнение эскизов рисунка)

Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированная.

Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Обоснование выбора УМК

Учебно – методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники для учащихся и методическое пособие для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Выбранный УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в средней школе. В яркой, образной форме учебники последовательно раскрывают содержание предмета, соответствуют принципу системности изучения материала. Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию методическим объединением учителей музыки, ИЗО, технологии и черчения (протокол заседания МО №5, от 06.04. 2012 г)



Программа рассчитана на 35 ч. в год ,1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение:

практических работ - 29;

уроков-бесед – 3;

обобщающих работ - 3.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Изображение фигуры человека и образ человека

7

Поэзия повседневности

11

Великие темы жизни

10

Реальность жизни и художественный образ:


6

Всего:

34

Содержание программы «ИЗО» 7 класс

Изображение фигуры человека и образ человека (7.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.



Поэзия повседневности (11ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).



Великие темы жизни (10.)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века



Реальность жизни и художественный образ (6 ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса за курс изобразительного искусства.

Учащиеся должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.


Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно- дизайнерские объекты (в графике и объеме);

  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и

др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, и др.)

  • Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

  • Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.




УМК:

Для учителя:



  1. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.

  2. Неменский Б.М. программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 7 класс, - Москва,: Просвещение, 2007.

Для учащихся:

    1. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008

  • Экран

  • Компьютер

  • Мультимедиа проектор

Методический фонд

  • Фотографии «Архитектура»

  • Репродукции картин разных художников с изображением городского и индустриального пейзажа.

  • Муляжи для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Тела геометрические

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.



Литература

Для учащихся:

    1. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

    1. А. С. Питерских, Г.Е. Гуров под редакцией Б.М. Йеменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

    2. Б.М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

    3. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока


К-во

часов


Дата

урока


Содержание урока

Знания, умения, навыки

Дополнительное содержание

«Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема «Изображение фигуры человека и образ человека» (9 часов)

1 четверть

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

05.09.13.г.

Человек как высшая ценность нашего общества. Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в различные исторические эпохи.

Урок- лекция.

В мастерской художника. Художественное мышление. Пластика, рельефы, динамика, живопись.

Школа изобразительного искусства, с.76. В.И.Ракитин «Искусство видеть» с.44.

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

12.09.13.г.

Пропорции фигуры человека. Постановка фигуры. «Рисовать- значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего… » Н.Н.Ге.

Канон пропорций С.Боттичелли.

Аппликация

Пропорциональный канон.

Модуль – высота человека. Золотое сечение.



А.К.Щеголихина «Рисунок» с. 71.

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы рисунка» с.33



3

Красота фигуры человека в движении.

1

19.09.13.г.

Скульптура малых форм. Мелкая пластика.

Статуэтки из глины.

Особенности подвижной натуры.

Н.П.Костерин «Учебное рисование» с.189

И.Б.Шешкос.100



4

Изображение на плоскости фигуры человека.

1

26.09.13.г

Значение различных точек зрения на скульптуру при ее восприятии. Особенности работы от общего к частному. Рисование простым карандашом.

Рисование головы.

Линия, тоновое пятно, характер штриха. Избирательность нашего зрения. Основные линии построения

А.К.Щеголихина «Рисунок», с.75

Н.П.Костерин, с.201



5

«Великие скульптуры»

1

03.10.13.г.

Личность художника, целостность его представлений о красоте человека.

Скульптура: идеал и чувство реальности. Декоративное и монументальное искусство.

В.И.Ракитин «Искусство видеть», с.27, 31.

6

Изображение фигуры человека с использованием таблицы.

1

10.10.13.г.

Схематический рисунок. Геометризованная фигура. Сравнение частей фигуры друг с другом. Величинные отношения между ними.

Применение пропорциональных схем. Деталирование рисунка. Светотени. Покрытие основных цветовых пятен. Выявление тональных отношений.

ИЗО «основы композиции» с.49.

7

Набросок фигуры человека с натуры.

1

17.10.13.г.

Глазомер, ассоциативно-образное мышление.

Рисунок соседа по парте.

Набросок и техники его выполнения. Пластическая анатомия человека.




8

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

1

24.10.13.г.

Рисование на свободную тему. Соединение пейзажа с фигурой человека.

Настроение дня.

Чувство, состояние, место, персонаж.

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы живописи» с.15.

9

Мир интересов человека

1

31.10.13.г.

Коллективная работа.

Город мастеров.

Рисунки предыдущих уроков, коллаж. Композиция из разнообразных материалов и природных форм.

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» с. 44.

2 четверть Тема «Поэзия повседневности» (7 часов)

10

Тематическая (сюжетная ) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

14.11.13.г.

Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Жанры изобразительного искусства.

Урок-лекция.

Обобщение. Целостность изображения. Композиционный центр. Жанр. Сюжет. Бытовой жанр.

Г.Семеров «Пути к искусству» с.48

Г.В.Беда «Основы изобразительной грамотности» с.91



11

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. «Урок конференция».

1

21.11.13.г.

Малые голландцы обобщенное название голландских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта.

Ян Вермер и дельфтская школа живописи. Бытовой и исторический жанры.

ИЗО 7 класс, поурочное планирование с. 70

12

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине.

1

28.11.13.г.

Картина – взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов и П. Федотов

Жанр, сюжет, бытовой жанр. Сюжетная композиция. Организация картинной плоскости.

Н.П.Костерин. Учебное рисование. С.31. ИЗО 7 класс, поурочное планирование с. 77.

13

Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

2

05.12.13.г.

Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. И.П. Репин, И.Н.Крамской, В.Г.Перов.
Значение деятельности П.М. Третьякова

Последовательность рисования дерева в теплом колорите.

Передача цветом пространства. Цветовые отношения. Выступление детей о художниках – передвижниках.

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» с. 45, 63.

«Крестьянка». Вкладыши «Третьяковская галерея»



14

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

1

12.12.13.г.

Роль сюжета в решение образа. Картина-итог длительных размышлений и наблюдений художника.

Юрий Гагарин, говоря о красоте вселенной, сказал: «Необычно, как на полотна Рериха!»



Творчество Н.К. Рериха Горный пейзаж

Роль живописно-пластических средств в решении образа (композиция ,ритм ,свет, форма, цвет ,пространство ,фактура)



В.И.Ракитин «Искусство видеть» стр. 31

А.Д.Алёхин «Когда начинается художник » с.109



15


Создание тематической картины «Жизнь моей семьи». Творчество Леонардо да Винчи

1

19.12.13.г

Эскиз как переходный этап при создании композиции.

Нет предела знаниям.




Композиция. Замысел работы, эскиз

А.Д.Алехин «Когда начинается художник » с.5

Журнал «Крестьянка». Вкладыши



16

Творчество Ф.А.Васильева


1

26.12.1

3.г.


Глубок смысл природы.

Новые техники рисунка. По – сырому. Пейзаж «Весеннее утро».

Композиционное размещение на листе. Прокладка основного цвета. Использование приема «вливание цвета в цвет». Дорисовка по сухому слою краски.

А.Д.Алехин «Когда начинается художник » с.70

Журнал «Крестьянка». Вкладыши «Третьяковская галерея»

ИЗО «Основы живописи» с. 53


3 четверть Тема «Великие темы жизни» (10 Часов)

17

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

16.01.14.г.

Станковое искусство. Отношение художника к разным явлениям жизни.

Урок-лекция.

Замысел обретает форму. Исторический жанр, сюжет, форма.

В.И.Ракитин «Искусство видеть», с.55

18

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И.Сурикова.

1

23.01.14.г.

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества.

Урок-лекция.

Ценность для человечества личностного видения исторических событий.

А.Д.Алехин «Когда начинается художник » с.70

«Крестьянка».- коллекция. СД- диск «Шедевры русской живописи».



19

Сложный мир исторической картины

1

30.01.14.г.

Выбор волнующей темы для графической серии. Обсуждение.

Эскизы по выбранной теме для всего класса.

Композиция.

Базовые принципы композиции. Замкнутая и отрытая композиция. Несколько планов.



Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» с. 7

20

Графические серии.

1

06.02.14.г.

Серия «Это не должно повториться», просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

История возникновения графических серий. Графические серии- активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.

Журнал «Крестьянка», коллекция, графические серии.

21

Зрительские умения, и их значение для современного челловека

1

13.02.14.г.

Эссе «О чем мне рассказал художник»

Композиция. Композиционные средства и приемы: многоплановая композиция, формат, размер, колорит, живописная фактура, центр композиции, выделение главного, свет и цветовой контраст, жест, мимика, тень, ритм

Н.П.Костерин «Учебное рисование». С.201. ИЗО 7 класс, поурочное планирование с.122.

22

Великие темы жизни в творчестве русских художников.

1

20.02.14.г.

.Сложный мир исторической картины. Карл Брюллов «»Последний день Помпеи

Просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа.

7 класс с.131 Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» с.17 СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

23

24


Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказок»

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.



1

1


27.02.14.г.

06.03.14.г.



И.Я.Билибина. Иллюстрации к сказкам. В.Васнецов. Фольклорно-исторические картины

« Что за прелесть эти сказки!»

Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». Чародей света.



Ясно читаемая композиция. Распределение масс. Чередование темных и светлых пятен.

Контраст. Цельность композиции. Ритм, движение, покой.



Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» с.8, 15 Н.П. Костерин «Учебное рисование». Таб.11

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» с.23 А.Д.Алехин «Когда начинается художник » с.29.




25

Историческая тема в живописи.

1.

13.03.14.г.

Передача симметрии и асимметрии в композиции. Передача равновесия.

Уравновешенная композиция.

Симметрия – покой, величественность, особая торжественность, значимость событий..

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» с.27, 30

26, 27

Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

20.03.14.г.

10.04.14.г.



Знакомство с коллекциями картин. Отличия галереи от музея.

Викторина «Знакомые картины и художники»


Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Дрезденская картинная галерея, музей Прадо, Лувр, кунсткамера.

Н.М.Сокольникова «Краткий Краткий словарь художественных терминов» 7 класс с.174







4 четверть Тема «Реальность жизни и художественный образ» (8 часов)

28

Плакат и его виды. Шрифты.

1

17.04.14.г.

Особый вид графики. Виды оформительской работы. Роль текста в плакате.

Выполнение эскизов. Композиционное решение плаката. По теме «Экология жизни»

Учебный иллюстративный плакат. Плакат – схема.

Брошюра «Оформительские работы». Н.П.Костерин с. 228


29

Плакат.

1

24.04.14.г.

Оформление плаката надписью.

Шрифты (гротеск, египетский, ленточная антиква, итальянский, новая антиква, стандартный, трафаретный).

Борисов «Как оформить выставку» с.76 Н.П.Костерин с.220

30

Плакат

1

08.05.14.г.

Просмотр компьютерной программы Ворд, шрифты, работа с текстом.

Компьютерный рисунок с текстом.







31

Книга

1

15.05.14.г.

Отличие книжной графики от других видов графики. Обдумывание характера оформления книги в соответствии с выбранной темой.

Просмотр книг. Выбор темы.

Книжная графика. Миниатюра. Часть издательского дела.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» с. 19, 36

32

Книга. Обложка.

1

15.05.14.г.

Особая смысловая нагрузка обложки. Суперобложка. Средства выразительности обложки, лаконичность, декоративность.

Обложка для своей книги.

Переплет. Иллюстративная обложка, декоративная обложка, шрифтовая обложка.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» с. 51.Н.П.Костерин, с.235.

33

Книга. Титул

1

22.05.14.г

Рисунок для своей книги.

Форзац, авантитул, контртитул.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» с. 75

34

Книга. Шрифт.

1

22.05.14.г

Буквица, орнаментика шрифта и его читаемость.

Выполнение буквицы для своей книги.

Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Рисунок букв-иероглифов. Буквица и ее роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления.







Похожие:

Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconВ судьбе каждого человека есть своя школа, которая ведет не только
В то же время наша alma mater является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями...
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconВремя занятие тема март 10. 03. 15 Вт. 11. 00-14. 00 1 лекция
Определение произведения искусства в условиях сегодняшнего дня. Границы искусства в истории искусства. Понятие современности. Границы...
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconАннотация программы
Дисциплина является базовым курсом гуманитарного, социального и экономического цикла
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconНеобходимые сведения о характере и требованиях к экзамену по философии при поступлении в аспирантуру
У с вузовским курсом философии, акцентируя внимание на историко-философское введение к нему. От сдающих экзамен требуется понимание...
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconПояснительная записка «Начальный курс географии»
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется...
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconПояснительная записка учебного курса «География. Начальный курс»
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется...
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconК программе «Начальный курс географии» 5 класс (фгос ооо)
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется...
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconПрограмма для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс географии М., Дрофа, 2004 г
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется...
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconПояснительная записка дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства маоу дод «дши» №2 города Воткинска является программой общего развития
Основной задачей программы является художественное воспитание и общее художественное образование учащихся
Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на iconПрограмма спецкурса по биологии «Биология: формы и уровни жизни» 10 класс Программу составила
Предлагаемая программа расширяет и углубляет знания учащихся, является дополнительным образовательным курсом естественнонаучного...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com