Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология



страница1/3
Дата19.05.2015
Размер0,53 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

социально-политического менеджмента

доцент С.Ю. Седова

________________


«____»__________2015 г.

Методические рекомендации к изучению дисциплины



Концепции современного естествознания

Направление подготовки



41.03.04 Политология

Профиль подготовки:

Государственная политика и управление;

Политический менеджмент


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Саратов – 2015

Сост. С.В. Балабай, И.И. Гусева, И.Н. Буханова.


Введение

Курс "Концепции современного естествознания" введен в государ­ственный стандарт высшего профессионального образования сравнитель­но недавно, но уже занял достойное место в ряду гуманитарных дисцип­лин, изучаемых в Саратовском государственном социально-экономичес­ком университете.

Актуальность введения курса "Концепции современного естествоз­нания" обусловлена, прежде всего, необходимостью повышения общего кругозора, культуры мышления и формирования научного мировоззре­ния студента-гуманитария, во многом определяемого его знакомством с наиболее важными концепциями, которое выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития.

Главная цель курса - помочь студентам социально-экономического университета получить представление о современной естественнонауч­ной картине мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и есте­ственнонаучную культуры, сформировать у будущих специалистов есте­ственнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение.



Естествознание - это наука о явлениях и законах природы. Современ­ное естествознание включает многие дисциплины: физику, химию, био­логию, а также смежные отрасли, такие как физическая химия, биофизи­ка, биохимия и т.д. Естествознание всегда оказывало значительное воз­действие на развитие гуманитарных наук как своими методологически­ми установками, так и общемировоззренческими представлениями, об­разами, идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас- в эпоху НТР, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов, как в науке, так и в духовной культуре в целом.

Необходимость введения курса "Концепции современного естествоз­нания" продиктована еще и тем, что представители современной парана-уки настойчиво призывают использовать любые учения, вплоть до мис­тики, суеверий и т.д., лишь бы они оказывали соответствующее воздей­ствие на общество. Многие из них ставят под сомнение достижения, цен­ности и возможности научного познания мира. В этих условиях приоб­ретает особую значимость утверждение идеалов научно-рационалисти­ческого отношения к действительности, на которых построена вся наша цивилизация. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные последствия. Эта опасность увеличивается во многораз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизиция, религиозный фанатизм, гонения на генетику, кибернетику и т.д. Курс "Концепции современного естествознания" как раз и должен способствовать формированию у студентов подлинно научного мировоззрения, осознанию принципов и закономерностей развития природы от микромира до Вселенной и человека. В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами. В настоящее время курс "Концепции современного естествознания" в Саратовском государственном социально-экономическом университе­те изучается на первом курсе дневного и заочного факультетов в течение одного семестра. Изучение курса завершается зачетом (для студентов некоторых специальностей - экзаменом). Необходимо отметить, что в настоящее время появилось большое количество различных учебников и учебных пособий по концепциям современного естествознания. Но из них следует выделить учебники, предназначенные для студентов гуманитарных вузов и имеющиеся в библиотехе СГСЭУ: Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1998; Грушевицкая Т.Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания. М., Высшая школа, 1998; Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебник для вузов. ML: ЮНИТИ, 1998; Концепции современного естествознания / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2000, Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков A.M. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. СПб., 2000; Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М., 1999; Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М., ЮНИТИ, 1997. Эти учебники помогут студентам при подготовке к занятиям и экзамену. Кроме того, при изучении курса "Концепции современного естествознания" необходима работа с дополнительной литературой, в качестве которой можно использовать журналы: "Знание-сила", "Природа", "Свет", "Наука и жизнь", "Общественные науки и современность", "Вопросы философии". Данные методические указания, разработанные преподавателями ка­федры философии и политологии СГСЭУ в соответствии с требования­ми государственного стандарта подготовки специалистов экономическо­го профиля, охватывают девять основных тем курса, содержат основные вопросы плана, методические рекомендации к семинару. Они помогут студентам в подготовке к семинарскому занятию и в конечном итоге к успешной сдаче зачета.
Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Занятие 1

/. Многообразие типов знания. Научное и ненаучное знание. Крите­рии научности.


  1. Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений.

  2. Специфика естественнонаучного знания.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание, что наука многообразное явление - это и способ познания мира, и соци­альный институт, и отрасль культуры, и творческая деятельность. Науке присущи специфические черты: универсальность, фрагментарность, на-завершенность, преемственность, общезначимость, рациональность, до­стоверность.

Необходимо учитывать, что от других форм познания научное позна­ние отличается рядом признаков, которые могут быть обобщены в прин­ципе фальсификации (критерием научного статуса теории является ее фаль-сифицируемость или опровержение) и верификации (какое-либо понятие или суждение является истинным, если оно эмпирически проверяемо).

Вслед за делением на материальную и духовную культуры в XX веке установилось деление на естественнонаучную и гуманитарную. Под ес­тественнонаучной и гуманитарной культурой понимаются две различные традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений.

Гуманитарное знание связано с герменевтикой как искусством истол­кования текстов, проникновением во внутренний мир другого индивида, пониманием его мыслей и переживаний. Основная познавательная ха­рактеристика гуманитарной культуры - понимание, а метод исследова­ния - индивидуализация. Системообразующим фактором гуманитарных наук является гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Важно подчеркнуть, что в гуманитарной культуре суще­ственным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбеж­ны различные варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, со­циума, государства.

Таким образом, гуманитарная культура антропоцентрична, диалогична и многозначна.

Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности.

Главная познавательная процедура естественнонаучной культуры объяснение - подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию, концепцию. Кроме того, это глубоко специализи­рованное и однозначное знание.

Обсуждается проблема спора и разногласий двух культур, которая была обозначена английским писателем Ч. Сноу. По мнению последнего пред­ставители каждой из культур не понимают друг друга. Разделение есте­ственнонаучного и гуманитарного знания началось в эпоху античности, астрономия, математика, география с одной стороны; театр, живопись, поэзия, музыка, архитектура и скульптура - с другой.

В третьем вопросе рассматривается специфика естественнонаучной культуры, которая состоит в том, что знание о природе постоянно со­вершенствуется, отличается высокой степенью объективности.

Контрольные вопросы

1. Что значит "мир познаваем"?

2. Может ли познание дойти до каких-либо неделимых частиц и не будет ли это концом познания?

3. Наука: благо или зло?

4. Чем отличается наука от других отраслей культуры?

5. В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости на­уки и религии?

6. Кто такой верующий ученый?

7. В чем отличие химии от алхимии астрономии от астрологии?

8. Что значит объяснить какое-либо явление?

9. В чем заключается сходство и различие между пониманием и интерпретацией?

10. Можно или нельзя проводить жесткое разграничение естественнонаучной и гуманитарной культуры?

Занятие 2

1. Этапы развития естествознания и смена типов научной рацио­нальности.



  1. Возникновение современного естествознания и неклассический тип рациональности.

  2. Логика и закономерности развития науки. Концепции Т. Куна и И. Лакатоса. Научная картина мира. Научные революции.

Методические указания

В первом вопросе следует указать на две стадии развития познания природы. Первая стадия естествознания называется натурфилософией. Она зарождалась в позднем Средневековье, но в основном характерна для эпохи Возрождения (XV-XVI века). Вторая стадия естествознания связана с формированием и систематическим развитием эксперименталь­но-теоретических исследований: аналитических и точных. Третья ста­дия - это переход от аналитической стадии естествознания к системати­ческой. Он происходил в конце XIX начале XX века. Четвертая стадия, которую условно можно назвать интегральным исследованием начинает заявлять о себе в конце XX столетия. В дальнейшем она будет углублять­ся по мере того, как малый синтез смежных дисциплин будет пополнять­ся масштабным объединением разных дисциплин и направлений науч­ных исследований.

При обсуждении этапов развития естествознания следует обратиться к понятию типа научной рациональности. Тип научной рациональности - это принятый в научной среде способ постановки научных проблем, аргументации, изложения научных результатов, проведения научных дис­куссий. Он регулирует вхождение новых идей в арсенал всеобщего зна­ния. В науке выделяют классический и неклассический тип рациональ­ности. Для классического типа рациональности характерно: жесткая оп­позиция субъектов и объектов познания, их строгая разделенность; неза­висимость результатов познания от средств наблюдения; принципиаль­ная контролируемость и устранимость воздействия на явления природы; наглядность классических представлений.

Во втором вопросе обсуждается специфика современного естествоз­нания, отсчет которого ведется с 10-20-х годов XX века. Современное естествознание - это естествознание, связанное с квантово-релятивистской картиной мира. Почти по сем своим характеристикам оно отличает­ся от классического естествознания. Новейшая революция в естествоз­нании привела к замене созерцательного типа рациональности деятельностным. Этому стилю рациональности свойственны следующие черты: зависимость знаний об объекте от средств познания, определяет особую роль прибора, экспериментальной установки в современном научном познании; взаимосвязь субъекта и объекта познания; невозможность до­стижения абсолютной истины. Современное естествознание отличается повышением уровня абстрактности, утратой наглядности, что является следствием математизации естествознания. Одним из итогов революции в естествознании стало развитие биосферного класса наук и новое отно­шение к феномену жизни. Жизнь перестала казаться случайным явлени­ем во Вселенной, а стала рассматриваться как закономерный результат саморазвития материи. Важной чертой современного естествознания является стирание граней между традиционно обособленными естествен­ными, общественными и техническими дисциплинами; интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данных других наук.

Научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем и содержание его постоянно меняется, происходит появление новых ги­потез, теорий и отказ от старых. Механизм развития научного знания представлен в общих моделях исторической реконструкции науки. В на­стоящее время наиболее четко вырисовываются три модели развития науки:


  1. история науки как кумулятивный поступательный процесс;

  2. история науки как развитие через научные революции (концепции Т. Куна, И. Лакатоса);

  3. история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуа­ций (кейс стадис).

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо остановиться на основных понятиях концепции Т. Куна: парадигма - признанные всеми достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решение; научная революция - смена всех ведущих принципов и за­конов.

Альтернативная модель развития науки, которую представил И. Лакатос - концепция научно-исследовательских программ. По своим об­щим контурам последняя близка к куновской, однако, расходится с ней в рациональном критерии выбора программы. Программа считается про­грессирующей, если ее теоретический рост предвосхищает эмпиричес­кий рост. Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического роста. Главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых может иметь внутреннюю стратегию развития (позитивную эвристику). Этот "двойной счет" развития науки и обусловливает картину непрерывного роста научного знания.

Термин "научная революция" (HP) может иметь разное содержание. Самая радикальная ее интерпретация заключается в признании одной единственной революции, которая состоит в победе над невежеством, суевериями и предрассудками, в результате чего и рождается наука. Дру­гое понимание HP сводит ее к ускоренной революции. Самая экстрава­гантная точка зрения на природу и характер научных революций разра­ботана К. Поппером (Концепция перманентной - непрерывной револю­ции). Научные революции подразделяются на частные, комплексные и глобальные.

При обсуждении данного вопроса важно обсудить понятие научной картины мира: целостной системы представлений об общих принципах

и законах устройства мироздания. Понятие "научная картина мира'' ак­тивно используется в естествознании и философии с конца XIX века. Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. НКМ в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. НКМ служит промежуточным звеном между фило­софией и теорий конкретной науки (например, физики, если речь идет о физической картине мира). Важнейшими понятиями НКМ являются по­нятия: материя, движения, пространство, время, взаимодействие.

Контрольные вопросы



  1. Что такое парадигма?

  2. Что такое кумулятивность и преемственность в применении к научном) знанию?

3. Чем отличается научная революция от научно-технической?
4: Что такое научная картина мира?

  1. Обоснуйте, в чем заключаются сильные и слабые стороны концепции Т. Куна?

  2. Что такое базисные понятия НКМ?

  3. Как синтезируются в НКМ естественнонаучные и философские знания?

  4. Каковы важнейшие открытия в естествознании в XVII-XVII вв.?

  5. Как Вы понимаете утверждение, что книга природы написана языком математики?

  6. Каково значение мысленного эксперимента в истории естествознания?

Б ибли огра ф и ческий спи с о к

АршиновВ. И., Буданов В. Г., Суханов А. Д. Естественнонаучное образование гуманитариев: на пути к единой культуре // Общественные науки и современ­ность. 1994. № 5.

Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

Гивишвили Г. В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? // Вопросы философии. 1995. № 2.

Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М.: Центр. 1998.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Ильин В В., Кезин А. В К вопросу о критериях научного знания // Вопросы философии, 1986. № 12.

Концепции современного естествознания / Под ред. В. Н. Лаврененко. В. 11 Ратникова. М.: ЮН И I И. 1997.

Пригожий И. Наука, разум и страсть // Знание-сила. 1997 № 9.

Прус И. Наука жива? По какому адресу она живет'' // Знание-сила. 1997. №2.

Философия и методология науки. Ч. 1. М., 1995.

Юревич А. В., Цапенко И. Г. Мифы о науке // Вопросы философии. 1996. jYl> 9.

Юрьев М., Барашенков В. Наука грядущего века // Знание-сила. 1997. № 5

Тема 2. Образы природы в классическом естествознании

Занятие 1

1. Классическая стратегия естественнонаучного мышления (Г. Га­лилей, Ф. Бэкон).

2. Особенности механистической картины мира:


  • законы Ньютона и детерминизм Лапласа,

  • абсолютное пространство и время,




  • принципы механицизма,

  • классическая концепция независимости результатов познания от средств наблюдения.

3. Социально-культурное значение механистической картины мира.

Методические указания

Необходимость изучения данной темы обусловлена той ролью, кото­рую сыграла механистическая программа описания природы. Впервые эта программа была выдвинута в античном атомизме и наиболее полно реализовалась в классической механике, со становления которой начи­нается научный этап изучения природы. Поскольку природа представля­ет собой единое целое, постольку знания о ней должны иметь целостный характер. На каждом этапе своего развития человечество по-разному представляет окружающий нас мир. Понятие "картина мира" эволюцио­нирует по мерс познания мира, т.е. картину мира можно рассматривать как парадигму миропонимания.

При знакомстве со вторым (основным) вопросом темы, следует отме­тить, что основы первой в истории науки физической картины мира -механистической картины мира (МКМ) - были заложены Г. Галилеем в XVI веке. Заслугой Галилея является разработка методологии нового способа описания природы - научно-теоретического. Он заключается в выделении отдельных характеристик объекта, построении теоретичес­ких моделей и проверки их в условиях эксперимента. Если эксперимен­ты ставились и раньше, то математический их анализ впервые стал применять именно Галилей. К заслугам Галилея следует отнести открытие за­кона свободно падающих тел и формулировку механического принципа относительности.

И. Ньютон, опираясь на труды Галилея, разработал строгую научную теорию механики, в которой природа рассматривалась как сложная ме­ханическая система. Основополагающие идеи механистической карти­ны мира - это классический атомизм и механицизм. Ядром механисти­ческой картины мира является механика Ньютона. Следует обратить вни­мание на то, что основными понятиями механики Ньютона, как и любой другой физической теории, являются понятия материи, движения, про­странства, времени и взаимодействия. Материя в МКМ рассматривалась как вещество, состоящее из мельчайших, далее неделимых абсолютно твердых движущихся частиц - атомов, характеризующихся наличием массы и веса. Существенной характеристикой ньютоновского мира было трехмерное пространство евклидовой геометрии, которое всегда пребы­вает в покое. Время рассматривалось как величина, не зависящая ни от пространства, ни от движения тел. В МКМ признавалось только механи­ческое движение.

При знакомстве с идеями классической механики важно обратить вни­мание на основные ее принципы: принцип относительности Галилея, прин­цип дальнодействия, принцип механицизма и детерминизм Лапласа. Кар­тина мира в классической механике напоминала часы: любое событие од­нозначно определялось условиями, задаваемыми абсолютно точно. В та­ком мире не было места случайности. В нем возможен "демон Лапласа" -существо способное охватить всю совокупность данных о состоянии Вселенной в любой момент времени. Распространение принципа детерминиз­ма на действия и поведение людей неизбежно приводит к фатализму. Сам окружающий мир превращался в грандиозную машину, все последующие состояния которой точно и однозначно определялись ее предшествующи­ми состояниями. Философское обоснование механистического понимания природы дано в классической концепции независимости результатов по­знания от средств наблюдения. Огромное значение МКМ состоит в объяс­нении физических явлений, процессов и формировании на ее фундаменте многих методов научного исследования в различных областях естествоз­нания. Классическая механика во многом определила мышление и миро­воззрение на более чем два столетия.

Контрольные вопросы

1. Какие представления о пространстве и времени существовали в доньютоновский период'

2 Что лежит в основе механистической картины мира?


  1. Как изменились представления о пространстве и времени с созданием гелиоцентрической картины мира?

  2. Приведите формулировку принципа относительности движения для зако­нов механики?

  3. Как трактовал И. Ньютон время и пространство?

  4. Какие представления о веществе и поле как видах материи были выработа­ны в рамках классической физики?

  5. В чем суть важнейших принципов МКМ?

  6. Какова связь между лапласовским детерминизмом и фатализмом?

  7. Что такое классический идеал рациональности?

10. Каково социально-культурное значение МКМ?

Занятие 2

1. Континуальная концепция описания природы. Электромагнитное поле, электромагнитные волны.



  1. Электродинамическая картина мира. Вещество и поле: их разли­чие и взаимодействие.

  2. Двойственный (непрерывный и дискретный) мир классической физики.

Методические указания

В 1860-1865 гг. Д. Максвелл разрабатывает теорию электромагнитно­го поля, на основе которой было предсказано существование электро­магнитных волн, распространяющихся со скоростью света. Это дало максвеллу основания считать свет - одним из видов электромагнитного излучения. Экспериментальное открытие Г. Герцем электромагнитных волн и исследование их свойств подтвердили вывод Максвелла. Итак, в 70-х годах XIX в. под светом стали понимать электромагнитную волну. Таким образом в период классического естествознания были открыты физические явления, которые не могли быть рассмотрены с точки зрения существующей механистической парадигмы. Кроме этого эти явления (световые) могли быть объяснены с точки зрения как волновых, так и корпускулярных представлений.

Во втором вопросе темы рассматриваются электромагнитные явле­ния, открытые в период классического естествознания и которые также нельзя было объяснить на основе механистических воззрений. Необхо­димо обратить внимание, что электрические и магнитные явления были известны уже в глубокой древности. Однако только исследования М. Фарадея привели к выводу о существовании взаимосвязи между элект­ричеством и магнетизмом

В третьем вопросе темы раскрываются понятия и принципы электродинамической картины мира. Электродинамическая картина мира основывалась на теории электромагнитного поля, идее непрерывности материи и движения, связи пространства и времени как между собой, так и с движущейся материей. Важно отметить, что в рамках электродинамической картины мира гравитационное и электромагнитное взаимодействие объяснялось исходя из понятия "поле", что означало передачу того и другого взаимодействия с конечной скоростью - скоростью света. Таким образом, принцип дальнодействия механистической картины мира (МКМ) был заменен принципом близкодействия. В электродинамической картине мира принцип причинности практически не изменяется по сравнению с МКМ. Главными считались однозначные причинно-следственные связи и динамические законы их выражающие. Вероятностные законы не являлись фундаментальными.

Дальнейшее развитие физики показало, что ЭМКМ имеет ограничен­ный характер. Главная трудность ЭМКМ состояла в том, что континуаль­ное понимание материи не согласовывалось с опытными фактами, под­тверждающими дискретность ее свойств - заряда, излучения, действия. Оставалась нерешенной проблема соотношения между полем и зарядом, не удавалось объяснить устойчивость атомов и их спектры, два закона фотоэффекта, излучение абсолютно черного тела. Подводится итог темы, заметим, что с точки зрения классических представлений, материя суще­ствует в двух видах - вещество и поле, которые строго разделены и их превращение друг в друга невозможно. Причем вещество и поле разли­чаются как корпускулярные и волновые сущности. Вещество - дискрет­но, поле - непрерывно. Дискретность -г выражение прерывности, отсут­ствие целостности, неделимость. В рамках классической физики диск­ретность и непрерывность выступают как противоречащие друг другу и независимые друг от друга.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы представлений о природе света?

2. Какой новый вклад в картину мира вносит электромагнитная теория''

3. Кто и когда создал электромагнитную теорию поля?

4. Какие недостатки теории Максвелла отметил Эйнштейн?

5. Каково соотношение правил преобразования Галилея, Лоренца?

6. В чем различие вещества и поля как видов материи?

7. Каковы противоречия электромагнитной картины мира?

8. Что означает континуальность и дискретность в описании природы

Библиографический список

Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. М., 1998.

Гайденко П. П. У истоков классической механики // Вопросы философии. 1996. №5.

Гайденко П. П. Научно-исследовательская программам. Ньютона//Природа. 1987. №8.

Власова В. В. Актуализация понятия времени // Философские науки. 1997. № 2.

Разжабов У, П Система Ньютона и современная научная картина мира // Философские науки. 1988. № 9.

Философский энциклопедический словарь. Раздел "Механицизм". М., 1989.

Чернин А. Н. Физическая концепция времени от Ньютона до наших дней // Природа. 1987. №8.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «концепции современного естествознания» Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
Охватывают содержание темы в полном объеме
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания направление подготовки 035700 лингвистика
И выявляя его содержание (т е совокупность признаков этих явлений)
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconЕН. Ф 3 Концепции современного естествознания
Дисциплина «Концепции современного естествознания» (далее – ксе) входит в федеральный компонент блока общих математических и естественнонаучных...
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconРабочая программа дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, с учетом рекомендаций ооп впо по направлениям подготовки
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания для студентов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» / сост. А. И лобачев. М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания направления подготовки 080100. 62 Экономика
«Требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие математические...
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconРабочая программа по дисциплине в концепции современного естествознания по направлению подготовки бакалавров
Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных...
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Естественнонаучная картина мира» составлена в соответствии с «Требованиями фгос по циклу «Общие математические...
Методические рекомендации к изучению дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 41. 03. 04 Политология iconРабочая программа дисциплины в. Дв 2 «Концепции современного естествознания»

Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com