Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района



Дата01.06.2015
Размер315 Kb.
ТипРеферат

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕУРАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. ВЕРХНЕУРАЛЬСКА


Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

Выполнила:

Александрова Ю.С.

Верхнеуральск 2010
Содержание


  1. Моя педагогическая философия…………………………………..……с 2

  2. Введение………………………………………………………..………...с 5

3. Глава I: Проблема развития у младших школьников

творческих способностей в процессе изобразительной

деятельности во внеурочное время.


    1. Общая характеристика творческих способностей

младших школьников…………………………………………………….с 7

1.2. Опыт воспитания у младших школьников творческих

способностей в процессе образования………………………………….с 9

4. Глава II: Опытно - экспериментальная работа по

развитию у младших школьников творческих

способностей в процессе изобразительной

деятельности во внеурочное время.

2.1.Цель, задачи и организация экспериментальной работы

по развитию творческих способностей у младших

школьников в процессе изобразительной деятельности

в кружке « Роспись по дереву и фарфору»……………………….…..с 12

2.2. . Педагогические условия развития у младших

школьников творческих способностей в процессе

изобразительной деятельности во внеурочное время…………...……с 17

2.3. . Анализ результатов опытно –

экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности

во внеурочное время……………………………………………………с 22


  1. Заключение……………………………………………….…..………с 24

  2. Литература…………………………………………………..…...…..с 26

  3. Приложение…………………………………………………….……с 29

«Моя педагогическая философия»

Прошло чуть больше пяти лет! Нет, не прошло, а пролетело! Мне нравится моя работа. Многие спрашивают: «А что там может нравиться, вы относитесь к дополнительному образованию и всё такое?», да может мы и дополнительное, за то ребята приходят в Дом детского творчества добровольно, сами, по собственному желанию и это, я считаю, большой плюс. Они готовы к творческим делам и порой делают такие замечательные работы, когда и не подумаешь, что это сделал ребенок восьми лет.

Самое интересное - готовиться к урокам: придумывать для малышей из начальной школы что-нибудь сказочное, искать для ребят чуть по - старше что-то новое (они ведь подчас знают больше нас). Мне нравится начинать урок с улыбки, доброжелательным и теплым приветствием. Это помогает и мне, и ребятам быстрее настроиться на работу. Как иногда удивляют малыши своими мудрыми рассуждениями! Как  тщательно Ожерельева Алена готовится к моему уроку, придумывает вопросы по теме  и ищет ответы на них, а потом задает мне эти вопросы на уроке. Она научила меня быть всегда готовой к непредвиденным ситуациям, к неожиданным вопросам моих почемучек. А как поначалу было нелегко с ребятами по - старше! Порой на уроках они задавали такие каверзные вопросы, а потом с интересом наблюдали, как же я на них отвечу, будто проверяли меня. Но сейчас они ко мне прислушиваются.  Думаю, я выдержала проверку.

Для меня до сих пор все в новинку: каждый урок как частичка большой мозаики. Постепенно, очень медленно, складывается картинка моей педагогической философии. Что будет на этой картине?

На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время урока и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие - вызывают затруднения. Одной из основ обучения в Доме детского творчества является личностно – ориентированная направленность. Совместно с другими коллегами проведена большая работа по изучению особенностей каждого ребенка. Например, я знаю, что Кузнецов Дима - аудиал, Александрова Настя – визуал, а Семенчук Лена - кинестетик; я знаю, как формируется их стиль мыслительной деятельности. Знаю ещё, что у одних детей преобладают социальные мотивы, а у других - учебные; кого-то надо похвалить, а кого-то - призвать к долгу и ответственности. Это помогает построить урок так, что каждому ребенку на уроке будет интересно, каждый получит задание, с которым справится. Успешность ребенка важна для его самореализации, самовыражения. Каждый урок – маленькая победа над собой. И я чувствую радость ребенка, когда у него все получается, и радуюсь вместе с ним. Его успех – это результат моей работы!

 Я стараюсь объяснять учебный материал, учитывая, что все дети по-разному воспринимают информацию. Например, аудиалы лучше воспринимают информацию на слух, визуалы - воспринимают зрительную информацию. Кинестетикам –  нашим непоседам – нужно двигаться, выполнять задания у доски, например. У них лучше развито тактильное ощущение,  они хорошо выполняют задания на карточках.

Как сложную тему объяснить простым понятным языком? Я экспериментирую, пробую разные приемы: уложить объемный материал в емкую, но сжатую схему, составить алгоритм выполнения сложного задания, подобрать иллюстрирующие яркие, запоминающиеся примеры.

Оказывается, чтобы быть педагогом дополнительного образования, недостаточно хорошо знать свой предмет. Самое главное - научиться эти знания передавать, а в идеале - научить детей добывать эти знания самостоятельно, направляя их, подсказывая верный путь. Для этого нужно быть очень чутким, терпеливым, тактичным, быть профессионалом своего дела.

Сколько моральных сил требуется мне, чтобы всегда оставаться невозмутимой, спокойной и в то же время требовательной и строгой. Не всегда получается сдерживать эмоции, подавить гнев и раздражение. Как научиться без повышения голоса поддерживать дисциплину, добиваться выполнения своих требований?

Найду ли я ответы на все эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».



ВВЕДЕНИЕ
Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Всё большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек.

Настало то время когда, как писал Ф. Энгельс, «…Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает».

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Российские психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого-педагогической науки, о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопросительное» отношение к жизни, к окружающей среде, действительности. Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. И именно поэтому задача учителя приобщить, а после влюбить детей в искусство росписи по дереву и фарфору. А уж в процессе обучения росписи у учащихся постепенно развиваются качество творческих способностей: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобразительность, стремление добывать знания и др. Как и с помощью каких средств, методов можно сформировать творческую личность! Меня давно волновал этот вопрос. К тому же мне как педагогу дополнительного образования, необходимо знать, с помощью каких приемов, способов и средств я могу сформировать творческую личность.



Цель исследования - разработка, раскрытие и экспериментальная проверка педагогических условий, развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

Объектом исследования является процесс изобразительной деятельности младших школьников во внеурочное время.

Предметом исследования является развитие у младших школьников творческих способностей.

Задачи исследования:



  1. изучить литературу по проблеме развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности;

  2. дать общую характеристику творческих способностей младших школьников;

  3. разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время;

  4. разработать методические материалы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

Практическая значимость состоит в разработке подходов, методов, методик к развитию творческих способностей младших школьников в кружке роспись по дереву и фарфору

Глава 1.Проблема развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

1.1. Общая характеристика творческих способностей младших

школьников.
Понятия творческих способностей широко используется в современной педагогике и тесно связана с понятием творчества. Современная же психология выделяет различные виды творчества. Кроме таких общепризнанных его видов, как научное, техническое, литературное, музыкальное выделяют творчество игровое, учебное, бытовое, военное, управленческое, профессиональное, ситуативное и т.д. В связи с этим приведем обобщенное определение понятия «творчество», на которое будем опираться в дальнейшем.

Под творчеством понимается совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.

Важным отличием творческой деятельности является, то, что решения поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. В помощь этому разрабатываются специальные методы, которые в состоянии освоить и обучающиеся.

Чтобы их заинтересовать в этом, надо показать им, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом. Вот некоторые из них.

1. Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.

2. Творческий подход позволяет успешно разрешать противоречия, возникающие в семье, коллектив общества, успешно адаптироваться в новых условиях.

3. В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике и т.п.

4. В процессе творческой деятельности, как правило, гармонично сочетается умственный и физический труд и т.д.

Таким образом, творчество младшего школьника называется создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Раскрыв понятие творчество и творческие способности можно смело переходить ко второму параграфу данной главы, которая называется «Опыт воспитания у младших школьников творческих способностей в процессе образования»



1.2. Опыт воспитания у младших школьников творческих

способностей в процессе образования.
В нашем понимании, учить самостоятельной творческой деятельности – значит учить ребенка самостоятельно ставить задачи и так же самостоятельно их решать. Обучать творческой деятельности - это, по нашему мнению, добиваться создания школьникам оригинального продукта: модели, макета, художественного или литературного произведения, «изобретения», идеи решения технической задачи.

В процессе творческой деятельности учащиеся должны применять усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлять их перенос (использовать для разных целей, в разных условиях), комбинировать известные способы деятельности, находить новые пути решения задач. Под многосторонностью мы понимаем ознакомление всех учащихся со множеством различных направлений, обучение их правилом конструирования, работы различными инструментами, создания литературных и художественных произведений и др. А уж кто сколько возьмет от такого обучения - зависит от желания и индивидуальных способностей.

Приобщение учащихся к творческой деятельности должно способствовать развитию у них целостного комплекса качеств творческой личности: быстрой обучаемости; умственной активности; смекалками и изобретательности; стремления и способности добавить новые знания и т.д. Формированием такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий продукт: модель, макет, скульптура, игрушка, стихотворение, в нашем случае расписанная кухонная доска. И только снабдив учащихся определенными минимумами обще-профессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании или конкретных оригинальных творческих продуктов, об обучении школьников творчеству.

Уроками творчества я назвала свои уроки потому, что буквально с первых дней школьники приучаются, при единой для всех теме, выполнять практические работы в своем оригинальном варианте (двух одинаковых работ не бывает).

В тех же случаях, когда оригинальный продукт создать нельзя (решение задач по черчению изготовление- изделий по чертежу) я стараюсь развить самостоятельность в выборе композиций, для чего давались большое количество разных композиций на доску, а ученик брал то, какое хотел. Это способствовало быстрому развитию самостоятельности в принятии решений, снимает страх перед заданием.

Развивать творческую способность младших школьников надо очень осторожно, так как это связано с работой различных видов росписи (Хохлома, Гжель, Урало-сибирская, Городец, Дымковская игрушка, Каграпольская игрушка). Поэтому работа над развитием творческих способностей у младших школьников производится поэтапно. Например, возьмем тему «Знакомство и обучение Городецкой росписи». Знакомство с этой росписью продолжается одно полугодие.

Сначала учащиеся знакомятся с элементами этой росписи, учатся их рисовать. После этого дети самостоятельно под руководством учителя составляют композиции из изученных элементов.

Затем дети знакомятся с более сложными моментами в Городецкой росписи это обучение рисовать и расписывать птиц, людей, животных (коней). На каждом этапе обучения у учащихся постепенно развивается творческая способность. Когда дети приступают к расписыванию доски, то уже здесь включается все его творческое воображение, знания, умения, навыки и ученик самостоятельно составляет композицию на доске и расписывает ее, где без творческих способностей также не обойтись.

Как же спроектировать такой большой процесс с «хорошем содержанием». Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» если нет четкого определения конечной цели. Так же и нельзя создать уроки творчества, предполагающие обучению творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще.

При выборе цели я исходила из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта педагога, который должен был вести уроки творчества; его специальности, квалификации и конкретных условий школы.

В нашем случае это Дом детского творчества, класс самый обычный, без специального отбора, условия для работы типичные, специальность педагога определена так: общее развитие и формирования качеств творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разработанной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение действиями с реальными предметами и их образцами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Всем этим я и руководствовалась при проектировании уроков творчества.

Известный советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую нам мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Поэтому же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом. Грубо говоря, поэтому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудится (не развивали таланты)». (Цитата В. Белов «Лад» по 7 с 29 )

Раскрыв понятия творческих способностей, и узнав подробно об изобразительной деятельности - можно смело переходить ко второй главе, в которой необходимо опытно – экспериментально проводить уровень развития творческих способностей, предложить модель развития творческих способностей младших школьников, и провести диагностику результатов.


Глава 11. Опытно - экспериментальная работа по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе

изобразительной деятельности во внеурочное время.

2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы по развитию творческих способностей у младших школьников в

процессе изобразительной деятельности в кружке « Роспись по дереву и фарфору».
На основе теоретических положений, рассматриваемых в первой главе, в данном параграфе раскрыты организационные основы опытно-экспериментальной работы, а именно: сущность естественного эксперимента как ведущего метода опытно-экспериментальной работы; ее этапы и основные принципы.

Для организации опытно-экспериментальной работы я избрала метод естественного эксперимента, который позволил мне проверить гипотезу исследования во внеурочное время в Доме детского творчества г. Верхнеуральска.

Метод естественного эксперимента дает возможность оперативно включать опытно-экспериментальной работы и многократно производить их с целью проверки.

Исследование данного метода в рамках моего исследования позволило не только эффективно организовать развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, но и одновременно его исследовать.

В моем исследовании метод естественного эксперимента тесно связан с другими методами исследования. Среди них выступают педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, сравнение, анализ, синтез, изучение учебных и творческих работ, оценивания, обобщение и другие методы научного исследования.

Метод наблюдения позволяет отслеживать развитие творческих способностей у младших школьников в процессе их изобразительной деятельности; методы беседы и интервьюирования младших школьников к творческой подготовке в области изобразительной деятельности. Беседа, также давала мне информацию о занятиях младших школьников в области изобразительного искусства в школе.

Метод анкетирования используется мною с целью выявления уровня сформированности у младших школьников теоретических знаний в области изобразительного искусства. Анализ практических работ младших школьников выполненных на деревянных досках, фарфоре, опираясь на знания и умения в процессе изобразительной деятельности.

Метод оценок творческих работ младших школьников, которые я использовала для выявления реального уровня творческих способностей младших школьников. Эти работы представлены в приложении № 1

В результате мной было получено обобщенное представление об уровне творческих способностей младших школьников.

В эксперименте принимало участие 30 детей в возрасте от 9-12 лет. Эксперимент был осуществлен в Доме детского творчества города Верхнеуральска. Список учащихся представлен в приложении № 2.



Цель опытно- экспериментальной работы является экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о возможности развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности.

Данная цель позволила нам определить следующие задачи экспериментальной работы:

1) провести диагностику наличного уровня творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности;

2) выявить возможность учебно-воспитательного процесса младших школьников для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности;

3) разработать план реализации педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в Доме детского творчества города Верхнеуральска;

4) реализовать план по внедрению педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в Доме детского творчества города Верхнеуральска;

5) осуществлять коррекцию экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности в Доме детского творчества города Верхнеуральска;

6)проанализировать результаты внедрения комплекса педагогических условий развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в 3 этапа. На первом этапе был осуществлен анализ состояния изучаемой проблемы в педагогической теории и практике. С этой целью изучалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, проводилось наблюдение за организацией изобразительной деятельности младших школьников в Доме детского творчества города Верхнеуральска. Этот эксперимент позволит выявить возможности изобразительной деятельности, как средства развития творческих способностей младших школьников и определить параметры исследования: проблему, цель, гипотезу, задачи исследования и пути их решения, а также теоретически обосновать объективную необходимость развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

На этом этапе использовались методы, благодаря которым я получила предоставления об исходном уровне развития творческих способностей младших школьников и их ориентацию на творческую самореализацию в процессе изобразительной деятельности. Данные этого эксперимента были получены с помощью бесед, самооценки их удовлетворенности к творческой подготовке. Анализ творческих работ младших школьников, как продукт их изобразительной деятельности.

На втором этапе был осуществлен формирующих эксперимент, цель которого состояла в реализации разработанных мной педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время. Инструментом развития творческих способностей младших школьников является учебная программа дополнительного образования, кружка «Роспись по дереву и фарфору», которая представлена в приложении № З.

Данные формирующего эксперимента были получены на основе анализа результатов учебных и творческих работ младших школьников, наблюдение за их творческой деятельностью, анализа самооценок, а также статистические методы первичной обработки результатов исследования.

На третьем этапе анализировались и обрабатывались полученные в ходе опытно - экспериментальной работе данные, проверялась результативность разработанного мною комплекса педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время

Все это обеспечивало проверку достоверности выдвинутой гипотезы исследования. На этом этапе основными методами являлись анализ продуктов деятельности младших школьников, синтез, обобщение, систематизация, статистические методы вторичной обработки результатов эксперимента, а также метод сравнения.

Ведущими принципами организацией опытно -экспериментальной работы были принципы целостного изучения исследуемого явления, преемственности, поэтапного развития творческих способностей младших школьников и успешности их деятельности.

Рассматривается:

1) полнота знаний учащихся в области искусства росписи по дереву и фарфору;

2) прочность знаний в области искусства росписи по дереву и фарфору;

3) деятельная активность в области искусства росписи по дереву и фарфору;

4) способность к самооценки уровня развития творческих способностей

Смотря на шкалу оценок четко видно, что экспериментирующий класс «слаб» к знаниям росписи по дереву, к такому выводы я пришла, анализируя первые работы по росписи, по беседе и наблюдением.

Подробности описания реализации комплекса педагогических условий на основе программы по изобразительной деятельности представлены мною во втором параграфе второй главы, а анализ и оценка полученных результатов представлены в третьем параграфе данной главы.



2.2. Педагогические условия развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной

деятельности во внеурочное время.

Во втором параграфе данной главы описан процесс реализации разработанный мною комплекса педагогических условий, обеспечивающих гарантированное и эффективное развитие творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности. В связи с этим последовательно рассмотрены несколько вопросов:

1) дана характеристика изобразительной деятельности, как частного проявления художественно творческой деятельности человека;

2) обоснованы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности;

3) представлена комплексная программа по изобразительной деятельности, реализация которой определяет логику развития творческих способностей младших школьников. Характеристика изобразительной деятельности построена на основе концепции человеческой деятельности М.С. Кагана, учитывая при этом, что человеческая деятельность – предмет изучения различных наук и понятий, обладающих фундаментальным значением.

Однако сегодня нет ни одной науки, в которой понятие деятельность употреблялось бы однозначно. Такое положение дает возможность творчески подходить к его трактовке наполняя содержанием в соответствии со спецификой и характером деятельности.

В философской социологической и психологической литературе деятельность человека рассматривается в различных проекциях: как некий реальный процесс складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батиецев); как силу, производящую культуру (Э.С. Маркарян); совокупность определенных видовых форм, не обхватанных реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев). Руководствуясь идеей М.С. Кагана, мы в нашем исследовании применили системный подход к организации изобразительной деятельности младшего школьника, что позволило использовать ее, как средство развития творческих способностей младших школьников.

М.С. Каган предлагает под деятельностью понимать способ существования человека, а его самого, соответственно, определять, как действующее существо.

В рамках моего исследования понятия «деятельность» ряд характеристик, среди которых методологическое значение для нас имеют следующие:

1) это всякого рода практическая активность человека, в ходе которой он воспроизводит или творчески преобладает объект своей деятельности;

2) социально сформированная и культурно организованная форма человеческой активности, имеющего в своей основе разделения действующего лица и предмета действия, то есть субъекта и объекта (Л.И. Анциферова, В.Г. Афанасьева; М.С. Каган, И.С. Кон и другие);

3) специфически человеческая форма активности отношения человека к окружающему миру с приобретенной направленностью на целесообразное изменение и преображение этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э.Г. Юдин);

4)целеобусловленная направленность личности на конечный результат, в качестве которого выступают, как объекты окружающего мира. Так и сам человек, как субъект деятельности. Таким образом, выполняя деятельность, изменяя и преобразуя мир - человек меняет себя.

Регулятором деятельности, по М.С. Кагану, является, во -первых, мотивы и цели, во - вторых, используемые средства, в -третьих, результат, на основании чего он выделяет три группы видовых разновидностей деятельности. В первую группу он включает преобразовательную, познавательную, целостно ориентационную, коммуникативную и художественную деятельность; во вторую группу - материально - практическую, практически - духовную и отражательно - духовную деятельность; в третью группу репродуктивную (механическую) и продуктивную, то есть творческую деятельность.

В аспекте проблемы исследования формируется понятие «изобразительная деятельность», которая понимается как одна из специфических разновидностей художественной деятельности, и рассматривается, как педагогическое средство. В то же время мы разделяем эти два вида деятельности (изобразительная и художественная) по общественной значимости их результата. Так если результатом художественной деятельности является произведение изобразительного искусства, которое отличается объективной новизной и оригинальностью, а зачастую и историческую ценность для общества, обладает воспитательным воздействием на личность и прочие, то результатом изобразительной деятельности младшего школьника ,является продукт (расписанная композиция на кухонной доске), отличаются новизной зачастую только для его автора (то есть «субъективной» новизной) и представляет ценность только для самого ученика.

Именно это положение послужило, в первую очередь, основанием для употребления термина «изобразительная деятельность», выступает в исследовании в качестве деятельности развития творческих способностей младших школьников.

Итак, изобразительная деятельность младших школьников ­это вид учебной деятельности, направленный на расширение и углубление знаний младших школьников в области изобразительной грамоты, на совершенствования их умений и осуществление учебно­-исследовательской работы в области изобразительного искусства, что в результате обеспечивает развитие творческих способностей младших школьников.

Учитывая, что организация любого процесса состоит в устранении, установлении, приведение в порядок его элементов, под организации изобразительной деятельности мы будем понимать совокупность упорядоченных взаимосвязанных на приведение в систему опыта изобразительной деятельности младших школьников через интеграцию наличного и приобретаемого, индивидуального и нормативного, осознаваемого и неосознаваемого как элементов творческой организации их личности.

Покажем, каким образом реализован в нашем исследовании комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, понимая под педагогическими условиями применительно к проблеме нашего исследования, совокупность мер организации изобразительной деятельности младших школьников. Обеспечивающих достижение цели развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время. При этом мы учитываем:

1) социальный закон общества к педагогическим учебным заведениям (в частности к Дому детского творчества);

2) возможности учебно-воспитательного процесса Дома детского творчества для внедрения разработанных педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности; индивидуальные особенности младших школьников;

3) ценностную ориентацию младших школьников на данную конкретную деятельность.

На основе теоретического анализа исследуемой проблемы, состояния развития творческих способностей младших школьников Дома детского творчества, я разработала комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

Первым условием является учет исходного уровня творческих способностей учащихся, индивидуальных особенностей и личностных потребностей каждого из них, что выступает основанием для формирования у младших школьников направленной мотивации, как одной из важнейших основ творческой направленности личности.

Учет исходного уровня развития творческих способностей у младшего школьника осуществляется на этапе констатирующего эксперимента, методика и результаты которого описаны в первом параграфе второй главы в процессе реализации второго условия обеспечивалось овладение младшими школьниками изобразительной деятельностью на двух уровнях. На образовательно-развивающем уровне, предусматривающим развитие творческих способностей младших школьников в личностном плане и на методическом, ориентированном на их подготовку и управлению творческим развитием младших школьников.

Для развития творческих способностей младших школьников можно использовать задания (см. Приложение 4)

Развитие творческих способностей младших школьников так же способствует внедрение регионального компонента в обучении росписи.

В Приложение №5 представлены конспекты нескольких занятий в кружке росписи.

Таким образом, проводив такие занятия у обучающихся интенсивно растёт и поднимается уровень развития творческих способностей, что способствует быстрому формированию творческой личности.

Итак, представленная реализация разработанного мною комплекса педагогических условий по развитию творческих способностей младших школьников Дома детского творчества, позволяет сделать вывод об эффективности этих условий и возможности их внедрения в целостный процесс подготовки.




2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

В данном параграфе представлен анализ результатов проведенной экспериментальной работы, отражающих динамику развития творческих способностей у младших школьников Дома детского творчества, проявление критериев, показателей и уровней развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности в ходе формирования эксперимента. Осуществляется анализ результатов проведенной опытно - экспериментальной работы и делая выводы, мы исходим из того, что в психолого-педагогических исследованиях такие выводы делаются на основании сравнения состояния изучаемого объекта до эксперимента и после его проведения. Кроме того, мы руководствовались теми положениями методологии, как логики исследования, логики деятельности, которые дали нам возможность определить логику экспериментальной работы, наметить ее этапы и отобрать соответствующие методы.

В этом плане одним из важных для нашего исследования методологических принципов является принцип конкретности, то есть анализа конкретной ситуации, требует учета объективного содержания процесса в данной конкретной обстановке.

В этой связи первым этапом исследования был анализ действительного состояния развития творческих способностей у младших школьников в процессе их обучения в школе. В качестве метода подобного анализа я использовала констатирующий эксперимент, как составную и отправную часть последующего исследования.

На втором этапе, согласно проблеме исследования я paзработала модель развития творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочно время. В качестве модели развития творческих способностей у младших школьников в приложении представлена программа и множество развивающихся заданий, а так же фрагмент урока по внедрению регионального компонента. Заключительным этапом исследования является анализ результатов опытно - экспериментальной по развитию творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности. Обработав и проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы – всё это можно отобразить в данной диаграмме. (см. Приложение)

На диаграмме четко видно, что эксперимент удался. После эксперимента на высоком уровне оказалось 20 обучающихся, на среднем 8, а на низком 2 ребёнка, это объясняется тем, что оба обучающихся редко посещали занятия по росписи по причине болезни и частых пропусков.

Уроки творчества являются такими не только для обучающихся, но и для педагога. В процессе работы педагог может корректировать последовательность включения, чередования видов труда, типов задач, исходя из создавшегося положения на данный момент.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудится, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни к этому и стремились мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. И если каждый из нас задастся такой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, не только дети но и сами педагоги - они станут действительно творческими личностями.

Итак, представленная реализация разработанного нами комплекса педагогических условий по развитию творческих способностей младших школьников Дома детского творчества, позволяет сделать вывод об эффективности этих условий и возможности их внедрения в целостный процесс подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Изучение проблемы развития творческих способностей у младших школьников позволило нам сделать следующие выводы:

В настоящее время насущной стала потребность в творческой личности детей младшего возраста. Это обусловлено тем что учащиеся не способны самостоятельно сделать первые шаги в творчестве, их кругозор не велик. Именно поэтому задача учителя развивать быстрой творческую личность, то есть быстрой обучаемости, умственности и активности, смекалки изобретательности, стремления и способности добавить новые

знания и так далее.

В связи с этим развитие творческих способностей детей младшего возраста становятся одной приобретенных педагогических задач.

2.Одной из предпосылок творческого развития личности является присущий человеку от природы умение творить. Наше исследование доказано, что развитие творческих способностей личности возможно начинать практически в любой момент жизни человека при наличие необходимых и достаточных для этого внешних и внутренних условий, так как способность является одним из наиболее общих духовно - личностных качеств человека и обладает способностью к росту и развитию, что позволяет выделять в нем уровни развития, соотносящегося с уровнями общего развития личности.

3.Творческая способность человека проявляется в разных видах деятельности. В качестве процесса творческих способностей младших школьников Дома детского творчества мы избрали изобразительную деятельность, поскольку я работаю в этой сфере, меня эта проблема волновала, и благодаря этим исследованиям я узнала много способов, как развивать творческие способности во внеурочное время. Творческие способности могут развиваться как стихийно, так и в результате целенаправленного воздействия на личность в процессе организованного воспитания и обучения.

4. Теоретической основой для решения проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеурочное время, послужил анализ понятий «способность» и «творчество»,которые рассматриваем как деятельность, приводящую по отношению к младшим школьникам Дома детского творчества не столько к созданию нового оригинального в общественном отношении продукта, сколько к появлению всесторонней развитой творческой личности.

5. Развитие творческих способностей у младших школьников осуществлялось через реализацию разработанной нами структуры, в которой представлены все компоненты: цель, задачи, субъективная основа процесса, органично связанные с целью и задачами принципы, которые регулируют процесс развития творческих способностей младших школьников, а так же методы, формы и педагогические условия, обеспечивающие достижения результата.



6. Результаты экспериментальной работы подтвердили преимущество предложенного нами подхода к развитию творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности, организуемой во внеурочное время. При этом одним из важнейших показателей является сформированность на конец экспериментальной работы у всех младших школьников ходивших на занятие творческой направленности.

Литература


  1. Азбука нравственного воспитания. Под редакцией Комарова И.А., Ханчина В.С.- М.: педагогика, 1971.

  2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся.- М.: высшая школа, 1984 г.- 47 с.

  3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения.- М.: Московский рабочий, 1973 г.,- 296 с.

  4. Амонашвили Ш.А. Единство цели.- М.: 1987 г.

  5. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества.- Киев: Вища школа,1998 г.- 175 с.

  6. Асмологов А. Содействие ребёнку- развитие личности. Новые ценности образования: забота- поддержка- консультирование.- М.: Инноватор, 1996

  7. Белов В. «Лад»- М.: Просвещение,1999 г.- 216 с.

  8. Брудный Д. Учитель: статьи, документы, воспитания, педагогический поиск, страницы литературы. – М.: Издательство политической литературы, 1991 г.- 350 с.

  9. Васильев И. Свидетели и творцы. Советская Россия. 1998 г.- 364 с.

  10. Внешкольные учреждения. – М.: Просвещение 1998 г.- 223 с.

  11. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования.- Киев: Вища школа, 1992 г.- 148 с.

  12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Ответственный редактор и составитель В. Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 1995 г.

  13. Дергачев С.И. Труд всему голова. Школа и производство. 1999 г. №4-61 с.

  14. Кагам М.С. Педагогика. Учебное пособие. – М.: «Народное образование». 1997 г.- 231 с.

  15. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1997 г.

  16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение.- Т. 29,- 350 с.

  17. Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э., Воспитание гражданина: демократические школы.- М.: «Народное образование», 1996 г.

  18. Начальная школа. 1979 г. №8, с. 34-35.

  19. Основы педагогического мастерства. Под редакцией И.А. Зязюна.- М., 1989. Раздел II.

  20. Педагогика. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, С.П. Мищенко, Е.Н. Шлянов.-М., 1997 г. Раздел IV.

  21. Педагогический альмонах: Свободное воспитание.- М., 1993 г.

  22. Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества. Учебное пособие.-М.: Издательство «Пролотей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989 г.- 83 с.

  23. Психолого- педагогический словарь. Автор- составитель: В.А. Мижериков.- Ростов-на-Дону, 1998 г.

  24. Пульбере А.И. Свобода личности и воспитания. Педагогика. Научно- технический журнал №9.- Волгоград, 2005 г.

  25. Ривес- Коробков Ю.Е. «Школа и производство». Научно- теоретический , методический и организационно- педагогический журнал.- М.: Издательство «Школа- Пресс», 1997 г.- 10 с.

  26. Скорокодов В.П. Система художественного образования. Педагогика. Научно-технический журнал №7.- Волгоград, 2005 г.

  27. Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе.- СПб., 2000 г.

  28. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М., 2004 г.

  29. Столяров Ю.С. Кружки творчества: опыт и перспективы.- М.: Просвещение, 1983 г.- 176 с.

  30. Столяров Ю.С., Комский Д.М., Гетте ВУ.Г. и другие; Техническое творчество учащихся: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ; Под редакцией Ю.С. Столярова, Д.М. Комского.- М.: Просвещение, 1989 г.- 223 с.

  31. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- Киев, 1975 г.- 236 с.

  32. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 1973 г.


­







Похожие:

Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconКрасногорского муниципального района московской области управление образования
Управлением образования администрации Красногорского муниципального района в составе межведомственной комиссии по приемке готовности...
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconМуниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской музыкальной школы щёлковского муниципального района
Председатель Комитета по вопросам образования и делам молодежи Администрации Щелковского муниципального района
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconПрограмма внеурочной деятельности по английскому языку для старшего дошкольного, младшего подросткового возраста
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconСправка по итогам плановой выездной комплексной проверки муниципального органа управления образованием и образовательных учреждений Кудымкарского муниципального района
Управление образования) и 13 образовательных учреждений из 19 учреждений Кудымкарского муниципального района (74%). Кроме того с...
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconМуниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района»

Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconОтчёт о социально-экономическом развитии Марёвского муниципального района за 9 месяцев 2013 года
Источниками для предоставления информации являются данные комитетов и отделов Администрации Марёвского муниципального района, организаций...
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района icon«Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования городского округа «Усинск» Составители: Антипина Г. А. – заведующая мдоу
Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования городского округа
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconИсследовательская работа по математике «делимость чисел»
Управление образования администрации Муниципального образования городского округа
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconУправление образования администрации Чернянского района Организационно – методический информационный центр
Чернянского района для педагогических работников доу по организации методической помощи доу семьям, воспитывающим детей дошкольного...
Управление образования администрации верхнеуральского муниципального района iconОтчёт о социально-экономическом развитии Марёвского муниципального района за 2013 год
В отчёте о социально-экономическом развития района отражены значения достигнутых показателей за 2013 год. Источниками для предоставления...
Разместите кнопку на своём сайте:
docs.likenul.com


База данных защищена авторским правом ©docs.likenul.com 2015
обратиться к администрации
docs.likenul.com